I. В ПОИСКАХ ФИЛОСОФСКОЙ ИСТИНЫ, ИЛИ ПЕРВЫЕ ПРОБЫ ПЕРА.
1.
Моя философия (16 постов).
(1),
(2),
(3),
(4),
(5),
(6),
(7),
(8),
(9),
(10),
(11),
(12),
(13),
(14),
(15),
(16).
2.
Критика «Критики чистого разума» еще более чистым разумом (14 постов).
(1),
(2),
(3),
(4),
(5),
(6),
(7),
(8),
(9),
(10),
(11),
(12),
(13),
(14).
3.
О «тождестве бытия и мышления» и о безумной философии сумасшедшего Гегеля (15 постов):
(1),
(2),
(3),
(4),
(5),
(6),
(7),
(8),
(9),
(10),
(11),
(12),
(13),
(14),
(15).
4.
Что есть наше рациональное познание? (6 постов):
(1),
(2),
(3),
(4),
(5),
(6).
5.
Что есть объективное Ratio? (8 постов):
(1),
(2),
(3),
(4),
(5),
(6),
(7),
(8).
6.
Что есть вещь-в-себе? (12 постов):
(1),
(2),
(3),
(4),
(5),
(6),
(7),
(8),
(9),
(10),
(11),
(12).
7.
Что есть материя и бытие единичных вещей? (14 постов):
(1),
(2),
(3),
(4),
(5),
(6),
(7),
(8),
(9),
(10),
(11),
(12),
(13),
(14).
8.
Что есть форма и бытие единичных вещей? (15 постов):
(1),
(2),
(3),
(4),
(5),
(6),
(7),
(8),
(9),
(10),
(11),
(12),
(13),
(14),
(15).
9.
Что есть субъектность и субъективность? (4 поста):
(1),
(2),
(3),
(4).
10.
Пространство и время для философии как "объективная реальность" (16 постов):
(1),
(2),
(3),
(4),
(5),
(6),
(7),
(8),
(9),
(10),
(11),
(12),
(13),
(14),
(15),
(16).
11.
Что есть пространство-время как гравитационно-инерционное поле? (8 постов):
(1),
(2),
(3),
(4),
(5),
(6),
(7),
(8).
12.
Как возможен синтез философии Аристотеля и философии Канта? (17 постов):
(1),
(2),
(3),
(4),
(5),
(6),
(7),
(8),
(9),
(10),
(11),
(12),
(13),
(14),
(15),
(16),
(17).
13.
Синтез "мира вещей Аристотеля" с "миром сознания Канта" (8 постов): (
1), (
2), (
3), (
4), (
5), (
6), (
7), (
8).
14.
Ошибка Канта в его представлениях о природе пространства и времени (14 постов): (
1), (
2), (
3), (
4), (
5), (
6), (
7), (
8), (
9), (
10), (
11), (
12), (
13), (
14).
15.
Проблема солипсизма в философии (17 постов): (
1), (
2), (
3), (
4), (
5), (
6), (
7), (
8), (
9), (
10), (
11), (
12), (
13), (
14), (
15),
(16), (
17).
16.
Что есть познание объективной реальности? (18 постов): (
1), (
2), (
3), (
4), (
5), (
6), (
7), (
8), (
9), (
10), (
11), (
12), (
13), (
14), (
15), (
16), (
17), (
18).
II.
МОЯ ФИЛОСОФИЯ. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ТРИНИТАРНЫЙ РЕАЛИЗМ. 1. Гносеология. Преодоление агностицизма Канта в рамках моей философии. Проблемы эмпирического и рационального познания. Объективное Единство нашего мира как его объективное Ratio:
(1),
(2),
(3),
(4),
2. Единство как Бытие. Единичная вещь как «воплощенное бытие» и «осуществленное единство». Ключевые проблемы философии Аристотеля. Основы моей метафизики:
(5),
(6),
(7),
(8),
(9),
(10),
(11),
(12),
(13),
(14),
(15),
3. Онтологическая структура единичных вещей. Единичная вещь как соединение бытия и материи. Проблема «души» у Аристотеля. Личное и индивидуальное начало в человеке как его экзистенция:
(16),
(17),
(18),
(19),
(20),
(21),
(22),
4. Проблема пространства и времени в философии. Представление о «бесконечно малых величинах» как математический способ описания движения. Галилей и «системы отсчета». Ньютон и Эйнштейн:
(23),
(24),
(25),
(26),
(27),
(28),
5. Моя философская гипотеза (ошибочная) о «природе» пространства и времени как о субъективном восприятии нашим сознанием объективно существующего физического (материального) гравитационно-инерционного поля. Критика философских оснований ОТО Эйнштейна:
(29),
(30),
(31),
6. Попытка определить связь между массой и гравитацией через величину «степени пустоты пространства»:
(32),
(33),
(34),
(35),
7. Присутствие представления о времени в математике. Связь между пространством и временем в математике и в действительном мире. Эффект «замедления времени» вблизи гравитационного тела как причина «искривления» пространства вблизи такого тела. Синхронизация времени в различных точках пространства. Представление о «потенциальной энергии» в физике:
(36),
(37),
(38),
(39),
8. Проблема «потенциальной энергии» в физике как философская проблема «потенциального бытия». Как существуют физические поля. Категория «вероятности» в философии и в физике. «Кот Шредингера» как проблема актуального существования вещей. Проблема наблюдателя в физике. Пространство как «первая материя» в понимании греков:
(40),
(41),
(42),
(43),
9. Проблема измерения в физике и в квантовой механике. Неопределенность и вероятность в квантовой механике. Что означает «схлопывание» Пси-функции при измерении квантовой системы:
(44),
(45),
(46),
(47),
(48),
10. Связь между проблемами гносеологии и онтологии в философии и в современной физике. Что есть «актуальная реальность». Различие между «материальной реальностью» и «физической реальностью». Потенциальное бытие и актуальное бытие. Мировое время и Мировое пространство как условия синхронизации и упорядочивания всего сущего в Едином сущем мире:
(49),
(50),
(51),
(52),
11. Как соотнесены представления физики с той объективной физической реальностью, которую она описывает. Философский реализм в физике. Мировое время и Мировое пространство как Абсолютное время и Абсолютное пространство. Определение Абсолютного (Мирового) и относительного (локального) времени и пространства у Ньютона:
(53),
(54),
(55),
(56),
12. Разработка категорий Мирового пространства-времени (М-пространства-времени) и Локального (относительного) пространства-времени (Л-пространства-времени):
(57),
(58),
(59),
13. Попытка применить категории М-пространства-времени и Л-пространства-времени для решения проблем квантовой механики. «Случайное», «закономерное» и «вероятное» в квантовой механике. Фактор времени в квантовой механике:
(60),
(61),
(62),
(63),
(64),
(65),
(66),
(67),
(68),
(69),
14. Философские опыты вокруг квантовой механики:
(70),
(71),
(72),
(73),
(74),
(75),
(76),
(77),
(78),
(79),
(80).
III. МОЯ ФИЛОСОФИЯ. СИНОПСИС.
1. Синопсис моей философии, изложенной в первых 11-ти темах «В поисках философской истины»: (
1), (
2),
2. Синопсис моей философии, изложенной в 12-й и 13-й теме «В поисках философской истины». Разграничение реальности сознания от реальности мира вещей, гносеологии от онтологии и метафизики: (
3), (
4), (
5), (
6),
3. Синопсис моей философии, изложенной в 14-й теме «В поисках философской истины». Проблема пространства и времени в философии Канта и в моей философии: (
7), (
8), (
9), (
10), (
11), (
12), (
13), (
14), (
15), (
16),
4. Синопсис моей философии, изложенной в 15-й теме «В поисках философской истины». Проблема солипсизма в западноевропейской философии: (
17), (
18), (
19), (
20), (
21), (
22),
5. Синопсис моей философии, изложенной в 16-й теме «В поисках философской истины». Проблема объективной реальности и материи в западноевропейской философии: (
23), (
24), (
25), (
26), (
27), (
28), (
29), (
30), (
31).
IV. МЕТАФИЗИКА ВЕЩЕЙ И ЭВОЛЮЦИЯ СУЩЕГО.
1. Проблема существования «вещей одного рода», которую Платон и Аристотель решили через метафизические сущности - идеи-формы: (
32), (
33), (
34),
2. Мое решение проблемы универсалий («вещей одного рода») в рамках моей философии - как проблемы онтологической, но не метафизической: (
35), (
36), (
37), (
38), (
39),
3. Постановка проблемы «человеческой личности» и ее соотношения как «индивидуального начала» с «природой человека», общей для всех людей: (
40), (
41), (
42), (
43), (
44),
4. Проблема Метафизического Жида как гипостазирование «природы человека» в качестве универсальной и тотальной идентичности для всех людей: (
45), (
46), (
47),
5. Проблема «личности человека» в России и русской культуре. Понятие «соборность» в русской философии как ключ к решению «проблемы человека» в рамках русской православной культуры, а через нее - и других проблем философии. Почему русская философия не состоялась: (
48), (
49), (
50), (
51), (
52),
6. Уточнение моей метафизики и определение понятия «первой материи» (она же «первое бытие» и «первое сущее»): (
53), (
54), (
55), (
56), (
57), (
58), (
59), (
60).
7. Проблема эволюции. Почему Аристотель не принял идею эволюции живой природы. Решение проблемы эволюции в рамках моей философии и метафизики: (
61), (
62), (
63), (
64), (
65), (
66),
8. Цель эволюции. Философская категория «цели» как «целевой причины». Теория эволюции живой природы. Почему человек является «венцом природы». Решение проблемы «цели эволюции» в рамках моей философии и метафизики: (
67), (
68), (
69), (
70), (
71), (
72),
9. Моя космология. Соединение Бытия и Материи. Природа Пространства и Времени в моей философии: (
73), (
74), (
75), (
76), (
77),
Что ж, идем дальше! Таким образом, как мы видим, уже на первых же шагах при попытке определить пространство - как сущую Пустоту - мы сталкиваемся с серьезными проблемами и у нас возникает множество вопросов. В частности, возникает вопрос, зачем и почему современные натурфилософы для определения этой сущей Пустоты, помимо понятия «пустое пространство», еще ввели в рассмотрение понятие «физический вакуум». И почему они этот «физический вакуум» чаще всего определяют опять же как «пустое пространство».
Надо сказать, что я, в общем и целом, вполне доверяю физикам. Это люди в массе своей далеко не глупые и добросовестные, они занимаются довольно узким и практическим направлением философии - натурфилософией, и хотя они также довольно часто ошибаются, все же, будучи философами-ремесленниками, натурфилософы редко впадают в такие чудовищные заблуждения и ошибки, в какие частенько впадали настоящие философы, занимающиеся именно философией, а не натурфилософией. И хотя от натурфилософов - как от всяких обычных ремесленников - сложно ожидать каких-то серьезных философских открытий, и они нередко и сами плохо понимают, что и почему они делают или почему они что-то называют такими понятиями, к мнению натурфилософов всегда полезно прислушаться, так как и совсем уж откровенные глупости о том, как устроена наша Вселенная, они говорят редко (хотя бы потому, что натурфилософия всегда опирается на опыт и на строгие математические построения).
Так вот, если натурфилософы для определения этой сущей Пустоты, помимо понятия «пустое пространство», ввели еще и понятие «физический вакуум», то я уверен, что для этого у них были очень веские причины. Натурфилософы, видимо, интуитивно поняли, что одного понятия «пустое пространство» им недостаточно, и что это понятие не в полной мере или не совсем точно описывает то, о чем они говорят.
Однако если вы спросите у натурфилософов, зачем именно им понадобилось еще и представление о «физическом вакууме», или чем этот «физический вакуум» отличается от «пустого пространства» - то есть является ли «физический вакуум» тем же самым «пустым пространством», или чем-то другим, или тем же самым, но в каком-то особом своем аспекте рассмотрения - то вряд ли вы дождетесь от натурфилософов внятного ответа на эти вопросы. Как и всякие ремесленники, натурфилософы хороши только в своей узкой области деятельности, в своем ремесле, и поэтому ничего внятного по этому поводу они вам сказать не смогут - ни что такое пространство и время, ни как они связаны с материей, ни чем «физический вакуум» отличается от «пустого пространства». На все эти вопросы может (и должна) ответить только уже настоящая философия и настоящие философы.
И если мы внимательно послушаем (и почитаем), что говорят (и пишут) натурфилософы об этом «физическом вакууме», то мы поймем, что, во-первых, натурфилософы не считают его Абсолютной Пустотой, а напротив, всячески подчеркивают, что у него уже есть какие-то свои свойства и проявления - то есть что речь идет уже именно о сущей Пустоте, Пустоте, которая уже существует и как-то себя проявляет. А во-вторых, мы поймем, что все те свойства и проявления, которые натурфилософы приписывают «физическому вакууму», есть свойства и проявления материи. Как уверяют натурфилософы, у физического вакуума есть своя энергия (низшая), в нем постоянно происходят спонтанные возбуждения квантовых полей, в результате чего этот физический вакуум постоянно порождает различные виртуальные микрочастицы, в этом вакууме могут присутствовать фотоны и даже силы гравитации и инерции. То есть физический вакуум натурфилософы рассматривают как простейшую форму материи, которая, как и всякая материя, уже способна к восприятию и способна быть воспринимаемой - то есть как-то проявлять свои свойства в опытах и экспериментах (например, при лэмбовском сдвиге спектральных линий атомов или в эффекте Казимира).
А пространство? О каких «свойствах» пространства - включая «пустое пространство» - обычно говорят натурфилософы? Они говорят, например, о том, что пространство имеет три измерения, и что к этим трем можно добавить четвертое - время, или что пространство обладает такими свойствами, как однородность, симметричность и изотропность. То есть, как нетрудно понять, когда натурфилософы говорят о «свойствах» пространства - они говорят о свойствах математических, геометрических и топологических. То есть о свойствах, которые мы не столько воспринимаем в наших опытах и экспериментах (как в случае с «физическим вакуумом»), сколько о свойствах только мыслимых. Математические, геометрические и топологические свойства пространства - это свойства мыслимые, а не воспринимаемые непосредственным образом. А мыслить мы можем только бытие, но не материю.
Вам это ничего не напоминает? Вот то-то и оно. Ведь ранее, говоря об эволюции Вселенной как об эволюции сущего,
мы уже установили, что эту эволюцию правильно понимать одновременно и как эволюцию «форм материи», и как эволюцию «форм бытия». Это одно и то же, так как «формы материи» и «формы бытия» не существуют отдельно от сущего, которое есть некое соединение бытия-ens и конкретной материи, и поэтому, говоря о «форме материи» или о «форме бытия» какого-либо сущего, мы просто рассматриваем это сущее в двух разных аспектах - как бытие или как материю, через отношение этого сущего к Бытию или через его отношение к Материи.
Так вот, очевидно, что когда натурфилософы определяют эту сущую Пустоту то как «физический вакуум», то как «пустое пространство», они говорят об одном и том же, но в двух разных аспектах. Когда натурфилософы определяют эту сущую Пустоту через ее отношение к Материи - как простейшую «форму материи» - они говорят об этой Пустоте как о «физическом вакууме», акцентируя внимание на материальных (физических) проявлениях и свойствах этой сущей Пустоты, на том, как мы можем ее воспринять и какие воздействия она сама может воспринимать. А когда натурфилософы говорят об этой сущей Пустоте как о «пустом пространстве», они определяют эту сущую Пустоту через ее отношение к Бытию, как простейшую «форму бытия», которую мы можем мыслить и свойства которой мы мыслим и описываем уже как свойства математические, геометрические и топологические.
Но это одно и то же, одна и та же сущая Пустота, только в двух своих разных аспектах - в своем отношение к Материи, как «форма материи», и в своем отношении к Бытию, как «форма бытия». И, как нетрудно понять, эта сущая Пустота и есть то, что мы ранее определили как «первую материю» (она же «первое бытие» и «первое сущее») - как самое первое сущее, из чего в ходе последующей эволюции возникла вся наша Вселенная, как из самой простой и первой «формы материи» и «формы бытия». Собственно, определяя «первую материю», я ранее и говорил, что это «нечто, близкое к тому, что физики называют физическим вакуумом». Хотя еще точнее эту «первую материю» - в терминах натурфилософии - будет определить как «физический вакуум в пространстве и времени», так как она есть не просто «первая материя», но и «первое бытие», и к Бытию она отнесена через свои математические, геометрические и топологические свойства как «пустое пространство во времени».
Таким образом, эта сущая Пустота - которую современные натурфилософы определяют то как «физический вакуум», то как «пустое пространство» - и есть то первое сущее, в чем произошло соединение Бытия-Esse и Материи, как в первой и самой простой «форме бытия» и «форме материи». И нам теперь нужно понять, как произошло это соединение Бытия и Материи в этой сущей Пустоте, как эта сущая Пустота возникла и как она существует уже как сущее бытие и как сущая материя.