Моя философия. Трансцендентальный тринитарный реализм:
(1),
(2),
(3),
(4),
(5),
(6),
(7),
(8),
(9),
(10),
(11),
(12),
(13),
(14),
(15),
(16).
Таким образом, онтологическая структура вещи вытекает из метафизической структуры мира в целом, и достаточно сложна - единичную вещь следует рассматривать как одну вещь, но существующую в трех модусах бытия, в трех реальностях, которые принципиально невозможно свести к какой-то одной из них: вещи-в-себе, вещи-как-субъекта и вещи-как-материи.
И если попытаться все это как-то изобразить схематически, то онтологическая структура вещи будет выглядеть примерно следующим образом:
Онтологическая структура вещи в трех модусах бытия.
Надо заметить, я не большой любитель использовать схемы и картинки для иллюстрации каких-то философских представлений - это, возможно, дает лучшее понимание каких-то моментов, но в то же время может создать и неправильные представления. Так, на картинке выше я изобразил три модуса как отдельные овалы, соединенные вместе, чтобы показать, что эти три модуса следует рассматривать как разные реальности.
Но понятно, что ни один из этих модусов не существует отдельно от двух других, и существование каждого из них обусловлено существованием двух других. Так, наше тело и организм - как наша вещь-как-материя - есть уже нечто единое, единое бытие, бытие-в-материи, и поэтому без вещи-в-себе - как модуса нашего бытия и единства - существовать не может. Как, конечно, наш организм не может существовать без деятельности нашего сознания и разума - то есть вещи-как-субъекта.
Но и деятельность нашего сознания и разума не может происходить отдельно от нашего тела и мозга, то есть от нашей вещи-как-материя. Как не может она происходить отдельно от вещи-в-себе - которая задает единство всему нашему разуму и сознанию, а также связывает их с телом в нечто одно. А вещь-в-себе - как наше бытие - не может существовать без нашего тела и сознания, так как вещь-в-себе уже не есть «чистое бытие», а есть бытие вещи - в том числе бытие нашего тела и нашего сознания.
Поэтому эти три модуса существуют «один в другом», как нечто одно, и этот момент лучше изобразить следующим образом:
Онтологическая структура вещи.
Но и эта схема не совсем точно отображает онтологическую структуру вещи, так как три модуса не «вложены» друг в друга, а есть нечто одно - единичная вещь. Скажем, наше сознание «пронизывает» все тело, а наш разум, чьи структуры сближаются с вещью-в-себе как основанием нашего бытия и единства, существует как нечто одно со всем сознанием - ведь между нашими чувственными восприятиями и деятельностью нашего рассудка и разума со всеми их структурами и формами нет никакого «разрыва», это какая-то одна «сплошная реальность», реальность нашего сознания. То есть вещь - это вся вещь целиком, во всех трех модусах.
Если же говорить о том, как вещь связана с другими вещами в действительном мире, то для лучшего понимания этого момента можно изобразить примерно такую схему:
Схема восприятия вещей в действительном мире.
На этой схеме справа изображена структура человека, слева - какой-либо другой вещи. То есть это уже не онтологическая, а гносеологическая схема - схема того, как вещи и действительный мир вещей существуют для человека. Естественно, всякое взаимодействие вещей происходит посредством материи - то есть посредством их модуса вещи-как-материи. После чего это материальное воздействие другой вещи или других вещей на тело человека и его органы чувств превращается через деятельность нашего сознания и разума (нашей вещи-как-субъект) в реальность самого сознания - то есть вещь существует для нас уже как вещь-для-человека.
Поэтому эта вещь-для-человека одновременно задается и самой вещью, и нашим сознанием и разумом, с их формами и структурами. Это особая реальность, в которой наши субъективные формы сознания слиты с объективным содержанием, задаваемым другими вещами. Это уже не сама вещь, как она существует объективно, без и вне нашего сознания - а то, как она существует для нас, для нашего сознания и разума, как вещь-для-человека. И хотя эта вещь-для-человека, конечно, уже существует в нашем сознании и соотнесена с нашим воспринимающим «Я», она вовсе не есть нечто только субъективное - в нашем эмпирическом опыте уже присутствуют сами вещи. Это особого рода объективно-субъективная реальность - и это и есть то, как нам (нашему сознанию и разуму) дан окружающий нас действительный мир.
А где же форма? Здесь может возникнуть вопрос: а где же в моей онтологической структуре вещей аристотелевская форма? Ее нет, конечно. Ведь через форму Аристотель описывал онтологическую структуру вещей, исходя из своей философии и метафизики. А поскольку у нас уже другая метафизика, то и онтологическая структура вещей другая. Однако нечто близкое к аристотелевской «форме» в этой структуре, конечно, вполне можно найти.