Моя философия. Синопсис. - (
1), (
2), (
3), (
4), (
5), (
6), (
7), (
8), (
9), (
10), (
11), (
12), (
13), (
14), (
15), (
16), (
17), (
18), (
19), (
20), (
21), (
22), (
23), (
24).
Таким образом, важно понимать, что между нашими чувственными восприятиями (с их априорными формами восприятия) и нашим рассудком и разумом (с их логико-рациональными структурами и когнитивными способностями) не существует никакого принципиального «разрыва». И то, и другое существует уже в нашем (одном) сознании, и они тесно связаны между собой. Поэтому в наших восприятиях, конечно, уже присутствуют логические и аналитические структуры рассудка - так как дальнейшая «обработка» этого полученного эмпирического материала, эмпирической картинки «окружающего мира», производится все тем же рассудком и разумом.
В том числе такие логические структуры присутствуют и в наших зрительных и цветовых восприятиях. При этом поскольку финальным этапом выстраивания этой картинки «окружающего мира» является дать нам картинку в пространстве, все восприятия уже подчинены этой задаче. Но поскольку «источники звука» или «источники запаха» могут находиться в разных точках эмпирического пространства, и при этом нам желательно воспринимать все (ближайшие) такие источники, то мы вполне можем воспринимать одновременно разные звуки и запахи. А вот при восприятии цвета - которое играет ключевую роль для финального выстраивания картинки в пространстве - важно, чтобы мы могли четко идентифицировать предметы, их форму и их взаимное расположение в пространстве. И поэтому каждую точку пространства мы мыслим и воспринимаем как имеющую в любой момент времени только один цвет. И это правило, конечно, является логическим - которое проистекает из правил построения нашим сознанием эмпирического пространства на основе своей априорной (логико-геометрической) формы восприятия пространства.
А дальше происходит самое интересное и самое важное: выстраивание единой картинки «окружающего мира» в эмпирическом пространстве и времени. Насколько при этом важны зрительные и цветовые восприятия, можно судить по представленной ниже «визуальной иллюзии», где горизонтальные параллельные линии мы воспринимаем под углом:
На этой картинке все синие (горизонтальные) линии параллельны друг другу (как и вертикальные голубые), хотя кажется, что они идут под углом. На этой картинке вообще все элементы абсолютно симметричны (включая прямоугольники и узоры), за тем исключением, что все прямоугольники, из которых состоят линии, а также черные прямоугольники между ними, несколько больше по длине, чем по высоте. И именно за счет этого создается иллюзия, что горизонтальные линии не являются параллельными.
При этом нашему сознанию важно также вычленить на основе полученных восприятий отдельные предметы, задать им форму и взаимное расположение, а также определить их взаимное перемещение в пространстве и времени. И все это, конечно, также уже предполагает не просто пассивное восприятие, но и привлечение наших логических и когнитивных способностей.
Идентификация объекта восприятия по его силуэту или форме в пространстве - задача довольно сложная, включающая наши когнитивные способности. На этом рисунке можно рассмотреть двух женщин: первая молодая, в черной шляпке с пером, повернута к нам в полоборота, а вторая - старуха с большим носом в левой белой части рисунка.
А вот дальше происходит самое главное «чудо».
Все наши чувственные восприятия вовсе не дают нам знания об объективных свойствах вещей и объективного мира. Объективно мир бесцветен, и в различные цвета вещи «раскрашивает» наше сознание (причем, очевидно, появление и развитие цветовых восприятий у животных в ходе эволюции животного мира происходило с целью более адекватного восприятия предметов в пространстве). Объективно мир беззвучен - все звуки возникают и существуют только в сознании людей и других животных (объективно существуют только колебания воздуха или воды). Объективно вещи не обладают никакими запахами и вкусами - все вкусы и запахи также появляются и существуют только в сознании живых существ.
То есть все те чувственные восприятия, на основе которых наше сознание затем выстраивает картинку в эмпирическом пространстве, не являются объективными свойствами вещей. А само выстраивание этого эмпирического пространства (с находящимися в нем предметами и вещами) производится нашим сознанием (как и при всех прочих восприятиях) с помощью своей априорной формы пространства.
И вот - о чудо! В результате мы получаем картинку в пространстве - в котором предметы имеют свою пространственную форму и расположение относительно друг друга - которая носит совершенно объективный характер. Пространственные формы вещей в нашей эмпирической картинке - и объективно именно таковы. Их взаимное расположение в этом эмпирическом пространстве - и объективно таково. А их движение и взаимные перемещения являются объективным движением.
И таким образом объективный мир «врывается» в наше сознание, преодолевая все границы и нашу субъективность, и предстает - в пространственных формах вещей, в их взаимном расположении в пространстве и в движении - таким, каков он есть объективно. Или, если угодно, это наше сознание - оставаясь самим собой и не выходя за свои пределы - тем не менее, «врывается» в объективный мир, так что мы находим себя (свое тело) среди других предметов и вещей в этом эмпирическом пространстве, и можем двигаться в нем так же, как в нем двигаются другие вещи. То есть происходит то, что я назвал «трансцендентным переходом», когда мы выходим в объективный мир.
Как же возможно это чудо? Каким образом наше сознание - будучи насквозь субъективным - все же позволяет нам преодолеть «метафизический барьер» между нашим сознанием и объективным миром и дать нам объективное представление о пространственных формах вещей, их взаимном расположении в пространстве и их движении в этом пространстве? Вот вопрос, на котором сломали себе голову многие философы. И при ответе на который даже великий Кант допустил несколько грубых ошибок.