Таким образом, не только яблоко или отдельные вещи могут являться и существовать для разных людей по-разному - одно и то же яблоко может иметь для разных людей разный вкус, а какая-то вещь может казаться больших или меньших размеров в зависимости от расстояния между взирающим на нее человеком и этой вещью - но и в целом мир является разным людям или одному и тому же человеку в разное время по-разному. Хотя это один и тот же мир.
В самом деле, ведь если какие-то физические свойства вещей и окружающего мира все люди воспринимают более-менее одинаково (как трехмерный мир с определенными свойствами), то во многом остальном в нашей жизни люди часто очень «субъективны» и пристрастны. Мужчины и женщины многие вещи воспринимают совершенно по-разному - и это диктуется тем, что природа мужчин отличается от природы женщин. Человек в течение жизни, по мере взросления, также сильно меняет свои взгляды на жизнь, на отношения людей и мир в целом - и это, очевидно, связано не только с тем, что меняется мир, но и с тем, что меняется сам человек, меняется его сознание и его внутренний мир.
Вроде бы все достаточно очевидно, и мы постоянно находим доказательства того, что то, как человек воспринимает окружающий мир, только наполовину диктуется этим миром, а наполовину - диктуется самим человеком, его природой и его сознанием, его характером, внутренним миром, ценностями и т.д. То есть является чем-то «субъективным». Каждый человек «конструирует» свой собственный мир - и живет в этом мире. И Кант лишь обобщил все эти наблюдения, и понял, что и тот «объективный физический мир», в котором мы существуем, также наполовину «конструируется» нашим сознанием, то есть мир, который мы видим - это мир человеческий, созданный наполовину сознанием человека.
Почему же это, казалось бы, достаточно очевидное обобщение никому не приходило в голову до Канта?
Причин этому множество. И не только, так сказать исторических и культурных - ведь для того, чтобы сделать такое обобщение, требовался достаточно высокий уровень развития философии и интеллектуальной культуры. Даже в физике многие явления были открыты далеко не сразу, и философии это касается тем более.
Но основная причина этого, думаю, состоит в том, что мы просто слишком привыкли к нашему миру, и к тому, что в общем и целом физический мир (как мир вещей в трехмерном пространстве) все люди воспринимают одинаково. А потому никому и в голову не могло прийти, что видим мы его одинаково только потому, что в основных своих структурах сознание людей у всех устроено одинаково. В самом деле, вспомним сказку «Волшебник Изумрудного города» - там все жители этой сказочной страны все вокруг видели в зеленом (изумрудном) цвете, так как они все должны были постоянно носить зеленые очки. И жители так к этому привыкли, что они и в самом деле считали, что все вокруг сделано из изумруда.
И, образно говоря, все люди видят физический мир одинаково только потому, что «носят одинаковые очки» - то есть все люди имеют человеческое сознание, которое в своих базовых структурах у всех людей устроено одинаково (это общее и одинаковое для всех людей сознание Кант назвал «гносеологическим субъектом»). Люди могут чувствовать разный вкус яблока, оценивать какие-то события или людей очень по-разному, но вот что касается «окружающей среды» - то есть базовых основ нашего мира, его существования в пространстве и времени, как мира вещей, обладающих какими-то физическими свойствами (цветом, твердостью и т.д.) - здесь все люди все видят примерно одинаково. Как все примерно одинаково воспринимают картинку, которую я приводил ниже.
Но из того, что окружающий нас мир является субъективно-человеческим - то есть сконструирован нашим сознанием, еще не следует, что он «ненастоящий» и является какой-то «иллюзией», «фантазией» или продуктом произвола нашего сознания или разума. Нет, этот мир вполне настоящий, и это мир вполне объективный - ведь хотя форма восприятия этого мира и задается целиком человеческим сознанием, но сам по себе этот мир не создан нашим сознанием или разумом, подобно фантазии или иллюзии. Кант вполне признавал существование «объективной реальности» и «объективного мира» - то есть реальности, которая никак не зависит от человека и его сознания, и которой, по большому счету, нет до человека никакого дела. И вот этот мир, который существует без человеческого сознания и независимо от него, и который, воздействуя на человеческое сознание, вместе с нашим сознанием создает наш мир - как мы его видим - Кант и назвал «вещью-в-себе» (или «вещью-самой-по-себе»). И вот здесь у Канта начались проблемы.