Моя философия. Синопсис. - (
1), (
2), (
3), (
4), (
5), (
6), (
7), (
8), (
9), (
10), (
11), (
12), (
13), (
14), (
15), (
16), (
17), (
18), (
19), (
20), (
21), (
22), (
23), (
24), (
25), (
26), (
27), (
28), (
29), (
30), (
31), (
32), (
33), (
34), (
35), (
36), (
37), (
38), (
39), (
40), (
41), (
42), (
43), (
44), (
45), (
46), (
47), (
48), (
49), (
50), (
51), (
52), (
53).
Да, так вот! Таким образом, Аристотель приходит к выводу, что всякую определенность вещи придает не Бытие как таковое, и не Материя как таковая, и даже не их соединение, а особые метафизические сущности - формы (я прошу прощения, что я снова где-то повторяюсь, но мне важно найти оптимальные формулировки для изложения моей метафизики и философии для издания книги, и поэтому я стараюсь максимально точно и детально изложить ключевые моменты моей метафизики).
Но ведь медь или глина и сами по себе, без всякой формы, уже обладают своей качественной определенностью. А значит, у них уже должна быть и своя форма. Как же решает эту проблему Аристотель? Через категории «возможности» и «действительности». Глина без формы - это только возможность горшка или статуи, но сама по себе она обладает и своей действительностью. И всякий подобный субстрат - медь, глина, мрамор - состоит из сочетания четырех элементов - огня, воздуха, воды и земли, которые сами по себе являются только возможностью меди, глины или мрамора. А эти четыре элемента, в свою очередь, являются действительностью в результате реализации другой возможности - «первой материи», которая уже является чистой возможностью, а не действительностью, и о которой мы вообще ничего определенного сказать не можем.
И эта «первая материя» Аристотеля и есть то, что я называю Материей, одним из двух метафизически начал. Она не обладает действительностью, она, строго говоря, не существует. Однако для того, чтобы эта Материя из чистой возможности стала чем-то действительным, ей не нужна никакая определенная форма - огня, воздуха, воды и земли. Все, что ей нужно - это соединение с Бытием, когда эта «первоматерия» впервые приобретает свойства «субстрата» или «субстанции» - из которого затем возникает все остальное, весь наш сущий мир. При этом важно отметить, что материя - уже как некий сущий, действительный субстрат - существует уже в Пространстве и Времени.
Вот почему в моей философии я уделил такое огромное внимание исследованию и осмыслению природы пространства и времени. Пространство и время - это нечто, что имеет самое прямое отношение к метафизическим основаниям всего нашего Мироздания. И если кто-то вам скажет, что никакая метафизика не нужна, и все это глупые выдумки, спросите его, что он думает о природе пространства и времени. Ведь они существуют? Существуют. Иначе физики-ученые и мы сами не занимались бы постоянно измерением расстояний в пространстве и измерением и исчислением времени. Но что они такое - сказать толком не может никто. И я в своей метафизике попытался дать свой ответ на этот вопрос.
Пространство и Время - это первое, что возникает при первом соединении Бытия и Материи. Поэтому Пространство и Время мы с равным правом может определить как «атрибуты» Бытия или как «атрибуты» Материи - так как в пространстве и времени уже есть свойства и первого и второго. В самом деле, ведь говоря о пространстве, мы имеем в виду некое Единое Пространство - Единое для всего нашего Мироздания и всей нашей Вселенной. Но это Пространство уже не существует как нечто абсолютно Единое, как Бытие - в нем уже может существовать многое, в отдельных локальных точках этого Пространства, а это уже свойство Материи. Так же и Время существует как нечто одно и Единое, связывая воедино всю Вселенную и все сущее в ней, но при этом Время делает возможным изменение и движение, то есть существование разного и многого в едином Пространстве. То есть, как говорили схоласты, Пространство и Время являются principium individuationis - "принципами индивидуализации", условиями, которые позволяют существовать множеству неповторимых вещей и индивидов.
Таким образом, Пространство и Время обладают как свойствами Бытия, так и Материи - свойством Единства и свойством Множественности. Они связывают весь сущий мир в нечто одно и Единое, но при этом делают возможным существование многого и разного. И поэтому Материя в Пространстве и Времени - это уже сущая материя, она уже превратилась, соединившись с Бытием, в некую действительность - из которой уже могут быть порождены вещи и весь наш сущий мир. Ведь каждая точка локального пространстве уже обладает своей определенностью, которая отличает ее от другой точки пространства. А каждое мгновение времени уже отлично от других мгновений времени в прошлом. И поэтому Материя в Пространстве и Времени уже может стать многим и разным, в разных точках Пространства и в разные мгновения Времени.
При этом Пространство и Время, будучи также и «атрибутами» Бытия, сохраняют свое Единство. А потому Пространство и Время становятся тем, что упорядочивает все точки пространства и все мгновения времени в нечто одно, вносят в наш сущий мир некий порядок и синхронность. Поэтому Пространство и Время можно назвать тем, что Аристотель называл космическим Умом, Формой всех Форм - так как всякая вещь теперь должна принять свою форму в пространстве и времени, и эта ее форма должна быть упорядочена и синхронизирована с формой других вещей. Бытие не мыслит. Оно просто есть. И Пространство и Время тоже не мыслят - в отличие от аристотелевского космического Ума. Но для того, чтобы в нашем мире существовали некие «законы природы» и существовал некий Порядок, для этого вовсе не нужен никакой Ум - для этого достаточно Бытия и Материи, а при их соединении - Пространства и Времени.
Так Господь Бог творит наш мир и нашу историю - через Бытие и Материю и через Пространство и Время. И Ему для этого не требуется никакого вмешательства, все идет своим чередом, совершенно естественным путем, просто в силу природы Бытия и Материи и того, что возникло в результате их соединения. Как оно и было сказано:
В начале сотворил Бог небо и землю.
Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
«Небо» здесь нужно понимать как Бытие, а «землю» - как Материю. Бог сотворил их как два отдельных метафизических начала, и при этом Материя сама по себе была чем-то совершенно неопределенным и недействительным - «безвидна и пуста, и тьма над бездною». И только при их соединении появился Свет - то есть Пространство и Время. И теперь Материя уже стала видимой, сущей, явленной, действительной, и из нее уже может быть порожден весь наш сущий мир.
Что ж, посмотрим, как это произошло.