Осенью 2012 года я начал заниматься этой темой - сироты, их судьба и разные формы помощи этим детям. Ближайшим толчком было удивление и огорчение бессмысленностью того шума, который был поднят законом против усыновления российских сирот американцами, бессмысленностью того, что говорилось-кричалось по этому поводу, как "за", так и "против". Говорили о чем угодно, только не о главном: как решить или хотя бы начать решать эту проблему у нас в стране. Решать в целом, системно. Я решил попробовать. Сначала разобраться, а потом подумать о том, что нужно делать.
По собранным ниже ссылкам можно посмотреть записи, в которых я рассказывал о том, что удалось узнать, понять и придумать - в порядке их публикации.
UPD. 2016
Эта подборка файлов давно уже приобрела новые функции. К ней обращаются многие за справками, я сам рассматриваю ее как инструмент приобретения сторонников своей позиции и организации работы. Но, поскольку появлялись эти записи как странички "путевого дневника", то многое в них устарело и в отношении фактов, и в отношении моих суждений. Не желая, отказываться и от "дневника", я ничего не буду менять, но по мере возможности пройдусь по ним и добавлю корректирующие примечания.
Да, и еще: я давно уже вышел за рамки собственно сиротской темы. С одной стороны, решая проблемы сирот и детских домов, пришлось обратиться к общим вопросам образования, с другой - думая, о развитии и возможностях интернатной формы образования, естественно взять в рассмотрение все виды интернатов, не только для детей, оставшихся без родителей.
1
начинаю последовательно не понимать2
масштабы бедствия, и об отвратительной статистике и безответственности СМИ
3
продолжаю не понимать4
что для них есть у государства - закон, типы учреждений
5
семейные формы устройства в российском законе6
куда их распределяют (схема Инфографики РИА)
7
лирическое отступление - в законе об учете этнорелигиознокультурного происхождения ребенка
8
с чего начинать - о том, что систему детских учреждений надо не уничтожать, а перестраивать
9
какая нужна программа (требования)
10
начинаю выяснять ситуацию с детдомами (статистика и источники)
11
о пользе схематизации - схемы "Сопротивление вторжению" и "Нормировка как решение"
12
как с этим в Костромской области - про область и систему детских учреждений в ней, и о способах работы с интернетом
12а:
дополнение, уточняющее источник данных
13
начало сиротского пути - три ситуации попадания ребенка под ответственность государства
14
памяти Конфуция - про непригодность "сервисного" подхода к сиротскому делу и важность правильного именования
15
для чего социально-реабилитационные центры16
первые "поездки" - в Галичский СРЦ Костромской области и Дорогобужский Смоленской
17
методологическое отступление: что нужно сделать, чтобы исправить дурно функционирующую систему
18
снова схематизирую: схема двух возможностей распорядиться ребенком у государства
19а
Ranch For Kids (американская ферма для реабилитации трудных усыновленных детей)
19б
думать надо - вопросы к к разрешившим усыновление Максима Кузьмина
19в
общие проблемы, встающие в связи со знакомством с американской фермой для детей
20
вопросы на полях интервью Петрановской о "неустранимых" пороках казенного учреждения, заданные бывшему детдомовцу, живущему в США
20а
ответ из Америки и из прошлого21
снова о детских домах - что и откуда надо узнать
22
перегруппировка - о книге "Сиротство в России"
22а
до чего я доискался - еще об одной нужной книге, 2 схемы из "Сиротства" и 8 точек разрыва в системе
23
прицеливаюсь: схема "Проект для царя"
24
поучимся у евреев? - о положении с еврейскими сиротами в Израиле и об иерусалимском приюте "Сион"
25
не успел кое-что выяснить, задержусь - статья еще об одном израильском детдоме
26
концентрируюсь - в защиту идеи детского дома
27
слышать боль и делать, а сначала думать - отбиваюсь от противников детских домов
28
есть ли хорошие детские дома? - о замысле обследования Костромской области и набросок анкеты для детдома. см. также обсуждение - о сотрудничестве дд с окружающим миром, возможной его роли в развитии региона.И о применении в дд идей МД-педагогики.
29
дом № 130
папа, а он хороший или плохой? - призыв к оппонентам удерживать предмет обсуждения
31
Волжский детдом32
самый большой и самый маленький - о Макарьевском и Островском домах
33
промежуточный вывод о трех группах проблем детдомов
34
остальные детдома Костромской области
35
начинать со спасения семей - первая большая проблемная область
36
первый шаг в сиротство - о домах ребенка
37
приходится восполнять пробелы - о коррекционных интернатах Костромской области и об интернате в Первомайском; здесь также номенклатура интернатов по видам нарушений
38
как и везде - о неизбежных нарушениях закона
39
приторможу - подробнее о Первомайском доме-интернате
40
коррекционный дом ребенка в Костроме 41
три коррекционных школы-интерната 42
Нерехта и Солигалич - два очень разных интерната для умственно отсталых
43
Мантурово, Шарья и Вохма - еще три для детей с такими же нарушениями и тоже разные
44
ПМПК, т.е. психолого-медико-педагогические комиссии - нормативные функции и реальная практика. см. также обсуждение - о контроле и ответственности за принимаемые решения о судьбе ребенка.
45
Шаг в сторону британской ювенальной юстиции46 План-карта (см. ниже)
47
Лишение родительских прав48
Ограничение родительских прав49
От предмета к знанию о нем50
Кто исследует и готовит специалистов51
Исследования и подготовка специалистов в педвузах52
Проблематизация и разделение труда53
Об одной не замечаемой проблеме и о возможности хорошего детского дома54
Позиции уточняются (о позиции Л.Петрановской)
55
О проблемах детдомовской жизни еще раз и повнимательней58
Продолжаем работать добавление про исследования
60
О "правах" ребенка65
пополняем и опережающе думаем - о двух стратегиях развития детдомов
66
теперь я знаю, что такое патронат70
разбираюсь с патронатом71
как бороться с семейным насилием, первоисточником социального сиротства72
Россия - страна открытий - о музыкальных детдомах
73
обобщаю опыт81
о ювенальной юстиции82
новые открытия (о SOS-деревнях и пансионах Бородиных)
83
опять исправляю имена (о том, как правильно называть "семейные формы")
85
агрошкола-интернат в Сыктывкаре им. А.А.Католикова
86
Красногородская агрошкола в Псковской области
87
еще две агрошколы - в Сафонове Смоленской области и станице Новолеушковской Краснодарского края
88
Багряники Ярославской области - здесь коррекционная агрошкола
89
Хохотуй - поселок Забайкальского края с коррекционной агрошколой
90
Уроки трудовой школы91
упущенное в предыдущем постинге
92
какого ты роду-племени? (о важности сохранения родовых связей)
93
Сироты в новом законе об образовании94
Власть специалиста95
Власть специалиста (пара мыслей вдогонку)96
сколько стоит сирота? (об экономической предпочтительности семейных форм)
97
сироты в исламском праве98
как оценить заботу? (о пособиях воспитателям детей-инвалидов)
99
начинаю инвентаризацию вопросов100
отказники и подкидыши101
о насилии над детьми в семьях (источники информации)102-104 о насилии над детьми (опросы
1,
2 и
3)
105
пора подводить итоги опросов106
снова о домах ребенка107
о стигматизации детдомов108
что я от вас услышал и что в связи с этим подумал (итоги опроса)
109
поколебался и хватит: в вопросе о вмешательстве в жизнь семьи
110
шаг в сторону для вразумления: о кладбищах для сирот
111
кто держит сирот за забором: не злая воля государства
112
"по прочим причинам" - о статистике смертности в детдомах
113
что держит детей за забором - уточнение вопроса114
общая схема ситуации семейного устройства115
как там в Америке116
американская статистика117
как фостер готовит к жизни118
о чем они там, в Америке, спорят119
американские уроки120
в других странах Финляндия и Япония
121
где я и что впереди? Схема программы действий с учетом политики
122
семейные формы устройства сирот в России (таблица)
123
почему не всех усыновляют124
опека и фостер как варианты семейного устройства125
о недобросовестной аргументации и об Иване Бецком126
приключения патроната в России127
детские дома семейного типа128
как это начиналось (о первых опытах призрения сирот в христианском мире)
129
Бецкой (об основателе Вспитательных Домов в России)
130
под звон колоколов (об учреждении Императорского Московского Воспитательного Дома)
131
как выживал Воспитательный Дом в Москве132
уроки Бецкого и его преемников133
Воспитательный Дом и Наполеон134
что происходит с детдомовцами после (об отсутствии надежной статистики и начавшемся ее сборе)
135
снова о ПМПК136
продолжаем (о пополнении материалом площадки "Детский дом")
137
прислушаемся? (статья Виктории Шмидт "Система должна быть прозрачной")
138
поиграем? (обсуждение проблем борьбы с семейным насилием в игровой форме)
139
советский элитарный детский дом (в Киеве, после Войны)
140
сиротство в отдельно взятом Приморье141
Приморье среди других (в сравнении с РФ, Москвой и Костромской областью)
142
куда их распределяют (общероссийская статистика)
143
распределение сирот в Приморье144
о банках данных и "железном заборе"145
предварительные итоги146
о явных и скрытых детдомах Приморья147
индивидуальный подход и общее дело 150
"Мама, я убью тебя!" (о фильме Е.Погребижской)
151
пробую статистику (попытка анализа)
152
статистика. регионы 2012153
зачем история?154
как складывалась система: усыновление155
как складывалась система: опека (1)156
как складывалась система: опека (2)157
как складывалась система: опека (3)158
как складывалась система: опека (4)159
как складывалась система: опека (5)160
как складывалась система: семейные детские дома (1)161
о дружбе в детдомах162
буржуазная революция в детской политике163
еще о сиротской дружбе и дружбе вообще164
как складывалась система: семейные детдома (2)165
как складывалась система: семейные детдома (3)166
как складывалась система: семейные детдома (4)167
Кардымово (1)168
Кардымово (2)169
Кардымово (3)170
Кардымово (4)171
Это делается не так! Про новый проект - повсеместного "переформатирования" детдомов в детские деревни
(172)
Педагогическая поэма(173)
Макаренко о значимом взрослом см. также обсуждение
(174)
Макаренко об освобождении от прошлого см. также обсуждение
175
Остановимся и подумаем176
осмотримся - и вперед (что я хочу понять из истории системы?)
177
как складывалась система: семейные детдома (5)178
социальная семья?179
как складывалась система: семейные детдома (6) Нижегородская область
180
как складывалась система: детские городки (1) а зачем они?
181
повидал, выслушал о поездке в Смоленскую область предварительное
182
предупреждение об устаревании приведенных данных
183
первые шаги в Смоленске: разговор в Департаменте образования
184
о пользе работы с оппонентами темы, вынесенные из обсуждения
185
Кардымово наяву (1)186
Кардымово наяву (2)187
Кардымово наяву (3), про заборы и открытость188
Кардымово наяву. Музей (1)189
Кардымово наяву. Музей (2)190
Кардымово наяву. Взрослый и дети191
Кардымово наяву. Гвардейский класс192
Кардымово наяву. Продолжаю разговоры с воспитателями193
Кардымово наяву. Шастаю, разговоры разговариваю194
Кардымово наяву. Кукакука (музыкальное занятие дошкольников)
195
плох тот солдат... (о заниженных педагогических притязаниях)
196
Кардымово наяву. От трудового воспитания до молодых мам197
Кардымово наяву. Смотрим обстановку198
Кардымово наяву. Деньги199
Кардымово наяву. Разговор с соцработником200
Кардымово наяву. "Они талантливее семейных"201
Кардымово наяву. Учеба и учителя202
Кардымово наяву. Президент Валера203
Кардымово наяву. Детки204
Итоги встречи с Кардымовым (1)205
Итоги встречи с Кардымовым (2)206
Ярцево (1)207
Ярцево (2)208
Ярцево (3)209
Ярцево (4): постинтернатная судьба210
ТАСС уполномочен заявить (опровержение неверных представлений о моей позиции)
211
Ярцево (5). Итоги212
Смоленск. "Точка опоры"213
Смоленск. Православный детский дом214
Смоленск. Центр сопровождения215
Смоленск. "Гнездышко"216
Так что же такое привязанность?217
Смоленск. Управление опеки218
Заглянем в Швейцарию (правила образования "приемной семьи" в кантоне Во)
219
Еще о Швейцарии (поддержка детей из неблагополучных семей в кантоне Во - формы и статистика)
220
Итоги года и что дальше221
работа продолжается, но по-другому - о создании сообщества "
Детский дом и общество" для конструктивного обсуждения
222
О сообществе "Детский дом и общество" - что мы там делаем
223
нет хуже лжи, чем полуправда - о фильме "Блеф, или с Новым Годом"
224
реальные результаты борьбы против "Системы" - о закрытии детских домов
225
вразумляем моя статья в журнале "Детский дом"
226
продолжаем вразумлять (окончание статьи)
227
запасаю взрывчатку - о сборе информации про кампанию закрытия детдомов
228
анализ ситуации - о планируемой поездке в Смоленск
229
текущее230
что менять в законах?231
о семьях, где детям плохо, и о том, что можно и чего нельзя в этих ситуациях делать232
хочу провести ОДИ о программе реформы детской политики
233
"Наш дом" - центр содействия семейному воспитанию в Филях
234
Продолжаю вразумлять - еще две публикации в журнале
235
Нужна команда236
Мои апрельские тезисы (на форуме ОНФ в Смоленске)
237
вернулся из второй, но далеко не последней поездки в Смоленск (краткий отчет)
238
а если как у иезуитов?239
снова в "Гнездышке"240
кратчайший отчет о поездке (в Смоленск, 3-й)
241
прогулка по Сафоновскому интернату242
Обсуждение стратегии: ЧЧ - ВР242в
ЧЧ - ВР завершаем обсуждение стратегии243
Встреча с реальной ПМПК и снова о гипердиагностике244
О повышении квалификации персонала смоленских интернатов245
первый день четвертой смоленской экспедиции246
про "вредительство" в семейном устройстве по версии адвоката Жарова247
четвертая смоленская - краткий отчет248
дети в "Гнездышке"249
в Смоленском государственном университете250
со "статистикой Генпрокуратуры" вопрос закрыт251
Детские дома: мыслимое будущее и зона ближайшего развития252
ближайшие планы253
текущее254
Дом, из которого не хочется уходить (Киреевская школа-интернат)255
Киреевск256
выпускной день, выпускная ночь257
Как живут, учатся и учат в Киреевской школе-интернате258
Итоги знакомства с Киреевским интернатом259
Москва сиротская260
вернулся из Смоленска261
надо торопиться! закрывают детские дома
262
Будь таким как я хочу: иезуиты, Лев Толстой, ММК и педагогика сотрудничества 1263
Будь таким, как я хочу 2
264
Будь таким, как я хочу 3265
что такое смекалка266
Будь таким, как я хочу 4267
так что же такое смекалка?268
Будь таким, как я хочу 5269
Белорусский вариант 1: профилактика социального сиротства270
Белорусский вариант 2: приемные семьи и усыновление271
ложь в борьбе за правду (о фильме про закрытие детского дома)
272
Белорусский вариант 3: Кобринский детский дом273
о недоправде, о девальвации чудовищных обвинений и об иностранном усыновлении274
Белорусский вариант 4 - Дивинский детдом275
Белорусский вариант 5 - детский городок в Минске276
Белорусский вариант 6 - переписка с Н.С.Поспеловой (1)277
Белорусский вариант 7 - переписка с Н.С.Поспеловой (2)278
Белорусский вариант 8 - переписка с Н.С.Поспеловой (3)279
снова в Смоленск260
еще одно письмо Наталье Станиславовне Поспеловой281
эх! ненароком обидел человека... (конец переписке с Н.С.Поспеловой)
282
шестая смоленская экспедиция283
работа с документами интернатов для октябрьского обследования
284
горе от ума (о трудностях одаренных детей в дд)
285
еду в Сыктывкар (на съезд директоров дд)
286
меня спросили про семейное устройство сирот287
Первый рабочий день в Сыктывкаре287а
вспомнил доклад о работе в доме ребенка
288
Сыктывкар, день второй289
день третий: Межадор и детский труд290
"все мы в каком-то смысле сироты..."291
несиротское целое сиротства292
о хаосе в головах и документах (постановление Правительства 481 и новое положение о детдомах)
293
где и как развиваться младенцу (выступление питерскогоь профессора на Сыктывкарском съезде)
294
Первый день октябрьского марафона, первый день в Сафоново295
Хожу и думаю... (второй день в Сафоново)296
Сафоново, день третий297
Сафоново, день четвертый298
Сафоново, день пятый299
Сафоново, день шестой300
Сафоново, день седьмой301
прибыли в Ярцево302
Ярцево, день второй303
третий день в Ярцеве304
Ярцево, четвертыйl305
пятый ярцевский день306
ярцевская суббота307
последний день308
первый день в Кардымове309
Кардымово, день второй310
"списать" значит уничтожить311
"тендер" - это не только "нежный" по-английски312
две картинки313
Кардымово, день третий314
Кардымово, день четвертый315
Кардымово, день пятый316
суббота317
воскресенье в Кардымове318
Кардымово - Смоленск - Демидов319
начали работать в Демидове320
Демидов, среда321
четверг, последний рабочий день в Демидове322
послевкусие323
I HAVE A DREAM...324
Итоги Октября325
не ко двору (о коллективном воспитании и воспитании коллективиста)
327
Детский дом в Южном Бутово328
Кто построил детский дом?329
Что сделано и доделывается с сиротами в Москве 1330
Что сделано и доделывается с сиротами в Москве 2331
Что сделано и доделывается с сиротами в Москве 3332
Мечтаем за черепаху (тестирование в интернате)
333
Свершилось (про возвращение с игры в Кардымовской школе-интернате)
334
Фотографии с Кардымовской игры335
Где мы сейчас (после игры в Кардымовском интернате)
336
Развитие - для чего? (об "управляющем совете")
337
Думаем, что дальше (1) и про Томилинскую СОС-деревню
338
Думаем, что дальше (2) и про конференцию фонда "Большая перемена"
339
Думаем, что дальше (3): нужен институт
340
Еще раз, с новыми аргументами: зачем нужны интернаты341
Откуда взять хороших воспитателей. И директоров 342
А почему, собственно, маленький?343
Воспитание (1)344
Воспитание (2): иезуитская педагогика345
Воспитание (3): детские травмы346
В православном интернате (1) Топорки
347
В православном интернате (2)348
Православный интернат (3)349
Православный интернат (4)350
Православный интернат (5)351
Православный интернат (6)352
Итоги посещения Топорков (1)353
Итоги Топорков (2)354
Итоги Топорков (3)355
Внутрисемейно-педагогическое (о влиянии хукдожественного воспитания)
356
Воспитание (4):непрактичность357
Воспитание (5) и(или) формирование358
Воспитание (6): непрактичность (2)360
Первый Кадетский361
Воспитание (7) о понятиях
362
Об интернатах вообще363
Воспитание 8: нужно ьли ребенку побалдеть?365
Называть вещи своими именами366
В санаторном детском доме367
В санаторном 2368
В санаторном 3369
В санаторном 4370
В санаторном 5371
В санаторном 6372
Вооружившись вопросами373
Воспитание 9: служение или самореализация374
В приюте Св. Марии, или ЦССВ им. Россолимо375
Россолимо - экскурсия376
Второй Кадетский377
Воспитание 10 - вырастить мужчину (о принципах кадетского воспитания)
378
Школа "Интеллектуал"379
Воспитание 11: вальдорфская педагогика380
Про интернирование одаренных: спор с Анонимом381
Вальдорфская игрушка: что удалось понять382
Пиза383
Неожиданная встреча (вальдорфской и МД-педагогик)
384
В гостях у Кургиняна (съезд РВС)
385
Съезд РВС (аудиозапись)386
В СССР у Кургиняна387
В СССР у Кургиняна, или ЦДД иРВС388
Мышление в обучении (Г.П.Щедровицкий)
389
О профессиональном родительстве390
чего-то там о религии детям (про преподавание религиозных тем в светской школе)
391
У "благородных девиц" - в кадетском корпусе для девочек392
В девичьем кадетском корпусе - посмотрел все, кроме самих воспитанниц393
Во дворе и общежитии девичьего интерната394
Смоленские страдания, они же радости (поездка для подготовки игры)
395
Дом, в котором - про книгу об инвалидном интернате
395
Радетели семейного устройства радеют - очередная подборка клеветы на дд
397
делать событие - о подготовке игры
398
опросы в помощь (попытался обсудить проблему)
399
продолжаю спрашивать (без ответов)
400
Мы - не благотворители (о волонтерстве)
401
Детские коллективы: Саммерхилл402
Детские коллективы: скауты403
Детские коллективы: коммунары404
Мы провели игру (в Сафоновской школе-интернате)
405
Игра и рефлексия406
Два рода рефлексии407
С места сражения (фотографии с игры)
408
Еще картинки409
У нас в команде есть художник (наш логотип)
410
Что такое глупость? (возможности учения)
411
О детском чтении412
про уходящий год (2015 - что успели сделать)
413
о приохочивании к чтению414
кино для подростков415
два лица воспитания416
о глупости ("Цветы для Элджернона")
417
а ведь это и происходит (о понятии "услуги")
418
вернулись из Сафоновского детского дома (фотографии)
419
народные сказки и дети420
и еще о сказках и детстве421
сказки и дети 3422
сказки 4423
сказки и дети 5424
учимся у евреев дисциплине (хасидский раввин о воспитании)
425
почему не решается? (о трудностях усвоения детьми математики)
426
что сначала - понимать или запоминать?427
теряем ли мы взрослея? (из ОДИ-16)
428
Пять дней с детьми (исследование в Кардымовском детдоме)
429
умение читать учебник430
пора разобраться с ЕГЭ431
Это только стоят одним способом, а падают многими (об ошибках)