Еще одно событие: поучаствовал в конфренции, организованной фондом "Большая перемена" и посвященной "педагогической поддержке субъектов образования". В основном слушал, смотрел, иногда расспрашивал. Особенно интересно то, о чем рассказывали работники самого фонда - их программы. "Субъекты", о которых речь в названии конференции - это выпускники и воспитанники детдомов и интернатов, а также живущие в семьях дети, нуждающиеся в образовательной помощи из-за недостатков в развитии. Это все их "студенты". Программы - разнообразные, от простого репетиторства, до всяких общеразвивающих: искусство, ремесла, путеществия. То, что удалось посмотреть подробно, понравилось. Меня, например, неприятно поражала неосмысленность того, как часто возят по миру детдомовцев. Свозили в Лондон, посмотрели они чужую жизнь, картинки нарисовали вроде "Мечта о Лондоне" - и что? Здесь все продуманно. Задумывается путешествие - обсуждаются цели и ожидания. Продумывается маршрут. Обсуждается и тщательно готовится снаряжение. Копятся или зарабатываются деньги. Ну, и конечно, обстоятельная рефлексия по возвращении. Сам поучился, как ездить.
Это и многое другое вполне можно позаимствовать для интернатов.
Теперь важное для нас обобщение. Эти люди работают с отдельными детьми в интернатах и после них, причем - это подчеркивается! - с мотивированными детьми. Помогают тем, кто хочет, чтобы ему помогли и готов сам трудиться. Практикуется заключение договоров с ребенком: мы делаем то-то, а ты то-то, и регулярные отчеты (правовой силы, разумеется, договоры не имеют, но работают отлично).
Это все очень хорошо и нужно. Но мы делаем другое дело, по видимости безнадежное, но необходимое: мы хотим изменить систему и государственную политику. Государственную политику разрушения системы и саму систему, чтобы она заслуживала сохранения и поддержки. Понятно?