Узел смысловой завязался вокруг темы "Насилие и мманипуляция в педагогике". Сначала подтолкнуло чтение. В книге Любжина по истории русской школы задержался не на скудных началах российского просвещения, а на очерке об иезуитской школе, которую современники считали лучшей (ее, кстати, Г.П.Шедровицкий очень хвалил как образец формального, т.е. методологического, образования). Впечатлила потрясающая рациональность - ни минуты впустую, ничего лишнего, не работающего на образование, и ничего такового не упущено... Задействованы все средства влияния - от физического наказания (очень умеренного по тем временам) до работы с совестью, страхом, самолюбием. И абсолютно ясное представление о желаемом результате, "модель выпускника", как сейчас бы сказали. Так.
И параллельно читал педагогическую публицистику Толстого Льва. Абсолютно противоположный подход: никакого насилия, никакой манипуляции, вообще никакого, говорит Л.Н., нет у нас, взрослых, права формировать детей по своим вкусам и ожиданиям. Вполне оправданно лишь естественное образование человека влияниями жизни. Как-то еще можно оправдать желание отца-сапожника растить из сына сапожника, желание государства растить чиновников и военных и желание церквей воспитывать религиозно спасения ради, но вот общественное общее образование для Толстого - чума. (Заметим, что иезуитское-то было именно общим, не профессиональным).
Оппозиция ясна. И легко склоняет к выводу, что это неприемлемые крайности. Педагогика, как я понимаю, и развивалась отчасти между ними. Но тут-то и начинается самое интересное.
Я не историей педагогики занимаюсь. Мне нужно посмотреть, кто и чему должен подучить персонал включенных в проект детских домов (школ-интернатов), чтобы повысить в них уровень воспитания и образования. Ищу учителей для учителей.
Одну категорию таких учителей учителей мне и искать не надо было, я с ними работал последние несколько лет. Они так называемую мыследеятельностную педагогику развивают, ценность которой для меня неоспорима. Но они все-таки работают со здоровыми, чаще даже с одаренными детьми, а среди моих подопечных домов есть и коррекционные. Да и в обычных домах дети в среднем с разного рода искривлениями в развитии. И я вышел на психолога Виктора Кирилловича Зарецкого с большим опытом работы с отстающими, инвалидами и т.п. Списались. Прочитал несколько его текстов. Завязалось обсуждение по переписке. Методологам дополнительный может быть интерес в том, что Зарецкий, как и многие, причастен к методологии в широком смысле (он ученик Эрика Юдина и Никиты Алексеева), но в оппозиции к ММК-мэйнстриму.
С разрешения В.К. помещаю нашу переписку. Хотел сначала дать выдержки по основной линии оппонирования, но решил привести целиком ради контекста. Даю, где могу, ссылки на упоминаемые в письмах тексты - для предположительно немногих, кто захочет вникнуть вполне :))
Поскольку оказалось слишком много, разбиваю на несколько постов).
ВР - ВЗ
Я организую при журнале "Детский дом" проектно-исследовательский центр, который будет заниматься разработкой программ развития сиротских учреждений с учетом специфики каждого. Главным вектором развития во всех случаях я считаю радикальное повышение качества даваемого сиротам образования через повышение квалификации учителей и воспитателей. В этом отношении для меня нет альтернативы мыследеятельностной педагогике, и я планирую привлечь коллектив Ю.В.Громыко, с которым связан. Но среди тех домов, которые мне наметила администрация Смоленской области, с которой я сотрудничаю, есть коррекционные, VII-VIII вида, а с такими детьми люди Громыко не работали. Во введении к сборнику 2007 года сказано, что Вы занимались детьми с нарушениями развития и обучаемости. Отсюда мой интерес к Вашим работам этой тематики - старым, новым, простым, сложным, всяким. Если Вы продолжаете этим заниматься и заинтересованы в практике, то можно обсудить и привлечение Вас к работе в Смоленске.
В.Рокитянский
ВЗ - ВР
Здравствуйте, Владимир!
У нас не очень большой опыт работы по детям из учреждений VII-VIII вида. Есть отдельные результаты, есть многолетняя работа по проекту "Шахматы для общего развития" в школе VIII вида, есть полуторагодичный опыт работы с детьми-сиротами с инвалидностью и тяжелыми соматическими заболеваниями, которые проходят лечение в РДКБ. В 2000-2003 я провел несколько десятков проектных семинаров в разных регионах России, инициируя проекты в области профилактики социального сиротства и социальной адаптации (в т.ч., образования) детей-сирот. Этот опыт отражен в книге "Пути решения проблемы сиротства в России" (2002 г.). Свой подход я не отношу к "мыследеятельностному", хотя и называю его "рефлексивно-деятельностным". С Громыко мы никогда не работали, т.к. подходы у нас во многом различаются. Высылаю Вам свою
брошюру, которая была написана по заказу газеты "Первое сентября" в 2011 году. Что касается работы с Смоленских учреждениях, то, если наш подход вызовет интерес, то можно обсудить варианты сотрудничества. Я сейчас работаю на факультете консультативной и клинической психологии МГППУ, участвую в проекте создания школы для детей-сирот с инвалидностью (научный руководитель), также в качестве научного руководителя продолжаю работать по проекту "Шахматы для общего развития". Рефлексивно-деятельностный подход объединяет все эти направления. Помимо брошюры было несколько статей на эту тему (в "Вопросах психологии", в "Культурно-исторической психологии, в журнале "Консультативная психология и психотерапия"). Могу их тоже Вам выслать, если есть интерес.
С уважением,
Виктор Зарецкий
ВР - ВЗ
Виктор, большое спасибо за удовольствие, доставленное чтением брошюры. По моему впечатлению Ваш рефлексивно-деятельностный подход и мыследеятельностный очень близки друг другу в своих основах, явно восходящих к традиции ММК Г.П.Щедровицкого. Конкретика различается, но, как Вы справедливо пишете, важны не рецепты, а инструменты, а их может быть много разных. У Вас мне особенно интересен акцент на слабых, больных, запущенных, поскольку даже в детдомах для условно здоровых детей от полного благополучия далеко.
Мой замысел для Смоленска, как я писал, состоит в том, чтобы 1) для выбранных домов (2 здоровых, 2 коррекционных) разработать индивидуальные программы развития, но 2) во всех случаях априори ясно, что придется работать с персоналом, учить его новым технологиям. Я уже сейчас вижу, что Вам здесь есть работа. Но пока это прожекты, проект только послан на утверждение смоленскому начальству (правда, уже при поддержке на уровне департамента).
Мне бы хотелось пока суть да дело познакомиться с тем, что Вы делаете по проекту школы для детей-инвалидов. Это возможно?
Владимир
ВЗ - ВР
Добрый день, Владимир,
приятно, что брошюра Вам понравилась. На эту тему есть довольно много текстов (не только моих), т.к. подход обрастает проблемами и продуктами поисков их решения. Обсуждение соотношения с мыследеятельностным подходом - тема совершенно особая, и,зная традиции ММК, я не спешу с этим обсуждением. Для меня сейчас время не проблематизации оснований подхода, а разработки технологий, реализующих его основные идеи. А близость подходов объясняется очень простым фактом. Я считаю себя учеником Никиты Глебовича Алексеева, а тот всегда был другом Г.П.Щедровицкого. Но у Никиты Глебовича был еще один друг - Эрик Григорьевич Юдин, взгляды которого на методологию существенно отличались от взглядов Г.П. Если бы Юдин не умер в 1976, то, возможно, траектория методологических разработок, научных исследований и воплощения разнообразных идей в практике, была бы другой. Но он умер в 1976 г. Я застал как раз то время, когда Н.Г.Алексеев сотрудничал плотно с Э.Г.Юдиным, а не с Г.П.Щедровицким. Этим и объясняется то, что я вроде бы пользуюсь языком, принятым в методологической среде ММК, но не считаю себя к ней принадлежащим.
Если абстрагироваться от глубинных методологических различий, хотя они дают о себе знать и в ситуациях практической работы (я могу показать это на примере того, что мы изменили в ОДИ), то у нас есть определенные технологические наработки, которые применяются в практике помощи детям с особенностями развития, принадлежащих к разным категориям.
В центре "В гостях у Незнайки" процесс развивается достаточно спонтанно, но имеет вектор. И в ближайшее время там предстоят два события. первое - летняя школа для этих детей (в августе), второе - круглогодичная школа ( с 1 сентября). Педагогический коллектив, в основном, подобран. Сработаться ему предстоит в летней школе. Письменных материалов на эту тему не так много. Но при желании можно познакомиться с работой вживую (приехать в один из дней в летнюю школу).
По поводу "работы с персоналом". В этой работе я стараюсь не "учить", а строить работу по двум принципам. Первый - совместное проектирование, где человек высказывает свою идею, а я как консультант, пытаюсь помочь ее реализовать (получается примерно тот же процесс, что и помощь детям в преодолении учебных трудностей). Второй принцип - движение в зоне ближайшего развития, т.е. в этой проектной деятельности мы работаем над теми проблемами, для которых есть ресурс решения и которые могут быть понятно сформулированы. С моей точки зрения это все-таки не "учеба", а совместная деятельность". Научить", с моей точки зрения, человека ничему нельзя. Можно только помочь научиться. Это, кстати, один из пунктом, где я вынужден разойтись с мыследеятельностным подходом, где есть человек, который "знает, как надо", и он учит того, который "не знает, как надо".
В "незнайке", пока что есть только общий замысел, опыт работы прошлогодней летней школы, ход и итоги работы полутора лет, начиная с декабря 2012 г., и тот проект, который реализуется сейчас.
Тему Смоленска готов обсуждать, т.к. думаю, что наш опыт работы по индивидуальным траекториям там может пригодиться. А в какой форме его использовать, наверное, предстоит решать Вам. Если Вас интересуют еще какие-либо материалы, готов прислать.
Кстати, можно зайти на сайт ММК, я там делал доклад в 2005 г. (первый и единственный раз в своей жизни выступал в этой аудитории), доклад и его обсуждение висит сайте ММК. Меня тогда пригласили в сборник по рефлексии, я дал статью получил предложение сделать доклад, сделал, мне заплатили деньги за статью но статью так и не опубликовали. В итоге она вышла в прошлом году в журнале "Психология в вузе".
С уважением,
В.Зарецкий