Детский дом «Волжский» называется «специальным», «для детей с ограниченными возможностями развития». Рассчитан на 24 души. На 1 сентября 2011 был 21 ребенок,
4-16 лет, из них 10 дошкольников и 11 школьников. (В 2006 - 34, численность сокращается).
Вот вам и детки, это на празднике «День мудрости»:
Волжский дети
Flamber.ruПро персонал сказано вот что: 16 педагогов, включая специалистов службы сопровождения замещающих семей, 12 из них имеют высшую и первую квалификационные категории.
Нина Алексеевна Усикова руководит им со дня основания, точнее сначала детским садом (1993 - 2000), потом открытой на базе детсада школой-интернатом и, наконец, с 2003 - детдомом (там же). Она окончила Костромской педагогический институт по специальности «физика и математика».
Сильный человек - видно.
Волжский директор
Flamber.ruРасположен детдом в пос. Волжский, пригороде Костромы. Здание типично-школьное, но в порядке:
Волжский здание
Flamber.ruЕсть «музыкальный зал» для занятий и праздников, спортзал с тренажерами и помещения для консультаций, семинаров и тренингов (последнее - для работы с приемными родителями, о чем ниже). Есть и приусадебный участок.
Многое решается за счет выхода во внешний мир и использования всех возможностей города. Дети не только учатся в обычных школах (любопытно множественное число, т.е. разных), но и ходят в кружки и секции, плавают в городском бассейне. Катаются летом на велосипедах и роликовых коньках, зимой на лыжах. Летом отдыхают под Костромой, бывали и на море, в Анапе. Дружат с московской школой 1341 и, что, по-моему, важнее, со швейным профучилищем.
Про животных, правда, никаких упоминаний. Труд - работа на приусадебном участке, шитье одежды (костюмов для выступлений) и изготовление разных красивых вещей из ткани. Среди подарков, привезенных благотворителями были парикмахерские принадлежности - вот, кстати, видео про это событие:
Click to view
Детский дом явно не обделен властным и иным вниманием, Полтавченко его навещал и костромские архиепископы, прошлый и нынешний.
Ну а теперь о мыслях - идеях, замыслах, проектах.
«Главной целью работы сотрудников Волжского детского дома является воспитание самостоятельной зрелой личности, способной творчески реализовать свой жизненный потенциал». Это, разумеется, общее место, но то, что оно все-таки четко и ясно высказано, вещь не вполне обычная.
На сайте есть и развернутая программа, которую дом реализует -
вот здесь, приведу выдержки:
«… педагогический коллектив детского дома считает, что приоритетным в воспитании детей является работа по формированию готовности их к самостоятельной семейной жизни».
«… педагогический коллектив особое внимание обратил на работу по устройству детей в замещающие семьи».
«Для формирования позитивного образа семьи сотрудники детского дома в своей деятельности используют следующие пути и средства:
1. Создание условий проживания детей, приближенных к домашним. Группы малочисленны, скомплектованы по разновозрастному принципу с учетом родственной связи. Старшие дети выступают в роли взрослых. Интерьер групп различен: каждая группа украшает свои спальни по-своему: используют лоскутные ковры, подушки, мягкие игрушки, прикроватные коврики, которые шьют сами дети.
2. Внедрение определенной изолированности, автономности групп, обеспечивающее отказ от жесткой регламентации жизни детей, когда главными были дела, общие для всего коллектива детского дома.
3. Наши воспитанники имеют возможность посещать учреждения дополнительного образования по своему желанию.
4. Как и дети, живущие в семье, они имеют свои обязанности по хозяйству: уборка игровых и спальных комнат, уход за своей обувью и одеждой, уход за комнатными растениями, работа на приусадебном участке».
Да, вот еще. Не всем это понравится, но в детдомовском воспитании открыто православная направленность: "Дети посещают воскресную школу церкви Спаса на Запрудне, изучают основы христианской культуры, все воспитанники крещёные".
О результатах:
За 11 лет с 12-ти детей снят диагноз «задержка психического развития». В семьи устроено 107, в т.ч. возвращено в кровные семьи - 9, под опеку (попечительство) - 11; в приемные семьи - 62; на усыновление - 25.
Одна из практик - летнее гостевание в костромских семьях. «В первые годы работы детского дома многие сотрудники брали детей в свои семьи на выходные, праздничные дни и в каникулы. Дети, которые оставались в детском доме завидовали им. Перед сотрудниками встала задача: найти гостевые семьи всем детям. Решить эту задачу помог Областной центр учета и сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Совместно с Центром была разработана программа «На каникулы в семью», благодаря которой в каникулы дети детского дома жили не только в семьях сотрудников и родственников, но и в семьях граждан г. Костромы и области. В летние каникулы 2005 года нам удалось устроить в гостевые семьи всех детей. 70 дней в детском доме не было детей».
Ну и работа по постоянному семейному устройству. Тоже хочется цитировать:
«Первое, чем занимались педагоги и воспитатели - это подготовка будущих родителей к приему ребенка в семью, она предполагает информирование замещающих родителей по основным вопросам семейного воспитания. Это разъяснение характера трудностей, оценка социальной, медицинской, психологической характеристик ребенка, ознакомление по вопросам прав и обязанностей родителей и их приемных детей.
2. Знакомство с ребенком. Здесь важна первая встреча, т.к. она накладывает отпечаток на характер будущего взаимодействия, понимания и доверия между взрослыми и детьми. Если родители живут в г. Костроме, то им предлагается посетить занятия и общие мероприятия детского дома, для того, чтобы понаблюдать за поведением ребенка в разных ситуациях.
3. Подготовка к помещению в семью. Потенциальные родители знакомятся с историей развития ребенка, паспортом индивидуального сопровождения. Проводятся консультации специалистами детского дома: воспитателями, педагогом-психологом, соц. педагогом, медицинским работниками и др. Будущим родителям предлагается взять ребенка на выходные дни или каникулы в семью, чтобы посмотреть сможет ли ребенок адаптироваться и жить в их семье и готовы ли они к этому.
4. Помещение в замещающую семью. Детский дом обеспечивает воспитанников одеждой, обувью по сезону, а также школьными принадлежностями. Родителям (законным представителям) даются рекомендации по воспитанию и содержанию детей в семье. Оказывается консалтинговая помощь по правовым, социальным, экономическим вопросам.
5. Сопровождение семьи. За судьбой каждого воспитанника, устроенного в замещающую или кровную семью осуществляется контроль и поддерживается связь как с детьми, так и с их родителями. Всех своих воспитанников и их родителей мы всегда рады видеть у нас в гостях. Кроме того, мы бываем дома у наших бывших воспитанников, мы пишем им письма, перезваниваемся по телефону, оказываем консультативную помощь. Многие дети из Волжского детского дома учатся вместе с детьми, которые ушли в приемные семьи, занимаются в кружках в детском доме, принимают участие во всех мероприятиях, проводимых в детском доме».
Ну вот - и такой есть детский дом в России, не типичный, конечно же.
В качестве бонуса прочитавшему привожу под катом каталог библиотеки с детдомовского сайта, по ссылкам - полезные текстики по разным проблемам детского развития: