Иезуитская педагогика,
кадетская педагогика,
работа с одаренными. А вот еще вальдорфская педагогика. За минимумом общих сведений - в Википедию. У меня накопилось много впечатлений от этой педагогики - и личное общение с покойным Анатолием Пинским, основателем 1-й московской школы, и Танин опыт работы в этой школе (но ее работа разве что в некоторой мере причастна вальдорфской педагогике и не только ей, а по существу это - самостоятельная система музыкального воспитания), и даже мой собственный опыт свободных разговоров с тамошними детьми (не знаю, есть ли в нем хоть какое-то сродство с вальдорфом, разве что атмосфера свободы)… Но свести их в какое-то подобие системы и выработать однозначное отношение так и не удосужился. Сейчас, когда я перебираю педагогические подходы и пытаюсь разобраться, на что и для кого они могут сгодиться, самое время оприходовать и этот подход. Вот нашел запись короткой и вразумительной
беседы директора самарской школы Сергея Ивашкина под названием «Вальдорф - кого воспитывают? Ради чего? Атрибутика и смыслы?»Стоит послушать. А для очень занятых и ленивых суть такая.
Заявляемая цель - воспитание свободного человека, т.е. человека способного принимать свободные решения и сознавать свою за них ответственность.
Два главных принципа - природосообразность, т.е. опора на знание естественных стадий и запросов развивающегося ребенка, и искренность в отношениях с ним.
В качестве благоприобретений такого воспитания он называет умение всегда находить себе работу и строить отношения с другими людьми, и наконец, как суммарный итог - счастье.
Для вальдорфской системы воспитания и обучения характерно обильное присутствие в ней искусства - музыки, живописи, театра. Любопытно, что все примеры успешной судьбы вальдорфских воспитанников, которые приводит Ивашкин - из области искусства, чуть поминается бизнес, но ни слова о науке, технике, управленческой работе, тем более военном деле. Контраст с теми педагогиками, которые я обсуждал прежде, очевиден.
У Ивашкина есть жж, и там, в самом начале, любопытная
статья о личности учителя.
А вот здесь -
про вальдорфские игрушки, у них своеобразная, очень продуманная эстетика во всем, в том числе и в этом.