Сироты 44: ПМПК

Mar 25, 2013 17:55

Одно из несчастий нашей системы государственного распоряжения детьми, о котором время от времени мы слышим, это гипердиагностика, т.е. неоправданные диагнозы. «Это я еще намеренно обошла историю про детей с особенностями развития, и тех, которых из-за гипердиагностики определяют в коррекционные учреждения для умственно отсталых. На выпуске, в свои юные звонкие восемнадцать, эти дети выходят чаще всего не в мир, а прямиком переходят в дома престарелых или психоневрологические интернаты на всю оставшуюся жизнь» (Елена Альшанская из фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»). И чтобы представить такую ситуацию понагляднее, приведу конкретную историю, из недавних про Анастасию Ленивцеву из Каменска-Уральского Свердловской области. У Анастасии двое своих детей и еще троих они с мужем Ильей взяли из специализированного детского дома в Серове той же области. «В полтора года девочки не могли ходить. У них не было зубов. Их никто не хотел брать». Анастасия рассказывает, как это трудно, об отсутствии необходимой психологической помощи. «Ведь неподготовленный человек просто может испугаться. Ну, например, они раскачиваются. Не знаете, что это такое? Они обнимают себя и начинают качаться. Это может показаться страшным. Одна из девочек у нас рассасывала себе руку почти до кости. Но это ничего. Просто они из детдома. Я знаю одного мужчину, ему пятьдесят лет. Он тоже детдомовский. Когда ему плохо, он до сих пор обнимает себя и начинает раскачиваться. Я к тому, что у нас же часто люди просто берут ребенка, а потом в страхе отказываются от него. Им кажется, что у них ненормальный ребенок. Никто им ничего не объясняет». После рассказа Анастасии о своем опыте в телепередаче, узнав, как ее недоношенные тройняшки стали полноценными детьми, читатели решались забирать из детских домов детей-инвалидов или детей, которых считали умственно неполноценными. «Вы знаете, почему в детдоме ребенка могут признать умственно неполноценным? Потому что перед ним ставят сахарницу, а он не может сказать, что это сахарница. Как думаете, почему не может? Потому что он сахарниц не видел никогда в жизни. В детском доме их просто нет. Дети из детского дома иногда и не знают, что такое сахар».
Этот рассказ - о двух бедах. Одна - это то, что может быть такой детский дом, где дети не видали сахара.
Речь, если говорить точно, не о Серовском детском доме (такой тоже есть), а о Серовском доме ребенка, сведений о котором в интернете немного, но те, что есть, нехороши. О нем заговорили, когда возникла угроза закрытия дома ребенка в соседнем Краснотурьинске и перевода детей в Серов, где неукомплектован персонал, не ремонтировано здание, нет реанимации, негде гулять детям.
Но я сейчас не о худости дома ребенка, а о второй беде - неверных, завышенных диагнозах.
Их назначают ПМПК, психолого-медико-педагогические комиссии. Попробовал, как могу, разобраться в том, что это такое. Очень помогла прекрасная статья о них психолога Галины Грибановой. Она написана в 2002, когда ПМПК еще не были утверждены законодательно на общероссийском уровне. Суть там вот в чем. До ПМПК действовали МПК, медико-педагогические комиссии, нацеленные «на отбор детей с отклонениями в развитии в спецшколы в соответствии с инструкциями. Выполнение этой задачи, как пишет Грибанова, не требует большой глубины и тонкости понимания структуры и динамики развития личности ребенка, а следовательно, и тонкого, дифференцированного подхода к разработке рекомендаций. Фактически МПК (ПМПК) выполняли, а некоторые продолжают выполнять диспетчерские функции: направляют ребенка в то или иное учреждение системы образования, здравоохранения, социальной защиты, правоохранительной системы». «МПК … в отдельных случаях использовали неадекватные условия обучения, далеко не всегда соответствующие реальному диагнозу или инструкции по отбору в данную школу. Этот подход оправдывался тем, что в противном случае ребенок мог оказаться лишенным какой бы то ни было специальной (коррекционной) помощи».
Приход в эту область психологов, которые уже знают, что многое в развитии ребенка - вопрос времени, затраченных педагогических усилий и продуманных средств, а главное индивидуального и целостного к нему подхода, и привел к появлению нового института - ПМПК.
«В настоящее время ПМПК занимаются не отбором детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, а подбором (определением) для каждого ребенка с отклонениями в развитии соответствующих образовательных условий, а также определением характера сопутствующей медико-социальной и психологической помощи … Психологическое обследование, как и другие виды обследований ребенка в ПМПК, проводится только с согласия родителей (законных представителей)».
В 2009 году Положение о них было утверждено приказом министра образования.
Из Положения:
В состав комиссии входят: педагог-психолог, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, педиатр, невролог, офтальмолог, оториноларинголог, ортопед, психиатр детский, социальный педагог. При необходимости в состав комиссии могут быть включены и другие работники.
7. Основными направлениями деятельности комиссии являются:
а) проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) детей в возрасте от 0 до 18 лет с целью своевременного выявления недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении;
г) оказание федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;
д) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.
В краткой форме нормативного документа Положение воспроизводит тот же подход: все только консультативно-рекомендательное, никакой обязаловки.
Помимо ПМПК (центральной и территориальных, в Москве, например, уровня округов), существуют еще и ПМПк - «к» маленькое означает «консилиум» на базе отдельных образовательных учреждений (школ, детских садов, в т.ч. и сиротских). Из документа «О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения» видно, что полномочий решать судьбу ребенка у него должно быть еще меньше. Его цель - «обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников». Задачи: выявлять (возможно раньше) отклонения в развитии, не допускать  «физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов», выявлять «резервные возможности развития», рекомендовать «специальную (коррекционную) помощь в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей», отслеживать и документировать динамику развития ребенка.
ПМПк проводит обследование «по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей)». Коллегиальное заключение входящих в него специалистов «содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов». Оно «доводится до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия».
Я внимательно посмотрел эти документы в поисках тех щелей, через которые в ситуацию проникает это зло - гипердиагностика, которая может иногда искалечить судьбу ребенка. Нашел две таких щели.
1. Сколько ни втолковывают психологи-ассы свои идеи целостного и индивидуального подхода, и проч., остается постоянно воспроизводящийся здравый смысл: дураком родился - дураком помрешь. И полазив по форумам, получаешь массу подтверждений: ПМПК по-прежнему обычно видят себя диспетчерами системы коррекционных заведений. Вот начало объявления одной из подмосковных комиссий:  «Уважаемые родители! Доводим до вашего сведения, что окружная психолого-медико-педагогическая комиссия по комплектованию коррекционных (специальных)  образовательных учреждений  I-VIII вида, школ-интернатов, надомных школ начинает свою работу с 6 августа…»
2. Речь везде идет о том, что судьбу ребенка нельзя решить без согласия его родителей или других «законных представителей». Но если родители (нормальные) зря ребенка в интернат не отдадут, то на защиту дома ребенка, где детей много, надежды, правда, меньше.
В общем, проблема есть, и тяжелая.

дети, Россия

Previous post Next post
Up