1.
Очень содержательные обсуждения произошли
здесь и особенно
здесь. Во втором случае поводом была приведенная мною цитата из Макаренко о том, что нечего ворошить прошлое детей, в его случае часто преступное, надо начинать новую жизнь. Обсуждаются вопросы об отношениях человека и того, кто ему помогает, педагога, с тягостным, постыдным, болезненным прошлым. О работе с прошлым. От Макаренко разговор ушел и это правильно. У него была совсем особая ситуация и время другое. Он работал с коллективом, персонально с каждым много меньшен, и ему важно было изгнать воспоминания и обсуждение преступного прошлого колонистов из жизни этого коллектива, переключить их на строительство другой жизни.
С той поры большой сдвиг произошел, обострение внимания к внутренней жизни ребенка, много нового найдено, чтобы помогать в случае травмы. Да и сам характер травм, похоже, изменился.
С другой стороны, это же очень древняя тема христианской аскетики и педагогики - покаяние, работа со своим грехом, а со стороны помогающего, исповедника, духовника - с грехом другого человека. И в этом контексте роль памяти и забвения ("избави мя от многих воспоминаний и предприятий"). Детдомовец с травматическим прошлым и Кудеяр-атаман в монастыре...