PISA - Programme For International Student Assessment (Программа оценки учащихся в пазных странах).
Давно что-то слышал про это и про то, что российское образование по данным этой ПИЗЫ в провале, сильно отстает. Сегодня потратил время на то, чтобы разобраться в этом. Кое-что узнал и понял (не всё, долго разбираться), этим и поделюсь.
(Мне это полезно, чтобы как-то сравнить то, что мы выясняли в детдомах, с этой методикой).
Общие сведения на
их сайте.Итак, самое общее. ПИЗА оценивает 15-летних (возраст окончания обязательного школьного обучения в большинстве стран). Страны присоединяются добровольно, если готовы эту работу оплачивать и подготовились (два года на подготовку после присоединения). Исследование проводится раз в три года. Россия присоединилась в 2010 и прошла исследование в 2012. Следующие результаты будут за этот год.
Цель исследования заявлена так: оценить знания и умение применять их в жизни.
Охвачены три предметных области (названия ихние): Математика, Чтение и Естестествознание (Science). Там за какие-то годы были еще отдельно "Решение задач" (Problem solving), что-то с компьютерами, но я из экономии времени в это не лез, тем более, что по России этих данных нет.
Я начну с результатов 2012 года (они
здесь), а потом скажу о том, как они получаются.
Средний балл по всем трем предметным областям 494, у России 482. Она примерно в середине списка. На самом верху Шанхайский р-н Китая (только он из Китая участвует) - 613, Сингапур - 573, Корея (явно, Южная) - 554 и Япония - 536. Из стран с показателем выше 500 назову несколько интересных, по моему разумению: Эстония - 521, Финляндия - 519, Канада и Польша - 518, Германия - 514. Ниже 500, но выше нас Франция (495), Великобритания (494), Латвия (491), Италия (485) и Испания (484). Под нами США (481), Литва (479) и Швеция (478). Поразил Израиль - 466, - но я сообразил, что это, видимо, за счет евреев из Африки и т.п.
В принципе эта картина в основном сохраняется и для показателей по предметам, во всяком случае относительно положения России.
По математике данные представлены сложнее: процент тех, чьи баллы ниже определенной черты (2 балла), и процент тех, у кого они выше другой черты (5 баллов), т.е., не вникая в конкретное значение этих черт (я поленился вникать), можно сказать, что речь идет о проценте "хорошистов" и проценте "двоечников". Получается вот что:
средний % двоечников 23, хорошистов - 12,6; в России - 24,0 и 7,8 (увы, ниже среднего по обеим цифрам). Для сравнения в Шанхае 3,8 и 55,4, в Эстонии 10,5 и 14,6, в Латвии 19, 9 и 8,0, в США 26,0 и 8,1 (больше, чем у нас и двоечников, и хорошистов), в Израиле 33,5 и 9,4.
По "чтению" (речь, как увидим ниже, о понимании прочитанного текста) средний показатель 496, в России 475, в Шанхае 570, в Эстонии 516, в Латвии 489, в США 498, в Израиле 486.
По естествознанию средний 496, в России 486, в Шанхае 580, в Эстонии 541, в Латвии 502, в США 497, в Израиле 470.
Вот такие дела. Это, как ни толковать, плохо. Но все же, что эти показатели значат? Я - без подробностей, в общих чертах, кто хочет, может сам посмотреть типовые задания на
том же сайте.
По математике это простейшие задачи на подстановку чисел в приведенную в задании формулу или на пользование диаграммой. Простые донельзя! Я немного задержался на задачке, где надо было определить расстояние, которое тормозящий автомобилист проедет за время своей реакции (до включения тормозов), потому что не сразу сообразил, что несмотря на внушительный вид "улиткообразной" диаграммы зависимости расстояний и времен от скорости и большое количество приведенных чисел, требуемое число нужно не вычислять, а просто посмотреть в соответствующем месте диаграммы. (Впрочем, понять, что именно из известного важно, а что ни к чему, тоже важная способность). В итоге просмотра нескольких задач я понял, что проверяются:
- чтение и понимание текста с элементарными математическими и физическими терминами, а также простых чертежей и диаграмм
- умение представить реальную ситуацию в идеализированном, упрощенном виде
- умение построить путь решения (с чего начать)
- знание арифметики.
Чтение. Здесь мне попались тексты с разного рода занятными притчеобразными историями. Требуется выяснить их смысл (в отличие от сюжета). Это похоже на те рассказы Драгунского, которые мы давали в детских домах, но у нас дети должны были сами сформулировать смысл (и они с этим как правило не справлялись), а здесь, как в ЕГЭ, предлагается выбрать из нескольких вариантов, это много проще. А одно задание - с расписанием часов работы нескольких библиотек городка; надо было в нем посмотреть, какая библиотек работает до такого-то часа. Это показалось заданием для дебилов...
Естествознание (при выборочном просмотре попались только биологические и биохимические задачи). Здесь самые, пожалуй, "умные" задачи, требующие построения способа проверки гипотезы, оценки влиятельности того или иного фактора. Ну и знания терминов: экосистема, белки, витамины и проч.
Что сказать? С одной стороны, уровень требований очень, конечно, невысокий. Но если дети и ему не удовлетворят, это ж катастрофа!