Из Игры-16:
Наумов. Тогда коммунальный конфликт у нас будет анализироваться скорее в плане игровой формы или игрового содержания?
Г.П.Щедровицкий. Это зависит от того, какой у вас конфликт, какой коммунальный конфликт. Как я теперь делаю? Резко скажу, обижу человека, а потом говорю: «Я играю». В И-15 я так все время уже делал.
Наумов. Содержательный конфликт - он скорее в плане рабочих процессов разворачивается?
Г.П.Щедровицкий. Он в рабочем процессе проблематизации пойдет. А коммунальный конфликт тоже содержательным может оказаться, но он пойдет в план либо игровой формы, либо в план взаимоотношений в коллективе, т.е. жизнедеятельности группы, коллектива и т.д.
Наумов. Какой жизни? Жизни со снятой игровой оболочкой, т.е. как оно будет, когда игра умрет? Или играющего коллектива?
Г.П.Щедровицкий. А как вы теперь будете это расслаивать? Это теперь нас выводит на игру и игровую форму, и там мы будем отвечать на вопрос, играет этот человек или не играет. А другой коммунальный конфликт, другая его часть, будет идти в плане взаимоотношений - статусных, позиционных, личностных, симпатий, антипатий. Это то, что у нас в И-15 было или в Москве.
Наумов. Играет, не играет - это вроде бы исследовательский вопрос. А с организационной точки зрения - может ли этот коммунальный конфликт быть полностью или не полностью ассимилирован игрой? Потому что он, может быть, пока и вываливается, но игра ведь живет и разворачивается, и его можно либо ассимилировать, либо это не удается.
Г.П.Щедровицкий. Очень точно говорите, Сережа. Это очень важная заметка, ее надо выделить и запомнить: может или не может быть конфликт ассимилирован игрой. Тогда ответ на вопрос, игровой он или нет, оказывается, зависит от искусства действий организатора и возможностей рефлексии другого участника. …