СИРОТЫ 215: Смоленск. "Гнездышко"

Nov 14, 2013 12:37

В детский дом «Гнездышко» в Смоленске мы с Е.А.Корнеевой приехали после Ярцевской школы-интерната. Его называют домом «семейного типа», но нужно пояснить, что речь идет не о детдоме на базе семьи, а способе проживания - квартирами. Тамара Прокофьевна (фамилию не спросил, а на сайте детдома нету) предлагает нам прогулку по дому: - Всё будет видно.
Смотрим и разговариваем.
Детский дом существует с 1996 года. В нем сейчас остался 41 воспитанник, 12 выпустили в этом году. 71 сотрудник. Суть «семейной формы» - в том, что дети живут в квартирах, одной разновозрастной семьей. Если это братья-сестры, то они обязательно живут вместе. На семью приходится три воспитателя. Они работают посменно, с 7-ми до 2-х, дальше обеденная пересменка и с 3-х до 9-ти вечера. Ночью дежурят 7 человек. Кроме того, к каждому ребенку прикреплен кто-то из воспитателей в качестве наставника, причем их связь сохраняется и после выпуска, год, а то и два.
Совсем без фотографий как-то не хорошо, но приведу мало - много хороших фотографий на сайте детдома.
Первой на нашем пути оказалась библиотека. На переднем плане стопки списываемых учебников, на заднем - св. Серафим Саровский.



DSCN2122Flamber.ru

Спортзал. Теннис и тренажеры: мальчики качают мускулатуру


DSCN2124Flamber.ru

А еще ходят в бассейн, свои лыжи, коньки. Строится свой маленький стадион.
Идем смотреть квартиры. По пути встретили вот этого задумчивого мальчика:



DSCN2127Flamber.ru

Квартиры. Всё как положено - прихожая, кухня с холодильником и микроволновкой, шкаф с посудой:



DSCN2131Flamber.ru

Спальня:



DSCN2132Flamber.ru

Ванная комната с душем, туалет:



DSCN2141Flamber.ru

Еще одна встреча. Девочка уже учится в техникуме. Спрашиваю мальчишек, кем они хотят быть. Один - рабочим на какой-нибудь фабрике, другой - милиционером.
- Маленькие-то знают, кем они хотят стать. А как дело подходит к выпуску, теряются.
(Жалею, что не задержался, постеснялся расспросить детей, что именно им нравится в выбранных профессиях, очень разное может быть за этим выбором).
Спрашиваю детей про школу, дружат ли они с ребятами не из детдома - говорят: да. - Приходят ли те к ним в гости? - Да. - А вы к ним? - нет.
Т.П. поясняет, что маленькие не ходят, а большие - да, ходят на дни рождения, если приглашают. Рассказывает о самостоятельности: сами ходят в школу, ездят по городу, в музыкальную школу.
- Мы им доверяем. Они знают, что если задержался - нужно позвонить, иначе будут волноваться, ведут себя ответственно.
Ходят в драмтеатр, в кино, в кукольный, в боулинг-клуб - бесплатно, их приглашают.
Отдыхать ездят в санатории, на юг, если по здоровью можно (много детей с астмой, с сердечными болезнями).
Проходим «пищеблок» - отсюда еда разносится по квартирам. Медицинский кабинет. Швейную мастерскую.
Фотография посещения Астахова на стене. Ему понравилось, сказал, что такой тип заведений надо развивать.
Кабинет психолога с разными причиндалами:



DSCN2151Flamber.ru



DSCN2152Flamber.ru



DSCN2154Flamber.ru



DSCN2155Flamber.ru
.
Увидев иконный уголок, спрашиваю о месте религии в детдоме. - Это для тех, у кого есть позыв молиться



DSCN2155Flamber.ru

Есть и нечто аналогичное социальной квартире. Кухня, где учатся готовить.
Компьютерный класс. Естественно, любят игры. - Это у нас стимул, сделаешь уроки - пойдешь играть.
Спрашиваю о профориентации. В этом помогает «Точка опоры».
Любопытно, что, хотя в новом законе об образовании льготы сиротам при поступлении отменены, на местном уровне сохраняется 10%-я квота в вузы.
Комната для встреч. ТП рассказывает, что выпускники все время приходят в гости, после 6-ти вечера человек по 10 набегает.
- А те, кто взят в приемные семьи?
- Встречаемся иногда в городе, узнаем о них на конференциях, но не приходят. Раньше, когда патронат был, встречались у нас. А сейчас - нет, родители не склонны поощрять - моя семья…
Общаются ли с учителями школы? - Очень даже. Воспитатели ходят на родительские собрания. Если нет ничего в дневнике - звонок учителю… Как в семье.
И потом все наши воспитатели - учителя, кто по какому предмету. Если по физике не получается, направляют ко мне: Татьяна Прокофьевна поможет.

Я спрашивал о судьбе выпускников - за 8 лет работы ТП она обо всех знает. На стене кабинета, где мы завершаем экскурсию, вот такое «древо» выпускников. И мне выдается распечатка (привожу в конце данные из нее).

Неожиданным дополнением была встреча с приемной мамой, которая пришла забирать к себе 17-го ребенка (из этого детдома впервые). Сейчас у нее семь внуков. Начинала с гостевой семьи при церкви . На приемное родительство благословил епископ смоленский Кирилл, нынешний патриарх. Преподает православную культуру в Ярцевском интернате. Она говорит, что за то, чтобы связь приемных детей с детдомом не прерывалась.
(Вот это - два разных отношения, два разных понимания приемной семьи. Vojatui, рассказывая мне о своем опыте (14 приемных детей), подчеркивал, что он всегда готов отпустить своего ребенка - и отпускал. Это никак не мешает тому, что он для них отец, всю душу вкладывает.
Может быть, этому способствует то, что и он, и эта православная мама-бабушка, работали или работают в детском доме?).

А вот что я привез с собой.

Результаты поступления и обучения
(НПО - начальные профессиональные образовательные организации, СПО - средние).

Год                количество                куда     поступали                                    продолжали обучение в 2012 году

НПО
СПО
ВУЗ
НПО
СПО
ВУЗ

2008
5
1
2
2

3 (2 после СПО)

2009
10
1
9

2 (после СПО)

2010
6
1
5

3 (2-я спец.)

2011
7
3
4

4 (продолж.)
2 (после НПО)

2012
9
1
8
1

Результаты устройства детей в семьи

год
всего
В приемную семью
Усыновление
Возвращены в семью

2010
13
12

1 по совершеннолетию

2011
3
3

2012
14
4
3

UPD. С тех пор я многократно бывал в "Гнездышке", пользовался гостеприимством директора, Нины Дмитриевны Худолеевой, ночевал во время пребывания в Смоленске.
Вот еще о них: http://gignomai.livejournal.com/634659.html, http://gignomai.livejournal.com/641107.html



Previous post Next post
Up