Окончание
ВР - НП
Добрый день, Наталья Станиславовна!
Замечательно: нашлась точка, в которой мы стопроцентные единомышленники - безусловная, ничем не заменимая ценность родной семьи (не приемлю слово "биологическая"). Это аксиома. К ней можно в некоторых отношениях приблизить (по нужде, не уравнять) семью усыновителей. А все без исключения замещающие формы, согласен, "секонд-хенд".
У нас в России, по моим наблюдениям, вот эта четкая граница между семьей и квазисемейным устройством в сознании стерта. У Вас, что меня очень порадовало, она соблюдается - Вы ее блюдете, вопреки склонности некоторых приемных родителей. Но и, скажем, в минском детском городке я от Оксаны Евгеньевны Орловой услышал то же отношение: "Мы в семью не играем, мы им наглядно, опытно демонстрируем модель семьи". Конечно, Вы правы в своем скепсисе в отношении этой "модели семьи", где одна подвижница бьется с шестью-семью детьми, лучше бы с мужиком-отцом, чего там. Но, во-первых, неполная семья - это вполне обычная вещь, в такое время живем. А во-вторых (думаю над этим): семья складывается из многих функций и, если не удается реализовать в замещающей форме их все (это и к приемной семье относится), то давайте выделять важнейшие и их обеспечивать.
Согласен, что Гмайеровские СОС-деревни не панацея, но не буду спешить их категорически выбраковывать - кто исследовал сравнительную судьбу выпускников из них, из детских домов, из приемных семей?
И теперь к нашему главному расхождению. В этой "серой" (по отношению к семье) зоне не вижу абсолютной приоритетности того, что называют "семейным" (я бы назвал "квазисемейным") устройством по сравнению с детдомовским и интернатным. Да, нужно научить семейственности, но и жить в коллективе тоже нужно учить. И у интернатов (хороших!) есть преимущества в образовательных возможностях - элиту во всех странах так учили и воспитывали. А потом всё же еще от условий зависит. Приемная семья в городе - это одно, а в деревне - совсем другое: дадут ли там ребенку то образование, которое даст ему хороший интернат?
В России Церковь, видимо, богаче - немало церковных детских домов, неплохих, насколько мне известно. Есть и частные, например, два пансиона семьи Бородиных (на средства П.П.Бородина, который когда-то "возглавлял" союзное государство Беларуси и России).
Думаю, Вы уже поняли, что я сторонник сосуществования различных форм и их тщательного сравнительного изучения. А для себя выбрал работу, в первую очередь, с детскими домами - остальными формами и без меня много охотников заниматься.
С уважением
ВР
НП - ВР
Здравствуйте, Владимир Ростиславич! Классно вы подметили "где одна подвижница бьется с шестью-семью детьми, лучше бы с мужиком-отцом, чего там. Но, во-первых неполная семья - это вполне обычная вещь, в такое время живем". Постараюсь четче объяснить свою позицию. Дело не в подвижничестве, не в мужике-отце, не в благотворительности (кто за счет других налогоплательщиков, кто за свой счет, это кому как нравится). Я хочу сказать, что НЕСЧАСТНЫЕ ЛЮДИ не могут воспитывать СЧАСТЛИВЫХ ДЕТЕЙ. Как бы не пнулась нереализованная женщина, как бы не обнимала и не надрывалась, всё, что она дает детям , это понятие, что за счет одного несчастного, на его горбу (простите) в рай можно как-то въехать остальным. Но оно не получается. Не дураки европейцы, когда в приемные родители не допускают людей с нерешенными внутренними проблемами. Люди, потерявшие родного ребенка (Господи, сохрани), никогда не будут назначены на должность приемных родителей. Женщина, не устроившая свою личную жизнь, фиг с два получит право на прием приемных детей. Такие сингл-мамы (ох, я их насмотрелась во времена, когда у нас усыновляли американцы) клубок проблем, а она ребенка берет У НАС, в своей Америке ее соцслужбы на порог не пускают. А у нас плиз и с песней про "любовь к сиротам". Европейцы понимают, что прием проблемного ребенка (а непроблемных в наших палестинах не бывает) усугубляет и оживляет незализанные раны взрослого.... У нас даже как-то приветствуется, если ты в интернате рос и потом, как вырос, ребенка приемного принял - так ты герой! С психологической точки зрения данный гражданин просто хочет уменьшить свою боль, залечить свои травмы приемом ребенка с подобными проблемами... Кто из за искупления грехов, кто-то в память о нерожденных детях, кто еще для чего. В нашем сознании и люди, и дети в особенности как были средством, так и остались. Так и с интернатами, детдомами. Главное чтобы тело цело было. Чтобы дитя сидело накормлено, педагоги на гармошках играют, радость кругом!!!! Его вчера из семьи забрали, а он сегодня на музыкальном занятии в вихре хоровода кружится, и все думают, что он маленький, ничего не понимает... вот уж и забыл, что его от родителей забрали, примкнул вот к всеобщему ликованию.... Люди забывают особенность детской психики и забывают, что ВСЕ в наших душах оставляет след. И этот след будет болеть и ныть потом. Да, не сейчас, когда ребенок в "хорошем интернате", а после него. Этот след будет в отсутствии теплых отношений со своими близкими (люди просто не могут, не умеют любить. Пользоваться умеют, а любить - НЕТ), этот след будет в неумении строить отношения со своими детьми. Нет, нет, гражданин вполне сможет работать, он может получить образование и занять свое место в жизни .... Но он ИНОЙ, он все равно другой. Его чувства и отношения уплощены, духовный мир совершенно особенный, отношений привязанности почти нет. В общем, ЭЛИТА, что и говорить, несчастные люди.
У нас разный подход к качеству жизни, не находите? Я понимаю, что вы подразумеваете под словом элита. А я под этим словом понимаю несчастных закомплексованных людей, вот как принцесса Диана. Бедняга, и деток своих не вырастила, не понянькала внуков... Бедолага, в общем. НЕ, это классно, что она на самолетах в замки свои летала, на Порше каталась. Но, как ее судьба демонстрирует, без замков и порше прожить можно, а без привязанности, без теплых отношений нет, вот она и попалась.... Прокололась она на отсутствии способности любить. Она не любила, муж ее не любил (кстати, тот же интернатовец)... В общем, несчастных можно жалеть и поддерживать. Но не надо их тиражировать, поддерживая интернатовскую систему. На сим заканчиваю, ухожу в отпуск и желаю Вам всего наилепшага! С уважением, ПНС
НП - ВР
ой, ой, ой. Я пропустила в вашем посте такое интересное место Вы пишете " кто исследовал сравнительную судьбу выпускников из них, из детских домов, из приемных семей?" Ростиславич, эта исследовательская разработка обречена на провал. Понимаете, это как МЕРЯТЬ УРОВЕНЬ СЧАСТЬЯ у детей из разных семей, или у меня и Вас. Как можно исследовать судьбу? Ну, возьмут критерии социализированности - получил образование. Это плюс. Нашел работу. еще плюс. Работает. Женился, сына родил. Три плюса. А потом повесился. Или спился. Или выиграл джекпот, или ограбил банк. Ярославльский пединститут в свое время проводил подобное исследование. Если у ребенка не было по жизни привязанности, так и доли у него не было, толь бродяжили, толь в тюрьме обретались. А если была привязанность - лучше шло у такого человечка по жизни. Но всё очень условно, для этого исследования нужен счастьяметр, это же не сила тока, его не измерить.... Вот теперь уж точно заканчиваю. Приятного субботнего вечера! С уважением, ПНС
ВР - НП
А на это ответ простой. Что-то неизмеримо, факт. Но ведь сравнивают. Пишут казенные детдома калечат детей, из них выходят неудачники и т.д. и т.п. А все, что утверждается качественно, наобум, можно оценить количественно: образование, карьеру, семейное положение, число детей и т.д.
Делай, что можно, а что нельзя само не получится.
НП - ВР
А я бы тоже предлагала простой ответ. Берем две группы детей. Одни домашние , другие интернатные. И задаем один вопрос. Вы где хотите жить? Посчитаем потом, сколько домашних попросятся в интернат, и сколько интернатных захотят домой. Вот и всё исследование.
А карьеру мерять - это вообще мне кажется тупик. Вот давайте сравним. Две карьеры. Зав. сельским клубом и зав слесарной мастерской. Где лучше? Что лучше? Или ответ в слове ЗАВ?
А как быть с числом детей? Что хорошо, когда семья 8 детей родила и живет на соцподачки, или когда семья двоих на ноги самостоятельно ставит, дает образование и ни от кого не зависит, ни у кого ничего не просит? Сейчас вот акция идет в Минске называется "соберем школьный портфель детям из многодетной семьи..." Я сунула в ящик 2 доллара в эквиваленте и прошептала - не приведи, Господи, чтобы моим детям чужие люди на карандаши скидывались.... А ведь кто-то эти дармовые карандаши получит и возрадуется... Кто выиграл, кто проиграл? Кто дурак, а кто умный за чужой счет?
А насчет того, как измерять, неудачник ты, или удачник? тут даже я, со свойственным мне многознайством*** стала в тупик. ПНС
ВР - НП
Да нет, что ж Вы, дорогая НС, оглупляете :)) то, что я написал. Конечно, не все можно сравнивать и не все сравнимое важно. Но, например, если утверждается (так, по общему впечатлению), что детдомовцы вдвое реже имеют семью с детьми и вдвое чаще попадают в тюрьмы, то почему же не посчитать, сколько того и другого - для детдомовцев и для ПС.
А насчет опроса детей вы, во-первых, уточните домашние - это у Вас кто, в родных семьях или ПС. А во-вторых, тут не в числе дело. Наверно, результат будет в пользу ПС. Но важно, что будут (я это знаю!) дети в интернате, которые в ПС не захотят, несмотря на то, что вокруг все твердят о счастье туда попасть из "казенки".
Кстати, сейчас, думая о том, как написать о Вашей форме ПС (а она мне очень нравится), перечитал дискуссию об этом с российскими приемными родителями (вот здесь, в комментариях -
http://tpp76.livejournal.com/94041.html). Так у нас, в России, и законы не совсем такие, как у Вас, и, главное, отношение к ПС у "родителей" совсем другое, то, с которым Вы боретесь.
ВР - НП вдруг успею
А нет, так, после отпуска Вы ж не откажетесь от диалога? :)))
Про несчастных, которые не могут воспитывать счастливых. Не уверен, что это всегда так, но готов согласиться, что отсутствие опыта счастливой семьи - не на пользу воспитанию. Но воспитательницы в минском детском городке вырастили детей в СЧАСТЛИВЫХ СЕМЬЯХ! Вырастили своих и теперь растят других. И в детдомах воспитатели, с которыми я сталкивался имели счастливые семьи, кстати, полные, с отцом - иначе трудно совместить с работой у детдоме.
А насчет воспитания элиты в интернатах - это про другое: про возможность дать классное образование - как Пушкину. Это хорошо и для семейных детей и вполне совмещается с жизнью в семье. А для сирот дело не в том, что элитарное образование заменяет семью, а в том, что, раз он оказался все равно в учреждении, так дайте ему там отличное образование, иначе он вдвойне обделен - и семьи нет, и образование у него третьего сорта.
Хорошего Вам отдыха! Спасибо.
НП - ВР
Однако, Вы умеете зацепить ))) Вот Ваши слова, с которыми я не соглашусь, т.к. они противоречат законам психологии, физиологии и мироустройства. Цитирую: "А для сирот дело не в том, что элитарное образование заменяет семью, а в том, что, раз он оказался все равно в учреждении, так дайте ему там отличное образование",
Ваша ошибка, простите за критику, заключается в том, что вы рассматриваете дитя как чемодан, который можно наполнить знаниями. Это огромное заблуждение. Дитя тогда учится хорошо, когда ЕМУ ЕСТЬ ДЛЯ КОГО СТАРАТЬСЯ, есть КОГО РАДОВАТЬ, когда у него есть тот базовый взрослый, ради которого стоит жить. Вы можете наполнить интернат классными, самыми крутыми педагогами, создать базу как в оксфорде. А они не возьмут, в них не войдет. Не потому, что они "неразвитые и гены плохие" (этот бред оставляю на совести обывателей и журналистов). Дело в том, что от разрыва отношений с родными дети горюют, и их развитие идет по проблемному пути. Вот если взрослый человек потеряет всех своих близких, всех окружающих и все-все-все. Скажите, такой человек будет с интересом изучать квантовую физику???? Нет, разумеется. Осиротив дитя, мы ждем от него успехов на учебном поприще??? Напрасно. Ему бы сохранить себя в уголке израненной души, ему бы как-то приспособиьться. Опять же не мной сказано и миллионы раз доказано "Аффект тормозит интеллект". Если ребенок в стрессе (а интернат само стресс, т.к. это искусственная среда), и в интернат ребенок попал т.к. его вырвали от родных, то что вы хотите от интеллекта?
Скажите, вы будете стараться, достигать, постигать, если окружающие Вас люди не будут заинтересованы в Вас искренне, если они будут сменяться, если когда они будут Вам нужны - у них будет выходной или отпуск? Ребенок будет учится и в него войдет самое крутое образование по самым крутым мировым стандартам - если
он не будет предан
он не будет вырван без объяснений из привычной жизни
он сохранит доверие и одного два базовых взрослых.
ему будет для кого жить и для кого развиваться.
А это в детдоме дать невозможно. Можно дать псевдо заботу, и некоторым детям это тоже помогает, они за хорошие условия интернатов цепляются и демонстрируют чудеса выживаемости и приспособляемости. Но какой ценой? Разве это надо? Разве нельзя иначе? Можно! И надо избегать устройства ребенка в интернат всеми силами и стремиться, чтобы их не было, интернатов этих...
Вот в домах ребенка крутые тренажеры и 8 раз питание, а дети еле на ладан дышат.... А дома, в простой сельской семье, где грязно по городским меркам, комары и мухи, и у детей из игрушек три баночки от консервов их развитие гораздо адекватнее педиатрическим, педагогическим и просто человеческим представлениям.... Потому что есть Их взрослые, которые присматривают их не ахти, и одевают-обувают не очень. Но они их любят, они ими дорожат. И этого вполне достаточно для нормального развития. А тренажеры и диета - без них вполне можно обойтись.
ВР - НП
Однако, Вы умеете зацепить ))) Знаю :)) и - пользуюсь.
Вот на это, последнее, не хочу торопиться с ответом. Буду думать. Только намечу направление думанья.
Мне кажется, мы уперлись в вопрос о роли пережитого страдания в становлении человека (включая и его образование). Речь о ребенке, который уже пережил страдание, уже покалечен. Кто, где и как может ему помочь? Одна ли форма помощи хороша для всех или это индивидуально? Что тут может замещающее родительство, а что интернат?
НП - ВР
Напоследок, чес-слово! ))). Вот Ваша мысль "дети в интернате, которые в ПС не захотят, несмотря на то, что вокруг все твердят о счастье туда попасть из "казенки".
Есть такие дети, их не мало, как правило это - подростки, младшие-средние-старшие школьники, дети, в сознательном возрасте потерявшие свою семью. Эти дети ПРОСТО ИЗБЕГАЮТ конфликта лояльности. Они не хотят выбирать между двумя семьями: плохой, но родной, и хорошей, но чужой. И они сознательно остаются в интернате не потому, что там манна небесная, классно, крутое образование и директор-подвижник. Они это делают, чтобы избежать большей боли, боли от выбора, от переживания еще раз своей вины (ведь не секрет для воцерковленных (для тех, кто в танке), что дети свое попадание в интернат рассматривают как СВОЮ проблему, а не проблему родителей). Спросите у подростка, отчего это он в интернате? Он Вам скажет: я плохо учился, пропускал уроки, вот меня сюда и упекли. А то, что его родители беспробудно пили и дети мал-мала меньше голодали - это Вам ребенок не скажет. Для нормального ребенка родители - всегда хорошие и всегда правы. А он виноват. Это явление эгоцентризма детской психики (всегда за все в ответе)... Кстати, западники конфликт лояльности оценивают как самый разрушающий детскую психику фактор. Во многих странах, если родители разводятся и за дитя спорят - такое дитя просто забирают из семьи. Специалисты исходят из того, что ставить дитя перед дилеммой выбора (ты с кем останешься жить: с мамой или папой? или "ты с своей семье хочешь, или в ПС?" ) ЭТО БЕСЧЕЛОВЕЧНО, по-фашистски и против ребенка. ЭТО ЕГО РАЗРУШАЕТ. Если родители - нормальные родители - они ДОГОВОРЯТСЯ на благо ребенка, они не поставят его перед выбором, они не переложат на его плечи решение проблем. А если родители - неродители, а спорщики - они пропиарятся, повыясняют свои отношений и ребенка сделают заложником своих амбиций. "Любовь" у них такая к нему. Представляете, если я это вслух проговорю в стране, где "ребенок после развода должен жить с матерью"! Я-то знаю, что ни к коем случае... в подавляющем большинстве случаев. НО говорю. И никто не слушает. И нормально. Мои дети, в спорах о воспитании которых я участвовала. когда им было по 6-8 лет, выросли и продемонстрировали свою боль от ненужности во всей "красе": уход в субкультуру, в секту, в наркоту или алкоголь - просто цветочки. А некоторые просто изощренно издеваются над родителями, которые когда-то их отспорили. А ведь я предупреждала. Но не слышали. А теперь на терапию ходят. да уж поздно, нет отношений, которым могла бы помочь терапия. Вот Минздрав на всех сигаретах написал "КУРИТЬ НЕЛЬЗЯ" А люди курят. И помирают. Так Минздрав плохой, или люди уроды? Я отклонилась, простите. Давайте дальше.
А еще дети просто боятся. Как оно в интернате - мы уже привыкли, приспособились, жить можно. А как оно там будет в этой чужой семье? Опять же все кругом твердят, что семьи "наживаются" на приемных детях. Что, дети, глухие, что ли? Вы думаете, они не в курсе наших взрослых разборок, тёрок в сети, дискуссий и т.п. выяснения отношений?
Поэтому дети, сознательно игнорирующие возможность из интерната уйти в ПС - для меня реальность и я их выбор уважаю. Главное, чтобы он сознательным был ( насколько это возможно), чтобы не было "агентов влияния": когда интернат по комплекту трещит по швам, идет борьба за каждого ребенка. Сунется туда ПС - а ей дулю: у нас все хотят жить в интернате! Никто к вам в семью идти не желает! Это называется просто: борьба за контингент. Вы бы видели, какие диагнозы детям лепятся (больных люди брать в семьи боятся, с нашей-то медициной), какие характеристики детям пишутся - как мастурбируется тема: к нему мама приходит в интернат (пять раз лишенная род. прав), он хочет у нас, в интернате жить! И точка. У нас на сайте есть чудная статья адвоката рос. Антона Жарова, называется "Она же дурочка!" - о том, как в российских детдомах отпугивают усыновителей. Это машина - интернат. И она всех переедет, кто встанет на ее пути.
За ссылку спасибо, НО. В дискуссиях я не участвую. Причем - уже давно. Это как-то по донкихотски, а я не святая. Я профессионал. Мою позицию людям трудно понять (люди не допускают, чтобы профессионал имел другую позицию. Для них профессионал - тот, кто имеет ИХ позицию). Ведь у нас в сиротстве и в семейном устройстве "разбираются" все. Каждый. Кто хоть один раз интернат посетил - уже дока! Одного ребенка приемного вырастил - уже эксперт. И каждый хочет абсолютизировать свой опыт. И если влазит в этот "обмен мнениями" недобитый профи - все камни начинают лететь в его сторону. Я даже на своем сайте в блоге не предусматривала опцию "комментарии". А зачем?! Чтобы люди, которые сбоку-припеку к моим профессиональным вопросам написали на меня, что я дура?! Пусть они с моё поработают, пусть столько узнают, почитают, выстрадают, столько ошибок и достижений сделают - тогда и поговорим. А так выходит: все знают, как лечить, учить и строить. Еще все знают как усыновлять и как детей сирот воспитывать (в семьях или в интернатах). Бог в помощь! Хочу, чтобы Вы понимали, что я ни с чем не борюсь, не борец я и не подвижник (это к тому что Вы уже несколько раз написали фразу "боретесь там за что-то"). Просто так сложилась моя проф. жизнь, что я это знаю. А кто-то только начинает, и ему кажется, что он прав. Ключевое слово "кажется". ЛЮди вон тысячу лет боролись, что дескать земля плоская. И что?! "Большинство голосов не есть доказательство в пользу истины". Я не в большинстве, но мне комфортно. Профессионал не может быть в большинстве. Это как ремонт в квартире: ВСЕ его делают, но если надо, чтобы был качественный - зовут профессионалов. А у нас в РБ, и у Вас в РФ, в основном люди просто обойчики цветастенькие своими руками клеят, и всё. Это типо аналогия, если не очень - прошу пардону, и не в Ваш, упаси, Боже, огород камень!
Хотим мы, или нет - мы интернаты все равно закроем, и не потому, что президент сказал, а потому, что это социальное уродство (даже с хорошей базой и с хорошими педагогами). Главное - чтобы не было войны, если война - пойдут дети сироты, и институт ПС (еще достаточно слабый, что у Вас, что у нас) - с ними просто не справится (по объему и по проблемам) Мы сейчас уже чувствуем дыхание войны, если можно так сказать. первыми ласточками были еврейские дети. Там как новый виток конфликтов с Газой - так детей к нам перемещают. Теперь вот Украина... Вот мои коллеги профессионалы на переднем крае, если можно так сказать. А обыватели все решают - что да как, обсуждают. А мы уже делаем.
Владимир Ростиславович. я Вас попрошу, чтобы мои тезисы, если Вы будете их использовать в своих печатных работах с указанием на мою фамилию, обязательно предварительно показали мне. Или лучше фамилию не упоминайте. Так возникает эффект множественности и это огромный плюс в моей "борьбе". Все подумают, что "имя нам - легион".
С уважением, ПНС
ВР - НП
Наталья Станиславовна! Большая удача - встретить человека с позицией и притом слышащего контр-аргументы. Так что, надеюсь, не "напоследок" :))
Думаю, что и я слышу Ваши доводы и понимаю их правду. Вот только не уверен в справедливости крайних выводов. Подумал над тем, что Вы писали о том, что никто не станет учиться, если не для кого, если рядом нет "своего" взрослого. Верно, очень помогает учиться любящий, поддерживающий взрослый. Но и это не абсолютная необходимость, бывали и иные примеры. И почему же такому взрослому не быть в интернате. Я знаю такие, где этот взрослый есть и радуется, и поддерживает...
Вы скажете (мне уже говорили), что это исключение. А я (обзовите мечтателем, я не обижусь) думаю о необходимости создания "директорского корпуса" из подвижников (вроде ордена), получающих профессиональную подготовку.
У нас с вами идеал по-разному выглядит, а в реальности-то мы не расходимся: и Вы, и я - за развитие семейных форм устройства (причем мне очень по душе та четкость, с которой Вы проводите границу между ПС и ДДСТ, с одной стороны (профессионалы на службе) и семьей, родной, усыновительской и опекунской, с другой. У нас в России все это смазано. И Вы против распихивания детей - и в другие интернаты, и в неготовые к этой работе ПС. А разве Вы против того, чтобы я пытался устроить жизнь детей в сохраняющихся (пускай по-Вашему, пока что) интернатах и детских домах лучше, повысить в них качество образования, лучше готовить к жизни? Не будете же Вы рассу
Вчера на ночь читал брошюру "Усыновление из приемной семьи" и поймал себя на том, что многое прилагаю к детскому дому. Например, вот это: должна быть преемственность привязанности. Сейчас из детского дома "спасают" и стараются, чтобы ребенок поскорее забыл "этот ужас". А в большинстве случаев это и незаслуженно и вредно, как всякое вычеркивание из его истории кусков (Вы об этом пишете по другим поводам).
Вот как-то так.
Наталья Станиславовна! Что касается "тезисов", т.е. основных положений белорусской сиротской политики, я буду их излагать опираясь на публикации, их цитируя. Но мне очень нравится наша переписка, я люблю диалог, в котором сталкиваются позиции и движется мысль. У меня поэтому родилось желание опубликовать ее в моем блоге целиком, без каких-либо изъятий. Как Вам это? Конечно, я могу обозначить Вас как "ХХХ", но зачем? Ваши письма великолепны, а переписка в целом передает остроту обсуждаемых проблем... А?
Ответа получить не успел, но публикую. Дорого яичко… А опасения Н.С. относились к возможному искажению мыслей, тут же написанное ею самой, без добавлений и изъятий…
Блог Н.С. на сайте Центра усыновления вот здесь:
http://child.edu.by/main.aspx?guid=1731. Там ответ на мою отсылку к примеру Пушкина. Н.С. со свойственной ей убежденностью и красноречием пишет, что Пушкин был бы счастливее, если бы жил без Царскосельского лицея, но с материнской любовью. И бабником бы таким не был.