Прежде, чем идти искать ВВ побродил по территории. Под катом несколько фоток.
Потом я узнал, что в эпоху малявкинского детдома основное место было здесь, на крутом берегу реки Хмость. В этих домах сейчас живут работники интерната:
DSCN1971
Flamber.ru Дорога от спального корпуса и столовой к школе:
DSCN1972
Flamber.ru Пионер. А неподалеку - пионерка.
DSCN1973
Flamber.ru Школьный двор:
DSCN1975
Flamber.ru В ожидании того, когда ВВ поведет меня в дошкольное отделение, во дворе школы завожу разговоры.
Первый собеседник, Игорь Сергеевич Хомяков. Сейчас он работает по техническому обслуживанию интерната, а в 80-е годы - не хватало учителей - был учителем истории, военруком, трудовиком. Рассказывает, как ездил с ребятами копаться в оставшихся после войны развалины. Эпизод:
- Сидим на обломках разбитого танка, едим тушёнку. Смотрю - одного нет. Где? Озираюсь, вижу в углу, около стены, остервенело копает. - Ты что? - Хочу найти человека!
Андрей, 9 класс. В интернате три года. Говорит рассудительно, речь правильная, фразы без пропусков, как часто у детей.
- Тебе здесь нравится? - Да. - Ребята дружные? - Да.
Спрашиваю, как попал сюда. Родители погибли. Отец умер от передозировки, мать убили. Есть старший брат, работает в Москве агентом по продажам. По окончании интерната поедет к нему. Брат ждет, работой обеспечит.
- Учишься хорошо? - Нормально.
И дальше без моих вопросов:
- Всё нормально здесь. Одежда, питание. Плюс деньги идут на книжку. Что тебе необходимо, здесь всё дадут. Ты ни за что не платишь, ты, как это сказать, на гособеспечении.
Спрашиваю про возможность выходить за пределы территории интерната.
- На каникулы если, к родителям, они могут забрать. Если в Кардымово, нужно предупредить воспитателя, когда уйдешь и когда придешь, и она отпустит.
- А здесь ведь речка есть? - Да, Хмость. - Хорошая? Купаться можно? - Да. Но маленькая. Ключи там пробивают.
И опять про более важное:
- К нам спонсора приезжают. Проводят здесь праздники, конкурсы всякие. Мы заказываем подарки - цифровики, телефоны…
Спрашиваю про самоуправление. Не сразу понимает, о чем я. Ну, президент…
- А… Каждые два-три года у нас выбирают президента Кардымовской школы-интерната. 3 октября были выборы. Два кандидата - Белоусова и Парфёнов Валера. Выбрали Парфёнова.
- Ну и какие у него полномочия? Что он может?
- Устраивает праздники… В общем, вроде нашего директора, Александра Павловича.
Подходит еще один мальчик, Витя. Какие планы? Собирается в строительный колледж в Сафоново.
- Мне, ребята, понравился ваш интернат. - Да, здесь хорошо. - Лес. Вы в лес ходите? - Да, здесь грибы есть. Недавно воспитательница попросила принести грибов, собрали, потом их нам приготовили.
- Летом нас в лагеря отвозят. Перечисляют названия - в Смоленской области.
На Новый год в Москву возят, на рождественскую ёлку. Там нам подарки дарят. И здесь тоже проводятся концерты, подарки дарят.
Подходит ВВ: Это вам попались самые наши гвардейцы. Витя - веселый парень, хулиганистый, конечно, немного. И Андрюша…
ВВ беспокоится о том, чтобы я повидался с соцработником, она сейчас в отъезде - она вопросами жилья ведает. Это подсказывает мне вопрос: знают ли ребята, как у них будет с этим?
Отвечает Андрей: Да. Либо я где-то прописан, либо мне предоставят новое. У меня вот дом, где я жил в поселке, снесли. Я ходил к соцработнику, были получены документы о сносе и о выделении мне другого дома там же в поселке. Когда исполнится 18, дадут ключи.
Благодарю ребят, прощаюсь, заходим в школу. Пока ВВ ходит по своим делам, заговариваю с пожилым вахтером. Анатолий Алексеевич Стороженко. В прошлом вел труд, пение, автодело, ИЗО. На моё изумление: Еще и заставляли в сельскую школу бегать, вести уроки. Мороз, не мороз, а надо. Иной раз резинка от трусов мокрая, и высушить негде. А что делать? Дети…
- В двух школах? - И в трех бывало. Еще и лекторами работали. За ту же зарплату. Преподаватель? Прикрепляют тебя к какому-нибудь колхозу или деревне. Раз в месяц должен собрать людей, поговорить о наболевшем, узнать у них, какие вопросы… Прочитать лекцию о международном положении.
Раньше здесь было детей больше, чем сейчас. И одна медсестра - всех осматривала, всех лечила. А сейчас две медсестры, врач, зубной техник был…
Раньше был школьный участок, картошку садили, коровы… А сейчас - не надо.
А вот в выходные дни как было? Обувка у детей плохая, но гуляли… Крик… дети находили для себя игры. Лес был весь перекопан - окопами, блиндажами. Дети в них играли. Погода, непогода…
Мимо нас проходит малыш лет семи, рассеянно осматривающийся по сторонам. - Как тебя зовут? - Вова. - Ты в каком классе? - В первом. - А почему не на уроке? Бормочет что-то не очень вразумительное.
Мой старший собеседник объясняет, что «психика у него нарушена». Он встал и пошел. А ловить его, занятие сорвано. Так и бродит…
Подходит ВВ: А… это наш Вова…
Идем к дошкольникам на занятие.