В плане практических действий будем продолжать посещения, исследования, установление контактов, может быть, и игру где-нибудь проведем (мне воображается игра уже не с одним интернатом, а с областью, со всеми, кто причастен).
Но стало ясно, что нужна большая теоретическая и методологическая работа, нужно разбираться в основных понятиях.
Что такое детство? Что такое достойное детство? Что может и должен дать взрослый ребенку, что делать такого, чтобы ребенок полноценно жил сейчас и развивался для будущей взрослой жизни?
Как сказывается на всем этом особая, отягощенная, часто покалеченная судьба тех детей, о которых мы печемся? Чего они требуют дополнительно в сравнении с благополучными детьми? Что они потеряли безвозвратно и к чему не следует стремиться, чтобы правильно распорядиться возможностями?
Что такое семья? В чем содержание родительско-детских отношений, родственных отношений? Что в них допускает, а что не допускает "протезирование"? Как живет и как должна жить в искусственно созданной "семье" семья родная, память о ней, ее наследство? Какую роль в этой ситуации играет родовое наследие, то, что в некоторых психотехниках называют "системным полем"?
Что вообще мы можем и должны делать в деле обучения и воспитания целенаправленно, программируя свои действия? В обычных благополучных семьях, может быть, и можно не очень задумываться обо всем этом, полагаясь на интуицию, опыт поколений и родительскую любовь, но тут-то так уж точно не получится, думать надо...
Я понимаю, конечно, что мы не на пустое место приходим, что все это многократно изучено и продумано. Но, во-первых, уже наработанное надо освоить. Во-вторых, что-то наверняка осталось и на нашу долю.
Семинар нужен. А лучше институт.