СИРОТЫ 154 - как складывалась система: усыновление

Sep 03, 2013 20:41

Как этот вопрос решался при царях?
В Своде гражданских законов Российской Империи на 1911 год соответствующий раздел начинается с того, что «Усыновление дозволяется лицам всех состояний, без различия пола, кроме тех, кои по сану своему обречены на безбрачие». Из остального что-то выглядит вполне обычно и для нас (требования к возрасту и правоспособности усыновителя, разница в возрасте, согласие родителей, усвоение усыновленным прав наследования и т.п.), что-то связано с сословными реалиями и преимуществами христианского вероисповедания перед прочими; это любопытно, но не отвлекаюсь - кому надо, см. по ссылке.
Впрочем, один пункт таки приведу, касательно иностранного усыновления. «Право усыновления подкидышей или непомнящих родства предоставляется живущим в России иностранцам, не принявшим Российского подданства, но с тем, чтоб усыновляемые подкидыши, которых происхождение и крещение неизвестны, были крещены и воспитываемы в Православном исповедании, кроме только трех Прибалтийских губерний, для коих сие правило не обязательно, и чтобы, сверх того, они сохраняли звание Российских подданных; в причислении же таковых лиц к надлежащему сословию, должно быть поступаемо по законам, на сей предмет постановленным.
Примечание. Христианам всех исповеданий разрешается принимаемых ими на воспитание некрещенных подкидышей и детей неизвестных родителей крестить по обрядам своей веры».
Мотив законодателя кристально ясен: дитя необходимо сохранить в православии или, на худой конец, в инославном христианстве, а нехристей по возможности крестить.

Выделяю две вещи.
Первое: деление детей на законных и незаконных. Эта тема подробно трактуется в других разделах, но сюда она входит пунктами об усыновлении собственных внебрачных детей и вопросом об уравнении их в правах с детьми законными. И тем, что сама ситуация наличия в семье своих детей и усыновленных возможна только при усыновлении собственных внебрачных детей. Соответственно:
Второе: "Усыновление чужих детей не допускается, если у лица усыновляющего есть собственные законные или узаконенные дети".
Что за идея стоит за этим запретом? Могу предположить только одно: забота о том, чтобы не были ущемлены права родных детей. И это тесно связано вообще с тем значением, которое тогда придавалось родству - ему посвящена отдельная глава «О союзе родственном», где даже таблица степеней родства приведена. Об этом надо отдельно поговорить.

Для начала достаточно. Посмотрим, что сюда внесли большевики.
Очумел я, братия и сестры, читая первые декреты советской власти (1918-1919).Даже простое их перечисление впечатляет. Это что-то демиургическое, творение мира заново. А если не творение, то переименование. От обращений к «народам мира» до порядка распределения мыла, а в промежутке - обо всем на свете (банках, школах, больницах, судах и трибуналах, народах России, акцизах и т.д. и т.п.). И очень много об «упразднении» ранее существовавших порядков и учреждений.
В частности, важное для нас: упразднено различение в правах между детьми, рожденными в браке и вне брака.
И по поводу усыновления в этот раннейший период круто: Ст. 183 Кодекса законов о браке, семье и опеке 1918 г. напрочь отменяла институт усыновления: «С момента вступления в силу настоящего Закона не допускается усыновление ни своих родных, ни чужих детей. Всякое такое усыновление, произведенное после указанного в настоящей статье момента, не порождает никаких обязанностей и прав для усыновителей и усыновляемых».
Почему? Ну, одна причина такая: большевики, по крайней мере, те из них, кто был назначен ведать детскими делами, вроде Александры Коллонтай, были убеждены в скором отмирании института индивидуальной семьи - это сказалось и в становлении системы учреждений для сирот, «государственных детей». Вторая - то вроде бы, что они считали, что детей усыновляют, чтобы эксплуатировать (по отношению к взятию в крестьянские семьи на воспитание такое, как пишут, бывало).

Долго этот запрет не продержался. В Кодексе 1926 года глава 3 второго раздела - 10 коротких пунктов об усыновлении, которые сохранили силу доныне:
«57. Усыновление допускается только в отношении малолетних и несовершеннолетних и исключительно в интересах детей.
58. Не имеют права усыновления лица, лишенные права быть опекунами, согласно ст. 77 настоящего Кодекса.
59. Усыновление производится постановлением органов опеки и попечительства и подлежит регистрации в общем порядке в органах записей актов гражданского состояния.
60. При усыновлении усыновляемому может быть присвоена фамилия усыновителя, а также, при наличии согласия усыновляемого, и отчество усыновителя.
61. При наличности родителей усыновляемого или в случае нахождения его под опекой или под попечительством, для усыновления требуется согласие не лишенных родительских прав родителей, опекунов или попечителей.
62. При усыновлении кого-либо лицом, состоящим в браке, требуется согласие другого супруга.
63. Усыновление детей, достигших десятилетнего возраста, без их согласия не допускается.
64. Усыновленные и их потомство по отношению к усыновителям и усыновители по отношению к усыновляемым и их потомству в личных и имущественныхправах и обязанностях приравниваются к родственникам по происхождению.
65. Усыновление, совершенное в отсутствие или без согласия родителей усыновляемого, может быть отменено органами опеки и попечительства по просьбе родителей, если возвращение им ребенка соответствует интересам последнего. Для отмены усыновления несовершеннолетнего старше десяти лет требуется его личное согласие.
66. В судебном порядке может быть возбужден любым лицом или учреждением иск об отмене усыновления, если этого требуют интересы ребенка.
67. В случае отмены усыновления суд постановляет решение об отобрании ребенка от усыновителя, передаче его на попечение органов опеки и попечительства, при чем суд может присудить ребенку содержание с усыновителя».
Здесь важно то, чего здесь нет и что потом появилось, но - доберемся.

Вообще, все время вплоть до Войны усыновление явно не было в центре внимания. Генеральная линия была на государственные учреждения, о ней - отдельно. Голод переполнил детдома и заставил воскресить патронат, - но и это самостоятельная тема. Статистики я не нашел, но по всем признакам усыновляли мало, нужда и пропаганда гнали женщин работать, поэтому им было не до чужих детей, своих радовались пристроить на гособеспечение.

Тема вышла на первый план с Войной и новой волной осиротения. Детдомов не хватало. И вот «Правда» от 31 января 1942 года в статье Е.Кононенко «Ты не сирота, малыш!» сообщает о почине работниц завода «Красный богатырь»: «Женщины, матери, - обратилась в 1942 г. к своим коллегам работница завода Елена Овчинникова, мать четверых детей, - все это так, все это хорошо, сундуки пересмотрим, найдутся и рубашонки, и платья. Принесем. Но детей-то, детей жалко, ведь они сироты! Отцы их за нас кровь проливали. Матери, не могу я молчать, возьму ребеночка такого к себе, приласкаю, выращу». После этого собрания шесть работниц завода взяли в свои семьи по одному ребенку». Массовое движение усыновления было в Москве после того, как отогнали немцев. Очень многие (ок. трех тысяч семей) и помногу усыновляли сирот в Средней Азии, об этом тогда много писали.
8 сентября 1943 был издан специальный Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усыновлении». Он короткий, приведу:
«1. Установить, что усыновляемому по просьбе усыновителя могут быть присвоены фамилия и отчество по имени усыновителя.
2. Усыновители по их просьбе могут быть записаны в актовых книгах о рождении в качестве родителей усыновленного.
3. Усыновление детей, достигших десятилетнего возраста, присвоение им фамилии и отчества по имени усыновителя, а также запись усыновителей в качестве родителей без согласия усыновляемых не допускается.
4. Предложить Верховным Советам союзных республик внести соответствующие изменения в Кодексы законов о браке, семье и опеке».
Новым, как я понимаю, была запись усыновителей в актовых книгах «в качестве родителей усыновленного». Из нее логически вытекла тайна усыновления.

Что было дальше? Процитирую хорошую статью Т.М.Смирновой. Она посвящена истории патроната, но многое относится и к усыновлению: «В первые послевоенные месяцы сотрудники органов Наркомпроса РСФСР оказались не в состоянии удовлетворить все запросы граждан, желающих усыновить ребенка [Сироты воспитываются в семьях трудящихся // Правда. 1945. 26 окт.]. Однако, энтузиазм, как известно, не может длиться вечно. Постепенно послевоенный «бум» усыновлений пошел на спад, чему в значительной степени способствовал и голод 1946-1947 гг., а также общая послевоенная разруха. Тяжелый восстановительный период конца 1940-х гг. способствовал обострению ряда проблем детства (включая рост детской беспризорности и преступности), поскольку занятые на производстве родители (а зачастую это были только матери) практически не имели возможности заниматься воспитанием своих детей».
Важное свидетельство. Оно, во-первых, о значении энтузиазма. А во-вторых, о том, что на энтузиазм нельзя рассчитывать как на постоянное массовое явление.

И дальше еще довольно долго об усыновлении (как впрочем и о других семейных формах устройства сирот) сказать нечего. История сиротства в послевоенном СССР - это в основном история детских домов. Причем, забегая вперед (буду об этом подробно): сам состав сиротства другой был. Пока не уточнял, но явно меньше бросали детей, хотя и отдавали в интернаты на воспитание; в хрущевское, любопытнейшее в этом отношении время это вообще стало генеральной линией…

В «Основах законодательства Союза ССР о браке и семье», принятых в июне 1968 года, и Кодексе РСФСР, принятом в следующем году, про усыновление ничего особенно нового, кроме явного утверждения тайны усыновления.
Чего там нету? Нету объявления усыновления приоритетной формой семейного устройства - это появится только в Семейном Кодексе 1995, уже в постсоветской России.

Очень важное отличие от ныне действующих норм - не в законах, а в том, что называют «подзаконными актами», в данном случае в министерских инструкциях и приказах. Инструкция Минздрава и Минпроса «О порядке передачи детей и подростков на усыновление, под опеку (попечительство) и их медицинском обеспечении» : «Усыновлению подлежат здоровые дети и подростки. Исключение могут составлять те случаи, когда усыновление производится родственниками или посторонними гражданами, которые, несмотря на предупреждение о недуге ребенка и его последствиях, настаивают на его усыновлении». Это не абсолютный запрет, но категорическое намерение воспрепятствовать усыновлению тяжелобольных детей (дальше длинный перечень «абсолютных» и «относительных» противопоказаний).
То же в точности повторяется и в инструкции 1986 г..
Только в 1991 году выходит инструкция с другой формулировкой, отменяющей этот полузапрет: «На усыновление могут быть переданы как здоровые, так и больные дети, но при условии, что последние по характеру (течению) заболевания не нуждаются в постоянном пребывании и лечении в специальном лечебно-воспитательном учреждении». Но в качестве позиции, существующей и отстаиваемой, он существует и сейчас. Не так давно разговаривал со знакомой, всю жизнь проработавшей с умственно отсталыми детьми. Она и сейчас убеждена, что специалисты лучше обеспечат развитие и благополучие этих детей, чем семьи. Еще одна проблема, о которой - отдельно.

Поправки 1990 года чуть-чуть облегчают усыновление при живых родителях: "Усыновление может быть произведено без согласия родителей, если они более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и без уважительных причин не принимают участия в его воспитании и содержании, не проявляют в отношении ребенка родительского внимания и заботы" - кажется, такие ситуации стали более частыми, раз понадобилось учесть это в законе.

«Семейный Кодекс», принятый в 1995 и действующий (с поправками) сейчас. В нем
1) усыновление объявлено приоритетной формой семейного устройства,
2) подробно прописаны и требования к усыновителям, и порядок усыновления, и куча других вещей.
К делу еще имеют отношения такие важные новшества, как банки данных о детях, оставшихся без родительского попечения и таких, для усыновления которых отсутствуют препятствия.

Вот так это дело нормировалось. А в завершение - о результатах.
Статистика усыновления есть за 1999-2012 годы. Вот она - приведены абсолютные цифры усыновленных и проценты от числа ежегодно учитываемых сирот):

1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
8010 7292 7175 6931 6948 7075 6400 5073 5217 4633 4465 3965 3542 3095
7% 5% 5% 5% 5% 5% 4% 4% 4% 4% 4% 4% 4% 4%

Можно предположить, что некоторое уменьшение доли усыновляемых связано с уходом их на другие формы семейного устройства (платной опеки). А так - удивительная все-таки вещь статистика: как закон тяготения - четыре-пять %, хоть тресни…

история

Previous post Next post
Up