Как я уже писал, в порядке разделения труда темой "семейного неблагополучия" согласился заняться
bayukov.
В "Детском доме", в соответствующем разделе набралась уже обширная наша переписка по этому вопросу. Но, будучи заинтересован в расширении круга участников обсуждения и в то же время экономя их силы и время, помещаю здесь то, к чему в качестве промежуточного итога пришел мой коллега. Прошу отнестись.
КАК РЕБЕНОК МОЖЕТ ИНФОРМИРОВАТЬ ВЛАСТЬ О СЕМЕЙНОМ НЕБЛАГОПОЛУЧИИ 1
Почитал в Интернете про эти самые «телефоны доверия для детей» и, в общем-то, потерял к тому, в каком виде это сейчас существует, интерес.
У них даже сайт не открывается по основой ссылке. По остальным, имеющимся в Яндексе, что-то открывается и мне лично из увиденного все ясно. Это очень молодая служба (создана только в Москве в 2010-м году) и пока внятной работы от нее ожидать не приходится.
1. На одном из сайтов написано, что в службу входят какие-то бригады реагирования. Сколько там этих бригад и за какое время они доедут по нашим московским пробкам? Нет, на сигналы о угрозе жизни и здоровью может оперативно реагировать только полиция и никто больше, так как только они имеют разветвленную сеть участков по всему городу. Конечно, это служба может сообщать в полицию, то есть, просто дублировать номер полиции, что никаких проблем не решает.
2. В случае серьезной, но не экстренной ситуации, эта служба сама по себе помочь тоже не может - никакая серьезная проблема по телефону не решается. То есть, и здесь они фактически только переадресуют сигнал. В какой-то только мере могут выслать бригаду и посмотреть, что там можно сделать.
3. Получается, что единственная функция, которую они могут более-менее успешно решать, это помогать детям советом по каким-то не очень важным проблемам (важные проблемы требуют вмешательства взрослых уже не по телефону, повторюсь). То есть, пользу от этой линии не надо преувеличивать уже заведомо. Помню, лет тридцать назад открылась первая телефонная линия доверия для взрослых. Я из любопытства туда позвонил и сказал, что бросил курить, а курить очень хочется (просто, чтобы посмотреть, что это такое - я в жизни не курил). Приятный баритон дал мне несколько советов, следуя которым все человечество за это время могло бы вообще забыть о проблеме курения.
Думаю, с детьми примерно то же самое - посоветуют слушаться папу и маму и т.п. При малейшем подозрении на серьезность дела, они обязаны переходить к практическим действиям, что пока эти службы явно самостоятельно делать не могут. Да, эти самые бригады могут куда-то выехать, кому-то немного помочь советом, какая-то польза есть и это все.
КАК РЕБЕНОК МОЖЕТ ИНФОРМИРОВАТЬ ВЛАСТЬ О СЕМЕЙНОМ НЕБЛАГОПОЛУЧИИ 2
Как, мне кажется, надо решать проблему.
Первое - это разделить реагирование в случае опасности и жалобы детей на семейные проблемы.
1. Как ребенок должен сигнализировать в случае опасности - проблема полицейско-техническая.
Владимир Ростиславич, Вы меня очень жестко спрашивали, зачем я пишу, что ребенок не сможет скорее всего воспользоваться телефоном в случае опасности, ведь мы же хотим как лучше. Вот именно потому, что хотим как лучше, я и говорю, что не сможет. Вероятно, для детей в идеале должны быть какие-то специальные телефоны с возможностью кнопки, которая сама собой не нажимается, но ребенок каким-то натренированным движением может включить ее, держа телефон в кармане, чтобы преступник этого не видел (после поступления звонка телефон пеленгуется и туда выезжает бригада). Но тут я не хочу особо фантазировать - это чисто технический вопрос к профессионалам.
И уж точно для этой цели не годится существующий телефон доверия - он слишком длинный. Нужно что-то типа 02 или 911 и чтобы его наизусть знал каждый. Дети должны этот номер заучивать в школе. Всё, по этому поводу мне больше нечего сказать и, думаю, не будет.
КАК РЕБЕНОК МОЖЕТ ИНФОРМИРОВАТЬ ВЛАСТЬ О СЕМЕЙНОМ НЕБЛАГОПОЛУЧИИ 3
2. И совершенно отдельная тема - семейные проблемы. В том, что ребенок должен немедленно звонить в полицию, если по отношению к нему проявляется какое-то насилие со стороны посторонних людей, сомнений нет ни у кого и это относится к пункту 1.
И главный, пока нерешенный вопрос, в каком случае ребенок должен становиться «павликом морозовым» и «стучать» на своих родителей. Ситуация в России меняется в основном за счет тех активных взрослых, которые считают, что стучать надо. Вот как в том примере с какой-то «тетей», которая посоветовала девочке позвонить по этому телефону и пожаловаться. Девочка может поплакаться десяти взрослым, которые считают, что ее наказали правильно, но ни один не скажет: «Маша, вот есть для этого специальный телефон, но ты по нему не звони». А вот одиннадцатый, который считает, что бить детей нельзя, даст Маше этот телефон и убедит позвонить. Поскольку противников телесных наказаний становится больше, постепенно повышается и количество сигналов (как со стороны самих детей, так и, в основном, от взрослых, которые слышат об этом). Когда такой сигнал поступает «наверх», происходит то же самое. Те, кто считает это нормальным, никак не отреагируют, а вот работник соцслужб или органов, который считает побои недопустимыми в принципе имеет легальную базу начать преследование родителей (уже кого-то даже посадили, я слышал). Сама же эта юридическая база пока очень туманна. Ситуация там примерно как в судействе в футболе. Одно и то же действие может влечь за собой: а) никаких последствий б) штрафной удар в) предупреждение г) удаление с поля, в зависимости от судьи и в какую сторону он смотрит. Причем в футболе на повторе обычно видно, что судья, как всегда ошибся, а вот с российскими законами все исторически сложнее.
Например, по известной статье за хулиганство невнятно сформулированное деяние может повлечь за собой приговор до семи лет в зависимости от еще более невнятно сформулированных факторов. Закон так специально и написан, а юристы России заняты заколачиванием «бабок» и им выгодно, что все зависит от судьи и адвокатов.
По нашей теме, повторюсь, все в том же виде - телесные наказания то ли запрещены, то ли нет, что позволяет каждый случай решать по-своему.
А телефон, по которому «павлик морозов» может позвонить и пожаловаться на побои или издевательства со стороны родителей может нормально работать, если только будут четкие инструкции для детей (именно детей, а не кого-то еще) в каком случае он может или должен им пользоваться. Создать такие инструкции можно только в сотрудничестве профессионалов двух специальностей - юристов и детских психологов. Только вместе они могут согласовать две, зависящие друг от друга, части одного целого - какой должен быть четкий и внятный закон о том, в каком случае побои влекут за собой вмешательства властей (и какие именно), и какое отношение детей к этому, которому их будут учить и которое постепенно должно стать общепринятым - когда и в какой форме «стучать» на родителей. Без любой из этих частей, система сигнализации о домашнем насилии со стороны детей работать нормально не будет.
КАК РЕБЕНОК МОЖЕТ ИНФОРМИРОВАТЬ ВЛАСТЬ О СЕМЕЙНОМ НЕБЛАГОПОЛУЧИИ - ВЫВОДЫ
Итак, обсудив с Руководителем проекта мною написанное ранее, мы согласились, что при решении проблемы, как ребенку информировать власти о злоупотреблениях со стороны родителей понадобится три взаимосвязанных документа:
1) Юридический закон с внятными толкованиями в каких именно случаях рукоприкладство родителей влечет вмешательство властей
2) Максимально четкая инструкция для соцработников (опирающаяся на этот закон) как они реагируют на жалобы детей. Причем не менее важно, как им реагировать в том случае, если на уголовную ответственность напряженность в семье не тянет.
3) Максимально четкая инструкция для детей в каких случаях они должны пользоваться возможностью информировать о своих проблемах с родителями.
Соответственно понадобятся профессионалы трех категорий - юристы, соцработники и специалисты по детской психологии (только они могут хотя бы приблизительно сказать, как дети все это воспримут).
И уже как чисто мое личное мнение, скажу, что я убежден, что в ближайшем будущем создание таких хорошо работающих документов невозможно, а может быть только движение в эту сторону.
Причины следующие.
Есть два главных фактора:
а) здоровье и жизнь ребенка - вероятно, самое ценное, что есть на свете.
б) поведение «проблемных» категорий населения в состоянии алкогольного опьянения - вероятно, самое непредсказуемое, что есть на свете.
А вышеперечисленные документы важно постольку, поскольку соцслужбы будут нести бОльшую ответственность за случаи насилия против детей в семьях и соответственно получать бОльшие полномочия. То есть, такие документы будут на самом деле только следствием тех задач, которые будут поставлены перед соцслужбами. Сначала надо сформулировать цели, потом писать документы.
Неизбежный результат работы соцслужб, как я уже писал, подчиняется закону: больше вмешательства в дела семей - больше ошибочных решений, меньше вмешательства в дела семей - больше трагических случаев.
В Сомали ошибок органов опеки неизмеримо меньше, чем в развитых странах Европы (хотя, может, на ноль вообще делить нельзя).
Чем больше ответственность соцорганов (а кто в данном случае еще может ее нести - непонятно), тем увереннее они будут говорить: «в сомнительных случаях мы решаем вопрос в сторону изъятия ребенка из семьи. В детдоме ему ничего не угрожает, а отвечать за действия проблемных родителей мы не можем». Едва ли власть в России сейчас готова к активной поддержке повышения ответственности соцслужб.
К тому же в России очень сильно негативное отношение к самой возможности детям «стучать» на родителей, что вызовет просто взрыв в случае обсуждения таких законов в Думе. Опять-таки я не вижу сил, которые могли бы настоять на форсировании событий. А без ответственности соцорганов за свои действия трудно обсуждать и их целесообразность.
И в качестве затравочного черновика для обсуждения (сформулировано намеренно максимально жестко, чтобы был "состав преступления", чтобы было c чем спорить):
1. В России необходимо срочно давать самые широкие полномочия соцслужбам. Только они могут реально отвечать за результат. С них будет спрашивать и власть. Жестко и строго.
В этих органах будут социальные работники. Их необходимо готовить по западному (на сегодняшний день самому передовому) образцу, никаких других вариантов нет.
Полномочия - самые широкие. Конкретные меры - любые вплоть до решительного изымания детей в случае МАЛЕЙШЕГО риска.
2. Нужен срочный и жесткий закон о запрете телесных наказаний для детей. За любые нарушения - строгая ответственность родителей вплоть до лишения родительских прав и реальных сроков заключения. Нормальные родители обойдутся без ремня, а зверства остановить без закона невозможно. Нужна срочная общероссийская программа о «телефоне доверия» для детей. Во всех школах надо объяснять детям, что в любом случае насилия со стороны родителей они должны немедленно информировать власти.
3. Нужно немедленное максимальное ужесточение (не введение, повторюсь, она уже есть) ювенальной юстиции. В школах с первого класса нужно объяснять детям, что за свои действия каждый человек должен отвечать. Если этого не объяснить с детства, они не поймут этого никогда. Поэтому они должны понимать, что в случае серьезных преступлений отвечать будут именно они, а не родители или какие-то тети и дяди. Так же как детей учат смотреть по сторонам, когда они переходит улицу (они должны смотреть, а не родители). Это кажется жестким, но на самом деле гораздо мягче нынешней ситуации, когда подросткам все сходит с рук, а потом они попадают на взрослую зону, где матерые уголовники делают из них зверей.
АПДЕЙТ (от
bayukov)
с моих слов записано верно :), с одной только поправкой. Вот последний документик (из трех пунктов) был составлен только с одной целью - я попытался себе представить программу, которая может получиться у человека с крайней позицией, и которой Вы бы оппонировали достаточно резко. В общем, это не я писал, а воображаемый персонаж :)