А вы знаете, что в России существуют музыкальные детские дома? Я не знал, натолкнулся случайно. А это - целый мир, со своей историей. Вот что удалось узнать в течение вечера.
Больше всего ссылок поисковик дает на ростовскую школу.
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №63 МУЗЫКАНТСКИХ ВОСПИТАННИКОВ
В Ростове-на-Дону
За пять лет обучения мальчики (девочек в школу не берут) получают общеобразовательный аттестат и - главное - музыкальное образование. Готовят в школе по двум основным специальностям: ударные инструменты и духовые. Время для индивидуальных занятий в двух десятках кабинетов расписано по часам. Такая тщательная подготовка дает выпускникам возможность поступить по окончании учебы в военный оркестр. Или - при отличной успеваемости - продолжить образование в высшем военном музыкальном заведении. В школе-интернате имеется все то, что положено по инструкции: светлые просторные классы, спальни, столовая с прекрасно оборудованным пищеблоком, медицинский кабинет, игровая комната. Конечно, по нынешним временам непременно присутствует современный компьютерный класс. Еще есть концертный зал, который принимал на своей сцене многих известных музыкантов - из бывших воспитанников. В 1926 году школу-интернат посетил Василий Иванович Качалов. Он сказал, выступая: «Этот оркестр - явление исключительное. Если мы захотим показать на Западе подлинное достижение советского искусства, мы должны повезти этот оркестр малышей из бывших беспризорников». Я выделил событие 1926 года, значит, школа давно существует. В другом месте размещена
Концепция развития школы
Мытищинский детский дом-школа музыкального воспитания
Здесь его история. Вот начало:
17 мая 1937 г. приказом Наркома обороны К. Ворошилова на базе Малаховского детского дома была сформирована школа военно-музыкантских воспитанников Красной Армии для подготовки музыкантов для военных оркестров частей Красной Армии.
По окончании формирования школы было присвоено наименование: «1-я Московская школа военно-музыкантских воспитанников Красной Армии».
До 1939 года школа находилась в пос. Томилино Московской области. Воспитанники школы, в основном дети-сироты, получали музыкальное образование. Но кроме музыкального образования, велось обучение по военным дисциплинам. Воспитанники школы принимали участие в военных парадах и торжественных мероприятиях сигналистами, барабанщиками, открывающими парады на Красной площади.
А здесь - о том, что там сейчас.
17 мая 2012 г. детскому дому исполнилось 75 лет.
Муздетдом № 1 Екатеринбурга
Ему посвящено сообщество в жж.
А история рассказана
здесь и
здесь.
Основатель - Г.К.Жуков:
В феврале 1943 года по инициативе Г. К. Жукова и приказу И. В. Сталина было принято решение о создании в составе Советской Армии школ музыкантских воспитанников для детей-сирот, чьи родители погибли на фронтах Великой Отечественной войны. Учреждение подобных школ имело целью оказать помощь детям, оставшимся без попечения родителей, в воспитании и получении образования. Такие школы должны были готовить квалифицированных музыкантов для военных оркестров.
Жизнь и быт Свердловской школы музыкантских воспитанников, которая находилась на ул. Вайнера, полностью соответствовали духу военного времени. Будущие военные музыканты носили военную форму, строго соблюдали армейский режим. Преподаватели, как правило, являлись офицерами - бывшими командирами, фронтовиками.
екатеринбург 1
Flamber.ruПропускаю всю послевоенную советскую историю - к нашему времени:
В 2006 году Детский дом-школа № 153 перешла в подчинение Министерства образования Свердловской области, став Детским домом-школой № 1, а с 2007 года является структурным подразделением СОМЭПК (Свердловский областной музыкально-эстетический педагогический колледж).
В детский дом принимаются дети в возрасте от 7 до 14 лет. Группы комплектуются из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Максимальная наполняемость групп - не более 12 человек. По состоянию на 2012 год в Детском доме проживало и воспитывалось 80 детей в 9 группах. Кроме воспитанников в Детском доме-школе обучаются дети из родительских семей.
Воспитанники Детского дома занимаются в кружках и секциях по интересам: «Дизайн», «Цветик», «Искусница», «Хозяюшка», секции футбола и баскетбола. В летний период воспитанники выезжают в оздоровительные и трудовые лагеря: «Приозёрный», «Мечта», «Спутник».
Детский дом-школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями образовательных программ двух ступеней: I ступень - начальное общее образование (4 года); II ступень - основное общее образование (срок обучения - 5 лет). Детский дом-школа имеет в своей структуре Музыкальное отделение, целью которого является развитие творческих способностей ребёнка. Это реализуется в качестве дополнительных программ начального музыкального образования с 5-7-летними сроками обучения. Дети обучаются игре на различных музыкальных инструментах: фортепиано, скрипка, баян, ударные и духовые инструменты; посещают занятия духового оркестра, хора, вокального ансамбля.
Ну и новейшие события, печальные:
Осенью 2012 года Министерством образования Свердловской области в срочном порядке был поставлен вопрос о расформировании Детского дома по надуманным причинам, связанным с незначительными нарушениями (отсутствие должного ремонта и лицензии на мед-блок). Среди истинных причин расформирования учреждения и сноса здания неофициально озвучиваются следующие: строительство развязки п. Базовый - ул. Сибирский тракт, расширение путепровода над станцией Шарташ, зачистка территории под строительство торгово-развлекательного центра, либо под жилую застройку. По состоянию на конец октября 2012 года судьба воспитанников не определена, однако наиболее вероятным предвидится распределение их по другим областным детским домам без возможности получения музыкального образования, а так же посещения кружков и секций.
Еще одна:
Музыкальная школа-интернат № 15 для детей-сирот с углубленным изучением музыки г. Иркутска,
открытая ещё в 1943 году для пополнения оркестров Красной Армии.
Про сегодняшнее состояние школы:
Иркутская школа-интернат является одной из немногих в стране, где дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получают общее и профессиональное музыкальное образование, поэтому и конкурс для поступления довольно серьёзный.
- В школу попасть не так просто, желающих, как правило, всегда много. В интернате воспитываются сироты, опекаемые и дети из малообеспеченных и многодетных семей. Все желающие проходят прослушивание: очень важно, чтобы ребёнок имел слух, ритм, голос, ведь даже тем, кого первоначально приняли, бывает сложно учиться по такой программе, - рассказывает директор школы-интерната Валентина Лапшакова.
Зато после окончания почти всем ребятам, в отличие от воспитанников обычных интернатов, обеспечена «путёвка» в хорошее будущее. Практически все выпускники продолжают музыкальное образование: поступают в музыкально-педагогический колледж Иркутска, в военно-музыкальное училище при консерватории в Москве, становятся воспитанниками Забайкальского оркестра штаба округа Читы, оркестра военного института и военного университета, оркестра бригады охраны Генерального штаба, оркестра Академии им. Жуковского Москвы. Играя в оркестрах, они учатся в вечерней школе и получают специальное музыкальное образование в гражданских музыкальных училищах.
И вот такое еще попалось:
Дарина 21 февраля 2013
Школа прекрасная! Сама там учусь! Так что кто хочет в эту школу попасть желаю удачи! Это сложно, так что удача вам пригодится! Если у вашего ребёнка есть слух, и неполная семья, прошу сюда! Успевайте! Вступительные проходят с 30 мая-19 июля! Так что спешите!
Но самое интересное связано с
1-я Ленинградской школой военно-музыкантских воспитанников (не знаю, как она сейчас называется). О ней написана целая книга, из которой узнаешь, что корни таких заведений - в имперском прошлом России:
Кирилл Страхов. "ОРКЕСТРЫ БУДЯТ ТИШИНУ..." (История Первой Ленинградской школы военно-музыкантских воспитанников). 1999 Не могу не привести выдержки (но вся книга очень интересна):
8 мая 1873г. общеобразовательная школа для матросских детей при восьмом флотском экипаже была преобразована в специальное военно-учебное заведение, предназначенное для подготовки оркестровых музыкантов и капельмейстеров; ученики школы - стипендиаты Морского ведомства приступили к занятиям в классах Петербургской Консерватории 1 сентября 1873г. Музыкальным руководителем и педагогом школы был назначен Н.А.Римский-Корсаков. ...
В первой половине XX века ведущую роль в развитии военной музыки и, в частности, военно-музыкантского образования в нашей стране сыграл Семен Александрович Чернецкий (24.X.1881 Одесса - 13.IV.1950 Москва) - замечательный тромбонист, педагог, композитор, дирижер. ... С.А.Чернецкий в 1918г. создал школы военно-музыкантских воспитанников в Петрограде и Ташкенте. В 1918-21гг. он являлся начальником Петроградской школы. ... Начало созданию 1-й Ленинградской школы военно-музыкантских воспитанников положил нормативный документ. 8 января 1937г. в Москве вышел совместный приказ Народного Комиссариата Обороны СССР и Народного Комиссариата Просвещения РСФСР за номером 7. ... Основанием для принятия решения о создании школ военно-музыкантских воспитанников была необходимость насыщения рядов Красной Армии профессиональными кадрами. Очевидно, что задачей музыкантов в войсках было повышение боевого настроя солдат. ... Кроме этой задачи также решался вопрос профессиональной ориентации части воспитанников детских домов во многих городах страны. Удалось установить, что школы военно-музыкантских воспитанников были созданы в городах: Баку, Ташкент, Новосибирск, Иркутск, Уфа, Москва, Ереван, Рязань, Свердловск, Воронеж. Также, по утверждению Б.И.Павлова, аналогичные школы были в городах: Ростов-на-Дону, Тбилиси, Киев, Одесса, Сталинград, Минск, Хабаровск. В Москве были организованы три школы: Первая (на Таганке), Вторая (в Серебряном Бору), Третья (в Томилино). В Ленинграде создано две школы: Первая Ленинградская и Ленинградская Морская (располагалась по адресу Александровский пр. (ныне пр. Динамо) д.11). ... В 1959г. было принято решение о ликвидации школы и создании на ее базе Ленинградского музыкального интерната, для обучения юных музыкантов обоих полов. На этом, на 23-м году со дня основания, 1-я Ленинградская школа военно-музыкантских воспитанников завершила свою работу.
А музыкальный интернат упоминается в 1987 году. Есть ли сейчас, я не выяснил.
Украина сейчас - не Россия. Но советское-то прошлое - общее:
Одесская школа-интернат им. П. С. Столярского (расположенная в городе Одесса) - первая в СССР специализированная музыкальная школа для одарённых детей, открытая советским скрипачом-педагогом Петром Соломоновичем Столярским в 1933 году.
А вот заграницей таких школ для сирот, по-моему, не было. Первую основал выходец из России - Израиле:
Из статьи в Википедии о В.Н.Монастырском, российском пианисте, эмигрировавшем в Израиль:
В 2006 году в Израиле в городе Од-а-Шароне Монастырский с женой Дарьей Монастырской в своем частном доме организовали музыкальную школу для детей, назвав её Фортепианной Академией. Адрес «Музыкальной Академии Монастырских» - Ход-Ашарон, ул. Ашикмим 22.
Музыкальная школа-интернат была организована по принципам русского пианиста Николая Сергеевича Зверева, ученика П. И. Чайковского. Зверев в 1870 году основал в Москве музыкальный пансион, в котором жили и учились одаренные подростки, среди которых были Рахманинов, Игумнов, Пресман, Самуэльсон. У Зверева же учился и Скрябин, хотя и не жил в пансионе. Потом ученики Зверева переходили в консерваторию на высший уровень - к Николаю Рубинштейну, Сафонову и др.
В музыкальной школе (академии) Монастырского дети участся, едят, играют. Педагоги стараются культивировать у учеников певуческий звук, свободу пианистических движений, а более всего - воспитание художественного вкуса, уважение к нотному тексту с подлинными композиторскими указаниями - идеи русской пианистической школы. Они много читают, изучать мировую культуру.