СИРОТЫ 205: итоги встречи с Кардымовым (2)

Oct 29, 2013 20:59

Эта часть, правда, уже не столько итоги, завершение, сколько зачин будущей работы, конца которой пока не видно. Куда двигаться детским домам - вот вопрос.
Нижеследующие тезисы - мысли навскидку, для обсуждения и критики.

1. Дети, живущие в детском доме, называются воспитанниками, т.е. назначение дома - педагогическое: воспитывать. Обсуждение педагогики, в том числе и задач определенной педагогической  организации нужно вроде бы начинать с предложения педагогического идеала, того образа человека, которого мы хотим воспитать.
(Я примерно представляю, с каким отвращением читают это те многие, причастные к делу заботы об этих детях, люди, которые убеждены, что лучше держаться от государства и его воспитательных потуг подальше: мы это уже проходили, сами, у себя в семье справимся. Но здесь я буду обсуждать вопрос в предположении, что необходимость воспитания, коллективного воспитания, в том числе в условиях детского дома - аксиома).
Вопрос о педагогическом идеале, т.е. об образе совершенного человека, самый наверное главный, о нем веками люди думали. Но для обсуждаемой педагогической ситуации обойдусь формулой приблизительной, чтобы было от чего отталкиваться: воспитанный человек должен мочь мыслить, чувствовать, действовать и общаться. Эти способности можно разворачивать, конкретизировать.

2. Ключевой в перечне воспитываемых способностей является, на мой взгляд, способность действовать. И, я думаю, ясно, что она, как и другие способности, лучше всего развивается в условиях деятельности, настоящей, а не специально учебной, которая играет лишь служебную роль. Отсюда - безусловная ценность трудового воспитания, давно осознанная педагогами.

3. Настоящая деятельность, настоящий труд - это труд, который кому-то нужен. Быть нужным - не только себе (вопреки распространенному сейчас эгоизму) - важная вещь для человека, условие нравственного здоровья.

4. Когда речь идет о детях, это труд, осуществляемый совместно с взрослыми, в детско-взрослом трудовом коллективе - производственном, научном, художественном…

5. До сих пор, в тех вариантах трудового воспитания, которые были успешно реализованы, у нас и за рубежом, в том числе и с детьми, оставшимися на попечении государства, речь шла всегда о труде «простом», сельскохозяйственном или ремесленном. С одной стороны, это была давняя, руссоистская, традиция близости к природе. С другой, это как бы отвечало реальному подбору детского контингента, ослабленного неудачно начавшейся жизнью. Но почему? Почему не рассмотреть и возможность привлечения детей к высокотехнологичному современному производству (да хоть и сельскохозяйственному), к решению научных задач, к искусству?

6. Это возвращает нас к еще одной проблеме, связанной с детьми в сиротских учреждениях. Проблема эта не столько проблема самих детских домов (хотя и в них она проявляется в заниженности притязаний - и самих воспитанников, и их воспитателей), сколько проблема общественной стигматизации детдомовцев, представления о них, как неполноценных. Перед тем, как писать это, просматривал обсуждения предыдущих постов и наткнулся на замечательный термин, предложенныйlugermaxotto: дети с недиагностированной одарённостью. В том обсуждении (см. комменты к http://gignomai.livejournal.com/533084.html) вообще многое наметилось, и сейчас самое время к нему вернуться - на новом этапе.

Previous post Next post
Up