СИРОТЫ 337: думаем, что дальше (1)

May 08, 2015 11:37

Итак, наша славная смоленская эпопея пока что в тупике: результаты Игры не получилось претворить в реальные дела, сотрудничество с администрацией приостановлено (надеюсь, временно).
Самое время остановиться и подумать. А движения ограничить исследованием системы, анализом ситуации.
Вот одно из таких движений и мысли вслед.
Съездили вчетвером в детскую деревню SOS, в Томилино под Москвой. Об этой форме сиротского устройства в интернете полно материалов (см. их сайт). Совсем коротко - это участок с несколькими домами, в каждом из которых живет "семья" из нескольких разновозрастных детей с "мамой" во главе. Мама живет с детьми круглосуточно, весь период их пребывания в деревне. На время выходных и отпуска ее сменяет "тетя"-помощница. От государства поступает положенная сумма на ребенка (12 тыс.), весь остальной бюджет за счет пожертвований (централизованно, через российское отделение международной организации этих самых sos-деревень). Семья ведет свое хозяйство, дети учатся в обычных школоах. Непосредственные впечатления у всех нас хорошие - умная администрация во главе с директором, Анатолием Анатольевичем Васильевым, роскошная "мама Лариса" - кладезь педагогической мудрости, фонтан энергии, живет своими детьми, вся в них. С детьми тоже немного пообщались, по первому впечатлению им там хорошо.
К этим впечатлениям добавилась статья А.А.Васильева в подаренной им книжке. Он там сравнивает негосударственные "семйные детские дома" (в эту категорию он включает, помимо детских деревень, еще и частные пансионы, типа пансиона Бородиных, и то, что официально именуется "детским домом семейного типа", я бы добавил сюда и многодетные "приемные семьи") с традиционным детским домом или школой-интернатом.
И вот, что я подумал.
Такого рода "семейные" детские дома - ЕДИНСТВЕННАЯ реальная альтернатива государственному детскому дому или школе-интернату. Все остальные варианты "семейного устройства" - усыновление, опека, типичная "приемная семья", взявшая на воспитание одного-двух детей - дело, разумеется, хорошее, но никак не решаающее проблем МАССОВОГО социального сиротства (аргументов не повторяю, достаточно нааргументировал). Эти два варианта (прав А.А.Васильев) и нужно сравнивать, приняв в качестве разумной гипотезы, что у каждого есть свои преимущества и недостатки и что оба нуждаются в совершенствовании, вероятнее всего, в расчете на разные детские контингенты.
Ну вот первые, навскидку сопоставления.
Сразу видно, что в семейном детском доме больше возможностей для интимной близости между "мамой" и детьми, больше гибкости в организации повседневной жизни, для бытовой социализации, больше открытости миру. Преодолевать атмосферу казенности, зарежимленность и "диктат безопасности" в интернате, думаю, возможно, но труднее.
Зато у интерната огромные возможности, предоставляемые коллективом - детским и коллективом специалистов-педагогов, то самое, ради чего веками создавались интернатные заведения.
Самая, наверно, главная проблема образования и воспитания - индивидуальный подход, сопровождение ребенка на его индивидуальном пути - решается (в идеале) в этих двух вариантах по-разному: в семейном доме, скорее, интуитивно, за счет любовного внимания "мамы"; в интернате - в большей мере за счет коллегиальной мысли собранных здесь специалистов - учителей, воспитателей, психологов. Разумеется, профессиональное знание не заказано "маме", а любовь - воспитателю, но...

Previous post Next post
Up