Мне повезло. Оксана Владимировна Пузенкова, зам. директора по социальной работе, - говорили, что она в отъезде - оказалась на месте. Сидим у нее в кабинете. Из окна вид на организованную ею «социальную комнату».
Кратким самопредставлением не удовлетворена.
- Я пропустила в вашем рассказе - с какой целью вы приехали.
Объясняю, что одна из главных целей - понять, что можно сделать, чтобы действительно существующие недостатки пребывания ребенка в детдоме - с точки зрения его последующей социализации - устранить или, по крайней мере уменьшить.
- Есть детские дома, в которых более-менее благополучно живут дети… А изменить?
Во-первых, я считаю, что количество детей в учреждении должно быть меньше. И такая тенденция есть. Когда я пришла сюда восемь лет тому назад, было 280 детей, сейчас где-то 135.
И во-вторых, размещать их надо не так, как сейчас по 15 человек в комнате. Сейчас их спальни напоминают казарму. Естественно, социально адаптироваться дети в таких условиях не могут. Нет уголка, куда бы он мог удалиться, побыть наедине с собой, подумать…
У них режим. За них постоянно решают, что им делать, что одевать. Поэтому, выходя в свет, дети не готовы жить самостоятельно. Они в результате и после интерната стараются кучковаться. Им выделяют квартиры - так они живут в одной по 10 человек, остальные сдают и на это живут. Это - проблема.
Но есть уже примеры - Ярцево, скажем, - когда дети живут по два, по три человека. Это еще как-то можно. Похоже хоть как-то на комнату в обычной семье.
И плюс - у нас есть социальная квартира. Я потратила пять лет на то, чтобы ее открыть - нам выделил средства Фонд Виктория. Они вообще много делают, для подготовки специалистов: я ездила учиться и постинтернатному сопровождению, и сопровождению замещающих семей. И на социальную квартиру выделили 220 тысяч, на ее оборудование.
(Фондов сейчас много, но их деятельность не равноценна. Про Фонд Виктория я много встречал упоминаний, и всё по реальным делам. Отдельная тема, собираю по фондам материалы, надо будет своего рода заочный «аудит» провести).
Реально функционирует квартира два года. Там живут дети, четыре человека, незадолго до выпуска. Две спальни, кухня, как в обычной семейной квартире. Они получают продукты, и всё делают самостоятельно - встают, готовят, идут на занятия, делают уроки.Воспитатель помогает вначале, если уж очень беспомощны.
Психолог по идее должен еще готовить их на совместимость. Там целая программа…
На тот момент в квартире не работало отопление, ремонт шел, и мы туда не пошли.
- Но если можно устроить социальную квартиру, и это явно на пользу, то почему нельзя весь детдом перестроить по типу социальной квартиры?
- Так я это и говорю…
(Вопрос мой - глупый. На все это же деньги нужны, а где их взять?
Государство на такие вещи не дает, а спонсоры на дороге не валяются).
Заговариваю о детских домах, организованных по квартирному типу.
- (Кивает). Есть у нас в Смоленске такой - «Гнёздышко». Я у них была на экскурсии. Но мне их тип проживания не понравился все-таки. Да, они живут «семьями», но семья состоит из 10 человек разного пола и возраста - чтобы старшие учили младших, а младшие смотрели на старших. Но все равно - 10 человек в одной комнате. И вместо стены между мальчиками и девочками шкафы просто. Это - не то.
(Мне это «Гнёздышко» обещали на следующий день показать, так что сравню эту картинку с тем, что увижу).
В идеале надо бы, чтобы у каждого была своя квартира, в которой могли бы жить вместе братья и сестры или близкие друзья…
Я перевожу разговор на другую причину неготовности детдомовцев к жизни - режимную жизнь, когда за тебя всё решают и нет места свободе и самостоятельности.
- Когда я говорил об этом с воспитателями, мне вроде бы резонно отвечали. Слушайте, говорили, чего вы хотите? Мы за них отвечаем. Но ведь отец-мать не меньше ихнего любят ребенка, однако же рискуют, отпускают его одного. Они, говорят, имеют право, а мы - нет. Так вот как вы считаете, можно здесь что-либо изменить?
- Ну, кто-то, наверно, наверху таким образом ограждает себя от всяких неприятностей. Чтобы исключить непредвиденное, нужен порядок.
И нужно еще учесть, что это все-таки не совсем обычные дети. В своем додетдомовском опыте они не усвоили представлений о нормальной семейной жизни, о том, каким должен быть нормальный социализированный человек. Их нужно приучать к порядку.
- Воспитатели часто пользуются словом «генетика». Как вы считаете, насколько есть для этого основания? (Пересказываю
историю девочки, у которой поначалу все было хорошо, а потом она все равно пошла по стопам матери-пьяницы).
- Генетика безусловно играет большую роль, как и в обычных семьях. Это не единственный фактор, но важный.
Но в то же время - среда. Они по окончании возвращаются в свои деревни - деревня знаете, в каком состоянии сейчас в России: работы нет, поголовное пьянство. А дети, повторяю, слабые, несамостоятельные, они и повторяют судьбу своих родителей. Это не гены, это - система.
И те из них, кто это понимает, стремятся уйти в город.
Рассказывает о сотрудничестве со смоленской Службой постинтернатного сопровождения «Точка опоры» (я там уже побывал к тому времени, но здесь пока не рассказывал). Они сообщают в Службу заранее сведения о том, сколько выпускников куда поступает, готовят на них характеристики, составляют схемы - круг связей каждого выпускника, всё, что может пригодиться.
Потом рассказывает о системе перевода выпускника в учебное заведение. Раньше было проще - приезжали училище с ребенком и документами, передали всё социальному педагогу училища, оформили зачисление - и всё. Сейчас порядок усложнился: всё нужно делать не напрямую, а через органы опеки. Основания понятны: официальным опекуном являются эти органы, детскому дому временно переданы опекунские полномочия, а учебное заведение таких полномочий не имеет. Но система пока не отлажена, происходят сбои, задержки (не успеваем всё оформить). В результате в этом году двое мальчиков так и не поступили, кончился срок приема документов.
Обещаю расспросить про это в Управлении опеки, где должен завтра побывать.
Спрашиваю о кадрах, которыми она располагает.
Два социальных педагога, которые занимаются защитой прав и интересов ребенка. И еще семь лет тому назад отдел опеки рекомендовал создать на базе интерната службу подготовки и сопровождения замещающих семей. В этой службе должны быть психолог, социальный педагог, юрист и медик. - Есть? - Юриста нету.
- И все приемные семьи проходят эту службу?
- Проходят, потому что она занимается оформлением ребенка в семью. Могут проконсультировать. Но саму подготовку мы не проводим, потому что в Смоленске есть специальный Центр по подготовке и сопровождению. (Я там буду!).
Сейчас новым губернатором поставлена задача - все интернаты области либо закрыть, либо перепрофилировать. И перед нами сейчас стоит вопрос: какой профиль нам взять? Либр передачу детей в семьи, либо какое-нибудь дополнительное профобразование. Пока думаем.
Говорит, что число берущих детей из интерната в приемные семьи в самое последнее время сильно возросло, причем берут не только самых маленьких, но и подростков. У О.В.Пузенковой отношение к приемным семьям не настороженное, как у воспитателей, а вполне положительное. Другая позиция в системе (соцработник) - другое и отношение.
Спрашиваю о том, почему на ее взгляд, предпочитают именно брать в приемную судьбу, а не усыновлять. Материальные преимущества ясны, но ведь трудности тоже, если настрой именно на семейные отношения: угроза, пусть небольшая, что отберут в родную семью или усыновители (ребенок остается в базе), ревность к родным детям…
Ответа два. Во-первых, боятся многие сразу усыновлять, а «приемная семья» - не так необратимо. Во-вторых (это для меня было совершенно неожиданно), вопрос удобства оформления. Усыновление происходит по суду, хлопотно, и если москвич хочет взять ребенка из смоленского интерната, ему проще здесь оформить приемную семью, а в Москве подать на усыновление…
Последнее, что прозвучало в разговоре: «Семью поднимать надо. Это тяжело, но начинать надо отсюда!».