СИРОТЫ 340. Еще раз с новыми аргументами: зачем нужны интернаты

May 29, 2015 15:19

Что сейчас происходит? Если коротко: уход государства от лежащей на нем ответственности. Побольше детей раздать приемным семьям, а оставшиеся госучреждения сделать местами временного, возможно более краткого пребывания перед опять-таки раздачей. Так формулируется задача. Поэтому же и повсеместная передача из образования в соцзащиту, которая не отвечает за образование.
Ожнако против реальности не попрешь, сиротские учреждения все равно останутся, но покореженные, в виде каких-то "центров" с невнятными функциями. Еще раз: государство, отнявшее детей у не справлявшихся с их воспитанием семей, взяло на себя ответственность за то, чтобы дать им достойное детство, воспитание и образование. А теперь эту ответственность с себя скидывает.
Тогда как интернат - это место, где государство сохраняет за собой максимум участия в судьбе ребенка и имеет максимум возможностей ему помочь и о нем позаботиться. Интернат на протяжении столетий был формой самого лучшего для своего времени,  элитарного образования. Сейчас они переживают не лучшее время и часто в самом деле плохи (хотя в моей "коллекции" есть уже несколько замечательных); ну так нужно в них вложиться и сделать хорошими. Сделать площадками, где государство, используя все свои возможности, привлекая лучшие силы, задает образцы образования для страны.
Интернаты - не только для сирот. Я насчитал не меньше шести категорий детей, которые могли бы получать образование и жить (все время или периодами) в интернатных заведениях:
1. Дети, лишившиеся родителей.
2. Дети из малоимущих или неблагополучных семей. Стоило бы ввести более гибкие порядки передачи детей на воспитание государству - не отбирать, как сейчас, практически насовсем, а давать неблагополучной семье передышку, время на поправку, много форм можно придумать, щадящих.
3. Одаренные дети. Существуют же и сейчас школы-интернаты для одаренных. Сюда же можно отнести все специализированные интернаты - кадетские, суворовские и т.п. Они сейчас как бы противоположный полюс на шкале благополучия, но ведь интернаты же, и ни у кого они не вызывают сомнений в своей нужности.
4. Дети, напротив, с неблагоприятными отклонениями в развитии.
5. Недавно нашел еще одно возможное применение интернатам. В сельской местности происходит массовое закрытие малокомплектных школ, и этот процесс, увы, в мыслимое время не остановить. Сейчас детей возят в отдаленные школы на автобусах. Может быть, эту проблему можно решить за счет открытия интернатов?
6. Ну и, наконец, если интернаты будут в самом деле хороши, могу появиться желающие дать таким образом детям лучшее образование - как это делали отдавая в иезуитские школы. И в Царскосельский лицей.
Я не теряю надежды, что во власти найдутся (или туда придут) люди, которые оценят эту возможность.
А пока мы будем продумывать, каким быть хорошему интернату.

Previous post Next post
Up