Новый этап - это законодательство середины 1990-х,
Гражданский (ГК, 1994) и
Семейный (СК, 1995) кодексы. Они действуют и сейчас, с поправками и дополнениями, принятыми позже, - но для истории важны первые варианты.
Важное обстоятельство - то, что опеку включили в сферу действия гражданского права, регулирующего договорные отношения, тогда как семейному праву приходится иметь дело и с отношениями родственными, в основе своей не договорными. Потом это скажется и на законодательстве об опеке.
В ГК опеке и попечительству посвящены ст.31-40, в СК - глава 20, статьи 145-150.
По
нашим трем вопросам:
1. «Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются законодательством о браке и семье» (ГК, ст. 31, п.1). А по СК «опекун или попечитель ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под их опекой или попечительством, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка» (148.1, п.6). Из целей опеки и обязанностей опекуна полностью убрана моральная конкретика - не только «моральный кодекс строителя коммунизма» (1969) или воспитание в «страхе Божием, в познании той веры, в которой он родился, в правилах добронравия и удаления от злых примеров» и приготовление «к жизни… трудолюбивой, умеренной и безмятежной» (1911), но и вполне нейтральное «приготовление к общественно-полезной деятельности» (1926).
2. «Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия» (ГК, ст. 35.3). Раньше это была обязанность, чтобы отказаться, нужно было иметь уважительные причины. Но формулируется все еще как назначение, не договор.
3. «Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом» (ГК, 36.1). В ГК не оговаривалось, каким законом, этот закон появился только в 2008 году - Закон об опеке и попечительстве. Через год в СК о том же сказано так: «Обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно.
На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации» (ст. 150.5).
Т.е. опекунский труд государство не оплачивает, но дает деньги на содержание подопечного. И опекун должен отчитываться перед органами опеки и попечительства в том, как он расходует средства подопечного и распоряжается его имуществом. А попробуй нефиктивно отдели эти средства и это имущество от общего, если живут одной семьей - всегдашняя проблема таких семейно-государственных форм (заметим для будущего обсуждения).
Что еще?
Пограничный возраст между опекой и попечительством вернулся к 14 годам (ст. 145).
Про детдома. Окончательно закрепилось то, что «опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве и находящихся или помещенных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения или другие аналогичные учреждения, являются эти учреждения» (35.4).
Про органы опеки и попечительства. Что это такое или кто это такие? Здесь любопытная чехарда в принимаемых поправках - сначала это местные власти, потом исполнительные органы власти «субъектов федерации» (т.е. на уровень выше), то они вместе. В чем тут проблема, я пока не понимаю, видимо, дело в том, кто платит…
Еще об "органах": «Защита прав выпускников учреждений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, возлагается на органы опеки и попечительства» (СК, ст. 147.3).
Вот с этим надо разбираться: как именно они защищают, в норме и реализации.
И последнее. В Семейном Кодексе появилась отдельная глава 21 «Приемная семья», пока отдельно от опеки. Но это отдельная тема. Для того, чтобы распутать историю этого нововведения, сначала придется вернуться назад и разобраться с семейными детскими домами.