Поездкой удовлетворен - многое доузнано и допонято и (это уже новое) закладываются основания для реальной, практической работы.
Детские учреждения, где я был, и что, кроме знакомства, там делал:
Смоленский детский дом "Гнездышко" - здесь я жил. Очень важный разговор с директором, Ниной Дмитриевной Худолеевой, в том числе о запросе на задуманные мною работы (он есть!).
Сюда же - визит в школу, где учатся дети из "Гнездышка". Расспрашивал о том, как детдомовцы учатся и как складываются отношения с семейными.
Ездил с Корнеевой в Кардымово. ЕА беседовала с персоналом о предстоящих переменах, точнее о возможных путях изменения. Здесь на этот раз впечатления не столько от интерната, сколько от того, как коллектив реагировал на необходимость меняться и переучиваться. Это - одна из проблем, с которыми нам предстоит работать.
И в последние два дня я побывал в трех учреждениях системы социальной защиты. Реабилитационном центре "Вишенки" (для детей с ограниченными возможностями и молодых инвалидов), социально-реабилитационном центре "Феникс (для детей из неблагополучных семей) - оба в самом Смоленске. И в Ново-Никольском доме-интернате для умственно отсталых детей и молодых инвалидов. Впечатление огромное, в целом светлое, но о каждом нужен отдельный рассказ.
Вопрос, который меня интересовал везде, - как у них с трудом воспитанников, как уживаются с санитарным терроризмом. Многое стало понятным, готов выходить с предложениями в Роспотребнадзор о корректировке норм.
Очень важно, что вышел на еще одно ведомство со своей системой учреждений - Департамент социального развития (до сих пор я имел дело с Департаментом образования). А есть еще дома ребенка, подчиненные Департаменту здравоохранения.
Побывал в двух учреждениях так называемого дополнительного образования - Доме творчества детей и молодежи (бывший городской Дом пионеров) и "Смоленских дворах", организации, занимающейся организацией клубной жизни подростков и устройством их на сезонную работы. Обе они, как и множество художественных школ, станций юных техников и детских туристических клубов, сейчас практически не захватывают своей работой детдомовцев, что, конечно же, должно быть изменено.
Два дня по нескольку часов провел в Смоленском государственном университете, говорил и с проректором, и на четырех кафедрах. Две главных темы - адресная подготовка специалистов для детских домов и участие студентов в наших обследованиях (как содержание курсовой и преддипломной практики). Первое - пока едва ли то, где мы что-то можем, второе, наоборот, практически решено. Там еще одно направление вырисовалось - работа по изменению среды, в которой живут дети (об этом шла речь на Архитектурно-графическом факультете). У меня перед глазами стоят
виды иезуитского интерната в Львовской области. Такое, конечно, складывается веками и в другом обществе, но приложить руку дизайнера среды (есть такая профессия) к домам и дворам - разве плохо?
Что еще? УВД, про это я уже писал. Что касается официальных мероприятий, на которые я и был приглашен, то там действует однозначный принцип: чем выше уровень, тем пустее. Круглые столы прошлой поездки были очень интересны. Совещание "группы экспертов" в среду фифти-фифти (но кое-с-кем познакомился и получил сводную статистику судьбы выпускников). Заседание Общественной Палаты в пятницу - сплошной трезвон, я и посидел там полчаса, сфотографировал "представительное собрание" и умотал в Ново-Никольское к умственно-отсталым - с ними интереснее.