Тема формирования - как то ли альтернативы воспитанию, то ли его разновидности, то ли его составляющей - встала с самого начала работы этого семинара по вопросам воспитания.
Управление развитием, а не формирование; f
ormatio у иезуитов;
возможность или невозможность воспитания непрактичному, такому как музыка.
В чем различие? Формирование нацелено на получение определенного результата - определенного, т.е. проверяемого и измеримого - с помощью столь же определенных средств-воздействий.
То в воспитании, что не есть формирование (мне удобнее мыслить их отношения как отношения целого и части), не поддается гарантирующей проверке и измерению. Задать такую воспитательную цель можно в понятии, но ее достижение не алгоритмизируемо.
Дело, видимо, здесь в том, что цель в этом случае не имеет предела, это, скорее, ориентир, "полярная звезда".
Соответственно, средством неформирующего воспитания может быть только человек-образец и образцовая ситуация, в которую включается воспитуемый. Как говорил Г.П.Щедровицкий, "главное - попасть в хорошую компанию". Ситуация может быть и виртуальной, воображаемой (чтение книг). Все по т
ому перечню, который дал
ringlin. Я бы только чтение поставил после включения в ситуацию, оно менее надежно.
Но! Формирование все-таки не альтернатива воспитанию, а его необходимая во многих случаях часть. Условием попадания в "хорошую компанию" может быть качество, даваемое только формированием и очень иногда жестким.