Вчера вечером приехал в Смоленск. Сегодня - первый день работы. Успел меньше, чем замышлял, потому что, естественно, люди не всегда готовы уделить мне время сразу же как позвоню. В сравнении с московским чиновничеством, и так удивительна открытость смоленских.
Был таки в трех местах, о других договорился на следующие дни.
Департамент социальной защиты. Поясню. Я по большей части имею в Смоленске дело с Департаментом образования, в ведении которого находятся детские дома и школы-интернаты. А соцзащита ведает другой категорией учреждений - социально-реабилитационными центрами (СРЦ) Дама, с которой я говорил, Елена Александровна, как и Корнеева (фамилию не записал, завтра уточню), очень подробно рассказала мне, чем СРЦ занимаются, книжку дала, ими выпущенную - изучу, обдумаю, сейчас наиболее впечатлившее.
Первое. СРЦ - это и есть (по крайней мере, в Смоленске) тот орган, который занимается самой неблагополучной семьей. Беря из нее «в работу» ребенка, по согласию родителей или силой, в стационар или на дневное, после учебы время, они учат родителей, помогают в трудоустройстве и устройстве на лечение. Все это называется у них патронатом (в отношении ребенка) и патронажем (в отношении семьи).
Второе. Моя собеседница - из Белоруссии. И я услышал от нее панегирик тому, как сиротская проблема решается белорусами. Причем решается на самом базовом уровне - когда ребенок теряет родную семью. Есть Декрет (именно это слово!) №18 Президента Лукашенко с продуманной системой мер по СПАСЕНИЮ РОДНОЙ СЕМЬИ. И решающей из этих мер стало, как сказала мне собеседница, возложение на нерадивых родителей расходов по содержанию изъятых у них, временно (к этому стремятся) или навсегда, детей. Есть изъятия (недееспособные) и послабления (наличие других детей), но в остальном всё по-лукашенковски жестко. Не желающих работать отправляют на принудительные работы, алкоголиков и наркозависимых принудительно леча. Причем за недоимки по этой статье крупно штрафуют чиновников на местах, так что они из кожи вон лезут… Придя домой,
разыскал Декрет - всё так и есть .
Родители обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (далее - расходы по содержанию детей), в случае:
отобрания у них детей по решению комиссии по делам несовершеннолетних;
отобрания у них детей на основании решения суда без лишения родительских прав;
лишения их родительских прав;
нахождения их в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей;
отбывания наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста.
Расходы по содержанию детей не возмещаются родителями, признанными недееспособными, а также родителями, которые не могут выполнять родительские обязанности по состоянию здоровья согласно перечню заболеваний, утверждаемому Министерством здравоохранения в соответствии с частью третьей статьи 93 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, на основании заключения врачебно-консультационной комиссии, выданного государственной организацией здравоохранения.
Еще: она безусловная противница детских домов, говорит, что в Беларуси их практически не осталось, только коррекционные. Детей помещают в приемные семьи. Но. Приемные семьи у них, кажется, мало похожи на наши. У нас это все-таки во многом «скрытое усыновление», тогда как там приемное родительство оформляют как ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ РАБОТУ - со стажем и т.п. как у учителей. И при обязательном сохранении СВЯЗЕЙ С КРОВНОЙ РОДНЁЙ! Формально, это, кажется, и у нас вменяется, но… я много читаю постов приемных родителей, там чаще всего либо полное отсутствие интереса к этим связям ребенка, либо ненависть или «холодное презрение» (цитата) к «био».
Ну и третье - это то, что я услышал про Ново-Никольский интернат для умственно-отсталых детей. Там вовсю используется трудовая реабилитация - и стадо есть, и сады-огороды. Дети за всем этим ухаживают, каждый по склонности… И никаких тебе запретов, на которые ссылались директора интернатов, где я бывал. Природу этого чуда необходимо понять, и о поездке туда (это под Вязьмой), равно как о посещении двух СРЦ в Смоленске, более-менее обычного и и центра «Вишенки», очень крутого, которым они гордятся.
Две других сегодняшних встречи менее содержательны, но что-то тоже цепляют.
Одна - в Управление МВД смоленское, в отдел по работе с несовершеннолетними. Я задал два вопроса - о выпускниках, про ту злополучную статистику детдомов, плодящих преступников и самоубийц. Ответ был такой: эта категория в статистике правонарушений не выделяется (перед отъездом из Москвы я послал официальный запрос в Генпрокуратуру от журнала о том же, подождем оттуда ответа). Так что единственный возможный источник - это статистика самих детских учреждений, она необходима и будем ее налаживать.
Второй вопрос - про детей-детдомовцев. Здесь их главная забота - побеги. В Смоленской области их немного, но случаются. По оценке УВД примерно половина - это побеги к родственникам, навестить. То направление, которое мы хотим развивать, должно снять эту проблему, но почему бы уже сейчас не наладить контролируемое посещение детьми родственников? Мужик (опять не записал имени, одурел от жары и усталости) со мной согласился.
Третья встреча была в промежутке. Я решил не терять времени и зашел в школу, где учатся дети из детдома «Гнездышко», где я живу. Меня интересовало, как дети из детдома вписываются в школьный коллектив, как они учатся, как относятся родители семейных детей у совместному обучению… Ну, по поводу учебы ответ был предсказуем: часто им труднее, потому что попали в детдом (и, соответственно, в школу сильно запущенными), но они их вытягивают - всем дают девятилетку, некоторые (был пример очень упорной, желающей учиться девочки) заканчивают и 11 классов. С родителями вроде все в порядке (ср. историю, рассказанную и обсужденную в комментах у Фортунки
http://fortunka.livejournal.com/1322444.html). А вот с интеграцией осталось двойственное впечатление. Обе основные мои собеседницы - завуч по методработе и социальный педагог категорически утверждали, что всё ОК с отношениями между семейными и детдомовцами, что вторые во всем активно участвуют, что дружат и т.д. А вот девушка-логопед, на ходу буквально, сказала, что есть проблемы, взаимное неприятие и т.д. Детей в коридорах спрашивать не решился.