Пока идет организационная подготовка к октябрьскому обследованию интернатов на местах, работаю с привезенной документацией - много чего можно из бумажки выжать.
Вот короткое изложение того, что я извлек из списка воспитанников Сафоновской школы-интерната:
Всего воспитанников (т.е. живущих и учащихся в интернате) 105 человек, 66 мальчиков и 39 девочек. (Еще человек десять - приходящие).
Возраст от 8 до 19.
Распределение по возрастам:
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Всего
3
2
2
3
6
8
9
22
24
17
6
3
105
У подавляющего большинства родители лишены родительских прав. !8 физических сирот (что, разумеется, не означает, что они из благополучных семей, родители, скорее всего, умерли от алкоголизма). У троих - ограничение в правах, у двоих - родитель без вести пропал, у одного мать-одиночка признана недееспособной. Пятеро сланы на год добровольно - видимо, в силу материальной необеспеченности или болезни (в одном случае отец после смерти матери).
Это школа-одиннадцатилетка. Большинство получает основное (девятилетнее) образование. До 11-го к этому году доучились трое.
Распределение по классам:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Всего
3
1
4
6
5
11
19
22
26
5
3
105
Срок пребывания детей в интернате от одного до 12 лет. Часто поступают уже подростки, иногда до этого не учившиеся или отставшие в учебе. Соответственно, помещаются в классы с детьми меньшего возраста. Вообще, почти у всех отставание на один-два года по сравнению с обычной школой. Таким образом, перед школой-интернатом стоит задача обеспечить наверстывание, не знаю пока, удается ли ее решать хоть в каких-то случаях. И в какой мере подготовлен к решению такой задачи персонал? Классы небольшие, в большинстве по 10-11 человек в классе (и меньше); самые большие один из двух восьмых (13) и один из двух девятых (16) - т.е. возможности для индивидуальной работы есть, только уметь надо.
Поскольку дошкольного отделения в интернате нет, пребывание здесь более 11 лет, по всей видимости, означает второгодничество.
Любопытно откуда поступают дети в интернат - из самых разных районов Смоленской области, в том числе из крупных городов, таких как Смоленск и Вязьма, где есть свои сиротские учреждения. Это важный вопрос - распределение детей по интернатам, основания.