После штурма

May 11, 2022 23:59


Е.Кригер || « Известия» №111, 11 мая 1944 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Указы Президиума Верховного Совета СССР. (1-2 стр.). Вручение английских орденов и медалей. (1 стр.). Письмо Военного Совета 1-й Польской армии товарищу Сталину. (2 стр.). А.Комаровский. Челябинский чугун. (2 стр.). Евгений Кригер. После штурма. (3 стр.). Константин Паустовский. Бессмертное имя. (3 стр.). П.Никитин. Камни Севастополя. (3 стр.). Наблюдатель. На международные темы. (4 стр.). Иностранные газеты и радио о занятии советскими войсками Севастополя. (4 стр.). Выступление Черчилля в палате общин. (4 стр.). Ответы Рузвельта на пресс-конференции. (4 стр.). Выступление Хэннегена. (4 стр.).

# Все статьи за 11 мая 1944 года.

(От специального военного корреспондента «Известий»)




Что такое Севастополь, штурм Севастополя? Сегодня, когда мы так близки ещё к горячему, обжигающему пламени боя, я вспоминаю прежде всего дорогу в горах после штурма, ночь, когда главное было сделано, и сон пехотинцев на этой дороге. Они спали в пыли, сжимая в руках винтовки, и фары автомобилей высвечивали их из мглы. Во сне они были, как в сражении. Просыпаясь, они искали врага. Если-бы знать им, что враг уже далеко! Они сами гнали его с Мекензиевых гор, с Сапун-горы, из ущелий, ощерившихся пулемётными гнездами, из пещер, видимых лишь там, где ищет тебя пуля врага, с высот, стерегущих Инкерманскую долину, - отовсюду, где огнём был закрыт путь к Севастополю, и командиры взводов, полков, дивизий не могли сдержать солдатскую ярость, шедшую на приступ.

Пехотинцев, застигнутых сном на дороге, мы вспомнили снова в ту минуту, когда их усилиями для каждого русского была добыта возможность притти на Графскую пристань, увидеть Южную бухту, через которую на ялике переправлялся когда-то артиллерист русской армии Лев Николаевич Толстой, взглянуть на Корабельную сторону, на Малахов курган, на обелиск братской могилы за Северной бухтой и воссоединить в воспламененном сознании два века севастопольских битв, два времени нашей славы.

Севастополь - в наших руках.

В этот час я вспоминаю рассказ людей, стороживших в дни оккупации музей «Воронцовский дворец» в Алупке, на южном берегу Крыма. На фризе, в нише «Альгамбра», сохранилась в этом дворце надпись на арабском языке: «И нет победителя, кроме бога». В 1941 году немецкие генералы, взглянув на фриз, дополняли изречение словами: «Кроме бога и - германской армии!» Теперь немецких заносчивых офицеров нет больше в Крыму. Одни лежат в земле инкерманской долины, другие - на дне Чёрного моря.

Когда наши армии появились перед Перекопом, вырвались к Сивашу и заперли немцев на полуострове, германское командование бросило в свои войска лозунг:

«Не отдадим солнечного Крыма!»

В этом проявилась вся тупость немецкого ума и немецкого сердца. У них нехватило даже чувства юмора, чтобы понять, как нелепо, как смешно звучат эти слова, когда произносит их немец, вор, возомнивший себя обладателем всего, что есть прекрасного в мире.

И наши солдаты смеялись.

После степных мелитопольских просторов война артиллерийским ураганом прорвалась сквозь узкое горло Перекопа, прорвалась моторной танковой бурей через весь Крымский полуостров и под Севастополем оказалась в тисках каменных гор и ущелий. Там, под Перекопом, наши солдаты прошли старую русскую школу Суворова. Перед ними были позиции неприступные. Такие же позиции они выстроили в своём тылу и в дни накопления сил учились их штурмовать. Каждый солдат опытом, школой, трудом постигал мысль своего генерала. Учились ночью и днём. Предвосхищали все уловки врага. Прощупывали в учебе все хитрости его обороны, продумывали за него всё, что может он нагромоздить на пути предстоящего штурма, - и пятьдесят раз под ряд захватывали ими же выстроенные пояса обороны, чтобы однажды, врасплох в настоящем бою отбить их на реальном поле сражения.

Школа Суворова сделала своё дело.

Немцев отбросили за Перекоп, за Сиваш. Немцев гнали через весь полуостров. Все рода войск дружили, как никогда, в этой атаке. Вместе с танкистами двигались офицеры авиации, чтобы в вихре танкового наступления тут же захватывать аэродромы, принимать на них свои самолёты и крыльями советской авиации сопутствовать неудержимому движению советских танков.

Война вошла в горы. Тут все изменилось мгновенно. Все навыки равнинной войны пришлось изменить. Не было места для дальнего полета снаряда. Не было простора для танков. Скалы вздымались перед пехотой. Сложность этой войны может понять тот, кто видел на подступах к Севастополю селение Черкез-Кермен. Оно втиснуло свои улочки и дом в каменные пещеры, недоступные ни авиационным бомбам, ни артиллерийским снарядам. На расстоянии пятисот метров это селение, закрытое скалами, невидимо, о существовании его трудно догадаться в нагромождении камня, и, лишь оказавшись в узком ущелье, вы останавливаетесь, пораженный тем, что открывается вдруг перед вами. Это как бы грандиозная раковина, вобравшая в себя двухэтажные дома, пристройки, огороды, заборы, маленькие площади для собраний на головокружительной высоте, - и все это внутри камня, в расщелинах, в чреве вздыбленных гор. Каждый метр разведчик должен прощупать собственным телом, за каждой скалой может таиться такая же раковина, изрыгающая огонь, насыщенная пулемётами, почти недоступная для атаки.

Здесь нашим войскам пришлось прогрызать три пояса германской обороны, три обвода укреплений. Представьте себе каменный лабиринт, разящий огнем из каждой щели, дополните это системой подземных казематов и катакомб, способных вместить целые дивизии и заводы, - это и есть участок фронта под Севастополем. Ночью он пламенел, клокотал багровым пламенем, будто десятки вулканов извергали потоки лавы.

Немцы набили сюда все запасы войск и вооружения, уцелевшие после разгрома на территории всего Крымского полуострова. Я видел участок фронта, где на протяжении десяти километров немцы установили двадцать четыре батареи одних только зенитных орудий. Но мы видели также, как, невзирая на это, наши самолеты штурмовой авиации день и ночь ныряли среди горных вершин, срывались в пике чуть не до дна узких ущелий и, чудом не расшибаясь о скалы, буквально вылизывали огнем пушек и пулеметов все расщелины и гнезда в горах. Бой шел в горах, в воздухе и на море. Битву такого невероятного напряжения, такой плотности огня, такого ожесточения можно было видеть только под Сталинградом.

Во всех трёх ярусах штурма, на земле, на море и в воздухе, наши люди добились победы, и сегодня они - в Севастополе.



Тишина Севастополя.

В нее трудно поверить после грохота горных сражений. Трудно поверить, что стоишь на берегу Южной бухты, и вода, просвеченная майским солнцем, вода, которую ещё Нахимов учил нас любить, бьётся волной в разбитые снарядами камни.

Только здесь понимаешь, что значит эта минута. На утро после штурма я видел, как на Интернациональной площади плакали, обнимаясь, отталкивая друг друга руками, стыдясь этих слёз, моряки Черноморского флота. Они снова здесь, в Севастополе. Изгрызанная осколками, чернеет на арке перед Графской пристанью цифра - 1846 - в тот год строили Графскую пристань, это знает каждый моряк Севастополя. Тишина после боя. Скрипит под ногами прах израненных взрывами зданий. Улица Ленина. Здесь были немцы - здесь нет больше жизни, нет людей, нет домов. Мёртвые стены в дырах, провалившиеся крыши, обрушенные потолки, сожранные динамитом фасады, обезглавленные статуи в нишах, - скрипит, скрипит под ногами прах Севастополя. Здесь были немцы.

Севастополь в дни обороны 1941-42 года стал воплощением русской доблести. Немцы возненавидели этот город, они боялись его, - они решили его умертвить. Они наносили удары в самое сердце великого города. Пройдемте от Графской пристани к Музею Крымской войны. Одна из чугунных колонн перед зданием снята с постамента, немцы не успели её утащить, бросили на камнях мостовой. Вход в здание завален обрушенным камнем. В дверях - оборванная проволока, музей собирались минировать. Лежат на камнях чугунные ядра. Лестница. На ступенях - обнаженные манекены, с них содраны мундиры солдат и матросов Севастопольской обороны, немцы умеют быть мародерами даже в музеях. Проткнутый штыком портрет матроса с «Потемкина». Изрезанный ножами портрет пластуна Петра Кошки. Главный зал музея - сквозь пробитые в стенах дыры врывается ветер, свистит в снастях двух фрегатов. Немцы боялись нашего флота. Они сражались с ним и здесь, в музее. Топорами, прикладами они хотели сломать макеты русских фрегатов. Они разрушили дома, стоявшие рядом с музеем, взорвали здание, где в дни Севастопольской обороны была гарнизонная церковь, пытались увезти нахимовские пушки, - теперь на-страже стоит возле них наш танк, гнавший немцев из Севастополя в мае 1944 года.

Центр Севастополя - каменная пустыня. Улица Фрунзе стала кладбищем. Уцелевшие обитатели Севастополя ютились на окраинах, в погребах, в подвалах, в ямах. На берегу Южной бухты дымятся портовые здания, качаются на волнах брошенные немцами шлюпки. Над нею - холмы, где, лишенное крыши, высится здание панорамы Севастопольской обороны. Немцы хотели убить даже память о великих людях России, Севастополя, Черного моря. Памятник Тотлебену они обезглавили.

Оглушает эта тишина Севастополя после немецкого бегства, после грохота взрывов, воя пожаров.

Но Севастополь - возвращен Родине, и Севастополь будет жить. // Евгений Кригер. СЕВАСТОПОЛЬ, 10 мая. ( Окончание следует).

***********************************************************************************************
СЕВАСТОПОЛЬ, 10 мая. Улица Ленина, разрушенная немецкими вандалами.

Фото специального военного корреспондента «Известий» С.Гурарий. (Доставлено на самолете ст. лейтенантом Волошиным).



☆ ☆ ☆

11.05.44: Советские герои ("Красная звезда", СССР)
11.05.44: И.Эренбург: Два мая ("Красная звезда", СССР)
11.05.44: К.Паустовский: Бессмертное имя ("Известия", СССР)
11.05.44: В.Кожевников: На улицах города ("Правда", СССР)
11.05.44: Л.Соболев: Возмездие || «Правда» №113, 11 мая 1944 года
11.05.44: 11 мая 1944 года || «Вечерняя Москва» №111, 11 мая 1944 года

10.05.44: Севастополь || «Красная звезда» №110, 10 мая 1944 года
10.05.44: Севастополь освобождён, Крым полностью очищен от врага! ("Правда", СССР)
10.05.44: В.Кожевников: Штурм Севастополя || «Правда» №112, 10 мая 1944 года
10.05.44: И.Эренбург: Возвращенный Севастополь ("Красная звезда", СССР)
10.05.44: Б.Лавренев: Город русской славы ("Известия", СССР)
10.05.44: А.Толстой: Русский характер || «Правда» №112, 10 мая 1944 года

09.05.44: Блестящий успех Третьего Военного Займа ("Красная звезда", СССР)
09.05.44: С.Голованивский: Южный берег ("Известия", СССР)

08.05.44: А.Ростков: Дом на окраине || «Правда» №111, 8 мая 1944 года

07.05.44: А.Толстой: Русский характер ("Красная звезда", СССР)
07.05.44: Е.Кригер: Хозяева черноморского неба ("Известия", СССР)
07.05.44: Сила советского патриотизма ("Красная звезда", СССР)

06.05.44: И.Эренбург: Сила слова || «Правда» №109, 6 мая 1944 года
06.05.44: В.Гроссман: Писатель-воин || «Литература и искусство» №19, 6 мая 1944 года
06.05.44: К.Симонов: Неистощимое сердце || «Литература и искусство» №19, 6 мая 1944 года

05.05.44: Разрушение Новгорода немецко-фашистскими захватчиками ("Красная звезда", СССР)

04.05.44: Добить немецкого зверя! ("Красная звезда", СССР)
04.05.44: Вперёд, за полный разгром врага! || «Известия» №105, 4 мая 1944 года
04.05.44: Отклики иностранной печати и радио на первомайский приказ И.Сталина ("Известия", СССР)

03.05.44: Слава героическим защитникам Москвы и Кавказа! || «Правда» №107, 3 мая 1944 года
03.05.44: Л.Соболев: Ночь под Севастополем || «Правда» №107, 3 мая 1944 года

02.05.44: Под знаменем Ленина, под водительством Сталина - вперед, за полный разгром врага! ("Правда", СССР)

01.05.44: И.Эренбург: Армия жизни ("Красная звезда", СССР)
01.05.44: Д.Заславский: Слово вождя || «Правда» №105, 1 мая 1944 года
01.05.44: Приказ Верховного Главнокомандующего №70 ("Красная звезда", СССР)*

Апрель 1944 года:

30.04.44: Н.Тихонов: Весна победы ("Красная звезда", СССР)
30.04.44: Праздник великих побед || «Красная звезда» №103, 30 апреля 1944 года
30.04.44: За полный разгром немецко-фашистских захватчиков! ("Правда", СССР)
30.04.44: Истребление гитлеровцами советских людей путём заражения сыпным тифом ("Правда", СССР)

29.04.44: 1-я Гвардейская танковая бригада ("Красная звезда", СССР)
29.04.44: К.Симонов: Человек в штатском ("Красная звезда", СССР)
29.04.44: И.Эренбург: Торжество человека || «Правда» №103, 29 апреля 1944 года

27.04.44: О.Берггольц: Ленинградская весна ("Правда", СССР)

26.04.44: Е.Кригер: В эти дни под Севастополем ("Известия", СССР)
26.04.44: В.Кожевников: Так приходит возмездие || «Правда» №100, 26 апреля 1944 года

24.04.44: Б.Полевой: У подножья Карпат || «Правда» №99, 24 апреля 1944 года

23.04.44: Б.Глебов: Кровавый путь немецкого батальона ("Красная звезда", СССР)
23.04.44: Воины-железнодорожники ("Красная звезда", СССР)

22.04.44: В.Катаев: В Молдавии* ("Красная звезда", СССР)
22.04.44: Американская печать о победах Красной Армии ("Красная звезда", СССР)

21.04.44: И.Эренбург: От Сены до Ловати ("Красная звезда", СССР)
21.04.44: В.Катаев: В Молдавии ("Красная звезда", СССР)
21.04.44: С.Борзенко: Летичевский лагерь ("Правда", СССР)
21.04.44: Эль-Регистан: Хозяева крымского неба ("Правда", СССР)

20.04.44: 3.Хирен: Он пришел из Львова ("Красная звезда", СССР)
20.04.44: Е.Габрилович, В.Коротеев: На подступах к Севастополю ("Красная звезда", СССР)
20.04.44: А.Сухов: Народная забота об инвалидах Отечественной войны ("Известия", СССР)
20.04.44: В.Кожевников: На южном берегу || «Правда» №95, 20 апреля 1944 года

19.04.44: 3.Хирен: На полях недавних боев ("Красная звезда", СССР)
19.04.44: Я.Колас: Лагерь смерти || «Известия» №93, 19 апреля 1944 года
19.04.44: А.Глебов: Малыш из Корсунского района ("Вечерняя Москва", СССР)
19.04.44: 19 апреля 1944 года || «Вечерняя Москва» №93, 19 апреля 1944 года

18.04.44: К.Симонов: После боя || «Красная звезда» №92, 18 апреля 1944 года
18.04.44: Г.Прокофьев: Злодейские преступления немцев в Старом Крыму ("Красная звезда", СССР)
18.04.44: В.Антонов: Вдоль южного берега Крыма ("Известия", СССР)

17.04.44: А.Шаров, А.Устинов: В Тарнополе || «Правда» №93, 17 апреля 1944 года
17.04.44: Б.Полевой: Дороги идут в Кишинев || «Правда» №93, 17 апреля 1944 года

16.04.44: Н.Кальма: Суворовцы ("Красная звезда", СССР)
16.04.44: К.Симонов: Тарнополь ("Красная звезда", СССР)
16.04.44: У гроба Н.Ф.Ватутина ("Красная звезда", СССР)

15.04.44: И.Эренбург: Девичье горе ("Красная звезда", СССР)

14.04.44: Новые победы наших войск в Крыму ("Красная звезда", СССР)
14.04.44: Е.Кригер: Ночь и утро Одессы* ("Известия", СССР)
14.04.44: Б.Лавренев: Час возмездия ("Известия", СССР)

13.04.44: И.Эренбург: Те же! ("Красная звезда", СССР)
13.04.44: Е.Кригер: Ночь и утро Одессы ("Известия", СССР)
13.04.44: Свято блюсти военную тайну ("Красная звезда", СССР)*
13.04.44: B.Шилкин: Пленные || «Вечерняя Москва» №88, 13 апреля 1944 года

12.04.44: Крым был и будет советским! ("Известия", СССР)
12.04.44: К.Паустовский: Крымская весна ("Известия", СССР)
12.04.44: Д.Акульшин, В.Куприн: Битва за Одессу ("Правда", СССР)
12.04.44: В.Кирсанов, В.Собко: На улицах Одессы ("Известия", СССР)
12.04.44: Б.Ефимов: Одесский пейзаж. Спуск к морю ("Красная звезда", СССР)
12.04.44: 12 апреля 1944 года || «Вечерняя Москва» №87, 12 апреля 1944 года

11.04.44: И.Эренбург: Мы идем! ("Красная звезда", СССР)
11.04.44: Одесса || «Красная звезда» №86, 11 апреля 1944 года
11.04.44: Слава великих побед || «Известия» №86, 11 апреля 1944 года
11.04.44: К.Токарев: Новая победа наших войск ("Красная звезда", СССР)
11.04.44: 11 апреля 1944 года || «Вечерняя Москва» №86, 11 апреля 1944 года

Газета «Известия» №111 (8413), 11 мая 1944 года

газета «Известия», май 1944, весна 1944, Евгений Кригер

Previous post Next post
Up