Вдоль южного берега Крыма

Apr 18, 2022 23:59


В.Антонов || « Известия» №92, 18 апреля 1944 года

СЕГОДНЯ В ГАЗЕТЕ: Приветствие ЦК ВКП(б) и Совнаркома Союза ССР тов. Н.С.Хрущеву в связи с 50-летием со дня рождения. (1 стр.). Указы Президиума Верховного Совета СССР. (1-2 стр.). Потери противника и трофеи войск 2-го Украинского фронта за период боёв с 6 марта по 15 апреля с. г. (1 стр.). Высокая агротехника - закон весеннего сева. (2 стр.). О политическом положении Италии. (2 стр.). Траурный митинг в Киеве, посвященный памяти Н.Ф.Ватутина. (3 стр.). В.Антонов. Вдоль южного берега Крыма. (4 стр.). Иностранная печать и радио об успехах советских войск в Крыму. (4 стр.). Бадольо формирует новый кабинет. (4 стр.). Решение итальянской джунты. (4 стр.). Заявление командующего американским флотом. (4 стр.). К покушению на Авила Камачо. (4 стр.).

# Все статьи за 18 апреля 1944 года.

(От специального военного корреспондента «Известий»)




В час дня ещё была зима. Из-под колёс самолёта, бежавшего по полю, взлетал тяжелый, набухший снег. Тяжёлые облака висели над нами, окрашивая день в серые, пасмурные тона.

В пять часов дня мы увидели лето, встретившее нас у ворот Крыма. Под крыльями лежали нежнозелёные с прожилками малахита воды Сиваша, обрамлённые у берегов белой полосой. Ни одна морщинка не выступала на сверкающей поверхности. Зной струился к нам в кабину сквозь невидимые щели. Пару часов назад мы дрожали от холода, сейчас было душно и жарко. Солнце пылало в яркосинем небе, заливало землю ослепительным потоком. Рядом с нами плыли лёгкие облака, и тени их ложились на землю пятнами пролитых чернил. На зелени лугов темнели стада, кидавшиеся в сторону, оглушённые ревом самолёта. Белые стены домов. Желтые крыши. Это был Крым.

Когда, наконец, смолк рев мотора и в звенящей тишине мы опустились на мягкую, словно покрытую зеленым пухом землю, пришли ароматы весны.

Мы увидели коричневые лица солдат, успевшую выцвести, побелевшую ткань гимнастерок. Пилоты в зимних шапках чувствовали себя неловко.

Утром следующего дня под колесами нашей машины зашуршал гудрон крымских дорог. Сразу уже у окраины Симферополя мы уперлись в длинную колонну людей, загородивших шоссе от края до края. Шли пленные. Колонну возглавляли два солдата в больших желто-зеленых беретах. Они что-то крикнули, и вся толпа загалдела и подняла вверх руки.

- Мы - румыны! - воскликнули вожаки.

Пленные заполняют пыльные большаки, асфальт шоссе пестрой, крикливой толпой. Они идут в большинстве без всякого конвоя, гудящей толпой.

В одной деревушке я видел, как после привала строилась громадная колонна пленных во главе с румынским полковником. В последнюю минуту, когда колонна уже собиралась тронуться, откуда-то из ворот выскочили двое румын и с визгом кинулись в ряды. Они успокоились лишь тогда, когда им позволили занять место в хвосте колонны...



Мимо летят деревушки, каменные изгороди, крохотные клочки обработанной земли, древние пирамидальные тополя. Полотно шоссе давно не видало заботливой руки мастера, пришло в упадок. Но от самого Симферополя и до перевала оно сохранило свои мосты, старые замшелые мосты с каменными циркульными сводами. Только на перевале враг пытался закрыть дорогу нашим войскам. Тут нет ни одной выемки, ни одного ручья, которые бы не приходилось преодолевать с большими трудностями. На вершине перевала следы только-что отгремевшего боя. Стоят новенькие немецкие тягачи с едва остывшими моторами, валяются солдатские сумки, письма, каски. Немцы и румыны бежали налегке.

Внезапно в кустах появляются человеческие фигуры. Мелькает зелёное сукно солдатских курток. Шофер вскидывает автомат. Раздвигая ветви, на шоссе спускаются трое румын. В поднятых руках грязные носовые платки, портянки. Они сдаются в плен. Ефрем Богат, Елисей Русса, Михаил Костика, солдаты румынской горной дивизии, сыты войной по горло. Она им надоела, и, как ни скуден запас их сведений о том, что делается на фронтах, они понимают, что дело немцев проиграно.

- Мы в Симферополь, а вы в Берлин, - шутит один из них, знающий несколько слов по-русски.

С перевала открывается величественная картина прибрежного хребта. Вершины гор окаймлены нежно-белым снегом. В ущельях медленно колышется туман. Журчит ручей, и его воды серебряной полосой катятся через гудрон шоссе. Облако ползет по склону горы, задевая за розовый и желтый пух цветущих деревьев. Бездонное, нежное небо. Небо Крыма.

Алушту любили за ее несколько старомодную тишину. В эти дни Алушта стала ареной ожесточённого сражения. Убитые немцы заполняют придорожные канавы. В городском парке среди деревьев мы видим картину побоища. Трупы гитлеровцев вперемежку с трупами лошадей. Разбитые повозки. Над парком стоит сладкий запах вина, громоздятся разбитые немцами перед бегством бочки. Врагам не удалось вывезти винные склады, и они открыли их для своих солдат. Недолог был пир. Советское оружие быстро настигло грабителей.

Дорога уходит из города, взлетает на возвышенность. Повсюду пёстрый хлам бежавших грабителей: пушки и одеяла, патроны и недопитые фляжки, снаряды и поломанная мебель. Алушта избежала участи, которую ей готовил враг. Многие её здания нетронуты, и недалек день, когда ласковое солнце будет светить отдыхающим.

За Алуштой дорога то круто поднимается, то стремительно падает в долины. Кипарисы отбрасывают тень на виноградники, на табачные плантации. Осенью этого года земля Крыма снова даст стране вино и тонкий, ароматный табак.

По горячему асфальту шагают пехотинцы, герои Перекопа и Керчи. Мчатся всадники... Командир одной из пехотных дивизий сказал нам, что он чувствует себя кавалерийским генералом. Его солдаты пересели на коня. Немецкие кони, упитанные, с лоснящейся шерстью, сотнями были брошены врагом. Гитлеровцы кормили их хлебом, отнятым у женщин и детей Крыма.

Поёт гармонь, дребезжат колеса повозок. Вино Крыма пенится сегодня в солдатских котелках. Его предлагают воинам русские люди, впервые за много месяцев без опаски вышедшие на улицы. В машину летят цветы, в каждой деревушке мы видим смеющиеся лица, слышим сердечные приглашения.



Впереди вырисовывается темная громада горы Медведь. В’езжаем в тесные, кривые улицы Гурзуфа. Вокруг нас лица истомленных, измученных людей. Нашу машину обступает плотная толпа. Слышны возбужденные голоса, и через минуту вперед выталкивают коренастого, здорового мужчину. Косой пробор полового из второразрядного трактира, голубая рубашка. Вокруг нарастает грозный гул. К советским офицерам привели местного старосту Вербовского.

Староста мечется, выхватывает какие-то бумажки, справки, торопливо сует их офицерам.

- Я для них как отец родной был, - внезапно кричит он.

- Негодяй! - слышится в толпе.

- Скажи, что от тебя видел русский человек!

Староста умолкает, обводит глазами толпу, и вот мы слышим суровый обвинительный акт.

- Это ты выдал моего сына на расправу немцам!

- Из-за тебя, подлец, угнали мою дочь в Германию!

- Это мои дети пухли с голода по твоему доносу!

Рука гитлеровского вандала превратила в развалины лучшие санатории Гурзуфа. Взорван нижний Артек, наполовину уничтожен госкурорт. Нет ни одного санатория, который бы в той или иной степени не пострадал от немецкой оккупации.

Массандра. Имя, известное не только в нашей стране, но и всему миру! Здесь производилось лучшее крымское вино. Под’езжаем к воротам знаменитого завода. И нашим глазам открывается настоящее чудо: ни единой царапины! Пустынный двор за решеткой ограды кажется только-что убранным. Торжественная тишина окружает нас. Массандра уцелела со всеми своими машинами, подвалами и даже вином. Её спасли советские люди. Немцы поставили здесь своего хозяина - некоего Гегеле. Этот «управляющий» отличался тем, что пил с утра до вечера и считал хорошим только такое вино, которое со второго стакана валило с ног. Старший винодел тов. Новичков помогал этой страсти немецкого ставленника. С его помощью он ухитрялся поставлять немцам лишь низкосортные вина и оставлять хорошие в подвалах. Перед отступлением Новичкову было приказано выпустить вино. Он сообщил, что приказ выполнен. Проверять его было уже некогда, и немцы бежали, оставив Массандру такой, какой мы её знали. В её подвалах горит электричество собственной электростанции, на фасаде главного здания отбивают время часы

После Массандры подавляет страшная картина погрома, учиненного немцами в Ялте. На фоне цветущей природы юга развалины города кажутся чудовищными. Ялта осталась у нас в памяти шумной, наполненной жизнью. Мы ее застали мертвой, обезображенной. Взорван веселый, солнечный Морской вокзал, у причалов которого сверкали огнями крымские теплоходы. Бетонная лента пристани изуродована взрывами. Вся набережная - сплошная цепь развалин, скелетов зданий, разрисованных черными языками копоти. Сожжены гостиницы «Интурист», «Ореанда».

Кто не знал маленького, но уютного прибрежного парка, цветущих ялтинских магнолий. На месте парка - пустыня, корявые пни, магнолии срезаны немцами, сожжены в немецких печах. Вдоль берега бродят люди, такие же исстрадавшиеся, как и всюду, где был немец. Слёзы бегут из их глаз, когда они говорят о своей красавице-Ялте.

Нас останавливает Мария Андреевна Востукова. Торопливо, срывающимся голосом спешит она рассказать все, что думает скромная, рядовая русская женщина. Она боится, что ей нехватит времени, что она не успеет поведать всего.

- До войны я умела только готовить обед. Я знала очень немного. Война научила меня всему. Я теперь знаю, кто такие немцы, и я хочу догнать их и отплатить им за все, что они нам сделали.



Она плачет, не в силах говорить дальше. Молча слушают её бойцы. Немцы не уйдут далеко. Красная Армия настигнет их, и они либо сдадутся, либо узнают вкус воды, которая омывает землю Крыма. // В.Антонов. КРЫМ, 17 апреля.

☆ ☆ ☆

18.04.44: К.Симонов: После боя ("Красная звезда", СССР)
18.04.44: Г.Прокофьев: Злодейские преступления немцев в Старом Крыму ("Красная звезда", СССР)

17.04.44: А.Шаров, А.Устинов: В Тарнополе || «Правда» №93, 17 апреля 1944 года
17.04.44: Б.Полевой: Дороги идут в Кишинев || «Правда» №93, 17 апреля 1944 года
17.04.44: 17 апреля 1944 года || «Вечерняя Москва» №91, 17 апреля 1944 года

16.04.44: Н.Кальма: Суворовцы ("Красная звезда", СССР)
16.04.44: К.Симонов: Тарнополь ("Красная звезда", СССР)
16.04.44: У гроба Н.Ф.Ватутина ("Красная звезда", СССР)

15.04.44: И.Эренбург: Девичье горе ("Красная звезда", СССР)

14.04.44: Новые победы наших войск в Крыму ("Красная звезда", СССР)
14.04.44: Е.Кригер: Ночь и утро Одессы* ("Известия", СССР)
14.04.44: Б.Лавренев: Час возмездия ("Известия", СССР)

13.04.44: И.Эренбург: Те же! ("Красная звезда", СССР)
13.04.44: Е.Кригер: Ночь и утро Одессы ("Известия", СССР)
13.04.44: Свято блюсти военную тайну ("Красная звезда", СССР)*
13.04.44: B.Шилкин: Пленные || «Вечерняя Москва» №88, 13 апреля 1944 года

12.04.44: Крым был и будет советским! ("Известия", СССР)
12.04.44: К.Паустовский: Крымская весна ("Известия", СССР)
12.04.44: Д.Акульшин, В.Куприн: Битва за Одессу ("Правда", СССР)
12.04.44: В.Кирсанов, В.Собко: На улицах Одессы ("Известия", СССР)
12.04.44: Б.Ефимов: Одесский пейзаж. Спуск к морю ("Красная звезда", СССР)
12.04.44: 12 апреля 1944 года || «Вечерняя Москва» №87, 12 апреля 1944 года

11.04.44: И.Эренбург: Мы идем! ("Красная звезда", СССР)
11.04.44: Одесса || «Красная звезда» №86, 11 апреля 1944 года
11.04.44: Слава великих побед || «Известия» №86, 11 апреля 1944 года
11.04.44: К.Токарев: Новая победа наших войск ("Красная звезда", СССР)
11.04.44: 11 апреля 1944 года || «Вечерняя Москва» №86, 11 апреля 1944 года

10.04.44: Д.Акульшин, В.Куприн: Под Одессой || «Правда» №87, 10 апреля 1944 года

09.04.44: Слава победоносной Красной Армии! ("Красная звезда", СССР)
09.04.44: З.Абрамов: Под конвоем автоматчиков ("Красная звезда", СССР)
09.04.44: Е.Габрилович: Дочь народа ("Красная звезда", СССР)
09.04.44: Л.Славин: У ворот Одессы ("Известия", СССР)

08.04.44: Артиллерия в наступлении ("Красная звезда", СССР)

07.04.44: И.Эренбург: Фрицы с запада ("Красная звезда", СССР)
07.04.44: Братья Тур: Поля великих битв ("Известия", СССР)

06.04.44: Д.Бедный: Обиженный вор ("Красная звезда", СССР)
06.04.44: В.Полторацкий: Что происходит во Львове ("Известия", СССР)

05.04.44: Л.Славин: Улицы, дома, люди ("Известия", СССР)

04.04.44: Исторические дни великих побед ("Известия", СССР)
04.04.44: И.Эренбург: Граница ("Красная звезда", СССР)
04.04.44: Л.Кудреватых: На румынской территории ("Известия", СССР)
04.04.44: 4 апреля 1944 года || «Вечерняя Москва» №80, 4 апреля 1944 года

02.04.44: И.Чумак: В Одессе ("Красная звезда", СССР)

01.04.44: Герои наступления ("Красная звезда", СССР)
01.04.44: Д.Заславский: Не оторваться немцам - и не отовраться! ("Правда", СССР)

Март 1944 года:

31.03.44: В.Полторацкий: Черновицы, 30 марта ("Известия", СССР)

30.03.44: Р.Моран: Плач на Шпрее ("Красная звезда", СССР)
30.03.44: А.Семенов: Искусство боевого полета ("Красная звезда", СССР)

29.03.44: Всемерно улучшать и развивать разведку! ("Красная звезда", СССР)
29.03.44: «Мир никогда не забудет беспримерного наступления Красной Армии» ("Красная звезда", СССР)
29.03.44: Н.Шванков: Возвращение в полк || «Красная звезда» №75, 29 марта 1944 года

28.03.44: Наши войска вышли на государственную границу СССР ("Красная звезда", СССР)
28.03.44: 28 марта 1944 года || «Вечерняя Москва» №74, 28 марта 1944 года

27.03.44: Красная Армия вышла на государственную границу СССР! ("Правда", СССР)
27.03.44: Б.Полевой: Днестровская эпопея ("Правда", СССР)

26.03.44: И.Эренбург: К ним! ("Красная звезда", СССР)*

25.03.44: Е.Кригер: Дни великого натиска ("Известия", СССР)
25.03.44: А.Покрышкин: Скорость, огонь, маневр ("Красная звезда", СССР)
25.03.44: М.Брагин: О чем говорят пленные || «Правда» №73, 25 марта 1944 года
25.03.44: Воля командира || «Красная звезда» №72, 25 марта 1944 года

24.03.44: Н.Рыбак: В Киеве ("Красная звезда", СССР)*
24.03.44: Н.Богомягков: Признания немецкого палача ("Красная звезда", СССР)*

23.03.44: Орудия, обстреливавшие Ленинград ("Красная звезда", СССР)
23.03.44: Я.Милецкий: Месть танкиста Марии Октябрьской ("Красная звезда", СССР)
23.03.44: Героическая дочь литовского народа || «Известия» №70, 23 марта 1944 года
23.03.44: 23 марта 1944 года || «Вечерняя Москва» №70, 23 марта 1944 года

22.03.44: Кукрыниксы: Мастер политической карикатуры ("Красная звезда", СССР)**

21.03.44: Победа Красной Армии на Днестре ("Красная звезда", СССР)
21.03.44: Могучий натиск Красной Армии || «Известия» №67, 21 марта 1944 года
21.03.44: К.Буковский, Д.Шабанов: Взятие Винницы ("Красная звезда", СССР)
21.03.44: 21 марта 1944 года || «Вечерняя Москва» №68, 21 марта 1944 года

20.03.44: Верховный жрец 'бога войны' ("Time", США)

19.03.44: И.Эренбург: Мартовские иды ("Красная звезда", СССР)
19.03.44: Е.Кригер: Всадник в броне || «Известия» №67, 19 марта 1944 года
19.03.44: Новые мощные удары по врагу || «Известия» №67, 19 марта 1944 года
19.03.44: «Гигантская советская метла выметает немцев с Украины» ("Красная звезда", СССР)

18.03.44: И.Эренбург: Наш гуманизм ("Красная звезда", СССР)**
18.03.44: 18 марта 1944 года || «Вечерняя Москва» №66, 18 марта 1944 года

Газета «Известия» №92 (8394), 18 апреля 1944 года

газета «Известия», весна 1944, апрель 1944

Previous post Next post
Up