Скорость, огонь, маневр

Mar 25, 2019 23:48


А.Покрышкин || « Красная звезда» №72, 25 марта 1944 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Приказ Верховного Главнокомандующего (1 стр.). От Советского Информбюро. Оперативная сводка за 24 марта (1 стр.). Письмо товарищу Сталину от трудящихся Днепропетровской области (2 стр.). Майор К.Буковский. - Выход войск 1-го Украинского фронта на Днестр (2 стр.). Капитан К.Токарев. - Бои за Вознесенск (2 стр.). А.Авдеенко. - В прорыве (3 стр.). Дважды Герой Советского Союза гвардии подполковник А.Покрышкин. - Скорость, огонь, маневр (3 стр.). Гвардии полковник М.Леонов. - Охватывающий маневр танков и мотопехоты (3 стр.). Майор П.Трояновский. - Батальонный почтальон (3 стр.). 150-летие польского национально-освободительного восстания под руководством Тадеуша Костюшко (4 стр.).

# Все статьи за 25 марта 1944 года.




За годы Отечественной войны тактика воздушного боя значительно изменилась, приобрела новые формы. Здесь, безусловно, оказало свое влияние совершенствование авиационной техники, т.е. самолета, мотора, вооружения, с которыми летчику приходится иметь дело в воздушном бою. Недаром летчики-истребители так много говорят и так горячо спорят по поводу приемов и методов воздушного боя.

Правда, у нас уже не только накоплен богатый опыт воздушных боев, но также выработаны определенные правила, показывающие, как надо действовать летчику в том или ином случае. Однако воздушный бой непрерывно эволюционирует и заставляет о многом поразмыслить. Поэтому вполне естественно, что летчик-истребитель, не желающий отставать, при любой встрече внимательно изучает противника и в результате находит более совершенные приемы борьбы.

Не так давно у нас считали, что основа ведения воздушного боя - это вираж, горизонтальный маневр, а самый удобный и приемлемый боевой порядок звена - клин. Действительность показала, что в современных условиях более эффективны вертикальный маневр и боевой порядок пары. Вместе с тем практика не отвергает и горизонтального маневра, подчеркивая известную истину, что всё хорошо и приемлемо, когда сделано во-время и к месту. В бою все средства хороши. Надо лишь знать, когда их применять, в какой обстановке и в каких комбинациях. Личный опыт многих воздушных боев заставил меня десятки раз почувствовать, что самое вредное и опасное для летчика - это стандарт, шаблон, т.е. такое положение, когда он использует в бою одни и те же заученные приемы, действует без должного учета конкретной обстановки.

Во всем этом мне пришлось убедиться самому на горьком опыте первых боев, когда я испытал ряд неудач и дважды был сбит. Вот тогда, как следует присмотревшись к своим действиям, я понял, что летчик должен непрерывно совершенствовать свою тактику, а если он и повторяет старые приемы, то нужно это делать разумно, по-разному комбинируя их.

Чтобы подтвердить эти положения, расскажу о своих наблюдениях и опыте, приобретенном в воздушных боях, в которых мне удалось сбить больше 50 немецких самолетов.

image Click to view



Прежде всего о маневре. Иногда считают, что в связи с ростом скоростей современных самолетов маневр в бою стал ограниченным и некоторые фигуры пилотажа, как, например, «восьмерка», восходящая и горизонтальная «бочка» да и самый вираж, становятся излишними. Практика убеждает в обратном. В воздушном бою пригодится любая фигура, если ты умеешь ее делать, сообразуясь с обстановкой.

Однажды мы видели, как один летчик, пытаясь уйти из-под удара противника на вираже, стал переходить в другой вираж по способу обычной «восьмерки». Он тут же был подбит. Мне тоже приходилось применять переход из одного виража в другой при помощи «восьмерки», выполнять горизонтальные и вертикальные «бочки», но я делал это иначе. Попасть в прицел врага можно на любой фигуре, если выполнять ее вяло. Я постарался отработать несколько приемов пилотажа, основанных на резкости, быстроте выполнения. Перекладывание из виража в вираж, например, делается резким и мгновенным переворотом, а чтобы уйти от противника, находящегося в хвосте, производится неправильная «бочка».

Не раз я встречался в боях с довольно сильными противниками, пилотировавшими, может быть, не хуже меня. В таких случаях, прощупав немцев, я бросал обычные приемы и применял новые. Например, если нельзя было зайти ему в хвост на нормальном вираже, я резко «подсекал» и по укороченному радиусу становился сзади его машины. Порою, встретив опытного и хитрого противника, я не мог сразу предугадать его замысел. Тогда я дублировал маневр немца, следя за каждым его движением, и в конечном итоге ловил его на допущенной ошибке и сбивал.

В связи с переходом к ведению боя на вертикалях неоднократно вставал вопрос о скорости полета, т.е. о том, когда ходить на малых и когда на больших скоростях. Полет на большой скорости над полем боя, несомненно, дает много преимуществ. Летчик может быстро нагнать противника, предпринять контрманевр, набрав нужную высоту. Но вместе с тем при полете на большой скорости перегревается мотор, что вызывает излишний расход горючего. Каждый летчик старается как-либо разрешить эту проблему. Одни, жалея мотор, совершают полет до линии фронта на крейсерской скорости, а затем, подходя к полю боя, наращивают ее. Другие нагоняют скорость только тогда, когда замечают противника, и т.д.

В практике патрулирования надо стараться подходить к полю боя на возможно большей высоте и, патрулируя, перемещаться подобно качающемуся маятнику. Нагон скорости достигается за счет пикирования, а набор потерянной высоты - от ускорения или инерции, возникающей при пикировании. Такие равномерные колебания над участком патрулирования позволяют, вступая в бой, постоянно иметь преимущество в скорости и маневре, причем мотор работает нормально.

Нет особой нужды говорить, что в воздушном бою от летчика требуются: осмотрительность, упорство, хорошее умение пилотировать и стрелять, знание тактики противника и пр. Всё это общеизвестные истины. Но почему же некоторые летчики, зная их, всё-таки проигрывают бой? Дело, пожалуй, в том, что у этих летчиков не выработано в должной степени чутье истребителя. Они, если и знают противника, то поверхностно, хитры и расчетливы недостаточно, действуют в тактическом смысле шаблонно. Такой летчик подчас имеет хорошую индивидуальную подготовку в технике пилотирования и всё же не может распознать замысел врага, его привычки, скажу даже больше, - его психологию. Ясно, что этот летчик не сможет драться успешно.

Мне часто задавали вопрос: каким образом я успеваю быстро подобраться к противнику и закончить бой двумя-тремя очередями. Я атакую, как и многие, с задней полусферы, но начинаю атаку не строго с хвоста (сзади), а тогда, когда противник находится ниже и немного впереди меня. Имея превышение (это исходное положение достигается маневром), я круто сваливаю самолет в пике и только на выходе из него оказываюсь на короткий промежуток времени в хвосте противника. Подобная атака настолько внезапна и скоротечна, что атакуемый не успевает что-либо предпринять.

Теперь о стрельбе. Я не стреляю строго в хвост, а открываю прицельный огонь с небольшим ракурсом. Тогда в прицеле проектируется наибольшая площадь самолета, а снаряды и пули, минуя бронеспинку, попадают в самые уязвимые места вражеской машины. На мой взгляд, большую ошибку допускают те летчики, которые вместо того, чтобы пользоваться прицелом, открывают огонь с больших дистанций, руководствуясь трассой.

Не раз приходилось слышать, как прилетевший пилот с возмущением рассказывает: «Подошел почти вплотную, бил, бил - не горит!» В действительности дело обычно обстоит иначе. Во-первых, этот летчик совершает ошибку уже тем, что выходит на одну плоскость с «Мессершмиттом» задолго до дистанции убойного огня (это противник может учесть). Во-вторых, летчик не проявляет достаточной выдержки (боится, что противник ускользает от него) и начинает стрелять слишком рано. В результате он только пугает преследуемого, который делает соответствующий контрманевр и уходит от него. В-третьих, летчик стреляет не прицельно, а по трассе. Подобная тактика напоминает ночного сторожа с колотушкой, который заранее дает знать ворам, где он ходит.

Наконец, последнее, о чем хочется сказать, - это культура летчика. Чтобы успешно драться и побеждать, надо хорошо знать технику противника и безупречно использовать свой собственный самолет. Наши отечественные самолеты обладают высокими боевыми качествами. Они имеют большую скорость и отличную маневренность. Надо только умело пользоваться всем этим, работая в полете не только штурвалом, но и головой. Незнание техники часто приводит к поражению. Бывают случаи, когда некоторые наши летчики проигрывали бой лишь потому, что ходили с открытым фонарем, неправильно использовали шаг винта и т.п.

Боевой опыт десятками примеров показывает нам, что в воздушном бою нет никаких особых секретов. Если летчик будет действовать хитро, грамотно, расчетливо, научится распознавать повадки и приемы врага, безупречно овладеет вверенной ему техникой, умело будет сочетать высоту, скорость и маневр с прицельным огнем - победа всегда останется за ним. //Дважды Герой Советского Союза гвардии подполковник А.Покрышкин. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

***********************************************************************************************
1-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ. Немецкие бронемашины, захваченные нашими войсками.

Снимок нашего спец. фотокорр. старшего лейтенанта Г.Хомзора.





ОГРОМНЫЕ ПОТЕРИ ГЕРМАНСКОЙ АРМИИ
Признание гитлеровского посла в Румынии

СТАМБУЛ, 24 марта. (ТАСС). Как сообщает румынская газета «Универсул», выступая 12 марта на собрании немцев в Бухаресте, германский посол Киллингер заявил, что «в Германии не осталось ни одной семьи, которая не оплакивала бы смерти по крайней мере одного из своих членов».

☆ ☆ ☆

25.03.44: Е.Кригер: Дни великого натиска ("Известия", СССР)
25.03.44: М.Брагин: О чем говорят пленные || «Правда» №73, 25 марта 1944 года
25.03.44: Воля командира || «Красная звезда» №72, 25 марта 1944 года

24.03.44: Н.Рыбак: В Киеве ("Красная звезда", СССР)*
24.03.44: Н.Богомягков: Признания немецкого палача ("Красная звезда", СССР)*

23.03.44: Орудия, обстреливавшие Ленинград ("Красная звезда", СССР)
23.03.44: Я.Милецкий: Месть танкиста Марии Октябрьской ("Красная звезда", СССР)
23.03.44: Героическая дочь литовского народа || «Известия» №70, 23 марта 1944 года
23.03.44: 23 марта 1944 года || «Вечерняя Москва» №70, 23 марта 1944 года

22.03.44: Кукрыниксы: Мастер политической карикатуры ("Красная звезда", СССР)**

21.03.44: Победа Красной Армии на Днестре ("Красная звезда", СССР)
21.03.44: Могучий натиск Красной Армии || «Известия» №67, 21 марта 1944 года
21.03.44: К.Буковский, Д.Шабанов: Взятие Винницы ("Красная звезда", СССР)
21.03.44: 21 марта 1944 года || «Вечерняя Москва» №68, 21 марта 1944 года

20.03.44: Верховный жрец 'бога войны' ("Time", США)

19.03.44: И.Эренбург: Мартовские иды ("Красная звезда", СССР)
19.03.44: Е.Кригер: Всадник в броне || «Известия» №67, 19 марта 1944 года
19.03.44: Новые мощные удары по врагу || «Известия» №67, 19 марта 1944 года
19.03.44: «Гигантская советская метла выметает немцев с Украины» ("Красная звезда", СССР)

18.03.44: И.Эренбург: Наш гуманизм ("Красная звезда", СССР)**
18.03.44: 18 марта 1944 года || «Вечерняя Москва» №66, 18 марта 1944 года

17.03.44: Т.Тэсс: Письма о мужестве и чести ("Известия", СССР)
17.03.44: Иностранная печать о боевых успехах Красной Армии ("Красная звезда", СССР)

16.03.44: Е.Габрилович: Сердце украинки ("Красная звезда", СССР)**
16.03.44: И.Чумак: Зверства румынских разбойников ("Красная звезда", СССР)*

15.03.44: Б.Горбатов: Херсон || «Правда» №64, 15 марта 1944 года
15.03.44: Русские достигают подлинных чудес своим стратегическим мастерством
15.03.44: 15 марта 1944 года || «Вечерняя Москва» №63, 15 марта 1944 года

14.03.44: Н.Михевичев: Преследование противника с воздуха ("Красная звезда", СССР)

13.03.44: Народ славит героическую Красную Армию || «Правда» №63, 13 марта 1944 года

12.03.44: Е.Гехман: Трофеи ("Красная звезда", СССР)
12.03.44: Е.Кригер: Солдаты прорыва ("Известия", СССР)
12.03.44: Замечательные образцы военного искусства Красной Армии ("Известия", СССР)

11.03.44: Раздавить фашистскую гадину! ("Красная звезда", СССР)
11.03.44: Новые улики против гитлеровских злодеев ("Известия", СССР)

10.03.44: Победоносное наступление советского народа ("Правда", СССР)
10.03.44: Победы на Украине || «Известия» №59, 10 марта 1944 года

09.03.44: Е.Кригер: Ночи марта || «Известия» №61, 9 марта 1944 года
09.03.44: Б.Горбатов, П.Яхлаков: Солдатский труд || «Правда» №59, 9 марта 1944 года

08.03.44: Славные дочери советского народа ("Красная звезда", СССР)
08.03.44: Верные дочери советского народа || «Известия» №57, 8 марта 1944 года

06.03.44: Финляндия перед выбором || «Правда» №57, 6 марта 1944 года

04.03.44: Героиня-пулеметчица Маншук-Маметова ("Красная звезда", СССР)
04.03.44: С.Бородин: Быль и зоология || «Литература и искусство» №10, 4 марта 1944 года
04.03.44: 4 марта 1944 года || «Вечерняя Москва» №54, 4 марта 1944 года

03.03.44: Немцы бегут с Украины ("Красная звезда", СССР)
03.03.44: Любовь народа к родной Красной Армии ("Известия", СССР)

02.03.44: И.Эренбург: Дыхание ребенка ("Красная звезда", СССР)**
02.03.44: Б.Горбатов, П.Яхлаков: Чувство движения ("Правда", СССР)
02.03.44: В.Антонов: Ленинград встречает героев партизанской борьбы ("Известия", СССР)
02.03.44: Воевать по-гвардейски! || «Красный флот» №52, 2 марта 1944 года
02.03.44: 2 марта 1944 года || «Вечерняя Москва» №52, 2 марта 1944 года

01.03.44: Изучать тактику врага, совершенствовать нашу тактику ("Красная звезда", СССР)
01.03.44: Проклятие и смерть немецким разбойникам! || «Правда» №52, 1 марта 1944 года
01.03.44: П.Юдин: Пошлая и вредная стряпня К.Чуковского || «Правда» №52, 1 марта 1944 года
01.03.44: К вопросу о советско-финских отношениях || «Известия» №51, 1 марта 1944 года

Февраль 1944:

29.02.44: Смерть немецким людоедам! || «Известия» №50, 29 февраля 1944 года

28.02.44: Г.Перов: Забота советского народа о семьях военнослужащих ("Правда", СССР)
28.02.44: 28 февраля 1944 года || «Вечерняя Москва» №49, 28 февраля 1944 года

27.02.44: Гвардия Красной Армии ("Красная звезда", СССР)
27.02.44: Лицо финских бандитов ("Красная звезда", СССР)
27.02.44: Неустанно повышать военное искусство ("Правда", СССР)
27.02.44: Митинг на могиле Александра Матросова ("Известия", СССР)
27.02.44: Трудящиеся освобождённых районов - Красной Армии ("Известия", СССР)

26.02.44: Выше поднимать наше военное искусство ("Красная звезда", СССР)
26.02.44: Е.Кригер: Зрелость || «Известия» №48, 26 февраля 1944 года

25.02.44: В победах Красной Армии - героические усилия всего народа ("Правда", СССР)
25.02.44: Д.Заславский: Рандольф Херст - американский друг Адольфа Гитлера ("Правда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №72 (5752), 25 марта 1944 года

весна 1944, март 1944, газета «Красная звезда», советская авиация

Previous post Next post
Up