Е.Кригер || «
Известия» №61, 9 марта 1944 года
СЕГОДНЯ В ГАЗЕТЕ: Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами и медалями работников Наркомата Внутренних Дел и Наркомата Государственной Безопасности. (1 стр.). Письмо товарищу Сталину от колхозников, работников МТС и совхозов Полтавской области. (2 стр.). Письма трудящихся товарищу Сталину с просьбой принять их денежные сбережения в фонд обороны, на строительство танковых колонн и эскадрилий самолётов для Крапсной Армии. Ответные телеграммы тов. Сталина. (2 стр.). V сессия Верховного Совета РСФСР. Прения по докладу о государственном бюджете РСФСР на 1944 год. Речь депутата Г.Г.Измайловой. (3 стр.). НА 1-м УКРАИНСКОМ ФРОНТЕ: Е.Кригер. Ночи марта. В.Полторацкий. Там, где гремят бои... (3 стр.). Рейтер о неудаче англо-турецких военных переговоров. (4 стр.). Английский морской министр об успехах судоходства союзников. (4 стр.). Заявление Идена об Аргентине. (4 стр.). Всеобщая забастовка в Северной Италии. (4 стр.). Суд над Пюшё. (4 стр.).
# Все статьи за
9 марта 1944 года.
НА 1-м УКРАИНСКОМ ФРОНТЕ
Настоящей зимы в этом году на Украине не было, и дорог совсем не стало, почва на полях набухла талым снегом, дождями, разливами, вздулась, как тесто в квашне, и там, где землю месили колеса военных машин, она не просыхала, а только густела и была крутая, тяжелая, моторы не могли ее пересилить, и колонны подолгу стояли в пути.
Но был приказ наступать, и солдатская воля тоже была - наступать, и армия продвигалась в болотах, в трясине, вытягивая за собой на солдатских руках военные грузы, пушки, снаряды, и немецкие штабы не верили донесениям: русские снова вышли на фланг, в глубину...
Но есть и в этой мартовской топи моторы, которые мы здесь слышим всегда, во всякое время года, при всякой погоде. Мы слушали их в ноябрьских дождях, в январских коротких буранах, в февральской неразберихе снегопадов и ливней, в мартовском бушевании грязи. Их шум будит нас сквозь толстые стены деревенских домов, настигает в пути, в бездорожье, слышится в туманах, когда даже кони и люди ищут дорогу на ощупь, вырывается на реки, где нет еще ни переправ, ни мостов, и с хода обваливается на хрупкий лед, уходит под воду и плещущей бурей встает из воды - уже на том берегу. Ночи, туманы, реки наполнены ревом железа. Нет ни дорог, ни погоды, но железо движется к бою. Уральский металл, сибирская сталь.
Советские танки.
Есть город на Украине, и в нем были немцы. Город считался глубоким их тылом, жили в нем интенданты, чиновники из Берлина, жили удобно, обзавелись пуховыми перинами, обложились подушками, обставились диванами, креслами, и в этот перинный рай грохот войны не доходил, звуки тонули и вязли в пуху.
Русские танки распороли грандиозную перину немецкого тыла. Они появились внезапно, перемешав в немецких штабах всякое представление о времени и пространстве. Интендантов не успели даже предупредить, интенданты выскочили из города впопыхах, а их склады остались, и только на станции еще продолжалась лихорадочная погрузка мешков, ящиков, бочек. Тридцать семь эшелонов, готовых к отправке, стояли в ожидании паровозов, когда на окраине города появились три первых танка и маленькая группа пехоты на них, сорок бойцов.
Это было далеко от линии фронта, где немцы еще пытались держаться. Несмотря на панику первой минуты, немцы все же сохранили способность считать, хотя бы до трех, и считали, не веря своим глазам: три танка, только три, и с ними горсточка автоматчиков. Немцы решили, повидимому, что в танках сидят сумасшедшие, - нельзя же брать такими силами город. Немцы вытянули на соседнюю с городом высоту свои самоходные пушки, обстоятельно готовились к бою, но танки уже выскочили в район станции, снесли тремя снарядами вышку водонапорной башни и немецкий наблюдательный пункт вместе с нею, ослепили вражескую артиллерию, врезались в столпотворение погрузки, разметали в стороны охрану, закрыли выход для тридцати семи эшелонов и пошли маневрировать по городу в ожидании подхода основных сил.
И они продержались, три первых танка лейтенанта Михаила Тищенко, и то, что немцы сочли сумасшествием, было хорошо рассчитанной дерзостью советских командиров. Тридцать семь эшелонов так и остались в наших руках. Городская электростанция не только не была взорвана, но стояла с работающими котлами, включенными рубильниками, и лампочки исправно горели в домах.
Идут по земле Украины советские танки. Нет пути, нет дорог для машин. Весна, осень, зима перепутались, перемешались в мартовской непогоде, и лёд не держит на реках, а танки проходят на запад. Когда-то, в лучшие для него времена, немец Гудериан написал книгу «Внимание, танки!» Ему грезилась Европа под немецкими гусеницами. Теперь из Берлина доносится вопль: «Внимание, - советские танки!».
Дело не только в броне. Её хорошо делают на Урале, в Сибири. В танках сидят, танки ведут в наступление люди, - их хорошо воспитала наша страна.
До прихода в армию Михаил Тищенко, ныне Герой Советского Союза, был бригадиром колхоза на Черниговщине, перед войной служил в артиллерии. В 1941 году его направили в военное училище в город Бобруйск. Он прибыл в училище в субботу. Прошла одна ночь, в воскресное утро уже лилась кровь на границе, немецкая авиация появилась над нашими городами, Гитлер начал войну. 22 июня 1941 года курсант Михаил Тищенко начал проходить курс наук, не в училище, - в суровой школе войны. С 45-миллиметровым орудием он вошёл в бой и ведёт этот бой третий год, и в ходе войны стал танкистом, и теперь командует танковой ротой на Украине.
Хорошая школа. Для победы нужна не только прочная броня, - нужен прочный железный характер. Вот одна из ночей лейтенанта. Идёт дождь, как вчера, как месяц назад. Ждать погоды нет времени, мы наступаем. Ночью танки входят в узкое горло прорыва - один километр ширины, первая пробоина в линии немецкого фронта на этом участке. Танки идут в темноте. Этого немцы не умели в лучшие свои времена. Это - русский маневр, ночной танковый рейд.
Танки проходят через минные поля, завалы, заграждения, проходят ночью, потому что путь заранее разведан, изучен вплоть до каждого поворота, чтобы командир мог вести свою группу вслепую, внутренним зрением. Михаилу Тищенко 25 лет. У него голубые глаза, светлые волосы, простой, незлобивый характер, он совсем ещё юноша в своих привычках и взглядах, в манере держаться, но у него за плечами почти три года войны. Он ведёт свои танки во мгле. Он должен вырваться к предместью большого города, обходом, с западной стороны. Он идёт по немецким тылам.
Ночь достаточно темна, а танкисты закрыты к тому же в тяжёлой стальной коробке - непроницаемая, железная ночь перед ними. Но приказ есть приказ.
Лейтенант со своей группой появляется у предместья в тот неприятный и неудобный для немцев момент, когда они сгружают с железнодорожных платформ колонну своих танков. Некоторые из этих машин уже на ходу и к бою готовы, и нужно помешать немцам сгрузить остальные, в этом замысел всего рейда. Немцев нужно связать ночным боем в их же тылу и держаться долго, как можно дольше, это облегчит наше наступление с фронта.
Но сил здесь у немцев значительно больше.
Лейтенант, сидящий внутри железной коробки, думает, что ему делать. Он думает довольно долго, минуты две. Он приходит к заключению, что в неравном бою может использовать только одно преимущество - время. Внезапно для немцев его танки открывают огонь с малой дистанции, и первые минуты всё идёт хорошо, очень хорошо, но потом немецкие ракеты просверливают во мгле рваные полосы света, холодного, мертвенного, и теперь немецкие наводчики знают, куда им бить. Стреляет всё, что только может у немцев стрелять, - орудия танков, полевые пушки, и всё это падает, рушится на советских танкистов. Ночь в немецком тылу разряжает все свои запасы огня, пороха, стали.
Лейтенант руководит ночной артиллерийской дуэлью в немецком тылу. Ему некогда горевать и отчаиваться, когда он видит, как несколько его танков загораются и в них гибнут товарищи. Тищенко в эти минуты существует только как офицер, командир. Он существует только для боя. Иначе он погубит себя и всю группу. Здесь ему никто не сможет помочь, он в немецком тылу.
По радио он командует своей группой и видит, что его хорошо понимают, видит, что не может быть в бою лучших товарищей, чем те, что сидят в других машинах, и сам одновременно с ними ведет бой своим танком и успевает заметить, как танк лейтенанта Кучина подвергается неожиданному удару - из темноты на него наползает тяжелый, медленный, грузный «тигр». Немец первым откроет огонь, и Кучина с его танком больше не будет.
- Кучин!... - кричит Тищенко в микрофон и сам наводит орудие на «тигра», но предупредить Кучина он уже не успеет: времени для первого выстрела у Кучина не осталось, башню не развернешь в последний оставшийся миг. Проходят две-три секунды. Помощь Кучину не нужна. Он все увидел. Он не успел и не мог успеть выстрелить. Он сделал другое. Он предупредил выстрел «тигра» и пошел на него тараном. Он ударил по немецкой броне всей тяжестью советской брони, всей силой советского мотора, всей своей тяжелой солдатской злобой.
Тищенко видел пламя. На большее у него не было времени. Он видел пламя: два танка вспыхнули, немецкий и наш. Это было одно мгновение боя. В следующую минуту внимание Тищенко принадлежало уже не Кучину, другим. Лейтенант не мог, не имел права отвлекаться, как бы дорог ни был для него этот парень, таранивший «тигра».
Тищенко, отбиваясь, упрямо тянул свои танки ближе к станции, чтобы не дать немцам времени на разгрузку всего эшелона, чтобы связать немцев и бить их в том самом месте, где они надеялись снять с платформ новые танки в помощь себе. Тищенко решил бить их в самом уязвимом месте.
Но бой давался тяжело, решение осуществлялось усилием страшным, жертвами, кровью. Нескольких танков уже нехватало у Тищенко, немцы их выбили, и лейтенант продолжал тянуть свои силы к станции, когда немецкий снаряд попал и в него.
Тищенко очнулся на земле, в канаве. Он понял, что башню разбило и его выбросило из танка. Он увидел командира своей машины. У того отбило на руке пальцы, вышибло зубы, один осколок попал в рот через щеку, лицо у него было буквально разорвано.
Надо было держаться. Приказ был держаться в немецком тылу до утра, облегчая наше движение с фронта. Тищенко поднял себя с земли, именно поднял себя, а не встал, такая смертельная тяжесть была в нем, такой грохот в голове и в ушах, во всем теле. Он не сразу почувствовал, что с ним, но ему неудобно стало смотреть, что-то мешало. Он прикоснулся рукою к лицу, повел пальцем по теплой крови и дотянулся до глаза. Один осколок попал в правый глаз, остальные в лицо.
Лейтенант Тищенко видел одним только глазом. Его шатало, тянуло упасть. Он выругался и вернул себя из обморока, из надвигавшейся мглы. Полуслепой, он выполнил приказ, дрался в немецком тылу до конца и единственной уцелевшей рацией передавал время от времени:
«Попрежнему... районе станции... буду держаться!...».
★
Утром пехота принимала от лейтенанта Тищенко немецкие эшелоны, которым он не дал разгрузиться. Пехота принимала от него также немецкие склады, которые он не дал увезти.
Идут по земле Украины танки прорыва. Уральский металл. Сибирская сталь. Советские люди в броне. //
Евгений Кригер, спец. корреспондент «Известий». 8 марта. (По телеграфу).
☆ ☆ ☆
09.03.44: Б.Горбатов, П.Яхлаков:
Солдатский труд || «Правда» №59, 9 марта 1944 года
08.03.44:
Славные дочери советского народа ("Красная звезда", СССР)
08.03.44:
Верные дочери советского народа || «Известия» №57, 8 марта 1944 года
06.03.44:
Финляндия перед выбором || «Правда» №57, 6 марта 1944 года
04.03.44:
Героиня-пулеметчица Маншук-Маметова ("Красная звезда", СССР)
04.03.44: С.Бородин:
Быль и зоология || «Литература и искусство» №10, 4 марта 1944 года
04.03.44:
4 марта 1944 года || «Вечерняя Москва» №54, 4 марта 1944 года
03.03.44:
Немцы бегут с Украины ("Красная звезда", СССР)
03.03.44:
Любовь народа к родной Красной Армии ("Известия", СССР)
02.03.44: И.Эренбург:
Дыхание ребенка ("Красная звезда", СССР)**
02.03.44: Б.Горбатов, П.Яхлаков:
Чувство движения ("Правда", СССР)
02.03.44: В.Антонов:
Ленинград встречает героев партизанской борьбы ("Известия", СССР)
02.03.44:
Воевать по-гвардейски! || «Красный флот» №52, 2 марта 1944 года
02.03.44:
2 марта 1944 года || «Вечерняя Москва» №52, 2 марта 1944 года
01.03.44:
Изучать тактику врага, совершенствовать нашу тактику ("Красная звезда", СССР)
01.03.44:
Проклятие и смерть немецким разбойникам! || «Правда» №52, 1 марта 1944 года
01.03.44: П.Юдин:
Пошлая и вредная стряпня К.Чуковского || «Правда» №52, 1 марта 1944 года
01.03.44:
К вопросу о советско-финских отношениях || «Известия» №51, 1 марта 1944 года
Февраль 1944:
29.02.44:
Смерть немецким людоедам! || «Известия» №50, 29 февраля 1944 года
28.02.44: Г.Перов:
Забота советского народа о семьях военнослужащих ("Правда", СССР)
28.02.44:
За высокий урожай - урожай победы! || «Правда» №51, 28 февраля 1944 года
28.02.44:
28 февраля 1944 года || «Вечерняя Москва» №49, 28 февраля 1944 года
27.02.44:
Гвардия Красной Армии ("Красная звезда", СССР)
27.02.44:
Лицо финских бандитов ("Красная звезда", СССР)
27.02.44:
Неустанно повышать военное искусство ("Правда", СССР)
27.02.44:
Митинг на могиле Александра Матросова ("Известия", СССР)
27.02.44:
Трудящиеся освобождённых районов - Красной Армии ("Известия", СССР)
26.02.44:
Выше поднимать наше военное искусство ("Красная звезда", СССР)
26.02.44: Е.Кригер:
Зрелость || «Известия» №48, 26 февраля 1944 года
25.02.44:
В победах Красной Армии - героические усилия всего народа ("Правда", СССР)
25.02.44: Д.Заславский:
Рандольф Херст - американский друг Адольфа Гитлера ("Правда", СССР)
24.02.44: И.Эренбург:
Народ на войне ("Красная звезда", СССР)
24.02.44: Л.Леонов:
Величавая слава || «Правда» №47, 24 февраля 1944 года
23.02.44: Н.Тихонов:
Три годовщины || «Красная звезда» №45, 23 февраля 1944 года
23.02.44:
Приказ Верховного Главнокомандующего №16 ("Красная звезда", СССР)
23.02.44:
23 февраля 1944 года || «Вечерняя Москва» №45, 23 февраля 1944 года
22.02.44:
Вперед, за нашу победу! || «Красная звезда» №44, 22 февраля 1944 года
21.02.44:
Да здравствует победоносная Красная Армия! ("Правда", СССР)
21.02.44: В.Василевская:
Бессмертие || «Правда» №45, 21 февраля 1944 года
21.02.44: Б.Полевой:
На поле Корсунском || «Правда» №45, 21 февраля 1944 года
20.02.44: И.Эренбург:
Ископаемый фриц ("Красная звезда", СССР)
20.02.44: А.Софронов:
Партбилет || «Известия» №43, 20 февраля 1944 года
19.02.44: А.Покрышкин:
Борьба за господство в воздухе ("Правда", СССР)
19.02.44:
Выдающийся образец борьбы за полный разгром врага ("Красная звезда", СССР)
18.02.44: И.Эренбург:
Тревога №3 ("Красная звезда", СССР)
18.02.44: П.Олендер:
В предсмертных судорогах ("Красная звезда", СССР)
18.02.44: И.Агибалов, Б.Король:
Последние дни окруженных дивизий ("Красная звезда", СССР)
18.02.44: Л.Кудреватых, З.Островский :
Четырнадцать дней ("Известия", СССР)
18.02.44:
18 февраля 1944 года || «Вечерняя Москва» №41, 18 февраля 1944 года
17.02.44: Иван Ле:
Горе бойца || «Известия» №40, 17 февраля 1944 года
17.02.44: А.Вашев:
Ночная воздушная разведка ("Красная звезда", СССР)
16.02.44: И.Эренбург:
Ямсковицы || «Красная звезда» №39, 16 февраля 1944 года
15.02.44: И.Эренбург:
Генерал-поджигала ("Красная звезда", СССР)
14.02.44: И.Эренбург:
В фашистском зверинце || «Правда» №39, 14 февраля 1944 года
13.02.44: Б.Ямпольский:
Доктор || «Известия» №37, 13 февраля 1944 года
12.02.44: П.Олендер:
Взятие города Шепетовки ("Красная звезда", СССР)
10.02.44:
Изгнать финских захватчиков с советской земли ("Красная звезда", СССР)
10.02.44: Е.Кригер:
Там, где было логово врага ("Известия", СССР)
10.02.44: А.Черкасова:
Сила советского человека ("Правда", СССР)
10.02.44: Дж.Гольдхилл:
Канатные плясуны || «Правда» №35, 10 февраля 1944 года
09.02.44: Е.Кригер:
Дух наступления ("Известия", СССР)
09.02.44:
Заставим финских захватчиков убраться с советской земли! ("Правда", СССР)
Газета «Известия» №58 (8360), 9 марта 1944 года