С.Бородин. Быль и зоология

Mar 04, 2019 06:50


С.Бородин || « Литература и искусство» №10, 4 марта 1944 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: 1 стр. V сессия Верховного Совета РСФСР 1-го созыва. Информационные сообщения о заседаниях сессии 1, 2 и 3 марта. VI сессия Верховного Совета Украинской ССР 1-го созыва. Ознаменование столетия со дня рождения Н.А.Римского-Корсакова. 2. стр. П.Казьмин. Без скидок. Дм.Орлов. Путь к мастерству. Б.Ромашов. Для колхозной сцены. Н.Обухова. Песни трактористки. В.Луговской. Вечер в Колонном зале. Г.Тягленко. Народные таланты Урала. Е.Карпельцева. Шесть дней. 3 стр. И.Баскевич. «Есть такие люди». Март Рауд. Кремль. А.Яковлев. Книга об Иване Грозном. Федор Богородский. Грековцы. Ю.Шапорин. «Морская душа». С.Бородин. Быль и зоология. 4 стр. Л.Никулин. «Битва за Россию», Е.Помещиков. «Трагедия в Катынском лесу». Глеб Граков. «Под звуки домбр». К.Кузнецов. Генри Вуд. Н.Габинский. «Цыганочка». Д.Кальм. «Слуга Двух господ». Новые стихи С.Михалкова. Информация.

# Все статьи за 4 марта 1944 года.




Народ напряженно работает для победы, для фронта - кует ли оружие, растит ли хлеб, создает ли произведения искусства или науки. Все возрасты, даже дети, захвачены этой небывалой по размаху и напряжению войной.

Война вошла в быт детей, в их сознание, в основной круг их интересов, и литература, откликаясь на их запросы, создала целый ряд детских произведений, посвященных Великой отечественной войне.

Детские писатели вместе со всем советским народом несут жертвы и отбивают у врага родную землю. Наша детская литература говорит о войне полным голосом, ибо дети сейчас думают о войне и следят за ней с напряженным вниманием. Малыши спорят между собой о системах танков и самолетах подчас с такой эрудицией, которая впору взрослым.

Каждый в нашей стране, от мала до велика, знает, что сделал бы с нашей страной Гитлер, который

…велел, чтоб разгромили,
Растоптали и сожгли
Все, что дружно мы хранили,
Пуще глаза берегли.
Чтобы мы нужду терпели,
Наших песен петь не смели
Возле дома своего.
Чтобы было все для немцев,
Для фашистов-иноземцев,
А для русских и для прочих,
Для крестьян и для рабочих -
Ничего!

Сила этих строк Сергея Михалкова - в их конкретности и простоте; его «Быль для детей», напечатанная на страницах газет, равно понятна детям и взрослым - старику и ребенку, академику и пахарю. В ней - та правда о наших днях, которая легко укладывается в простую и ясную форму, а самая сложная тема, если она ясно изложена, - народна, если она, разумеется, и по идее близка народу. Народ не терпит ни вульгарного упрощения серьезных вопросов, ни путанных, витиеватых форм изображения, ибо это - признаки авторского недомыслия, непонимания темы, ее незрелости в сознании автора: прозрачная ясность изложения дается автору, лишь когда ему самому большая тема предельно ясна и близка.

Михалков нашел сжатые, точные строки, чтобы выразить свою мысль:

Нет! - сказали мы фашистам,
Не потерпит наш народ,
Чтобы русский хлеб душистый
Назывался словом «брот»…
Мы тогда лишь вольно дышим,
Если речь родную слышим,
Речь на русском языке,
И в своей столице древней,
И в поселке, и в деревне,
И от дома вдалеке.

Сила «Были» в том, что она сдержанно и мужественно говорит о самом главном:

Все, что было вечно нашим,
Мы назад себе вернем!
Мы поля опять запашем
И засеем их зерном!
Мы вернем себе назад
Каждый дом и каждый сад,
Каждый кустик на дороге,
Над которым выл снаряд.

Полной противоположностью «Были для детей» явилось другое произведение о войне для маленьких читателей, произведение, написанное писателем зрелым, опытным, прекрасно понимающим, что такое «простота в искусстве», ибо об этой простоте ему случалось и говорить и писать. Великую тему он ухитрился в своем произведении так изложить, что осквернил и опоганил ее. Я говорю об « Одолеем Бармалея» Корнея Чуковского.

Для каждого советского человека Отечественная война священна. Она освящена кровью дорогих для нас людей - наших родных или друзей, кровью безымянных героев и беззащитных детей. Священна потому, что у каждого связаны с ней значительные лично для него и типичные для множества советских людей переживания.

Для каждого советского человека - это великая война, потому что ведется она ради великих освободительных идей и осеняет ее победоносное знамя великого Ленина. И это чувствует и знает весь народ, борющийся под руководством Сталина, идущий к победе сурово и непреклонно. Эта война ложится рубежом в истории всего человечества, замыкая один период и открывая новый в жизни всего мира так же, как и в личной жизни каждого отдельного человека, ее современника.

Об этом, о самом дорогом для народа, Корней Чуковский написал, как о борьбе зверья за ветеринара Айболита, как о шутовском побоище воробьев с гориллами, крокодилов - с лягушками.

Я не забываю о том, что книжка написана для детей, что у читателей или слушателей ее своя система восприятия образов и понятий, но именно об этих-то образах и идет речь. Никто из советских детей, начиная с самого раннего возраста, никто из детей фронтовиков, детей, провожающих каждое утро своих матерей на оборонную работу, - не далек от войны настолько, чтобы представлять ее себе аттракционом в зоопарке.

Между тем именно такой веселый аттракцион разыгран К.Чуковским в зоопарке в солнечный летний день, среди чистеньких, подстриженных газонов, между бассейнами с водой комнатной температуры. Неизвестно, так ли представляется война самому Корнею Чуковскому, но такой он пытается представить ее своим доверчивым читателям.

Вся композиция «поэмы», вся общая ее концепция не оставляют сомнения в том, что автор взял за основу конкретную войну, и наивная оговорка автора, что это происходит в придуманной стране, - неубедительна.

Война начинается, когда страна Айболития живет мирной, гуманной жизнью. На светлое государство неожиданно обрушивается звериная орава, сокрушая и гуманные идеи этой страны и ее материальные ценности. Айболития не готова к обороне настолько, чтобы сдержать внезапный удар врага, ощущает недостаток снарядов, не успевает собрать все силы. Главная горилла Бармалей изображен со всеми атрибутами фашизма - топором и свастикой. Затем из страны Чудославия является Ваня Васильчиков, и против его помощи сила врага устоять не может. Бармалея казнят к вящшей радости воробьев и лягушек - и т.д. и т.п. То, что К.Чуковский пытается в строки своей сказки вложить конкретное политическое содержание, показывает и самая терминология автора:

…И поставьте у калитки
Дальнобойные зенитки,
Чтобы наглый диверсант
К нам не высадил десант!..

…Вы, орлицы-партизанки,
Сбейте вражеские танки,
И пустите под откос
Бармалеев паровоз!

Или, например, строфа о наступлении:

Как весело гнать
Ошалелых зверей
От мирных селений
Отчизны своей!

Таких локальных цитат можно привести множество, и из них явствует, что автор собирал материал «поэмы» и продумал ее тщательно. Таким образом, не может быть случайностью, поэтической опиской вся «зоологическая» сторона «поэмы».

При поверхностном взгляде может показаться, что Чуковский, следуя классическим примерам, отталкивался или от «Войны мышей и лягушек» или от традиций Эзопа и Крылова и, разделив зверье на добрых и злых, показал борьбу двух начал - Ормузда и Аримана. Но такая иллюзия быстро рассеивается. Показателен самый выбор образов зверей - хищные орлы и безобидные воробьи оказываются в одном лагере со слонами и лягушками, а бегемоты и волки, гориллы и носороги - в другом лагере.




Айболития имеет армию, состоящую из зайцев и воробьев, медведей и слонов, тюленей и пчел. Со времен дедушки Крылова наши дети знают характеры зверей, олицетворяющих людские характеры. Как же дети должны воспринять характеры изображенных Чуковским освободителей «мирных селений отчизны своей»?

К.Чуковский, написавший столько трезвых статей в поучение молодым литераторам, тщательно обдумавший материал и композицию «поэмы», не мог не сознавать, что творит его правая рука, когда левая принимает еще непросохшую станицу рукописи.

Факт появления этого, с позволения сказать, литературного труда свидетельствует о том, что его автору чужды элементарные представления о долге и ответственности писателя в дни великой войны.

Буквально на каждой странице книжки можно найти шутовские интерпретации действительности.

Победа Айболитии «над диверсантами» дана в развязных картинках, изображающих, как пчелы опрокидывают носорогов, -

Испугались носороги,
Побежали по дороге.
И в испуге носорог
Носорогу сел на рог.
А над ними пчелы тучею
Так и жалят, так и мучают.
И на веточке веселой
Распевает воробей:
«Ай да пчелы! Вот так пчелы!
Всех зверей они сильней,
И умнее и храбрей!»
И звенят над ними птенчики,
Словно звонкие бубенчики…

Ваня Васильчиков, перенесенный сюда из предыдущих книг Чуковского, должен изображать советского мальчика. Это не просто Ваня, это «знаменитый Ваня» - идеал, по мнению Чуковского, для советских пионеров. Этот «идеал» при ближайшем рассмотрении оказывается хотя и отчетливой по характеру, но очень спорной фигурой. Ему, видимо, внушено, что в жизни и в бою ему не предстоит никаких трудностей, - самолет ему послушен так же, как и мотоцикл, автомат его бьет так же сам собою без промаха, как сабля рубит. Тигры и носороги рассыпаются при малейшем прикосновении его сабли, а страшный Бармалей, завидя Ваню, сразу же пал на колени и взмолился о пощаде. Ваня, однако, столь же беспощаден, сколь и непобедим, - он убивает Бармалея.

И тут, для сравнения, уместно вспомнить образы других детей - участников войны, уже отображенные в нашей детской литературе, о которых написано и в «Были» Михалкова, - это те, которые смогут впоследствии сказать друг другу:

Вспомним все, как мы дружили,
Как пожары мы тушили,
Как у нашего крыльца
Молоком парным поили
Поседевшего от пыли
Утомленного бойца.

Мне могут возразить, что несравнимы эти два произведения, что они рассчитаны на различные возрасты, что различны художественные методы этих двух писателей. Но я именно о том и говорю, что форма различна и цель различна. Михалков обращается к миллионам конкретных советских детей, чтобы еще раз вдуматься в значение войны для жизни советского народа. Чуковский, проповедуя образ «знаменитого героя», перед которым враги немедленно расступаются, не решаясь сопротивляться, снижает в сознании детей смысл войны, преуменьшает переживаемую опасность, от которой оберегает их родина, и тем самым снижает меру героизма и доблести, проявленной отцами и братьями советских ребят в борьбе отнюдь не с легким, а с очень серьезным и опасным противником.

Пошлые выверты К.Чуковского возбуждают чувство отвращения. Они вызывают недоуменный вопрос: что же такое его «поэма» - плод чудовищного недомыслия или сознательный пасквиль на великий подвиг нашего народа, карикатура на участников войны, прикрытая формой детской книжки? //С.Бородин.

***********************************************************************************************
За родной дом.

Рисунок Г.Храпака. Выставка работ Студии военных художников им. Грекова.



☆ ☆ ☆

04.03.44: Героиня-пулеметчица Маншук-Маметова ("Красная звезда", СССР)
04.03.44: 4 марта 1944 года || «Вечерняя Москва» №54, 4 марта 1944 года

03.03.44: Немцы бегут с Украины ("Красная звезда", СССР)
03.03.44: Любовь народа к родной Красной Армии ("Известия", СССР)

02.03.44: И.Эренбург: Дыхание ребенка ("Красная звезда", СССР)**
02.03.44: Б.Горбатов, П.Яхлаков: Чувство движения ("Правда", СССР)
02.03.44: В.Антонов: Ленинград встречает героев партизанской борьбы ("Известия", СССР)
02.03.44: Воевать по-гвардейски! || «Красный флот» №52, 2 марта 1944 года
02.03.44: 2 марта 1944 года || «Вечерняя Москва» №52, 2 марта 1944 года

01.03.44: Изучать тактику врага, совершенствовать нашу тактику ("Красная звезда", СССР)
01.03.44: Проклятие и смерть немецким разбойникам! || «Правда» №52, 1 марта 1944 года
01.03.44: П.Юдин: Пошлая и вредная стряпня К.Чуковского || «Правда» №52, 1 марта 1944 года
01.03.44: К вопросу о советско-финских отношениях || «Известия» №51, 1 марта 1944 года

Февраль 1944:

29.02.44: Смерть немецким людоедам! || «Известия» №50, 29 февраля 1944 года

28.02.44: Г.Перов: Забота советского народа о семьях военнослужащих ("Правда", СССР)
28.02.44: 28 февраля 1944 года || «Вечерняя Москва» №49, 28 февраля 1944 года

27.02.44: Гвардия Красной Армии ("Красная звезда", СССР)
27.02.44: Лицо финских бандитов ("Красная звезда", СССР)
27.02.44: Неустанно повышать военное искусство ("Правда", СССР)
27.02.44: Митинг на могиле Александра Матросова ("Известия", СССР)
27.02.44: Трудящиеся освобождённых районов - Красной Армии ("Известия", СССР)

26.02.44: Выше поднимать наше военное искусство ("Красная звезда", СССР)
26.02.44: Е.Кригер: Зрелость || «Известия» №48, 26 февраля 1944 года

25.02.44: В победах Красной Армии - героические усилия всего народа ("Правда", СССР)
25.02.44: Д.Заславский: Рандольф Херст - американский друг Адольфа Гитлера ("Правда", СССР)

24.02.44: И.Эренбург: Народ на войне ("Красная звезда", СССР)
24.02.44: Л.Леонов: Величавая слава || «Правда» №47, 24 февраля 1944 года

23.02.44: Н.Тихонов: Три годовщины || «Красная звезда» №45, 23 февраля 1944 года
23.02.44: Приказ Верховного Главнокомандующего №16 ("Красная звезда", СССР)
23.02.44: 23 февраля 1944 года || «Вечерняя Москва» №45, 23 февраля 1944 года

22.02.44: Вперед, за нашу победу! || «Красная звезда» №44, 22 февраля 1944 года

21.02.44: Да здравствует победоносная Красная Армия! ("Правда", СССР)
21.02.44: В.Василевская: Бессмертие || «Правда» №45, 21 февраля 1944 года
21.02.44: Б.Полевой: На поле Корсунском || «Правда» №45, 21 февраля 1944 года

20.02.44: И.Эренбург: Ископаемый фриц ("Красная звезда", СССР)
20.02.44: А.Софронов: Партбилет || «Известия» №43, 20 февраля 1944 года

19.02.44: А.Покрышкин: Борьба за господство в воздухе ("Правда", СССР)
19.02.44: Выдающийся образец борьбы за полный разгром врага ("Красная звезда", СССР)

18.02.44: И.Эренбург: Тревога №3 ("Красная звезда", СССР)
18.02.44: П.Олендер: В предсмертных судорогах ("Красная звезда", СССР)
18.02.44: И.Агибалов, Б.Король: Последние дни окруженных дивизий ("Красная звезда", СССР)
18.02.44: Л.Кудреватых, З.Островский : Четырнадцать дней ("Известия", СССР)
18.02.44: 18 февраля 1944 года || «Вечерняя Москва» №41, 18 февраля 1944 года

17.02.44: Иван Ле: Горе бойца || «Известия» №40, 17 февраля 1944 года
17.02.44: А.Вашев: Ночная воздушная разведка ("Красная звезда", СССР)

16.02.44: И.Эренбург: Ямсковицы || «Красная звезда» №39, 16 февраля 1944 года

15.02.44: И.Эренбург: Генерал-поджигала ("Красная звезда", СССР)

14.02.44: И.Эренбург: В фашистском зверинце || «Правда» №39, 14 февраля 1944 года

13.02.44: Б.Ямпольский: Доктор || «Известия» №37, 13 февраля 1944 года

12.02.44: П.Олендер: Взятие города Шепетовки ("Красная звезда", СССР)

10.02.44: Изгнать финских захватчиков с советской земли ("Красная звезда", СССР)
10.02.44: Е.Кригер: Там, где было логово врага ("Известия", СССР)
10.02.44: А.Черкасова: Сила советского человека ("Правда", СССР)
10.02.44: Дж.Гольдхилл: Канатные плясуны || «Правда» №35, 10 февраля 1944 года

09.02.44: Е.Кригер: Дух наступления ("Известия", СССР)
09.02.44: Заставим финских захватчиков убраться с советской земли! ("Правда", СССР)

08.02.44: Новая книга о политике Ватикана ("Красная звезда", СССР)
08.02.44: Финских захватчиков - вон с советской земли! ("Известия", СССР)

07.02.44: Д.Акульшин, В.Куприн: В районе Никополя ("Правда", СССР)
07.02.44: Я.Макаренко: Кольцо окружения сжимается ("Правда", СССР)

06.02.44: П.Олендер: Наши войска овладели городами Луцк, Ровно, Здолбунов ("Красная звезда", СССР)

05.02.44: С.Белинков: Жалкие увертки румынских правителей ("Красная звезда", СССР)

04.02.44: И.Эренбург: Немцы 1944 ("Красная звезда", СССР)**
04.02.44: П.Олендер: Окружение десяти немецких дивизий ("Красная звезда", СССР)

«Литература и искусство» №10 (114), 4 марта 1944 года

1944, весна 1944, «Литература и искусство», март 1944

Previous post Next post
Up