А.Вашев || «
Красная звезда» №40, 17 февраля 1944 года
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. - Оперативная сводка за 16 февраля (1 стр.). Письма трудящихся освобожденных районов Украины товарищу Сталину и ответы товарища Сталина (1-2 стр.). Полковник Н.Славянов. - Стиль работы штаба (2 стр.). Лейтенант А.Вашев. - Ночная воздушная разведка (2 стр.). Майор П.Милованов. - Ночной бой танков (3 стр.). Гвардии старший лейтенант Л.Беляев. - Как мы руководим ротными парторганизациями (3 стр.). Старший лейтенант Г.Кривич. - Безрукие хозяйственники (3 стр.). К.Симонов. - Дни и ночи (4 стр.). Налет английских самолетов на Берлин (4 стр.). Подготовка к празднованию в Англии годовщины Красной Армии (4 стр.).
# Все статьи за
17 февраля 1944 года.
В ряде операций нашему авиационному подразделению, вооруженному легкомоторными самолетами, довольно часто приходилось вести ночную воздушную разведку.
Опыт, приобретенный в этих полетах, показал, что ночная воздушная разведка на легкомоторных самолетах имеет ряд характерных особенностей. В первую очередь следует отметить известную ограниченность наблюдения. Обычно такая разведка ведется непосредственно на поле боя и в ближайшем тылу противника. Поэтому летчикам не приходится искать больших неприятельских колонн и обозов, крупных скоплений автомашин или танков. Задачи экипажа, вылетевшего в ночную разведку на легкомоторном самолете, несколько сложнее: наблюдая перемещения небольших групп неприятеля, определить характер этих перемещений, вскрыть их значение. А поскольку эта работа ведется в условиях ограниченной видимости, экипаж должен быстро схватывать и запоминать замеченное. К этому нужно еще добавить, что ночная темнота сильно сокращает расстояние и уменьшает размеры цели.
Чтобы облегчить условия ночной боевой работы экипажей, требуется хорошо продуманная система разведки. Успеху ее будет прежде всего способствовать тщательная и всесторонняя подготовка к полету. Не будет преувеличением сказать, что искусство ночной воздушной разведки есть искусство хорошей предполетной подготовки. Готовясь к вылету, экипаж, помимо специальных знаний в области пилотажа и навигации, должен ясно представлять себе принципы действий противника, быть в курсе наземной обстановки. Это позволит ему иметь обоснованное первоначальное предположение о замыслах противника, а затем, по отрывочным наблюдениям, наиболее верно определить, что происходит во вражеском лагере. Вполне понятно, что экипаж обязан с особой тщательностью изучить район предстоящих действий. Точное положение наиболее характерных ориентиров, видимых в темные ночи, нужно знать так, чтобы в любую минуту мысленно представлять себе всю картину района.
Успеху ночного разведывательного полета над полем боя или в ближнем тылу противника во многом содействует правильно организованная служба обеспечения. При этом командиру подразделения легкомоторных разведчиков, как показывает опыт, нельзя полагаться только на службу земного обеспечения самолетовождения (ЗОС), осуществляемую в централизованном порядке. Дело в том, что легкие воздушные разведчики как раз применяются для действий в самых разнообразных, подчас очень трудных, метеорологических условиях, в темные ночи, при сложной наземной обстановке. В это время другие виды авиации, а следовательно, и обслуживающая их система обеспечения, могут совсем не работать.
Некоторые командиры, стремясь лучше обеспечить ночные полеты разведчиков, увлекаются установлением многочисленных ракетных сигналов. Однако это не всегда даст желаемые результаты. В районе боевых действий, особенно на линии фронта, порою выпускается очень много ракет. Их легко можно перепутать, как бы ни были строго определены и хорошо заучены сигналы. Поэтому лучше устанавливать специальный безотказно действующий прожектор или в крайнем случае разводить костры в определенных местах. Кроме того, важно, чтобы, наземные войска, на участках которых действуют воздушные разведчики, помогали им в работе быстрой подачей отзывов на парольный сигнал самолета: «я - свой», «мы - свои войска».
Разведывательный полет выполняется различными способами. Исходя из боевой практики нашего подразделения, кратко остановимся на одном способе, который практикуется преимущественно в сложных условиях погоды и в очень темные ночи. Это - разведка путем беспрерывного повторного наблюдения за определенным об’ектом. Экипажу трудно охватить наблюдением сразу весь район разведки. Более целесообразно поручать ему контроль над определенными важными участками дорог или местности на поле боя. Такими об’ектами наблюдения могут быть, например, мосты и переправы через реки и болота, перекрестки дорог, резкие изгибы их и повороты, узлы дорог в населенных пунктах, участки их, которые подходят к опушке леса. На поле боя это будут балки, овраги, населенные пункты, леса и сады, - т.е. те места, где скорее всего можно ожидать скопления живой силы и техники противника.
В условиях ограниченной видимости и тщательной маскировки противника только в этих местах и можно более или менее точно установить перемещение или сосредоточение его войск. Например, на тех участках дорог, о которых шла речь, движение наиболее интенсивно и чаще бывают нарушения правил светомаскировки. Эти участки легче просматриваются ночью не только потому, что лучше укатаны. Ведь именно здесь водители машин вынуждены периодически включать фары для освещения местности и давать красный свет стоп-сигналов. На первый взгляд, это - мелочь. Но ведь сущность ночной воздушной разведки в том и состоит, чтобы по таким мелочам создавать общую картину всего, что делается в расположении противника.
Непрерывность и повторность наблюдения за намеченными об’ектами практически достигаются, примерно, следующим образом. Первый экипаж, установив наблюдение, становится в круг или ходит «по коробочке» на определенном удалении от об’екта разведки, чтобы не попасть в зону сильного огня противовоздушных средств неприятеля. Скрытность полета обеспечивается различными приемами: подходом к об’екту с приглушенным мотором и с малым углом планирования; имитацией блуждания, под маской которого самолет проходит возле об’екта, придерживаясь какого-либо линейного ориентира, или же над лесным массивом.
Когда истекает определенное время, происходит своеобразная смена разведчиков. Очередной экипаж обязан прибыть в район разведки и найти нужный об’ект за 5-10 минут до того, как кончится срок действий первого экипажа. Одновременное пребывание в районе цели двух самолетов (5-10 минут) может быть использовано для совместного бомбометания со взаимным подсвечиванием и освещением цели. Вся эта работа строится так, чтобы об’ект разведки обслуживался определенными летчиками, которые уже ознакомились с ним при первом вылете.
В хорошие светлые ночи, когда метеорологические условия нормальны, воздушную разведку можно проводить путем обычных полетов по заданному маршруту, причем действуют либо одиночные самолеты, либо пары. В некоторых случаях, чтобы достигнуть непрерывности разведки и бомбометания, мы практиковали так называемый спаренный метод полетов. Двум экипажам дается определенный район действий и ставится цель разведки. Они производят полеты поодиночке, сменяя друг друга. Второй экипаж вылетает с таким расчетом, чтобы прибыть в намеченный район заблаговременно и вместе с первым экипажем воздействовать бомбами на обнаруженную цель. После совместного бомбометания первый разведчик уходит на аэродром для зарядки, а вновь прибывший остается до его возвращения. Он продолжает наблюдать и подготовляет цель (уточняет и освещает ее) к повторному бомбометанию. //Лейтенант А.Вашев. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.
***********************************************************************************************
О вредных чувствах
«Возможно, что есть еще такие солдаты, которые по примеру своих отцов носят в походной сумке «Фауста». Однако большинство наших солдат освободилось от этой привычки. На Востоке «духовный багаж» был выброшен подобно балласту. В окопах у немецкого солдата нет места для звуков 9-й симфонии Бетховена или Моцарта». (Газета «Донау цейтунг» от 3 февраля из статьи «Гете в походной сумке»).
Пишут фашисты, что «Фауста нету»
В сумке походной германца.
Слишком тяжел уважаемый Гете
Стал для немецкого ранца.
Что он писал? Про какие-то чувства?
Вредная это штуковина.
Грабить и жечь не поможет искусство
Моцарта или Бетховена.
Не для того создавались баллады,
Звуки девятой симфонии,
Чтоб украинцев душить без пощады,
Юношей вешать в Эстонии.
Юного Вертера немцам не нужно.
Нужен ли Шиллера «Кубок»
Тем, кто швыряет людей безоружных
В
страшную пасть душегубок?
#
С.Маршак.
_______________________________
И.Эренбург:
Народ на войне ("Красная звезда", СССР)
А.Покрышкин:
Борьба за господство в воздухе ("Правда", СССР)
Н.Михевичев:
Преследование противника с воздуха ("Красная звезда", СССР)
Газета «Красная Звезда» №40 (5720), 17 февраля 1944 года