С.Белинков || «
Красная звезда» №30, 5 февраля 1944 года
Нам необходимо полностью ликвидировать последствия хозяйничания немцев в районах, освобожденных от немецкой оккупации. Это большая, общенародная задача. Мы можем и должны решить эту трудную задачу в короткий срок. И.СТАЛИН
# Все статьи за 5 февраля 1944 года.
По мере продвижения Красной Армии среди балканских вассалов Гитлера, усиливается разброд, уныние и страх перед завтрашним днем. «Люди дрожат за свою шкуру», - так с циничной откровенностью характеризует газета «Вяца» смятение в Румынии, вызванное победами советских войск на Украине.
Печать Антонеску твердит, что война, которую ведет Румыния, носит оборонительный характер. Гитлеровские басни о «европейской миссии Румынии» уже давно не в ходу. Бухарестские борзописцы всячески стараются доказать, что Румыния не питает враждебных чувств к Советскому Союзу и якобы не претендует на его территорию.
Правительственные круги в той или иной форме пытаются отмежеваться от сообщничества с фашистской Германией. Они выбирают удобный момент, «чтобы, - по словам товарища Сталина, - незаметно улизнуть из разбойничьей шайки». Еще летом после разгрома немецких войск под Курском представитель румынского министерства иностранных дел Никулешку-Бузешти использовал свое пребывание в Стокгольме для выгораживания короля Михаила. Он намекал на то, что румынский король не может нести ответственность за войну.
С тех пор как пала днепровская линия обороны немцев, политический ветер в Румынии перестает дуть в сторону Берлина. Румынские сообщники Гитлера, помогавшие немцам под Сталинградом и на Кубани, оккупировавшие вместе с ними Крым, Одессу, Бессарабию и Северную Буковину, готовы бить отбой. Всю ответственность за катастрофу клика Антонеску пытается взвалить на своих немецких союзников.
А ведь еще совсем недавно румыны гордились разбойничьим союзом с Германией и превозносили германо-румынскую «солидарность». В Бухаресте без конца трубили «о великой Румынии» и даже о румынской империи «вплоть до ворот Азии». Румынские правители, будучи уверены в победе Германии, приняли решение о переименовании Одессы в «Антонеску». Румынские «ученые» поспешили выехать на Буг, чтобы на месте выдумать исторические «обоснования» для оправдания захвата исконно русских земель.
Шовинистический угар в Румынии был непродолжительным. Сталинград открыл румынам глаза. Они увидели суровую действительность. «При мысли о России, - писал «Курентул», - невольно вспоминались кресты, которые тянутся от Одессы до Терека». Только под Одессой и в Крыму румынские войска потеряли свыше четверти миллиона убитыми и ранеными. К 1 января 1943 года Красная Армия за шесть недель боев на подступах Сталинграда, наряду с немецкими, разгромила 16 румынских дивизий, из них 12 пехотных, 3 кавалерийских и одну танковую. Кроме того, одна румынская пехотная и одна кавалерийская дивизии были окружены в районе Сталинграда и впоследствии ликвидированы вместе с 6-й немецкой армией фон Паулюса. В последующих боях были разбиты и остальные части румынской армии. Таким образом в течение зимней кампании 1942-43 года румынская армия была
полностью разгромлена.
Такая же участь постигла и новые румынские резервы. При взятии штурмом Новороссийска Красная Армия разгромила в числе находившихся там неприятельских войск также 4-ю румынскую горно-стрелковую дивизию. Остатки ранее разбитых румынских войск понесли огромные потери на предмостных укреплениях Кубани и на Таманском полуострове. Поэтому поездку Антонеску в румынские части на советско-германском фронте сами румыны назвали «смотром мертвецов». Разгром советскими войсками румынской армии явился первым решающим ударом по гитлеровским вассалам. Румыния получила на советско-германском фронте смертельную рану.
«Присоединение Румынии к державам оси принесло ей траур, нужду и заботы», - писала турецкая газета «Реалите». Немецкие заверения о «молниеносной» победе оказались блефом. Красная Армия выметает фашистских захватчиков из пределов СССР. Чтобы компенсировать потерю Украины, немцы требуют теперь от Румынии повышения поставок продовольствия. Понятно, что немцев перестал устраивать принятый четыре года тому назад «десятилетний план развития румынской экономики».
Немцы широко используют опыт своего хозяйничанья на Балканах и Ближнем Востоке во время первой мировой войны. Сейчас, как и тогда, идет массовая вырубка ценных пород леса. В 1917-18 гг. по приказу немецких специалистов, руководивших турецким лесным хозяйством, были сплошь вырублены для топки германских паровозов высокоценные породы в лесах Тавра и Амануса. Урон, нанесенный уничтожением турецких лесов, был настолько велик, что во много раз было бы дешевле построить железную дорогу к Зонгулдакскому угольному бассейну. Таких методов хозяйничанья гитлеровцы придерживаются в отношении своего румынского «союзника».
Немцы усиливают хищническую эксплоатацию нефтяных ресурсов Румынии. В нынешней войне - войне моторов, немцам дозарезу нужно румынское горючее. Германия боится потерять румынскую нефть. Этот страх, пожалуй, является одной из причин столь яростных попыток немцев задержать победоносное продвижение Красной Армии на юго-западе. «Капля бензина стоит капли крови», - писал в 1917 году французский премьер Жорж Клемансо. Теперь немцы ожесточенным сопротивлением на юго-западе должны охранять подступы к Румынии, потоками своей крови они должны оплачивать возможность получать нефть из Плоешти.
Коренной перелом в ходе войны резко сказался на моральном состоянии румынского «союзника». Румынский народ осознает трагизм положения, вызванный союзом с Германией и прогитлеровской политикой правящей касты. В связи с приближением зоны военных действий к Румынии тысячи промышленников, крупных торговцев, помещиков и высших чиновников, скомпрометированных тесными связями с немцами и нажившимися при кровавом «новом порядке», бегут в нейтральные страны. Крупные держатели акций румынских компаний распродают их по любой цене. Усилилась распродажа недвижимого имущества. Как сообщает иностранная печать, значительная часть золотого запаса национального банка отправлена в нейтральные страны. Эвакуация столицы и восточных районов страны, прекращение железнодорожного движения на некоторых линиях, страх перед налетами советской авиации еще более усиливают общую напряженность.
Невообразимая паника царит среди румынских администраторов во временно оккупированных фашистами советских районах, особенно в Одессе, Бессарабии и Северной Буковине. Румынские чиновники, ранее мечтавшие об удержании своих теплых местечек, теперь панически бегут оттуда. Власти бессильны задержать их там.
Во всей стране усиливается ненависть к немцам и к их прислужникам в Бухаресте. Волна антинемецких настроений захлестывает и румынскую армию или вернее то, что, по милости Гитлера, от нее осталось. Растет дезертирство на фронте и в тылу. Немецкие отряды по «борьбе с румынскими дезертирами» плодятся, как грибы. Не помогают организованные в Германии специальные «центры по перевоспитанию румынских дезертиров». Берлину с каждым днем становится всё труднее заставлять румынских солдат проливать свою кровь за интересы германских империалистов. Растет враждебность к немцам и со стороны высшего румынского офицерства.
И теперь еще Антонеску продолжает жестоко расправляться с антинемецкими элементами. Под страхом сурового наказания запрещена критика действий германского командования и румынских властей. В этом отношении показательно постановление румынского совета министров об интернировании ряда видных публицистов и журналистов за критику внутренней и внешней политики.
Немцы запугивают Румынию участью Италии. Гитлер приказал казнить графа Чиано и маршала де Боно, чтобы припугнуть других вассалов, которые, как говорит товарищ Сталин, «обескураженные военными поражениями Германии, теперь уже окончательно потеряли веру в благоприятный для них исход войны и озабочены тем, как выбраться из той трясины, куда их затащил Гитлер».
Немцы долго шантажировали румын и венгров обещаниями пересмотреть решение венского «арбитража» по вопросу о Трансильвании. Отторгнутая гитлеровцами в 1940 году от Румынии, Северная Трансильвания, в которой проживает 1,3 миллиона румын, была отдана Венгрии в виде аванса за отправку венгерской армии на советско-германский фронт. Южная Трансильвания была оставлена румынам. Между двумя гитлеровскими «союзниками» возникли непримиримые противоречия. Играя на этих противоречиях, немцы старались выколотить побольше пушечного мяса как из Румынии, так и из Венгрии. Теперь в связи с поражением германской армии на советско-германском фронте гитлеровцы заинтересованы в смягчении румыно-венгерского конфликта. Берлин безуспешно пытался заставить своих вассалов подписать пакт о ненападении. В связи с этим вопрос о Трансильвании приобрел еще большую остроту. И венгры и румыны, не считаясь с угрозами Гитлера, продолжают концентрировать войска на своих границах. Оба вассала ждут дня, когда, не боясь германской армии, они смогут разрешить вопрос о Трансильвании силой оружия.
Гитлер прибегает теперь к резервному средству воздействия на Румынию. Немецкие фашисты угрожают спустить с цепи железногвардейцев, нашедших убежище в Германии после неудавшегося путча в январе 1941 года. В Берлине спекулируют на борьбе за власть между двумя кликами румынской реакции: кликой Антонеску и железногвардейскими бандами, возглавляемыми «капитаном» Хориа-Сима. Между ними по существу нет разницы. И те и другие тесно связаны с гитлеровскими захватчиками и выполняют приказания Берлина до тех пор, пока получают оттуда хорошую мзду и уверены в поддержке немцев. В 1940 году они действовали сообща, помогая Германии закабалять Румынию. Хориа-Сима был, например, в 1940 году заместителем премьера и во время отсутствия Антонеску даже исполнял обязанности председателя совета министров. Последовавшая между ними борьба за власть тогда входила в расчеты гитлеровцев, привыкших удить рыбу в мутной воде. Но сейчас, вследствие начавшегося распада гитлеровского блока, обстановка складывается иначе.
В правящих кругах Бухареста не считают серьезной очередную угрозу Гитлера. В ней видят доказательство безнадежности положения немцев. Поэтому Антонеску и его окружение, не желая предпринять решительные шаги, чтобы оторваться от Гитлера, начинают маневрировать в надежде найти пути к спасению. Но режим Антонеску обречен. Жалкие увертки румынских правителей никого не обманут. //С.Белинков.
***********************************************************************************************
КЛИКУ АНТОНЕСКУ БЕСПОКОИТ «СОСТОЯНИЕ УМОВ» В РУМЫНИИ
СТАМБУЛ, 4 февраля. (ТАСС). Румынские газеты, отражая беспокойство в правящей клике Антонеску, бьют тревогу по поводу роста недовольства и панических настроений в Румынии. Газета «Курентул» опубликовала статью Памфила Шейкару, в которой последний анализирует нынешнее «состояние умов» в Румынии. Автор заявляет, что «война требует здоровых нервов». Между тем, признает он, для него было достаточно двух дней после возвращения из Испании и Португалии в Румынию, чтобы убедиться в том, «насколько часть румынского общественного мнения сбилась с пути». Шейкару возмущается тем, что румыны «не могут справиться со своим разыгравшимся лихорадочным воображением». Он заявляет, что «из разговоров с многими людьми, в том числе и развитыми в интеллектуальном отношении, не трудно понять, насколько понизилась сопротивляемость населения различным слухам. Люди не хотят подвергать эти слухи критическому анализу и поэтому проводят мучительные бессонные ночи. За целый год мне не пришлось слышать столько, сколько я услышал за эти два дня. Даже хорошо осведомленные люди не стесняются высказывать такие мысли, которые создают атмосферу подлинного беспокойства».
Будучи не в состоянии сказать что-либо в утешение румынам, Шейкару заявляет, что «в тайны будущего проникнуть невозможно», что «мы идем к неизвестному будущему», но заклинает румын «стать хозяевами собственных нервов, основательно взвешивать всё, что приходится слышать, и не терять рассудка и хладнокровия».
★
ВОЛНЕНИЯ В ЛАГЕРЕ ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИЦ В ГЕРМАНИИ
ЛОНДОН, 4 февраля. (ТАСС). Как сообщает корреспондент агентства Рейтер, из Цюриха, согласно полученным там из Берлина достоверным сведениям, в одном из лагерей, в котором находятся насильственно угнанные в Германию французские, бельгийские и чешские женщины, произошли серьезные волнения. Изнуренные и измученные женщины отказались выйти на работу. В лагерь прибыла гитлеровская полиция, которая избила многих работниц. Женщины вынуждены были уступить и выйти на работу только после того, как полиция пригрозила открыть по ним огонь.
*****************************************************************************************************************
БОДРЫЙ РУМЫНСКИЙ СОЮЗНИК.
«Мы переживаем сегодня тяжелые времена, но этот трагический момент мы встречаем с высоко поднятой головой». (Из речи Михаила Антонеску).
Рис. Б.Ефимова || «
Красная звезда», 25 июня 1943 года
_________________________________________-
Т.Тэсс:
Это было в Одессе || «Известия» №127, 30 мая 1944 года
И.Эренбург:
Пынтя и компания || «Красная звезда» №131, 3 июня 1944 года
И.Чумак:
Зверства румынских разбойников || «Красная звезда» №64, 16 марта 1944 года
А.Иванов:
Разгром румынской армии на советско-германском фронте* ("Красная звезда", СССР)
Газета «Красная Звезда» №30 (5710), 5 февраля 1944 года