Последние дни окруженных немецких дивизий

Feb 18, 2019 15:26


И.Агибалов, Б.Король || « Красная звезда» №41, 18 февраля 1944 года

Войска 2-го Украинского фронта одержали новую замечательную победу. Десять дивизий и одна бригада немцев, окруженные в районе Корсунь-Шевченковский, уничтожены. Противник оставил на поле боя убитыми 52 тысячи человек. Сдалось в плен 11 тысяч немецких солдат и офицеров. Вся имевшаяся у противника техника и вооружение захвачены нашими войсками.

Слава доблестным воинам Красной Армии, нанесшим в боях под Корсунью сокрушительный удар по врагу!

# Все статьи за 18 февраля 1944 года.

(От специальных корреспондентов «Красной звезды»)




Дорога проходит по местам, сплошь изрытым артиллерийскими снарядами, бомбами, минами. В сущности дорог здесь нет. Всё завалено сожженными немецкими танками, разбитыми орудиями, автомашинами, повозками. Всюду валяются трупы. Местами их уложили в штабеля, чтобы освободить хотя бы небольшую колею для проезда наших орудий и автотранспорта. Трупами завалены воронки от артиллерийских снарядов, овраги. Много трупов в селах и деревнях, - вернее, в развалинах сёл и деревень.

Это трупы немецких солдат и офицеров. Наши машины проходят мимо, и перед нами то и дело открываются места недавних боев. Не дальше как вчера или позавчера эти села были опорными пунктами немцев, окруженных севернее Звенигородки и Шполы. Еще два дня тому назад они держались за эти села, надеясь отбить наши атаки и ожидая помощи извне. А сейчас ни от немцев, ни от всех их укреплений просто ничего не осталось. Поле боя здесь похоже на огромное кладбище.

У одной из деревень, недалеко от Корсуня-Шевченковского, бой был особенно жарким. Подготовив довольно большое количество инженерных сооружений, немцы организовали здесь круговую оборону. Они полагали, что это спасет их от разгрома. Но ничто не остановило наши наступающие части. Опорный пункт противника был окружен. Получилось еще одно окружение в окружении. Кстати, таких случаев за последние дни наблюдалось немало. Окруженные немецкие дивизии вынуждены были обороняться в заранее подготовленных опорных пунктах, отступать было некуда. Куда ни подайся - всюду их встречали удары наших частей. Поэтому немцы закапывались в землю, укрывались в своих блиндажах, чтобы отсидеться в них до прихода помощи извне. Но всякий раз наши войска смелыми ударами отрезали эти отдельные опорные пункты противника от других, а затем окружали и, если немцы отказывались сдаться в плен, их истребляли.

То же самое произошло и на поле боя, которое сейчас открылось перед нами. В подвалах, где у немцев были оборудованы огневые точки, в дзотах, в траншеях, - всюду валяются убитые вражеские солдаты. Часто можно видеть вывороченные из земли нашими снарядами тяжелые пулеметы, противотанковые пушки. Дорого обошлась неприятелю попытка обороняться здесь. Многим поплатились немцы за свои неоправдавшиеся надежды на помощь извне.

В частности, исключительно серьезный урон причинила немцам наша конница, действовавшая совместно с пехотой и танками. Так, например, два кавалерийских полка в конном строю атаковали один крупный неприятельский гарнизон, отрезанный от своих войск и старавшийся прорваться к ним. Советские конники со всех сторон обрушились на гитлеровцев. Те попытались оказать сопротивление, и поэтому наши кавалеристы беспощадно расправлялись с врагом. Немецкий гарнизон был истреблен. В этом районе наши кавалеристы взяли в плен 500 солдат и офицеров. Всё это произошло на небольшом участке, который сейчас завален трупами и оружием. Несколько подразделений немецкой пехоты и артиллерии перестали существовать за самый короткий срок.

В течение последних дней наши части снова нанесли врагу ряд сильных ударов. Как и в первые дни, эти удары наносились с нескольких сторон одновременно. Поэтому кольцо окружения сужалось всё заметнее. У немцев осталась уже совершенно незначительная территория, измерявшаяся лишь несколькими километрами. Количество населенных пунктов, в которых еще держался противник, исчислялось буквально единицами. Немцы, попавшие в окружение, доживали последние дни. Правда, они еще пытались обороняться, оказывать сопротивление. Но всё, что происходило теперь в расположении остатков немецких дивизий, - это были лишь предсмертные судороги.

Не что иное, как предсмертную агонию, представляли собой и попытки немцев пробиться из окружения. Такие попытки за последние дни предпринимались не раз. Неприятель, собрав свои последние силы, сколотив кое-как группы пехотных и артиллерийских частей, несколько раз переходил в контратаки. То на одном, то на другом участке он ввязывался в бой и снова терпел при этом чувствительный урон.

В районах населенных пунктов Стеблев и Шандеровка немцам удалось сколотить более или менее сильные кулаки, но и здесь их попытка вырваться из окружения оказалась пустой затеей. Врагу не удалось и шагу продвинуться вперед, а не то, что прорваться через широкую полосу, занятую нашими войсками, которая отделяла его от дивизий, стремившихся на помощь извне. Немцы потерпели здесь еще одно крупное поражение. Значительная часть их сил, сосредоточенных для контратак, так и осталась на поле боя. Районы селений Стеблев и Шандеровка стали могилой для многих тысяч немецких солдат и офицеров. Сегодня наши войска овладели обоими этими селениями.

На другом участке немцы также предприняли ожесточенную контратаку. Бой был непродолжительным, но неприятель только в этом бою потерял около 2.500 солдат и офицеров. И на остальных участках, куда он ни совался с контратаками, он постоянно наталкивался на мощный ответный удар наступающих. Ни на одном участке немцы успеха не добились. Каждая их контратака неизменно заканчивалась тем, что на поле боя прибавлялись новые сотни и тысячи трупов гитлеровских солдат и офицеров, много артиллерийских орудий и другого вооружения.

Интересно также, что после каждой контратаки обескровленный противник вынужден был отступать и оставлять свои укрепления, подготовленные для обороны. Каждый переход в контратаку обходился немцам помимо потерь в живой силе и технике, еще в один-два опорных пункта. Измотав противника во время его контратак, наши части потом наносили ему ответный удар и отбрасывали к центру кольца окружения, которое становилось еще уже.

Более серьезными попытками немцев добиться успеха являлись их контратаки извне в районе северо-западнее и юго-западнее Звенигородки. Бои здесь длились несколько дней подряд. Они приняли весьма напряженный характер. Немцы сосредоточили на этих участках весьма крупные силы. Одних танковых дивизий здесь насчитывалось не менее восьми. Неприятель бросил в бой большое количество тяжелых танков, а также самоходных орудий «фердинанд», несколько пехотных дивизий.

Первые контратаки были предприняты силами четырех танковых дивизий. Действуя на узком участке фронта, немцы вводили в бой свои силы крупными эшелонами, стремясь прорваться в северо-восточном направлении. Но все их контратаки были успешно отбиты нашими частями. Тогда гитлеровское командование ввело в действие еще примерно такое же количество танковых дивизий. Масштаб боев становится всё шире. Появились новые участки вражеских контратак.

Вот что представлял собой один из коротких, но ожесточенных боев. Немцы ввели в дело сразу свыше 200 танков, и в том числе много тяжелых. Эта огромная сила обрушилась на наши позиции на небольшом участке. Немецкие танки непрерывно атаковали эшелонами по 70-90 машин. Но нигде ни разу не удалось противнику прорваться в глубину наших боевых порядков. Самое большое, что он сумел сделать, это несколько потеснить наши отдельные подразделения. На этом и окончился бой. Зато потери немцев оказались исключительно серьезными. Только одних подбитых вражеских танков было насчитано на поле боя свыше 60.

Потерпев поражение в этих контратаках, немцы решили попытать счастье в другом районе. Они сосредоточили довольно крупные силы юго-западнее Звенигородки и попробовали пробиться к своим окруженным частям на другом направлении. Очевидно, неприятель рассчитывал нащупать где-нибудь слабое место в боевых порядках наших частей и проложить здесь коридор. Снова разгорелись наредкость напряженные бои. Немцы, не останавливаясь ни перед какими потерями, рвались вперед, но это было бесполезно. Сколько ни бросали они своих сил в контратаки, пробиться им не удавалось.

В районе одного населенного пункта крупная танковая группа немцев, сосредоточившись в лесу, атаковала наши позиции. Советские истребительные части пропустили первые несколько десятков вражеских танков и потом открыли мощный огонь по бортам немецких «тигров» и «пантер». В течение каких-нибудь двух часов было уничтожено свыше двадцати танков.

Гитлер требовал в своих приказах от окруженных немцев - обороняться до последнего. Обманывая своих солдат и офицеров, он обещал им помощь и спасение. Но после многодневных ожесточенных атак северо-западнее Звенигородки немецкое командование, потеряв надежду прорваться к окруженным, стало обращаться к ним с неистовыми призывами: самим выходить из окружения. Командир 16-й немецкой танковой дивизии сообщил командованию окруженной группировки: «Ударным кулаком прорывайтесь ко мне».

Итак, все попытки немцев пробиться к своим окруженным дивизиям с северо-запада и юго-запада, а также все попытки окруженных вырваться из кольца кончились только тем, что ряды немецких войск всюду еще больше поредели. Особенно большой урон потерпели окруженные дивизии. Их общие потери выразились в количестве 52 000 солдат и офицеров только убитыми. С другой стороны, в результате ожесточенных, но неудачных контратак немцы нисколько не улучшили положения остатков своей окруженной группировки, а только приблизили их окончательное уничтожение.

Кольцо окружения неумолимо сжималось всё туже и туже. Удары нашей артиллерии, танков и пехоты расчленяли немецкую оборону и громили ее по частям. Враг истекал кровью. Он находился уже в состоянии предсмертной агонии. Вот пример, характеризующий эти последние бои. Большая группа немцев, пройдя по полю и потеряв несколько десятков солдат, стала продвигаться к лесу. Немцы, видимо, полагали, что они отсидятся здесь, предварительно заняв оборону, а ночью сумеют ускользнуть в другой район. Однако лесной массив был предусмотрительно занят нашей пехотой, которая расположила на опушках станковые пулеметы. Как только немцы оказались в зоне поражения, пулеметчики открыли интенсивный огонь. Вся эта группа, насчитывавшая около 300 немцев, полегла в степи.

Наконец, под нарастающими ударами войск 2-го Украинского фронта пали последние опорные пункты немцев. Операция по уничтожению окруженной вражеской группировки, продолжавшаяся 14 дней, была успешно завершена. Десять дивизий и одна бригада, входившие в состав 8-й немецкой армии, перестали существовать. Вся их техника и орудия, а также 11.000 пленных немецких солдат и офицеров оказались в руках победителей. //Майор И.Агибалов, майор Б.Король. 2-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ.

***********************************************************************************************
ДОБРЕ!

Он стоит на подножии каменном -
Украины Кобзарь перед Каневом,
он задумался думой высокой,
сыновей ожидая с Востока.
Хлопцы помнят слова «Заповiта»,
клятву дали Тарасу не зря:
- Будет вся у германца отбита
золотая земля Кобзаря!

Его брови сурово нависли,
отблеск мести лежит на лице,
видит - десять немецких дивизий
в беспощадном советском кольце.
Там - глухого отчаянья выкрик
возникал над кривыми крестами,
там - трещала дивизия «Викинг»
всеми танками, всеми костями.
Там - аршина и то не осталось,
где б не рвался советский снаряд.
Там - опять над врагом подымалось
имя наших побед - Сталинград!

Как ни бились враги - не пробились,
не владеть им землею чужою!
И поля и сады окропились
почернелою кровью вражо́ю.
Так по опыту матушки-Волги
показал себя батько-Днепро!
Так вещало о будущем долге
Кобзаря вековое перо.

Пусть почувствует оберст и обер
наш карающий штык между ребер!
Не горюй, украинская маты, -
мы отстроим сгоревшие хаты.
Пусть враги погибают, как обры, -
в них вонзаются наши клинки!
Сам Кобзарь улыбается: - Добре,
щиро дякую, добре, сынки!

Семен КИРСАНОВ.

☆ ☆ ☆

18.02.44: И.Эренбург: Тревога №3 ("Красная звезда", СССР)
18.02.44: П.Олендер: В предсмертных судорогах ("Красная звезда", СССР)
18.02.44: Л.Кудреватых, З.Островский : Четырнадцать дней ("Известия", СССР)
18.02.44: 18 февраля 1944 года || «Вечерняя Москва» №41, 18 февраля 1944 года

17.02.44: Иван Ле: Горе бойца || «Известия» №40, 17 февраля 1944 года
17.02.44: А.Вашев: Ночная воздушная разведка ("Красная звезда", СССР)

16.02.44: И.Эренбург: Ямсковицы || «Красная звезда» №39, 16 февраля 1944 года

15.02.44: И.Эренбург: Генерал-поджигала ("Красная звезда", СССР)

14.02.44: И.Эренбург: В фашистском зверинце || «Правда» №39, 14 февраля 1944 года

13.02.44: Б.Ямпольский: Доктор || «Известия» №37, 13 февраля 1944 года

12.02.44: П.Олендер: Взятие города Шепетовки ("Красная звезда", СССР)

10.02.44: Изгнать финских захватчиков с советской земли ("Красная звезда", СССР)
10.02.44: Е.Кригер: Там, где было логово врага ("Известия", СССР)
10.02.44: А.Черкасова: Сила советского человека ("Правда", СССР)
10.02.44: Дж.Гольдхилл: Канатные плясуны || «Правда» №35, 10 февраля 1944 года

09.02.44: Е.Кригер: Дух наступления ("Известия", СССР)
09.02.44: Заставим финских захватчиков убраться с советской земли! ("Правда", СССР)

08.02.44: Новая книга о политике Ватикана ("Красная звезда", СССР)
08.02.44: Финских захватчиков - вон с советской земли! ("Известия", СССР)

07.02.44: Д.Акульшин, В.Куприн: В районе Никополя ("Правда", СССР)

06.02.44: П.Олендер: Наши войска овладели городами Луцк, Ровно, Здолбунов ("Красная звезда", СССР)

05.02.44: С.Белинков: Жалкие увертки румынских правителей ("Красная звезда", СССР)

04.02.44: И.Эренбург: Немцы 1944 ("Красная звезда", СССР)**
04.02.44: П.Олендер: Окружение десяти немецких дивизий ("Красная звезда", СССР)

03.02.44: П.Павленко: Год спустя ("Красная звезда", СССР)

02.02.44: И.Эренбург: Весы истории ("Красная звезда", СССР)
02.02.44: В.Чуйков: Сталинградская битва || «Правда» №28, 2 февраля 1944 года
02.02.44: Бришнь: Судьба испанского легиона гитлеровцев ("Красная звезда", СССР)

01.02.44: Д.Петров: О внешней политике Ватикана ("Известия", СССР)
01.02.44: «Ленинград воплощает непобедимый дух народа России» ("Красная звезда", СССР)

Январь 1944:

31.01.44: Ленинград: блокаде - конец! ("Time", США)
31.01.44: П.Лидов: Панихида в Катынском лесу по убитым гитлеровцами польским офицерам ("Правда", СССР)

30.01.44: Н.Тихонов: Победа! Ленинград в январе ("Красная звезда", СССР)

29.01.44: Великая победа || «Ленинградская правда» №25, 29 января 1944 года
29.01.44: «Вся советская страна празднует победу под Ленинградом» ("Красная звезда", СССР)
29.01.44: К.Базилевич: Немцы разрушили в Новгороде памятник тысячелетия России ("Красная звезда", СССР)

28.01.44: Историческая победа ("Красная звезда", СССР)
28.01.44: Н.Тихонов: Город-победитель ("Красная звезда", СССР)
28.01.44: И.Эренбург: Перегруппировка у Ленинграда ("Правда", СССР)
28.01.44: Великая победа под Ленинградом || «Известия» №23, 28 января 1944 года
28.01.44: Великая победа под Ленинградом || «Правда» №24, 28 января 1944 года
28.01.44: Л.Ющенко: Варвары || «Комсомольская правда» №23, 28 января 1944 года

27.01.44: Народ-герой, народ-воин ("Красная звезда", СССР)
27.01.44: Н.Денисов: Три города ("Красная звезда", СССР)
27.01.44: А.Софронов: Старое вино || «Известия» №22, 27 января 1944 года
27.01.44: Н.Воронов, М.Сиволобов: Бои за Гатчину ("Правда", СССР)

26.01.44: А.Авдеенко: На земле украинской ("Красная звезда", СССР)**
26.01.44: И.Эренбург: ВСЕ || «Красная звезда» №21, 26 января 1944 года*
26.01.44: Добить фашистского зверя! ("Красная звезда", СССР)

25.01.44: Н.Тихонов: Камни Петергофа взывают о мщении ("Красная звезда", СССР)
25.01.44: Н.Денисов: На ленинградских дорогах ("Красная звезда", СССР)*
25.01.44: И.Эренбург: Львы и бобры || «Красная звезда» №20, 25 января 1944 года
25.01.44: Л.Ющенко: На освобожденной земле ("Комсомольская правда", СССР)

24.01.44: Слава доблестным советским морякам! ("Правда", СССР)
24.01.44: В.Инбер: Начало и конец пути || «Правда» №21, 24 января 1944 года

23.01.44: Вс.Вишневский: Город Ленина || «Правда» №20, 23 января 1944 года
23.01.44: Н.Воронов, М.Сиволобов: На Ленинградском фронте ("Правда", СССР)

22.01.44: Д.Нельсон: «Что я видел в России» ("Красная звезда", СССР)
22.01.44: И.Гаглов: Под Ленинградом || «Красная звезда» №19, 22 января 1944 года
22.01.44: Н.Тихонов, Вс.Вишневский: Да здравствует родимый Ленинград! ("Правда", СССР)

21.01.44: С.Бахрушин: Древний Новгород ("Красная звезда", СССР)
21.01.44: А.Михайлов, В.Василевский: Пепел Петергофа ("Красная звезда", СССР)
21.01.44: Н.Воронов, М.Сиволобов: Ленинградцы крушат врага ("Правда", СССР)

20.01.44: Я.Колас: С нами Ленин! || «Красная звезда» №17, 20 января 1944 года
20.01.44: Л.Ющенко: Час, которого ждали («Комсомольская правда», СССР)
20.01.44: Н.Воронов, М.Сиволобов: Ленинград наступает ("Правда", СССР)

18.01.44: А.Авдеенко: Огненный гимн ("Красная звезда", СССР)
18.01.44: Н.Санин: Применение собак в разведке ("Красная звезда", СССР)
18.01.44: И.Фомиченко: Годовщина прорыва блокады Ленинграда ("Красная звезда", СССР)
18.01.44: Документальный фильм «Суд идет» || «Вечерняя Москва» №15, 18 января 1944 года

Газета «Красная Звезда» №41 (5721), 18 февраля 1944 года

1944, зима 1944, февраль 1944, газета «Красная звезда»

Previous post Next post
Up