Вс.Вишневский || «
Правда» №20, 23 января 1944 года
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Прием тов. И.В.Сталиным Маршала Чойбалсана (1 стр.). Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР о присвоении воинских званий офицерскому составу и генералам Военно-Морского Флота (1 стр.). Указы Президиума Верховного Совета СССР (1 и 2 стр.). Торжественно-траурные заседания, посвященные памяти В.И.Ленина (1 стр.). От Советского Информбюро. Оперативная сводка за 22 января (1 стр.). Обращение к болгарскому народу Всеславянского Комитета (2 стр.). Анна Караваева.- Вечер в музее (2 стр.). Всеволод Вишневский. - Город Ленина (3 стр.). Н.Воронов, М.Сиволобов. - На Ленинградском фронте (3 стр.). В.Барохманский. - Многостаночники (3 стр.). В ВЦСПС и Наркомземе Союза ССР (4 стр.). Военные действия в Италии. Десантные операции войск союзников на западном побережье Италии (4 стр.). Налеты на Берлин и Магдебург (4 стр.). Германские самолеты над Англией (4 стр.). Подрывная деятельность испанских фашистов в Южной Америке (4 стр.).
# Все статьи за
23 января 1944 года.
Ленинград - дорогое, близкое для миллионов и миллионов людей имя. Это - великий город. Его история полна благородной, жертвенной и победоносной борьбы за честь, свободу и славу России, за прогресс, за самые высокие и светлые идеалы...
Город Ленина!.. 2-й С’езд Советов СССР выразил единую мысль, единую волю представителей всех народов нашей страны: навеки скрепить и освятить связь Ленина, создателя советского государства, с городом, который вошёл в века как колыбель Октябрьской революции. Это решение было принято в январские дни 1924 года, в памятные студёные дни, когда народ в великой, невыразимой скорби провожал Ильича в последний его путь.
Ленинской традицией проникнуты история, дух, деяния, борьба, всё существование города. Здесь, где прозвучали призывы и выстрелы декабристов, здесь, где возник «Северный союз русских рабочих», здесь, где создались первые в России марксистские кружки, здесь, где прозвучали первые пролетарские боевые песни маёвок, - здесь Ленин вошёл в рабочую народную массу, закладывая основы великой партии большевиков.
Город бережно хранит каждый след деятельности Ленина, протекавшей на заводах, в аудиториях, на площадях, в казармах, в Смольном, в скромных квартирах... Один из немецких снарядов пробил стену здания, где Ленин выступал с Апрельскими тезисами, где висит мраморная мемориальная доска. Святотатственный удар немецкой батареи был отмщен сурово. Повреждения же ленинградцы заделали быстро, тщательно, бережно... Людям угрожала опасность, но они думали только об одном: ленинское место, место, где прозвучала программа, указавшая народу великий путь, должно быть сохраняемо нерушимо. Рвались со скрежетом и рёвом тяжёлые фугасные снаряды. Шатались стены, прогибались мостки и лестницы, выплёскивался из ведер известковый раствор, но люди не обращали на это внимания. Святыни города оберегали граждане-бойцы, которым выпала в жизни честь, счастье быть ленинградцами.
...Какую силу, чудодейственную силу имеет эта ленинградская традиция! В тяжёлых боях, в трудных походах, разведках, когда у истощённых людей, казалось, уходили последние силы, раздавались слова об Ильиче, о нашем Ленине... И бойцы поднимали усталые головы.
Памятен такой случай. Дело было на льду Ладоги, весной... Вода стояла уже на полметра, и машины, доставлявшие грузы для блокированного города, шли, как корабли, выбрасывая пенные буруны... Лёд трещал. Противник выслеживал машины и бомбил. В полыньях, воронках бесследно пропадали тяжёлые машины. Было трудно, очень трудно... И вот в группе остановившихся людей один старый питерец заговорил о городе, который ждёт помощи, хлеба, патронов, снарядов... «Нам трудно?.. Лёд трещит?.. Тонут некоторые... А итти мы обязаны... В 1907 году вот так же Ленин по льдинам ходил...» - «Ленин?» - «Он!.. с ним царское правительство хотело расправиться. По решению партии Ленин должен был переехать заграницу. Пробирался он через финскую границу, обходил кордоны, заставы. Вышел к морю, к кромке льда, где ждал его пароход». - «Дошёл, значит...» - «Дошёл... со льдины на льдину...».
Люди поднялись, тронулись вперед, со льдины на льдину.
Тридцать один месяц дерётся Ленинград с немцами и финнами и с разным европейским отребьем: «голубыми» испанцами, квислинговскими и муссертовскими легионерами... Да кого только не перебывало здесь, в блокадном окопном поясе под Ленинградом! Каких только врагов не били защитники Ленинграда!..
Ленинград крут с врагами. В этом он последовательно проводит ленинскую традицию. Удары Ленинграда нанесли немцам тяжелейшие потери. Сотни тысяч немцев перебиты и перекалечены под Ленинградом. В землю и на дно Балтики ленинградцы вогнали тысячи немецких самолётов. Попытка сунуться к Кронштадту и вообще действовать против Краснознамённого Балтфлота обошлась немцам в несколько сот кораблей - от крейсеров до катеров и десантных барж - и много торговых судов с военным грузом.
Ленинград дрался яростно, вдохновенно и необыкновенно продуманно. Ленинград очень глубоко помнил ленинский призыв 1918 года: «Товарищи! Почтим же память октябрьских борцов тем, что перед их памятником дадим себе клятву итти по их следам, подражать их бесстрашию, их героизму».
Сам Ленин в городе, - который по праву получил от народа имя в честь и память Ленина, - показал примеры стойкости, бесстрашия и героизма... Здесь Ленин вёл упорную работу, даже будучи заключен, замурован в одиночку. Здесь Ленин был в гуще борьбы и схваток 1905-1907 годов... Здесь Ленин с ближайшим своим другом Сталиным был в 1917-1918 годах в гуще масс, в огне, закалившем Россию, как сталь. Здесь, в этом городе, Ленин напутствовал первые эшелоны социалистической армии. Здесь, в этом городе, будто и по сей день слышно эхо слов, прожигающих душу... Слова эти стали заповедью для ленинградцев, для всех советских людей. Вы помните эти слова... Ленин призывал проникнуться в борьбе презрением к смерти. И он сам презирал её, оставаясь невозмутимым, и непоколебимым в самые критические моменты.
Вот эта ленинская решимость, твёрдость, ясность духа во время трудных испытаний и отличала Ленинград все эти 31 месяц нынешней борьбы - борьбы, которая велась городом «глаза в глаза с немцами», страшной хваткой, вплотную.
Были дни непередаваемого напряжения... В окопы пошли 50-летние и 60-летние питерцы, помнившие Ленина лично. Они шли с винтовкой в руке и с напоминанием о том, что́ такое город Ленина. Будто живой 1905 год, живой Октябрь вставал перед полками и дивизиями. Старики рассказывали о том, что́ значит город для России, для мира. Старики приводили молодых бойцов к местам, где выступал Ленин, к его памятнику-броневику и об’ясняли, в душу вкладывали такие слова о нашем деле, о нашей партии, которые двигали на подвиг. Старики говорили, сняв шапки, - и вся кровь, пролитая в Петербурге, кровь декабристов, и кровь обуховцев, и кровь Октября проступала из земли и вопияла призывом к бою и к стойкости, которой еще не знал мир.
И люди шли в бой. Я помню клятву одной дивизии. Потрясённые призывом рабочих Кировского завода, бойцы дивизии заявили: «В вашем страстном призыве отстоять Ленинград и как бешеных собак истреблять фашистские орды на подступах к любимому городу мы слышим наказ всех рабочих Ленинграда, наказ партии, наказ всего советского народа... Дорогие наши отцы, братья, товарищи!.. В вашем лице даём клятву всему советскому народу и великому Сталину, что, пока бьется наше сердце, пока кровь струится в жилах, мы будем сражаться за нашу землю, честь и свободу...».
А как сражаются ленинградцы, об этом знает весь мир. Они первые остановили гитлеровский вал. Они выдержали то, что на всём протяжении человеческой истории не выпадало на долю ни одного осаждённого города. Мало того: они сумели напряжением ума и воли из осаждённых превратиться в осаждающих - и вот гремят залпы уже за Красным Селом, за Ропшей, за Мгой! 28 месяцев просидели немцы под Ленинградом и ничего, кроме вида на купол Исаакия, им не досталось. Теперь пропал для них и этот вид, ибо на Красносельских высотах - наше алое знамя, знамя Ленина!.. Ещё недавно ходил по немецкой армии и в тылу злой анекдот: «Фюрер приказал об’явить тотальную мобилизацию стульев». - «В чем дело?» «Стулья посылают в армию фельдмаршала Кюхлера. Она два года стоит под Ленинградом. Пусть присядут...» Нет, и присесть не дадим! Будем гнать - и не по горизонтали, а по вертикали, в землю, вгоняя свинец в немецкие затылки, спины, лопатки и хребты.
У Ленинграда огромный счёт к немцам, - и Ленинград его начал сводить и сведёт до конца, ибо людьми города, его бойцами движет такая сила, такая ненависть, такая решимость, против которых ни одно немецкое средство недостаточно.
Как тугая пружина, накапливались месяц за месяцем силы и гнев Ленинграда. Немцы полагали поначалу, что у этого города мало обученных и оснащённых бойцов, что город не успеет вооружиться, что подступы к городу с юга открыты. Об этом они писали даже в своих военных учебниках.
Они только не записали, что с юга и севера, с востока и запада, с неба и из-под воды город был защищён ленинской традицией, ленинским большевистским духом.
На болотные низины осенью 1941 года вышел миллион ленинградцев. Рабочий копал землю рядом с академиком, артистом, писателем, студентом... Под дождём и под обстрелом этот миллион ленинградцев создавал линию обороны, которая оказалась несокрушимой. О, как работали эти люди, несшие в сердце своем пламя, горевшее и в сердце Ленина!
Вот этого немцы не предвидели, не понимали, да и до сих пор не понимают. «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить...» И что мог тупой немецкий лазутчик или сапёр сказать о наших болотах? О наших лесах? - «Сдесь русским нитшево сделать невозмошно...».
О, это -
люди Ленинграда, которые умели не только создавать оборону, но и учиться в вузах, несмотря на 11 воздушных тревог в день!.. Видели бы вы ленинградских студентов и студенток медвузов, которые ни на один день за 31 месяц не прервали занятий и были вместе с тем и санитарами, и дровосеками, и бойцами, и огородниками, и агитаторами... Это у них в аудитории вуза и висит мраморная ленинская доска...
Никогда ещё за всю историю свою, - буквально с дней первой петровской верфи, первого петровского кирпичного завода, - ленинградская индустрия не знала такой интенсивности, мобильности, как в годы отечественной войны. Развив огромный напор, непрерывно изобретая, комбинируя, Ленинград стал одним из арсеналов страны. Город гордится тем, что в тяжкие дни 1941 года он сумел помочь оружием и Москве. Благодарственную телеграмму маршала Жукова ленинградцы помнят и берегут.
Что помогло в этом сложном деле развития промышленности под огнём и под бомбежками? Ленинский дух, новаторская питерская страсть, творческое упорство и огромное душевное здоровье. Основа, внутренний стиль наших людей - оптимизм, принесённый величайшим оптимистом, человеком небывалой светлой энергии - Лениным.
★
Двадцать лет тому назад приняла северная столица России, город твёрдый, горячий, упорный, воинственный, имя Ленина.
Ничем не запятнал этого имени наш родимый и любимый город. Он стоял, как неприступная скала, стоял, как первая цитадель Советской власти. И алое знамя неизменно реет над Смольным - и глубокая ленинская дума витает над городом.
Последний раз мы видели Ленина у себя в городе в 1920 году. Он уезжал с Октябрьского вокзала. И среди всех в толпе он был самым весёлым, самым жизнерадостным... Он был доволен Питером, который вынес все тяготы блокады, нашествий...
Эту ленинскую улыбку, его одобрение, и его наказ и сберёг наш город. //
Всеволод Вишневский.
***********************************************************************************************
Ленинградский фронт. В освобождённом населённом пункте Гостилицы (юго-западнее Петергофа).
Фото С.Сучатова и Г.Чертова (ТАСС).
__________________________________________
Историческая победа ("Красная звезда", СССР)
Н.Тихонов:
Победа! Ленинград в январе ("Красная звезда", СССР)
Н.Тихонов:
Камни Петергофа взывают о мщении ("Красная звезда", СССР)
И.Фомиченко:
Годовщина прорыва блокады Ленинграда ("Красная звезда", СССР)
Газета «Правда» №20 (9477), 23 января 1944 года