А.Софронов || «
Известия» №43, 20 февраля 1944 года
Да здравствует великий советский народ, его героическая Красная Армия и Военно-Морской Флот, успешно изгоняющие немецко-фашистских извергов из пределов нашей Родины! Все силы - на окончательный разгром врага! Пусть наше советское народное знамя ведёт наш народ к новым победам! (Из Призывов ЦК ВКП(б) к 26-ой годовщине Красной Армии).
# Все статьи за
20 февраля 1944 года.
С мостика комбайна Иван видел переливающиеся желто-золотыми волнами поля озимой и яровой пшеницы. Он плыл на своём комбайне по этому бескрайнему морю: равномерно поднимались и опускались крылья хедера; полотно тащило в молотилку гладко срезанные колосья; гремел барабан в молотилке, и бункер наполнялся пшеницей, охваченной восковой зрелостью.
В 1940 году, после окончания уборки, на районном слёте комбайнеров, после того как агрегат Горешняка был признан лучшим на весь район, Иван разговаривал с секретарём райкома Павлом Ивановичем Смолокуровым.
- Поздравляю тебя, Горешняк, - сказал Ивану Смолокуров после того, как слёт был закрыт и они направлялись в сад, где должен был начаться праздничный ужин.
- Спасибо, Павел Иванович... Только, Павел Иванович, хотел я спросить вас об одном.
- Ну, ну...
- Могу я в партию вступить, Павел Иванович?
Смолокуров остановился и проницательными серыми глазами взглянул на Горешняка.
- Можешь, Ваня... Вполне.
- Спасибо, Павел Иванович, это радость для меня.
- Ты не мне, а своему сердцу, своей голове, рукам своим спасибо говори.
Через месяц Иван Горешняк получал партийную кандидатскую карточку. Смолокуров встретил его в своём кабинете, поздоровался, а затем сказал:
- Верю, Горешняк, что ты будешь верным сыном партии Ленина-Сталина, верным сыном своей земли.
- Не беспокойтесь, Павло Иванович... Вашего доверия не уроню.
- А я не беспокоюсь, Иван... Как жена? - спросил Смолокуров, закуривая.
- В январе родить должна.
- На крестины не забудь позвать.
- Что вы, Павло Иванович!
По дороге домой в степи Иван долго рассматривал кандидатскую карточку. Начиналась новая жизнь. Иван понимал, что он ещё ближе стал к земле, на которой жил и работал. Об этом сказал Павло Иванович: «Верным сыном своей земли». Партия и родная земля - одно целое, крепко связанное, питающее друг друга животворящими соками. Партия Ленина, партия Сталина... Для Горешняка всё это было осязаемо. Он видел, как преображалась его земля, его станица, его хутор, в котором он когда-то родился...
Когда весть о войне прилетела в станицу и в военкомате Ивану сказали, что он не призывается, так как является комбайнером, он побежал к Смолокурову.
- Павло Иванович, за что такое? Чи я не гражданин, не мужчина, не коммунист? За что я должен с бабами в поле? Чи комбайнер - не мужественная профессия? Чи без меня не уберут? Павел Иванович, вы мне партийную книжечку не за таким делом здесь поручали. - Иван говорил прерывистым голосом, волнуясь и смахивая золотистые капли пота со лба.
Напрасно уговаривал Смолокуров Горешняка, что он еще успеет побывать на войне, - Горешняк и слушать не хотел и всё повторял:
- Мне всё известно, Павло Иванович, я прошу вас не забижать меня...
В конце концов Смолокуров сдался и обещал помочь Ивану уйти в армию.
Через три дня, попрощавшись с женой, Иван уехал в город, в танковое училище...
2.
Членский партийный билет, почти одновременно со вторым орденом Красного Знамени, командир танкового экипажа лейтенант Иван Горешняк получил через несколько дней после того, как 6 ноября 1943 года нашими войсками был занят Киев.
Со своей гвардейской дивизией Горешняк участвовал в сражении за столицу Украины и одним из первых прошёл по Крещатику и вышел к Владимирской горке.
Прошло два года с тех пор, как он, окончив танковое училище, в качестве стрелка был назначен в одну из танковых частей. За это время во многих местах пришлось ему побывать - и в Донбассе, и под Сталинградом, и даже километрах в тридцати от своей станицы, и снова в Донбассе; потом пошёл по Украине, около Полтавы был, сожжённый Чернигов видел, через Днепр по колеблющейся переправе со своим танком переходил.
И ранен был за два года дважды, и контужен, и горел со своим танком. Четырежды в госпитале лежал и вновь возвращался в строй, в другие части, потому что, пока поправлялся, его часть уходила далеко. И научился Иван Горешняк смерть презирать, не безрассудно, а с расчётом, умело обходя её, не дразня, но и не пятясь от неё.
Первый орден Красного Знамени получил за Сталинград, второй - за Киев.
И, наконец, уже за Киевом получил членский партийный билет, дорогую красную книжку, к которой была приклеена его фотография, а на фотографии - шрам на лбу, - этого шрама в кандидатской карточке не было, - и краешки погон были видны на новой фотографии.
...Западнее Киева начались ожесточённые немецкие контратаки. Часть, в которой служил Горешняк, прошедшая до этого большой путь наступления, снова была брошена в бой, чтобы задержать немцев, обескровить их и тем самым подготовить возможность для нового сокрушительного удара по немецкой армии.
Танк Горешняка в числе ещё четырёх был выдвинут в засаду, в лесок, расположенный с двух сторон дороги, уходящей на северо-запад. За леском начиналось открытое поле, бесснежное, потрескавшееся от мороза.
Из-за холмов можно было ждать удара немецких танков и моторизованной пехоты, контратакующих наши войска на этом участке фронта.
Иван сидел в замаскированном танке и внимательно смотрел в узкую прорезь брони. Ровное поле лежало перед ним. Ветер качал сухие травы, гнал через поле бурьян. Низко над полем плыли облака. Иван осмотрел свой экипаж: все сидели на своих местах... Бывший почтальон, москвич Сухарев, Грант Акопов - винодел из Еревана, Саша Бабушкин из какого-то приуральского села - все они слетелись из разных мест под одну бронированную крышу...
«Тридцать танков на горизонте. Приготовиться к бою», - получил приказ Горешняк.
В прорезь он видел всё увеличивающиеся черные точки и пересчитал - их было тридцать. С флангов, из леса, начала бить наша артиллерия. Дымки разрывов легли между немецкими танками. Один из них вспыхнул и остановился. Затем загорелся другой, но продолжал движение. На горизонте появились новые точки, удлинённые.
- Автомашины с пехотой, - сказал Сухарев, надевая на руки меховые рукавицы, - он был механиком-водителем.
Разрывы снарядов ложились среди рассредоточенных по полю танков; они обходили разрывы, пытались увернуться, но ещё три танка загорелись. Остальные продолжали движение... И тогда был получен приказ: выйти из засады и принять встречный бой. Горешняк сказал:
- Ну, хлопцы... - и махнул рукой. Сухарев включил скорость...
Сколько времени прошло от начала танкового боя до того момента, когда дымящийся танк Горешняка, предварительно подбив два немецких танка, устремился на третий, - на тот самый, который его поджёг, - Иван не мог бы никогда об’яснить: может, это было две-три минуты, а, может, целый день до захода солнца, до того момента, когда темнота ослепила Ивана, убила стрелка, белозубого Сашу Бабушкина, задымила, зачернила танк...
Голове было тяжко, сердцу больно и душно. Теряя сознание, Иван одной рукой рванул на груди комбинезон, другой схватился за сердце... На какое-то мгновение он почувствовал в кармане гимнастёрки жестковатую обложку и понял, что это партбилет. И тогда, выпрямившись, сквозь грохот, рев и дым он крикнул Сухареву:
- Давай на таран!
С хода танк Горешняка ударил по немецкому, не прекращающему стрельбу танку. Грохот землетрясения. Молния прошла по глазам Ивана, а потом всё стало темно...
3.
…Кто-то далеко-далеко сказал:
- Выживет!
- Счастливый... На полсантиметра от сердца прошло, - сказал другой, уже женский голос, и тогда Горешняк открыл глаза.
Около его кровати стояло три человека. В одном из них он узнал капитана Мызникова, секретаря полкового партбюро.
- Пятый раз, - прошептал Горешняк и пошевелился.
- Тише, товарищ, - сказала сестра.
- Лежи спокойно, Горешняк, - Мызников покачал головой, - везучий ты, осколок чуть в сердце не попал... Из огня тебя вытащили.
- А документы мои... Партбилет?
- Партбилет менять придётся. Пробит осколком, в крови твоей, обожжён. Другой получишь... И ещё, кажись, кое-что получишь. К высокой награде представлен... Только лежи спокойно.
- Покажи партбилет, - настойчиво прошептал Иван.
Мызников из полевой сумки достал завёрнутый в газету партбилет.
- Вот он.
- Поднеси ближе. - Горешняк зашевелился. Мызников поднёс к его глазам партбилет.
Одного из углов партбилета вообще не было. Не была видна и красная обложка билета. Обожжённый, обуглившийся, залитый кровью, со слипшимися страницами, он был перед глазами Горешняка.
- Я и партвзноса не успел ещё ни одного внести.
- Первый взнос ты уже сделал, и не малый - три немецких танка. Будешь взносы в новый партбилет вносить.
- А этот я возьму с собой. Я привезу его в станицу. Повстречаю Павло Ивановича Смолокурова и отдам ему и скажу: «Дорогой Павло Иванович, ты мне вручал кандидатскую карточку и сказал: «Верю, Горешняк, что будешь верным сыном партии Ленина-Сталина, верным сыном своей земли», - так разреши мне вручить тебе этот партбилет и сказать тебе, что ты не ошибся, и сказать ещё, что этот партбилет был всегда моим командиром, и совестью моей, и жизнью.
- Да ты не волнуйся, Ваня, поправишься, поедешь домой и всё скажешь, всё, что захочешь, скажешь. - Мызников бережно заворачивал в газету партийный билет Горешняка. В окно виднелось синее небо, и с улицы доносился тяжёлый грохот могучих танковых гусениц.
Шло наступление. //
Анатолий Софронов.
☆ ☆ ☆
20.02.44: И.Эренбург:
Ископаемый фриц || «Красная звезда» №43, 20 февраля 1944 года
19.02.44: А.Покрышкин:
Борьба за господство в воздухе ("Правда", СССР)
19.02.44:
Выдающийся образец борьбы за полный разгром врага ("Красная звезда", СССР)
18.02.44: И.Эренбург:
Тревога №3 ("Красная звезда", СССР)
18.02.44: П.Олендер:
В предсмертных судорогах ("Красная звезда", СССР)
18.02.44: И.Агибалов, Б.Король:
Последние дни окруженных дивизий ("Красная звезда", СССР)
18.02.44: Л.Кудреватых, З.Островский :
Четырнадцать дней ("Известия", СССР)
18.02.44:
18 февраля 1944 года || «Вечерняя Москва» №41, 18 февраля 1944 года
17.02.44: Иван Ле:
Горе бойца || «Известия» №40, 17 февраля 1944 года
17.02.44: А.Вашев:
Ночная воздушная разведка ("Красная звезда", СССР)
16.02.44: И.Эренбург:
Ямсковицы || «Красная звезда» №39, 16 февраля 1944 года
15.02.44: И.Эренбург:
Генерал-поджигала ("Красная звезда", СССР)
14.02.44: И.Эренбург:
В фашистском зверинце || «Правда» №39, 14 февраля 1944 года
13.02.44: Б.Ямпольский:
Доктор || «Известия» №37, 13 февраля 1944 года
12.02.44: П.Олендер:
Взятие города Шепетовки ("Красная звезда", СССР)
10.02.44:
Изгнать финских захватчиков с советской земли ("Красная звезда", СССР)
10.02.44: Е.Кригер:
Там, где было логово врага ("Известия", СССР)
10.02.44: А.Черкасова:
Сила советского человека ("Правда", СССР)
10.02.44: Дж.Гольдхилл:
Канатные плясуны || «Правда» №35, 10 февраля 1944 года
09.02.44: Е.Кригер:
Дух наступления ("Известия", СССР)
09.02.44:
Заставим финских захватчиков убраться с советской земли! ("Правда", СССР)
08.02.44:
Новая книга о политике Ватикана ("Красная звезда", СССР)
08.02.44:
Финских захватчиков - вон с советской земли! ("Известия", СССР)
07.02.44: Д.Акульшин, В.Куприн:
В районе Никополя ("Правда", СССР)
06.02.44: П.Олендер:
Наши войска овладели городами Луцк, Ровно, Здолбунов ("Красная звезда", СССР)
05.02.44: С.Белинков:
Жалкие увертки румынских правителей ("Красная звезда", СССР)
04.02.44: И.Эренбург:
Немцы 1944 ("Красная звезда", СССР)**
04.02.44: П.Олендер:
Окружение десяти немецких дивизий ("Красная звезда", СССР)
03.02.44: П.Павленко:
Год спустя ("Красная звезда", СССР)
02.02.44: И.Эренбург:
Весы истории ("Красная звезда", СССР)
02.02.44: В.Чуйков:
Сталинградская битва || «Правда» №28, 2 февраля 1944 года
02.02.44: Бришнь:
Судьба испанского легиона гитлеровцев ("Красная звезда", СССР)
01.02.44: Д.Петров:
О внешней политике Ватикана ("Известия", СССР)
01.02.44:
«Ленинград воплощает непобедимый дух народа России» ("Красная звезда", СССР)
Январь 1944:
31.01.44: Ленинград:
блокаде - конец! ("Time", США)
31.01.44: П.Лидов:
Панихида в Катынском лесу по убитым гитлеровцами польским офицерам ("Правда", СССР)
30.01.44: Н.Тихонов:
Победа! Ленинград в январе ("Красная звезда", СССР)
29.01.44:
Великая победа || «Ленинградская правда» №25, 29 января 1944 года
29.01.44:
«Вся советская страна празднует победу под Ленинградом» ("Красная звезда", СССР)
29.01.44: К.Базилевич:
Немцы разрушили в Новгороде памятник тысячелетия России ("Красная звезда", СССР)
28.01.44:
Историческая победа ("Красная звезда", СССР)
28.01.44: Н.Тихонов:
Город-победитель ("Красная звезда", СССР)
28.01.44: И.Эренбург:
Перегруппировка у Ленинграда ("Правда", СССР)
28.01.44:
Великая победа под Ленинградом || «Известия» №23, 28 января 1944 года
28.01.44:
Великая победа под Ленинградом || «Правда» №24, 28 января 1944 года
28.01.44: Л.Ющенко:
Варвары || «Комсомольская правда» №23, 28 января 1944 года
27.01.44:
Народ-герой, народ-воин ("Красная звезда", СССР)
27.01.44: Н.Денисов:
Три города ("Красная звезда", СССР)
27.01.44: А.Софронов:
Старое вино || «Известия» №22, 27 января 1944 года
27.01.44: Н.Воронов, М.Сиволобов:
Бои за Гатчину ("Правда", СССР)
26.01.44: А.Авдеенко:
На земле украинской ("Красная звезда", СССР)**
26.01.44: И.Эренбург:
ВСЕ || «Красная звезда» №21, 26 января 1944 года*
26.01.44:
Добить фашистского зверя! ("Красная звезда", СССР)
25.01.44: Н.Тихонов:
Камни Петергофа взывают о мщении ("Красная звезда", СССР)
25.01.44: Н.Денисов:
На ленинградских дорогах ("Красная звезда", СССР)*
25.01.44: И.Эренбург:
Львы и бобры || «Красная звезда» №20, 25 января 1944 года
25.01.44: Л.Ющенко:
На освобожденной земле ("Комсомольская правда", СССР)
24.01.44:
Слава доблестным советским морякам! ("Правда", СССР)
24.01.44: В.Инбер:
Начало и конец пути || «Правда» №21, 24 января 1944 года
23.01.44: Вс.Вишневский:
Город Ленина || «Правда» №20, 23 января 1944 года
23.01.44: Н.Воронов, М.Сиволобов:
На Ленинградском фронте ("Правда", СССР)
22.01.44: Д.Нельсон:
«Что я видел в России» ("Красная звезда", СССР)
22.01.44: И.Гаглов:
Под Ленинградом || «Красная звезда» №19, 22 января 1944 года
22.01.44: Н.Тихонов, Вс.Вишневский:
Да здравствует родимый Ленинград! ("Правда", СССР)
21.01.44: С.Бахрушин:
Древний Новгород ("Красная звезда", СССР)
21.01.44: А.Михайлов, В.Василевский:
Пепел Петергофа ("Красная звезда", СССР)
21.01.44: Н.Воронов, М.Сиволобов:
Ленинградцы крушат врага ("Правда", СССР)
20.01.44: Я.Колас:
С нами Ленин! || «Красная звезда» №17, 20 января 1944 года
20.01.44: Л.Ющенко:
Час, которого ждали («Комсомольская правда», СССР)
20.01.44: Н.Воронов, М.Сиволобов:
Ленинград наступает ("Правда", СССР)
Газета «Известия» №43 (8345), 20 февраля 1944 года