Ночь под Севастополем

May 03, 2023 22:57


Л.Соболев || « Правда» №107, 3 мая 1944 года

Отечественная война показала, что советский народ способен творить чудеса и выходить победителем из самых тяжёлых испытаний. Рабочие, колхозники, советская интеллигенция, весь советский народ преисполнены решимости ускорить разгром врага, полностью восстановить разрушенное фашистами хозяйство, сделать нашу страну ещё более сильной и зажиточной. (Из приказа Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища И.СТАЛИНА)

# Все статьи за 3 мая 1944 года.

(От специального корреспондента «Правды»)

image Click to view



Поразительна неудержимая мощь быстроты крымской весны. Несколько дней назад, когда отсюда мы впервые смотрели на Севастополь, он был виден сквозь кружево сухих ветвей дубняка, в зарослях которого притаился на вершине этой горы наблюдательный пункт, и скалы были еще голы и суровы. Нынче всё здесь в зелени, в буйном росте, в стремительном движении жизненных соков.

Молодая трава ярко зеленеет всюду, где на камнях есть земля, причудливо изогнутые ветви дубняка скрыты листвой и даже самые скалы опутаны плющом, карабкающимся по выступам жёлтого камня. А долины внизу белеют под пушистым снегом и розовыми букетами фруктовых деревьев, темнеют сочной зеленью трав на влажных склонах. У речек земля, накопившая за зиму огромную силу вечного своего возрождения, радостно и буйно творит новую жизнь.

Солнце, благосклонное солнце Крыма встаёт в прозрачной прохладе розовых зорь и садится в полыхании ликующих закатов. С черноморского неба, синего и высокого, не оскорбляемого туманами, оно бьёт прямыми своими лучами на горы и долины и, к слову сказать, припекает уже надоедливо. Но люди в защитных гимнастёрках - рядовые и генералы, юноши и ветераны только радуются теплу. Долгие месяцы провели они в холодных открытых траншеях «Малой земли», в длительном подвиге строительства переправ через Сиваш, в постоянной борьбе с ледяной и горькосолёной водой Гнилого моря. И так же, как земля, войско накопило там за эту зиму огромную силу. Встало солнце победы - и неудержимая мощь стремительного удара вырвалась из сырых траншей Сивашского плацдарма, хлынула на Крым и согнала врага с плоскогорий, степей и гор, как сгонят снег могучие весенние лучи.

И вот, пройдя стремительным маршем весь Крым до подступов к Севастополю, герои Сиваша щурятся и блаженствуют на солнце, каждым кусочком тела впитывая давно забытое тепло. Но попробуйте завести с ними разговор о «Малой земле», о переправах, о трудных днях накапливания войск на Сивашском плацдарме. Вам будут рассказывать об этом, как о чём-то смутно вспоминаемом, почти забытом и - самое удивительное - как о чём-то вполне естественном, легко переносимом, не стоящем особого внимания. «Ну, сидели в траншеях, без укрытий, без костров, частенько без горячей еды, мёрзли - это правильно; потом наловчились отрывать «лисьи норы», узкую трубу в стенке окопа, а за ней подземный грот. Набьётся человек пять-семь, и вовсе тепло. Ну, бродили по пояс в воде на зимнем ветру: это точно, хаживали и через Сиваш за боеприпасами и харчами, иные до ста раз. Дело выполнимое, только вода в Сиваше очень злая, - голая соль, ноги до язв раз'едала, хоть бы костёр - обсушиться. А для костра на «Малой земле» не было ни лесу, ни возможности: бомбил фриц порядочно, питьевую воду берегли. Это тоже вам правильно рассказывали, - так потом-то колодцы нарыли, а на остров водопровод перекинули, жить можно было. А так рассказывать больше нечего».

И вот поговоришь так - и лишний раз задумаешься о том, как прекрасно и благородно это целомудрие русской военной души.

Велик народ, умеющий превращать подвиг в будни. Страшна для врага его мощь не только вспышками героизма.

Такой народ побеждает длительным истовым трудом войны, равномерным, непрекращаемым, неостановимым - и нет в мире такой силы, которая могла бы нарушить боевой ритм народа-труженика. Победа взойдёт, как всходит урожай на поле, политом по́том тяжёлой пахоты. Огромный труд огромного народа вложен в дело Отечественной войны, и труд этот уже приносит свои плоды. Победа, окончательная и полная, зреет. Она уже близка.

Солнце село - и сразу же с запада потянуло прохладным ветерком. Свежий и влажный запах моря пересилил тёплый аромат молодой листвы. Тёмная южная ночь быстро упала на горы и долины, скрыв от глаз знакомые места. Они дороги сердцу. На каждом шагу встречают нас здесь безмолвные свидетели нашей восьмимесячной обороны Севастополя 1941-1942 годов.

На-днях на одной из высот красноармейцы нашли четыре скелета, четыре бушлата, четыре флотских ремня и четыре автомата без патронов. Груды стрелянных гильз валялись вокруг. Кто были эти четверо моряков, дравшихся до последнего выстрела? Курсанты ли севастопольского училища береговой обороны, первыми встретившие немцев в конце октября 1941 года, моряки ли седьмой бригады, державшие здесь рубеж в последние дни Севастополя, краснофлотцы ли третьего морского полка, герои декабрьского штурма, - узнать нам не привелось. Они были моряками-черноморцами, верными сынами флота и Родины, защитниками Севастополя, - теми, кто погибает в бою, предпочитая смерть отступлению.

Тьма скрывает исторические места. Мы стоим перед прежней нашей линией обороны. Она усилена немцами. К минам, заложенным на этих склонах нами, немцы добавили тысячи своих. К нашим дотам, восстановленным и усиленным, немцы прибавили десятки новых. Всю артиллерию, которую удалось немцам спасти в паническом бегстве через весь Крым, они выставили здесь против наступающих наших войск. Яркие звёзды, звёзды Черноморья, переливаются и сверкают в небе, и на переднем крае - тишина предгрозья. Но вместо нарастающего гула мощных бомбардировщиков в этой тишине неторопливо и деловито тарахтит над нами немудрящий мотор. Это выходят на работу крохотные самолёты «У-2» - « Короли воздуха», «Кукурузники», «Комары», - каких только ласково шутливых прозвищ не надавали им за годы войны армия и флот! Враг зовёт их иначе, более близко к правде, - «Стоячая смерть».

«Комар» идёт над нами неторопливо, уверенно, буднично, словно везёт почту. И тотчас навстречу ему поднимается в небо высокий лес световых столбов. Мы считаем их: двадцать один прожектор встречает одного «Кукурузника». Прожектора мечутся в небе, пересекаются, сплетаются лучами, останавливаются, как бы советуясь, а мотор «Кукурузника» всё тарахтит, и действительно кажется, что «Стоячая смерть» висит на одном месте, рассматривая из темноты, где бы повернее сбросить бомбу или дать меткую очередь. Небо в безумии прожекторов, в фейерверках красных трасс, пулемётных очередей. Крохотный самолёт всё жужжит и жужжит над передним краем немцев, как неотвязный комар. И сидит на этом самолётике какой-нибудь юнец-летчик, задорный и весёлый, издевающийся над немцами. Но злая и точная бомба...

А справа и слева уже жужжат другие «Комары». Их целый рой. Прожектора мечутся, не в силах поймать каждого. С тёмного неба то там, то здесь летят на землю светящиеся кривые белых трасс: это «Кукурузники» всем колхозом навалились на нужный им об’ект. Они бьют немцев с малой высоты - пулемёты отчётливо слышны. Время от времени в разных местах переднего края грохают бомбы.

И вдруг сердце сжимается. Одного «Комара» прожектор всё-таки поймал. Восемь лучей, стремительно прочертив небо, сходятся вокруг пойманного в слепящий пучок, медлительный и упрямый. Плывёт серебряная сияющая точка, и вокруг неё вспыхивают разрывы снарядов, и к ней вздымаются из земли быстрые пунктиры красных трасс. «У-2» продолжает итти прямым курсом, попрежнему неторопливо и деловито, и хочется крикнуть этому юноше, великолепному в дерзком своем упрямстве: «Да уходи скорей, ныряй в темноту!».

Долгую минуту «У-2» идёт в самой гуще искрящихся разрывов, в сетях пулемётных трасс. Потом под ним встает на земле круглая вспышка бомбы, вторая, третья. «Комар» нашел куда ужалить, и тотчас он исчезает из скрещения лучей невидимый. Он посылает из тьмы к прожекторам издевательскую очередь белых светящихся пуль, и тот, кто знает азбуку Морзе, может расшифровать точки-тире этой занятной стрельбы: телеграмма кратка, ядовита и крайне обидна для немцев, но для печати, к сожалению, не годится.

Другой «Комар», попавший в скрещение прожекторов, предпочитает более серьёзный разговор. Он снижается, ведя за собой прожектора и яростно огрызаясь: белая трасса его пуль летит точно в плоскости одного из лучей, и один прожектор гаснет. На другие тем временем навалились остальные «Комары». Вспышки бомб встают у самых прожекторов. Фриц сдаётся, прожектора поспешно гаснут. Из тёмного неба с малой высоты опять стучат пулемётные очереди крохотных самолётов, и падают на передний край злые их бомбы. Небо в тарахтении моторов. Возвращающихся «Кукурузников» сменяют другие.

Во время этой воздушной суматохи началась война на земле. Одна из важных высот, преграждающая нам путь в долину, вся полыхает ракетами. Идёт ночной поиск разведчиков, а может быть, частная атака. Торопливо взлетает в небо немецкий сигнал - вызов артогня. В ложбине против нас залаяло, забухало, заполыхало коротким пламенем: десятиствольный миномёт поспешил на помощь напуганным немцам. Но не успели выпущенные им мины долететь до высоты, как в самой ложбине, у миномёта, вспыхивают разрывы наших снарядов. Артиллерия, дожидавшаяся, когда миномёт откроет себя, накрыла его. Тут же встаёт и пламя бомбы. Это сверху подбавил лично от себя очередной «Комар».

В небе «брунчит» прерывистый гул «Фокке-Вульфа», пришедшего на помощь. Он долго бродит в небе на большой высоте, опасаясь наших зениток, потом пикирует и кладёт серию бомб в пустопорожнее место. Его провожают наши зенитки. Второпях «Фокке-Вульф» сбрасывает вторую серию бомб на свои же траншеи. Единогласно выносим ему благодарность за помощь нашим «У-2».

В небе снова заметались немецкие прожектора. Теперь они уже не обращают внимания на «Комаров» и их бомбы. Дело пошло всерьёз. Пришла наша тяжёлая авиация. Высоко под звёздами вспыхивают огненные точки разрывов шрапнелей. Вся мощь зенитных батарей, согнанных сюда немцами со всего Крыма, встречает наши самолёты. В ответ в небе повисает ослепительно сияющая гроздь световых бомб. Ярчайшие люстры, миллионы свечей, плывут над севастопольскими бухтами, белым пламенем полыхают на их берегах разрывы тяжёлых бомб. И долгое вздрагивающее зарево пожара остаётся на этих местах. Новые люстры, новые всполохи в бухте, новое высокое зарево. Вражеские транспорты горят. Утром мы прочли в сообщении Совинформбюро, сколько их было. Мы видели их пламя на далекой воде севастопольских бухт. Оно было высоко и держалось долго.

До утра продолжается ночной бой, зарева встают над бухтами. С рассветом немногие транспорты выберутся на путь к Констанце. Здесь их встретят наши торпедные катеры, других настигнет морская авиация.

Рассвет прохладный, ясный, розовый. Наземные и воздушные действия превратились. Тишина встаёт над проясняющимися во мгле долинами и горами. По извилистым дорогам идут грузовики со снарядами. Командиры батарей уже рассчитывают пристрелочные залпы, - скоро начнётся дневной бой, который ещё туже стянет петлю на шее врага. // Леонид Соболев. Под Севастополем, 2 мая. (По телеграфу).

☆ ☆ ☆

03.05.44: Слава героическим защитникам Москвы и Кавказа! || «Правда» №107, 3 мая 1944 года

02.05.44: Под знаменем Ленина, под водительством Сталина - вперед, за полный разгром врага! ("Правда", СССР)

01.05.44: И.Эренбург: Армия жизни ("Красная звезда", СССР)
01.05.44: Д.Заславский: Слово вождя || «Правда» №105, 1 мая 1944 года
01.05.44: Приказ Верховного Главнокомандующего №70 ("Красная звезда", СССР)*

Апрель 1944 года:

30.04.44: Н.Тихонов: Весна победы ("Красная звезда", СССР)
30.04.44: Праздник великих побед || «Красная звезда» №103, 30 апреля 1944 года
30.04.44: За полный разгром немецко-фашистских захватчиков! ("Правда", СССР)
30.04.44: Истребление гитлеровцами советских людей путём заражения сыпным тифом ("Правда", СССР)

29.04.44: 1-я Гвардейская танковая бригада ("Красная звезда", СССР)
29.04.44: К.Симонов: Человек в штатском ("Красная звезда", СССР)
29.04.44: И.Эренбург: Торжество человека || «Правда» №103, 29 апреля 1944 года

27.04.44: О.Берггольц: Ленинградская весна ("Правда", СССР)

26.04.44: Е.Кригер: В эти дни под Севастополем ("Известия", СССР)
26.04.44: В.Кожевников: Так приходит возмездие || «Правда» №100, 26 апреля 1944 года

24.04.44: Б.Полевой: У подножья Карпат || «Правда» №99, 24 апреля 1944 года

23.04.44: Б.Глебов: Кровавый путь немецкого батальона ("Красная звезда", СССР)
23.04.44: Воины-железнодорожники ("Красная звезда", СССР)

22.04.44: В.Катаев: В Молдавии* ("Красная звезда", СССР)
22.04.44: Американская печать о победах Красной Армии ("Красная звезда", СССР)

21.04.44: И.Эренбург: От Сены до Ловати ("Красная звезда", СССР)
21.04.44: В.Катаев: В Молдавии ("Красная звезда", СССР)
21.04.44: С.Борзенко: Летичевский лагерь ("Правда", СССР)
21.04.44: Эль-Регистан: Хозяева крымского неба ("Правда", СССР)

20.04.44: 3.Хирен: Он пришел из Львова ("Красная звезда", СССР)
20.04.44: Е.Габрилович, В.Коротеев: На подступах к Севастополю ("Красная звезда", СССР)
20.04.44: А.Сухов: Народная забота об инвалидах Отечественной войны ("Известия", СССР)
20.04.44: В.Кожевников: На южном берегу || «Правда» №95, 20 апреля 1944 года

19.04.44: 3.Хирен: На полях недавних боев ("Красная звезда", СССР)
19.04.44: Я.Колас: Лагерь смерти || «Известия» №93, 19 апреля 1944 года
19.04.44: А.Глебов: Малыш из Корсунского района ("Вечерняя Москва", СССР)
19.04.44: 19 апреля 1944 года || «Вечерняя Москва» №93, 19 апреля 1944 года

18.04.44: К.Симонов: После боя || «Красная звезда» №92, 18 апреля 1944 года
18.04.44: Г.Прокофьев: Злодейские преступления немцев в Старом Крыму ("Красная звезда", СССР)
18.04.44: В.Антонов: Вдоль южного берега Крыма ("Известия", СССР)

17.04.44: А.Шаров, А.Устинов: В Тарнополе || «Правда» №93, 17 апреля 1944 года
17.04.44: Б.Полевой: Дороги идут в Кишинев || «Правда» №93, 17 апреля 1944 года

16.04.44: Н.Кальма: Суворовцы ("Красная звезда", СССР)
16.04.44: К.Симонов: Тарнополь ("Красная звезда", СССР)
16.04.44: У гроба Н.Ф.Ватутина ("Красная звезда", СССР)

15.04.44: И.Эренбург: Девичье горе ("Красная звезда", СССР)

14.04.44: Новые победы наших войск в Крыму ("Красная звезда", СССР)
14.04.44: Е.Кригер: Ночь и утро Одессы* ("Известия", СССР)
14.04.44: Б.Лавренев: Час возмездия ("Известия", СССР)

13.04.44: И.Эренбург: Те же! ("Красная звезда", СССР)
13.04.44: Е.Кригер: Ночь и утро Одессы ("Известия", СССР)
13.04.44: Свято блюсти военную тайну ("Красная звезда", СССР)*
13.04.44: B.Шилкин: Пленные || «Вечерняя Москва» №88, 13 апреля 1944 года

12.04.44: Крым был и будет советским! ("Известия", СССР)
12.04.44: К.Паустовский: Крымская весна ("Известия", СССР)
12.04.44: Д.Акульшин, В.Куприн: Битва за Одессу ("Правда", СССР)
12.04.44: В.Кирсанов, В.Собко: На улицах Одессы ("Известия", СССР)
12.04.44: Б.Ефимов: Одесский пейзаж. Спуск к морю ("Красная звезда", СССР)
12.04.44: 12 апреля 1944 года || «Вечерняя Москва» №87, 12 апреля 1944 года

11.04.44: И.Эренбург: Мы идем! ("Красная звезда", СССР)
11.04.44: Одесса || «Красная звезда» №86, 11 апреля 1944 года
11.04.44: Слава великих побед || «Известия» №86, 11 апреля 1944 года
11.04.44: К.Токарев: Новая победа наших войск ("Красная звезда", СССР)
11.04.44: 11 апреля 1944 года || «Вечерняя Москва» №86, 11 апреля 1944 года

10.04.44: Д.Акульшин, В.Куприн: Под Одессой || «Правда» №87, 10 апреля 1944 года

09.04.44: Слава победоносной Красной Армии! ("Красная звезда", СССР)
09.04.44: З.Абрамов: Под конвоем автоматчиков ("Красная звезда", СССР)
09.04.44: Е.Габрилович: Дочь народа ("Красная звезда", СССР)
09.04.44: Л.Славин: У ворот Одессы ("Известия", СССР)

08.04.44: Артиллерия в наступлении ("Красная звезда", СССР)

07.04.44: И.Эренбург: Фрицы с запада ("Красная звезда", СССР)
07.04.44: Братья Тур: Поля великих битв ("Известия", СССР)

06.04.44: Д.Бедный: Обиженный вор ("Красная звезда", СССР)
06.04.44: В.Полторацкий: Что происходит во Львове ("Известия", СССР)

05.04.44: Л.Славин: Улицы, дома, люди ("Известия", СССР)

04.04.44: Исторические дни великих побед ("Известия", СССР)
04.04.44: И.Эренбург: Граница ("Красная звезда", СССР)
04.04.44: Л.Кудреватых: На румынской территории ("Известия", СССР)
04.04.44: 4 апреля 1944 года || «Вечерняя Москва» №80, 4 апреля 1944 года

02.04.44: И.Чумак: В Одессе ("Красная звезда", СССР)

01.04.44: Герои наступления ("Красная звезда", СССР)
01.04.44: Д.Заславский: Не оторваться немцам - и не отовраться! ("Правда", СССР)

Газета «Правда» №107 (9564), 3 мая 1944 года

май 1944, весна 1944, Леонид Соболев, газета «Правда»

Previous post Next post
Up