Видеозапись и текст лекции гранд-доктора психологии, кандидата педагогических наук, иерея Алексия Мороза, прочитанной в рамках
лектория "Духовно-нравственное образование".
Другие лекции о. Алексия:
Бог:
ч.1,
ч.2,
ч.3.
Ангельский мир. Причины создания и назначение. Демонический мир и его воздействие на человека.Человек:
ч.1,
ч.2,
ч.3.
История происхождения религий. Церковь:
ч.1,
ч.2,
ч.3.
Заповеди Моисеевы (десятисловие). Заповеди Блаженств. Церковные таинства:
ч.1,
ч.2,
ч.3.
ч.4,
ч.5,
ч.6.
Семья:
ч.1,
ч.2,
ч.3. Дети:
ч.1,
ч.2,
ч.3.
Православная теория личности:
ч.1,
ч.2.
Страсти, их сущность и пути преодоления:
ч.1,
ч.2,
ч.3.
Болезни и их происхождение. Пути преодоления:
ч.1,
ч.2,
ч.3.
Связь грехов, страстей и болезней:
ч.1,
ч.2,
ч.3.
Покаяние, его сущность. Основные грехи современности:
ч.2.
Святитель Игнатий Брянчанинов. "О прелести":
ч.1,
ч.2.
Аскетика, молитва (суть и разновидности). Иисусова молитва:
ч.1,
ч.2.
О спасении в миру:
св. Игнатий Брянчанинов;
св. Феофан Затворник.
Масонство и глобализм:
ч.1,
ч.2.
You can watch this video on www.livejournal.com
Текст лекции
Когда Иоанн Предтеча впервые вышел на проповедь, возвещая о Мессии, который должен прийти в мир, начал со слова «…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф.3:2). Господь наш Иисус Христос также призывал людей к покаянию.
Очень важно понять: А что же собой представляет покаяние? В чём его сущность? В чём нужно людям каяться?
По-гречески «покаяние» звучит как «μετάνοια», что означает «перемена ума». То есть, человек, который подходит к покаянию и отходит от него, он должен совершеннейшим образом преобразиться. Стать другой личностью, которая будет иметь другой ум, иметь другие представления, когда совершённый грех становится онтологически чуждым.
Прежде всего, мы должны понять, что покаяние имеет свои определённые этапы.
Первый этап - осознание греха. Чтобы покаяться, нужно понять - а в чём же мой грех? Что это такое? То есть обязательно понять и осознать.
Второй этап - пожалеть о том, что грех был совершён. Осознать, что совершение его принесло мне вред.
Третий этап, очень важный - возненавидеть грех.
Если три этапа совершены - тогда это настоящее покаяние. А если какой-то из этапов отсутствует, то это или неполноценное покаяние, или не покаяние вообще. Вот почему многие из нас многократно подходят к исповеди, каются, называют свои грехи, а потом опять к ним возвращаются. Опять подходят и опять возвращаются. Почему? А именно потому, что такого глубинного покаяния не произошло. Человек назвал свой грех, но не возненавидел его. Человек осознал свой грех, но не осознал его гибельность для души, ту смерть, которую он несёт в душу.
Что же такое грех? «Грех» по-гречески звучит как «αμαρτία», что означает «непопадание в цель», «промах». То есть поступок неправильный, который не ведёт к достижению цели. Но вообще грех это то, что приносит вред человеку: или его душе, психике, или его телу. Всё то что наносит человеку вред является грехом.
Чтобы понять что греховно, а что не греховно, надо, во-первых, обратиться к своей совести. Естественный закон нравственности начертан у нас в сердце, который или обличает какие-то наши поступки, или наоборот, их оправдывает. Каждый из нас из личного опыта знает, что когда мы совершаем что-то не то, становится как-то не по себе, появляется тягость на сердце. Даже если и остальные так делают, и человек совершает грех, подражая окружающим, первое время он испытывает внутренний дискомфорт. Это совесть показывает: ты не то делаешь, не так живёшь, неправильно поступаешь. Каждый из нас с этим сталкивался, может быть ещё в школьные годы, когда мы видели как другие врут, совершают недостойные поступки, нас что-то удерживало, говорило, что этого делать нельзя, что это неправильно.
Каждому человеку изначально дана стыдливость: стыдно обнажаться перед другими людьми, стыдно говорить какие-то вещи. Вот это внутренне знание, внутреннее целомудрие - оно дано каждому человеку. Но когда человек смотрит на других, на общество, на то, как поступают остальные, он начинает преодолевать свой естественный стыд и думать: «я, наверное, не такой как все». Все же делают, значит это норма, значит и я должен делать. А если я стыжусь, значит, я чего-то не понимаю, я не современный, я отсталый… И человек, преодолевая своё внутреннее сопротивление, впадает в этот грех один раз, второй раз, а потом как-то уже перестаёт его ощущать, как бы погружается в поле греха. И совесть человека начинает замолкать. Есть такое выражение в народе: «человек с сожжённой совестью». А что значит сожжённой? - Уничтоженной. - А как можно сжечь совесть? - Не обращать внимания на её голос и усердно повторять какой-либо грех, пока он не перейдёт в страсть и в навык. И тогда уже душа молчит, и человек думает, что он живёт правильно и не понимает, что он ведёт себя гибельно, вредит себе.
Ну а кроме совести, Господь, чтобы укрепить нас в добре и истине и помочь разобраться, что есть добро и зло, дал нам свои заповеди. Мы с вами уже разбирали: это десять заповедей Моисеевых и девять заповедей блаженств, где совершенно чётко и ясно указывается: что есть добро, а что есть зло. И мы говорили о том, что заповеди - это законы духовного мира. По ним устроен наш с вами духовный мир. И они живут и действуют, и действуют реально и действуют неотвратимо. И если человек нарушает эти нравственные законы, то включается механизм его самоуничтожения, он открывается для контакта с миром падших духов, попадает в их власть, теряет богообщение, погружается во мрак бесообщения и увлекается на дно адово. А начинается всё именно с нарушения заповедей Божиих, с нарушения этого духовного закона мира, о котором мы с вами знаем.
Причём, мы должны совершенно ясно и чётко понимать, что Божие слово не может устареть. Некоторые говорят: «Ну вот, заповеди… А что нам эти заповеди? Были они даны в Ветхом Завете три с половиной тысячи лет назад, а сейчас всё новое, прогресс… Какие там заповеди, или Иисус Христос, ну что он там две тысячи лет назад говорил? Сейчас же всё по-иному…» Ничего дорогие мои не изменяется. Изменения происходят только в области технического прогресса. А вот духовно-нравственная природа человека не изменяется. Человек, к сожалению, в духовно-нравственном плане не совершенствуется. Но каждый из нас проходит свой путь в течение своей жизни, определяясь - или к добру, или ко злу.
Если бы существовал духовно-нравственный прогресс, мы все были бы великими святыми. Однако, происходит, зачастую, всё наоборот. Кого из нас можно сравнить с Антонием Великим, не говоря об апостолах, или с Саввой Освященным, с Серафимом Саровским? - Никого. Почему? - А потому что нет духовно-нравственного прогресса, как прогресса общества. Есть прогресс каждого отдельного человека: или его духовное возрастание, или его духовное падение.
Может возникнуть вопрос: - Ну почему же люди так грешат? Ведь многие понимают, что грех - это есть отпадение от Бога, что грех - это выбор дьявола. Действительно, дорогие мои, ведь кто первый согрешил? - Первым согрешил дьявол - некогда мощный, светлый дух, по имени Денница, которому поручена в хранение Земля. И видя свою красоту и мощь, он захотел сам стать на место Творца, захотел, чтобы ему поклонялась другая тварь. И, войдя в состояние гордости, он восстал против Бога, но восстав и разорвав связь с Богом, он из светлого ангела превратился в мерзкого, ничтожного беса. Вот так и каждый человек, когда он восстаёт против Бога, разрывает связь с Ним, он невольно вступает в контакт с миром падших духов. Вот так человек устроен, что он не может быть духовно нейтрален. Или мы связаны с Богом, или мы связаны с дьяволом. Не может быть духовного нейтралитета. Ибо человек устроен как жилище, как дом для Святого Духа и призван быть совершенным, стать Богом по благодати. «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» Матф.5:48. Это призыв, прямое указание идти по тому пути, по которому должен идти человек.
Но вот человек начинает бороться с грехом. Человек пытается заглядывать в свою душу и старается понять: что же есть добро и что есть зло. Современному человеку даётся это очень нелегко. Я написал книгу «Исповедаю грех, батюшка». Там на шестистах с лишним страницах показаны все основные грехи, которые случаются в нашей современной жизни и расписаны они по десяти заповедям. Я её писал более десяти лет по благословению митрополита Иоанна Снычёва, многих старцев и покойный Патриарх Алексий II тоже эту книгу благословил… Но я вам скажу, что я уже тридцать с лишних лет в Церкви, из них 25 лет священнослужителем, и когда я писал эту книгу, я нашёл очень много белых пятен в своём сознании. То, что мне казалось и не грехом, а нормой, оказалось, на самом деле грехом. Почему? - Потому что все мы с вами воспитаны в атеистическом обществе, или, по крайней мере, безбожном, эклектически равнодушном к религии. То есть мы с вами не усвоили основ Православия с детства. Мы с вами не впитали с молоком матери заповеди Господни. Мы не стали сынами и дочерьми Церкви с самого нашего рождения, не вошли в эту область духа. Мы с вами с детства усваивали то, что видели и слышали вокруг. А что мы с вами видели и слышали? - А видели и слышали атеистические постулаты, истины, основанные на стремлении к обогащению, на мирских идеалах, совершенно чуждые Богу, совершенно чуждые законам духовной жизни. Поскольку мы знаем, что 80% информации усваивается ребёнком в возрасте до семи лет, то многое из того, что мы усвоили, оно вошло в наше сознание и перешло в подсознание. И большинство поступков наших определяется подсознательными рефлексами. Мы часто совершаем поступки и не думаем, почему мы так поступаем. А мы поступаем так, а не иначе, потому что в нас заложены стереотипы поведения: как надо поступать в тех или иных случаях, как надо реагировать, и редко в каких случаях человек задумывается, пытается осмысливать. Он живёт по стереотипам - так намного проще и легче, потому что невозможно каждый раз продумывать реакции на внешние раздражители.
Давайте обратимся к этому набору стереотипов. Когда они сложились? - В глубоком детстве. Мы видели как поступали взрослые. Мы помним, что нам говорила мама. Может мы сами уже пенсионного возраста, а из-за того, что мама 70 лет назад сказала делать так - мы и делаем так, не задумываясь об этом. А может быть, то, что нам было сказано и неправильно, и совершенно не соответствует заповедям Господним. Нельзя так делать. И даже придя к вере, читая Евангелие, считая себя верующими людьми, мы продолжаем поступать так же, как и раньше, когда были людьми безбожными, материальными, имеющими гедонистические установки.
Так вот, нужно просмотреть свою жизнь и все свои отношения: к Богу, к миру, к людям. И просмотреть их внимательно на предмет - а соответствуют ли они заповедям Господним, соответствуют ли они тому, что говорит Христос. Ведь Богочеловек Иисус Христос пришёл и дал нам не только учение, не только понёс наши с вами грехи, но он нам показал как нам надо поступать в большинстве случаев жизни. Почитайте внимательно Евангелие - там Христос оказывается в разных жизненных ситуациях и Он решает возникающие проблемы определённым образом. Вот образец для подражания. Как Он поступал, так и мы должны поступать. Читайте жития святых, в которых жил Дух Святой. Как они поступали, так и мы должны стараться поступать, потому что это будет правильно. Почему это будет правильно? - Потому что так делал Бог, и так делали люди, в которых жил Святой Дух. Но это требует большой глубинной внутренней работы.
Вот почему многие приходят в Церковь, походят-походят - и что-то ничего не изменяется, и проблемы мои не решаются, и даже некоторые из Церкви затем уходят, пробыв 5-10 лет, ничему не научившись. Потому что они пришли в Церковь, чтобы решить какие-то свои мирские, материальные проблемы. Некоторые чтобы здоровье поправить - ну буду ходить, свечки ставить, вот мне Бог и здоровье поправит, или замуж поможет выйти, или на хорошую работу устроиться. Я молебны, свечки, а Он мне хорошую должность и оклад. И таких людей по статистике около 60%.
И только 20% приходят в Церковь решать свои духовные проблемы, свои отношения с Богом, свои отношения с миром.
А 20% людей приходящих в Церковь - душевнобольные, с психическими отклонениями, которые пытаются решить в Церкви свои психические проблемы. Да, они больны, и болезни их проистекают из грехов, от духовных болезней. Недаром Церковь сравнивают с врачебницей. Вы помните, когда мы читаем молитву на исповеди, мы говорим: «пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши» [1]. То есть, пришёл в больницу - так не уйди отсюда неисцеленным. И действительно, Церковь, и в частности, исповедь - это место, где должно происходить целение наших душ.
Будучи не только священником, но и практикующим психологом, ко мне обращаются многие люди с душевными заболеваниями, в т.ч. с шизофренией. И я могу сказать совершенно чётко - любое психическое заболевание упирается в область духовную. Неправильные духовные поступки, неправильное богообщение, или нарушение заповедей в отношениях с ближними - всё это порождает все существующие психические и даже физические болезни. 80% болезней на сегодняшний день носят психосоматический характер. У нас с вами будет на эту тему отдельная лекция, но, забегая вперёд, скажу, что я специально исследовал этот вопрос, и выяснилось совершенно чётко, что имеется духовная первопричина болезни, потом идёт искажение на уровне психики, а потом проявляется в болезни тела. И если люди пытаются лечить тело, но при этом не исцеляют психические источники этой болезни - ничего не получается. Удаляются психические источники, но не убирают духовное поражение - болезнь меняет просто форму и исцеления не получается. То есть заболевание духовное ведёт и к психическому и физическому заболеванию. Это научно доказано на множестве примеров, и даже есть такой раздел в медицине, как психосоматика. А мы добавили туда духовную составляющую - и картина стала совершенно ясной и чёткой.
Все мы с вами в той или иной степени люди больные, потому что человек, больной грехом здоровым быть не может. Грех - это болезнь. А на чём греховность культивируется? - Она лежит в области первородного греха, имеет оттуда истоки. Что такое первородный грех? - Мы с вами говорили, что когда перволюди Адам и Ева отпали от Бога и вошли в союз с сатаной, поверив ему (что он сказал: «…нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» Быт.3:4), вкусили от этого плода, но вместо того, чтобы стать как боги увидели, что они голые. Страсть в них проявилась, похоть проявилась и всё… Конечно, он их обманул, как обманывает и сейчас и всегда.
А что же происходит, почему человек так расположен ко греху? - Обман, отход от Бога, неверие Богу и вера сатане произвели разрушительнейшее воздействие внутри человека и после этого каждый рождающийся человек появляется на свет с первородным грехом. Последствие первородного греха - это расположенность ко греху.
Первородный грех исцеляется во время святого Крещения. Вот во время святого Крещения, когда человек получает великую благодать от Господа, он получает силу побеждать расположенность ко греху. Первородный грех уже не имеет власти над ним. Человек некрещёный не имеет власти и силы сопротивляться греху. Он может сопротивляться, но всё равно будет им побеждён. А человек крещёный имеет эти силы. Он может побеждать грех.
Но кроме первородного греха у нас есть и родовой грех. Это тоже важное понятие. Что такое родовой грех? - Это греховная наклонность, которая была зафиксирована в роду при повторении этой греховной страсти многими его членами. Например, по данным шведских учёных, если отец алкоголик и дед был алкоголиком, то вероятность того, что сын станет алкоголиком в девять раз выше, чем в нормальной семье. Вот родовой грех - алкоголизм. Он закрепился, он усилился в роду и проявляется в такой необузданной страсти. Что нужно делать людям, которые знают, что у них в роду алкоголики? - Сразу же принять твёрдое решение - абсолютная трезвость. Никогда не пить вообще. Тогда их этот грех их не коснётся. А если начнут пить - 100% станут алкоголиками, никогда не удержатся на среднем уровне. Никогда.
И то же самое касается любой другой страсти. Будь то страсть сребролюбия, будь то блудная страсть. Дорогие мои, грех против седьмой заповеди, мы с вами отдельно этого коснёмся, это один из самых вопиющих грехов нашего времени, с которым люди совершеннейшим образом не могут справиться. И настолько наше поколение развратилось, что многие не считают это за грех. Ну что тут страшного? Если по обоюдному согласию, мужчина и женщина встречаются, занимаются любовью, кому какое до этого дело? При чём тут Бог, причём тут какая-то заповедь, в чём этот грех? И люди не понимают самого главного, самого основного - что один мужчина создан для одной женщины, что одна Ева создана для одного Адама и, соединяясь вместе, они должны составить новый богочеловеческий организм - семью, создать новое целое из двух половинок. А когда этих встреч много, отношений много, когда происходит обмен энергетической информацией, информацией о блудных связях и т.д., и это накапливается в человеке, то всё это негативнейшим образом сказывается на всём его грядущем роде, или люди вообще становятся бесплодными, или больные дети рождаются психически и физически, и т.д., и т.п. Это показано современными научными исследованиями и т.д.
Но современный человек считает это за ничто. Ну и что такого? Ничего страшного. Так все делают. И упорно живёт в этом грехе. Мы знаем, что сейчас становится всё меньше и меньше даже официальных семей, всё меньше и меньше зарегистрированных браков, их место занимают блудные сожительства, которые люди называют «гражданским браком». На самом деле это блудное сожительство. То есть люди живут в смертном грехе.
А какое свойство есть у смертного греха? - А свойство смертного греха такое, что он отдаёт человека во власть демонических сил. Если человек нарушает заповедь Божию - благодать Божия от него отходит. «Течёт ли из одного отверстия источника сладкая и горькая [вода]?» Иак.3:11. Не может в одном и том же человеке быть благодать и одновременно грех. Что-то одно. И Дух Святой, не терпя вони греха, удаляется от такого человека, а демонические силы приближаются к нему и входят в него.
Я являюсь руководителем антинаркотического центра «Воскресение» и могу вам сказать: 100% ребят и девчонок, которые туда приходят, вначале впадали в блудный грех, а потом становились наркоманами. Это прямая связь. Т.е. бес через этот грех получил власть над душой. И второй момент, очень важный: пока они не оставляют этого греха, они не могут бросить наркоманию. То же самое с пьяницами, с которыми мы работаем. Человек не может бросить пить до тех пор, пока не оставит блудный грех, в котором он живёт. А блудный грех может принимать не только форму непосредственной близости людей, но и может иметь различные формы извращений, как рукоблудие, просмотр порнофильмов, услаждение от определённого рода «литературы».
Всё это открывает человека для сил демонических. Мы с вами разбирали
на одной из лекций как через помысел, через образ, нечистый дух входит в ум человека и начинает завладевать и управлять его душой всё в большей и большей степени. Это касается любой страсти. Что такое страсть? - Это греховный навык, который закреплён в поведении человека, и человек становится от него зависим. Он не может его не делать. Если он его не делает, он страдает, он мучается, потому что грех требует исполнения, он насильственно тиранит душу, он насильственно обладает душой, он как бы становится частью человека.
Вот почему Господь наш Иисус Христос и говорил: «и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя…» Матф.18:9, «Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя…» Матф.18:8. Если греховный навык так сросся с твоей личностью, что стал частью тебя - ты должен его вырвать и отбросить от себя. Пусть это будет страшно больно. <…> Попробуйте заставить пьяницу бросить пить, наркомана бросить наркотики или курильщику бросить курить… Это же тяжело! Это больно! Он испытывает при этом страдания. Он действительно мучается. А что его мучает? - Страсть его мучает. Грех его мучает. Дьявол усиливает это мучение. Есть и физиологические страдания: тот же наркотик или никотин входит в обмен веществ организма, и человек, не получая того же никотина или алкоголя, начинает мучиться, страдать, требовать его. Но если человек не переборет этого, не перетерпит, и своими страданиями не искупит тот грех, которого ради он жил, он останется зависимым от мира падших духов, и мир падших духов будет управлять им.
Ведь бывают люди замечательнейшие, я знаю многих таких людей. Хороший, приличный человек, но одна есть страсть, блудная, например. Или гордость. А в остальном - идеал поведения. А ни нужно больше, не нужно никаких других страстей, достаточно одной страсти. И через эту страсть бес полностью управляет душой человека. Всё! Он его. Он принадлежит миру падших духов. И он никуда не вырвется.
Вот почему Господь говорит такие, казалось бы, резкие для нас слова: «…Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель…» Исх.20:5, «…Не можете служить Богу и маммоне» Лук.16:13. И ещё: «Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: "до ревности любит дух, живущий в нас"? Но тем большую дает благодать» Иак.4:5-6. Что значит ревнитель? - А тот, кто не термит ничего другого, чуждого, постороннего рядом с собой. Поэтому и Господь призывает нас быть к себе строгими. Не допускать никакого греха.
Некоторые начинают себя жалеть: - Ну что же я - и пощусь, и на службах выстаиваю, ну зачем же себя любимого так уж загонять? Ну этот фильмик я посмотрю - ничего страшного. Ну и все его подвиги уходят напрасно. Почему? - Представьте себе, мы приходим к колодцу с большим решетом, наливаем его водой дополна и несём. Прошли несколько метров - а воды и нет. Вот так же и человек: молится, пост несёт, привлекает к себе Духа Святого, а потом отдастся своей любимой страстишке, своему любимому греху - всю благодать и потеряет. У каждого человека есть своя любимая страсть, с которой он не хочет и не может расстаться. Может, конечно, но не хочет, очень не хочет. И он её всячески лелеет, он о не умалчивает, он себе до конца в ней не сознаётся. Она как-то есть, сидит в подсознании, но он не выводит её наружу, чтобы не осознать, не прочувствовать её. Потому что если осознает и прочувствует - ну что же, значит надо расставаться. А расставаться то не хочется.
Вспомним притчу о гадаринском бесноватом (Мар.5:1-19). Вот, жили бесы в человеке, вот, пришёл Господь и изгнал этих бесов. Бесы вселились в свиней, бросилось всё это стадо с крутизны в море и потонуло. Пришли эти гадаринские люди и сказали: - уйди-ка Христос от нас подальше. А то Ты пришёл и какой ущерб нам нанёс - свиньи пропали. А ещё будешь здесь - что-нибудь ещё пострадает. Уходи. Не о том, что бесноватый стал здоровым, не о том, что страх прекратился от того, что бесноватый никого не пропускал, а бес, который в нём жил заставлял нападать на людей и калечить их, нет, не об этом. Свиней пожалели. А свиньи то были запрещены. Никакой еврей не имел права держать и разводить свиней. Но ради прибытка то… можно… Вот так же и мы, дорогие мои, имеем своих свиней - наши страсти в наших душах, которые мы очень жалеем, и со своими свиньями не хотим расставаться. И часто мы говорим Христу: - отойди от нас, Христос, не трогай наших свиней. Мы ещё не хотим с ними расставаться. Мы ещё хотим побыть в нашем свинстве. Вот это очень страшная вещь, но которая, к сожалению, свойственно практически каждому человеку.
Поэтому очень важно заглянуть внутрь себя, и, как говорится в народной пословице, за ушко, да на солнышко. Вытащить из себя, высказать, ещё лучше записать, не щадя себя. Как бы посмотреть на себя со стороны - и выписать. Почему рекомендуется вести дневник? - Произошли какие-то события, совершил человек какие-то грехи - он их записал, покаялся в них. Потом посмотрел - а грехи то все однотипны, поступки примерно одни и те же. И человек сразу видит страсть, которая за ними стоит и понимает с чем ему надо бороться.
И вот мы подходим к очень интересному моменту покаяния. Ведь покаяние бывает разных видов. Есть общественное покаяние, церковное покаяние - это исповедь. Мы ещё поговорим о ней в конце. Но существует же и личное покаяние человека в своём сердце перед живым Богом. «…войди в клеть (комнату) твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» Матф.6:6. А что это за клеть? - Это наше сердце. Войди внутрь своего сердца и помолись Богу Небесному.
[1] Чин исповеди. Часть 2 >>>