Видеозапись и текст лекции гранд-доктора психологии, кандидата педагогических наук, иерея Алексия Мороза, прочитанной в рамках
лектория "Духовно-нравственное образование".
Другие лекции о. Алексия:
Бог:
ч.1,
ч.2,
ч.3.
Ангельский мир. Причины создания и назначение. Демонический мир и его воздействие на человека.Человек:
ч.1,
ч.2.
История происхождения религий. Церковь:
ч.1,
ч.2,
ч.3.
Заповеди Моисеевы (десятисловие). Заповеди Блаженств. Церковные таинства:
ч.1,
ч.2,
ч.3.
ч.4,
ч.5,
ч.6.
Семья:
ч.1,
ч.2,
ч.3. Дети:
ч.1,
ч.2,
ч.3.
Православная теория личности:
ч.1,
ч.2.
Страсти, их сущность и пути преодоления:
ч.1,
ч.2,
ч.3.
Болезни и их происхождение. Пути преодоления:
ч.1,
ч.2,
ч.3.
Связь грехов, страстей и болезней:
ч.1,
ч.2,
ч.3.
Покаяние, его сущность. Основные грехи современности:
ч.1,
ч.2.
Святитель Игнатий Брянчанинов. "О прелести":
ч.1,
ч.2.
Аскетика, молитва (суть и разновидности). Иисусова молитва:
ч.1,
ч.2.
О спасении в миру:
св. Игнатий Брянчанинов;
св. Феофан Затворник.
Масонство и глобализм:
ч.1,
ч.2.
Текст лекции.
«Первые люди знали Бога лично <…> и постоянно общались с Ним. Господь заповедал людям возделывать рай, нарекать имена животным и всякой твари, а также господствовать над всем материальным миром. Все дозволялось человеку, кроме одного. Нельзя было вкушать плодов с дерева познания добра и зла, которое находилось посреди рая. «Если нарушите эту заповедь, - предупреждал Господь, - то станете смертными». Люди верили Богу, зная, что от Него всегда исходит только добро, только любовь, и не нарушали эту заповедь» [1].
У кого-то может возникнуть вопрос: «А зачем Бог сотворил в раю это дерево с запретными плодами? Не является ли сам Бог причиной искушения?» На это можно ответить следующим образом. Бог есть любовь, и Он не искушает никого. Как сказано: «…Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» Иак.1:13-14. Всё дело было в том, что Адам, имея много, не имел одного: опытного познания того, что он есть без Бога. То, что Бог был всегда рядом, было для Адама привычно и естественно. Отсутствие же Господа или ослушание Его воли Адам не ведал. Он не знал, что это такое. И потому, имея свободную волю, мог оступиться. Божий запрет должен стать для Адама уроком послушания Богу. Это доверие и послушание давало возможность безгрешного существования Адама в раю. По толкованию ряда Отцов Церкви, дерево познания добра и зла можно считать неким прообразом самого Бога, который всё знает. Вкусить от древа без разрешения Господа означало попытку стать на место Бога. Акт недопустимый и богоборческий, на который решился когда-то сатана. Он же, по зависти к уготованному Богом высокому предназначению человека, обольщает Еву обольстительной ложью: «вкусите и будьте как боги».
«Диавол, некогда могучий, но впоследствии падший ангел, страшно завидовал близости людей к Богу. Он хотел, чтобы люди слушались и подчинялись ему, а не Творцу мира. И вот он придумал способ обольщения первых людей. Приняв образ змея, лукавый предстал Еве и стал искушать ее хитрыми и каверзными вопросами. «Правда ли, Господь не разрешил питаться вам от райских деревьев? - спросил он, прекрасно зная, что говорит ложь. - Нет, - сказала Ева, - от всех деревьев мы можем есть, кроме одного. От него, как сказал Господь, если съедим, то умрем». «Не умрете, - слукавил диавол, - но сами станете как Бог, ибо познаете, что такое добро и что такое зло».
Падший дух обманывал людей. Он знал, что они станут смертными, что через непослушание Богу отпадут от Него и станут подвластными диаволу созданиями. Он этого и добивался. Но искушал он людей знаниями! Познайте новое! Станьте богами без Бога! Как часто мы слышим подобный призыв и сегодня.
И Ева прельстилась... В ее душу вкралось сомнение в праведности Бога: «Бог что-то скрывает от меня. Не хочет давать мне какие-то знания. Тогда я возьму их сама». Она сорвала плод и ела его. Затем дала Адаму, и он ел. Но вместо того, чтобы стать как Бог, они стали смертными, попали под власть диавола, увидели свою обнаженность, и им стало стыдно. И они спрятались от Бога между деревьями рая. Бог дал человеку возможность покаяться, чтобы вернуться в свое прежнее достоинство, но человек оказался упорен в грехе. Адам стал сваливать вину нарушения заповеди не только на Еву, но и на Самого Бога: Жена, которую Ты дал мне, она дала мне плод от дерева, и я ел. Ева во всем обвиняла змея: Змей обольстил меня, и я ела» [1].
Вот посмотрите - то, что свойственно современному человеку - самооправдание. Все виноваты, кроме меня. Будильник, начальство, транспорт, но не я сам. Самооправдание, отсутствие покаяния. Обнажить свой грех, увидеть его, признать его, раскаяться в нём и больше так не поступать. Нет! Самооправдание. Это свойство, которое присуще человеку от его пра-пра-родителей.
«Вкусив запретный плод от дерева познания добра и зла, Адам и Ева на собственном опыте узнали, что такое добро и что такое зло. Оказалось, что добро есть жизнь с Богом, счастье, мир, радость, отсутствие болезней, печалей и бессмертие. Зло же - это жизнь без Бога, страдание, болезнь и смерть. Но горечь зла и трагичность его последствий узнавалась постепенно, поэтому в момент грехопадения первые люди не хотели каяться в соделанном грехе, а занимались самооправданием» [1]. Они ещё не понимали последствий грехопадения.
Что же произошло в результате первородного греха? - В результате первородного греха весь человек, вся его личность подверглись тягчайшим изменениям. По словам святителя Феофана Затворника: «Бог везде есть и все содержит, но внутрь свободных тварей входит, когда они Ему себя предают. Когда же в себе самих заключаются, тогда Он не нарушает их самовластия, но, храня их и содержа, внутрь не входит. Так и прародители наши оставлены одни. Если б покаялись поскорее, может быть, Бог возвратился бы к ним, но они упорничали, и при явных обличениях ни Адам, ни Ева не сознались, что виноваты. Последовал суд и наказание изгнанием из рая. Тут опомнились, но уже было поздно. Надо было нести наложенное наказание, а за ними и всему роду нашему» [2].
Грехопадение тяжело и страшно отразилось на всей природе человека. И губительный эффект этого падения настолько глобален, что он изменил весь наш мир, в т.ч. флору и фауну. Всё живое, не знавшее смерти, стало испытывать влияние падшего человека и его своеволия. Почему это произошло? Человек был венец всех материальных творений Бога. Человек был наделён владычеством над всеми материальными творениями и человек должен был одухотворить материю и привести её к Богу. И в результате его грехопадения произошло и падение всей материи. Человек стоял как бы на вершине всей материи, был духовно-материальным существом, в результате изменения в нём, всё материальное, весь мир претерпели величайшие изменения. Хаос разрушил гармонию. Красоту стало разрушать уродство. На смену здоровью и бессмертию пришли болезни и смерть. Уже сын Адама и Евы - Каин стал убийцей - пролил кровь своего брата. А потом люди привыкли убивать тысячи себе подобных, научились убивать их в мучениях и пытках., стали убивать и злым словом, и доносом, и клеветой.
«Вначале человек был создан так, что дух его, имея общение с Богом, просвещался и в свою очередь просвещал усвоенной Божественной благодатью душу. Просветленная душа пронизывала благодатью все тело, подчиняя его законам духа. Дух был для души все равно что душа для тела. Человеческое тело, освященное Божественной благодатью и водимое духом, не знало болезней и было бессмертно.
В результате грехопадения дивная гармония духа, души и тела была разрушена. Дух человека потерял возможность общения с Богом и утратил внутренние силы. Душа перестала жить за счет духа и обратилась к плотским интересам тела. Тело, утратив духовную просвещенность, стало смертно и подвержено болезням.
После грехопадения главенство духовного ума в человеке было потеряно. Чувства и желания, не сдерживаемые умом, стали придавать поступкам характер злобности, мелочности и эгоизма» [1].
Чтобы понять лучше, что произошло с душой человека в результате грехопадения, давайте внимательно рассмотрим следующую схему.
Изменения сил человеческой души после грехопадения.
Мыслительная сила
(разум, рассудок)
Предоставлен самому себе и не получает благотворных воздействий от духовного ума. Появилась склонность к фантазиям (воображению того, чего нет на самом деле), и потому человек имеет искаженную картину мира. Разум человека занят рассмотрением частностей и не в состоянии целостно охватить жизнь.
Сила желательная
(желания, воля)
Желания направляются на чувственные мирские объекты и усиливаются, переходя в вожделения. Воля потеряла силу пресекать вредные непотребные желания,
«человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают».
Раздражительная сила
(чувства, эмоции)
Единое чувство души (устремление к небесным красотам) распалось на
два: удовольствие и страдание. Первое стало основой всех человеческих страстей, второе породило гнев, печаль, тоску, отчаяние и страх.
После грехопадения первых людей действию греха стало подвержено не только тело, но и душа. Как писал ещё в XIV веке святитель Григорий Палама: «Душа тречастна и созерцается в трех силах: мыслительной, раздражительной и желательной. Всеми ими она больна…» [3]. Разрушилось целомудрие человеческое. Целомудрие, в широком смысле слова - это гармония соподчинённости всех сил души. Ум принимает, размышляет и выбирает. Воля действует. Чувства согласно с волей и умом помогают, доставляют радость от этого. Сейчас в человеке всё разрозненно. Вы можете думать одно, а желать совершенно другое, а воля может быть парализована, и вообще не действовать. Апостол Павел об этом и говорит: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» Рим.7:24; «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех» Рим.7:17. Вот это самая страшная вещь - потеря целомудрия.
Одной из самых распространённых проблем современного мира, особенно в развитых странах, стала психологическая проблема утраты у людей смысла жизни. Имея достаточно высокий уровень благосостояния, люди не знают, зачем они живут. Это сопровождается острыми эмоциональными переживаниями, толкающими людей к пьянству, наркомании или даже к самоубийству. Приведу пример. В том обществе противодействия наркомании и алкоголизму, в котором я работаю, все сто процентов опрошенных наркоманов не имеют смысла жизни. Выражаясь языком психологии, не имеют дальних перспектив. Т.е. не знают зачем живут, для чего живут, куда живут. То же самое и у алкоголиков. Полное отсутствие смысла жизни. То же самое и у блудников - полное отсутствие смысла жизни. Живу ради удовольствий, смысл жизни в получении удовольствия, т.е. гедонистические установки. А как получить удовольствие? - Вот, алкоголь, женщины, мужчины… и т.д. и т.п.
Нередко люди замыкаются в себе, и ум начинает работать вхолостую, принимая желаемое за действительное, живя в своём выдуманном мирке, оторванном от реальности. Более того, в уме такого человека может образовываться несколько таких мирков, которые нередко противоречат друг другу и конфликтуют сами с собой. Человек живёт в некоей выдуманной виртуальной реальности. В крайней форме это выражается в шизофрении (от др.-греч. σχίζω - раскалываю и φρήν - ум, рассудок, т.е. разделение, расщепление ума). Надо сказать, что современная медицина до сих пор не научилась лечит эту болезнь и, по большому счёту, даже не понимает её глубокие духовные корни. Медицина заинтересована только в том, чтобы больной не был агрессивным по отношению к другим людям и не совершал уголовно-наказуемых преступлений.
С христианской точки зрения ум был самой владычной силой души, а в нынешнем состоянии главное. Что ум может сделать - обратиться к Богу с молитвой о своём очищении и просветлении.
После грехопадения основными болезнями воли стали неправильная её направленность и вообще, её недостаточное развитие в Боге. Важнейшей психологической проблемой нашего времени является безволие - так называемая абулия. Когда человек ни к чему не стремится сам, а, как говорится, плывёт по течению. У таких людей нет активного неприятия зла, из-за из равнодушия, чёрствости происходит много зла в мире. В крайней степени своего развития, абулия доходит до того, что человек словно превращается в растение. Сам не двигается, не ест, покуда его не покормят… и т.д. и т.п. Очень часто мы стали это видеть у современных детей: когда ничего не хочется, ничего не надо, хочется развлекаться, смотреть мультики, или в компьютере зависнуть… и т.д. Так в полном объёме проявляется абулия - отсутствие воли и способности прилагать усилия к чему-то. Учиться лень, работать лень, и этой лени злая тень со мною вечно каждый день, как писал один поэт.
Чувства современного человека не менее расстроены, чем все остальные силы души. Современные специалисты: психологи и даже психиатры бьют тревогу по поводу всё увеличивающегося числа людей с немотивированными страхами, тревожностью, депрессией. Последнюю даже называют бичом двадцать первого века, поскольку на Западе это очень распространённое заболевание. При этом лекарственные формы воздействия - антидепрессанты не приводят к решению проблемы, а лишь временно облегчают ситуацию. И это понятно, ведь депрессия - это своего рода сигнал души о неблагополучии, о её бедственном духовном состоянии. И, конечно же, лечение нужно начинать с лечения души, с лечения духа. А когда синдромы, основные причины этих психических болезней не устранены, а лечатся только симптомы, то, естественно, болезнь не проходит, она может менять формы, она может загоняться внутрь, она всегда будет вместе с человеком. И чем дальше, тем эти болезни будут сильнее в безбожном, атеистическом обществе. Потому что, прежде всего, это есть болезни духа.
Я как психолог, могу засвидетельствовать: ко мне очень много людей обращаются с проблемами исправления душевного порядка, но корни их кроются именно в духовной области. Вот почему, когда они ходят к психиатрам атеистического направления или к психологам различных школ, которые чужды православному пониманию человека - те не могут им помочь. При помощи различных тренингов, психотехник они могут переключить, перевести течение болезни в другое русло, дать внешнее облегчение, а потом она возвращается в том или ином виде. Не проходит. Потому что корень её кроется в духовной части человека. Пока не будет решена эта проблема, не будут решены никакие психические проблемы. А дальше, что самое интересное, психическое заболевание приводит к заболеванию тела. Есть целое направление медицины, над которым я тоже много лет работаю, которое называется психосоматика. Т.е. как болезни тела, болезни органов вытекают из болезней психики. А психические изменения, в свою очередь, вызваны изменениями в области духа. Таким образом, болезни в области духа приводят не только к психическим болезням, но и к очень многим болезням физического уровня.
Важной задачей жизни православного христианина является стяжание целомудрия.
«Под целомудрием следует понимать целостность человека как образа Божия, состояние, при котором дух, душа и тело находятся в первозданной гармонии: душа, просвещаемая духом, управляет телом. Целомудренный человек делает то, что ему подсказывает просвещенный Богом разум, он не находится в постоянной зависимости от плотских потребностей и не является рабом своих дурных привычек и желаний.
Но целомудрие в этом широком смысле слова не дается человеку от рождения, так как человек, являясь продолжением своих родителей, несет в себе расположенность к тем страстям и порокам, которые были свойственны его предкам. Целомудрие может воспитываться в человеке в процессе жизни, если он прикладывает к этому усилия. Начатки целомудрия, а именно расположенность к добру, являются неотъемлемой частью образа Божия в человеке, но их развитие во многом зависит от самого человека, от характера его воспитания, воздействия той среды, в которой он живет, и от многого другого.
Итак, целомудрие воспитывается в человеке в процессе его духовной жизни и, естественно, имеет разные уровни. Врожденное, естественное для нормального человека - это физическое целомудрие. Оно проявляется в чувстве стыда своей физической наготы, в скромности и сдержанности в общении с противоположным полом, в стыдливости и скромности в словах, жестах и телодвижениях. Это чувство надо всячески в себе хранить и в других поддерживать и развивать. Естественное целомудрие может перерасти в высшее, духовное и послужить развитию подобия Божия в человеке» [1].
На сегодняшний день, мы видим, наносится ужасающий удар даже по физическому целомудрию человека. Фильмы, реклама где выпячивается половой инстинкт. Половое воспитание в школе, которое пытается развратить ребёнка, лишить его целомудрия и т.д. Это всё приводит к тому, что люди, если они в себе сами не берегут и в детях своих не воспитывают и не укрепляют целомудрие естественное, телесное, то они его теряют, а потеряв его, они получают препятствия для стяжания целомудрия в полном смысле этого слова.
«Если же человек, зараженный чужим дурным примером и неправильным воспитанием, будет разрушать свое естественное целомудрие и поступать «как все», то постепенно целеустремленность уйдет из его души и духовное совершенство такого человека будет невозможно» [1]. Простой пример. К нам приходят лечиться уже 15 лет алко- и нарко- зависимые люди. У взрослых наркозависимых людей (старше 18 лет) падение происходило следующим образом: вначале они теряли физическое целомудрие, впадали в блудный грех, а потом, как правило, шло вовлечение в наркозависимость.
«Начатком духовного целомудрия является также единство мыслей, слов и дела. Человек всегда должен говорить то, что думает, и поступать соответственно со своим образом мыслей. Нельзя думать одно, говорить другое, а поступать по-третьему. Это есть лицемерие - грех, который разрушает душу человека. Человек, поступающий так, никогда не станет целомудренным.
«Целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей» Преподобный Иоанн Лествичник» [1].
[1] Священник Алексий Мороз. Педагог Т.А. Берсенева. «Уроки добротолюбия». [2] Святитель Феофан Затворник. «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться?». 20. Продолжение. Изъяснение расстройства, внесенного в природу человека грехом прародителей. Общение с Богом служило источником господства духа над душою и телом. Чрез нарушение заповеди человек отделился от Бога, и потерял господствование над душою и телом, и подчинился господству страстей. Изображение человека, по падении терзаемого страстями. [3] П.В. Добросельский. «Общие аспекты психики или Введение в православную психологию». Глава 9. Святоотеческая психотерапия, как универсальное и действенное лечебное средство для человека (то есть его души и тела). <<< Часть 2