Семья: какой она должна быть. Часть 1.

Feb 19, 2014 13:05

   Видеозапись и текст первой части лекции гранд-доктора психологии, кандидата педагогических наук, иерея Алексия Мороза, прочитанной в рамках лектория «Духовно-нравственное образование».
   Другие лекции о. Алексия:
Бог: ч.1, ч.2, ч.3.
Ангельский мир. Причины создания и назначение.
Демонический мир и его воздействие на человека.
Человек: ч.1, ч.2, ч.3.
История происхождения религий. Церковь. ч.1, ч.2, ч.3.
Заповеди Моисеевы (десятисловие). Заповеди Блаженств. Церковные таинства: ч.1, ч.2, ч.3. ч.4, ч.5, ч.6.
Семья: ч.2, ч.3. Дети: ч.1, ч.2, ч.3.
Православная теория личности: ч.1, ч.2.
Страсти, их сущность и пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Болезни и их происхождение. Пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Связь грехов, страстей и болезней: ч.1, ч.2, ч.3.
Покаяние, его сущность. Основные грехи современности: ч.1, ч.2.
Святитель Игнатий Брянчанинов. "О прелести": ч.1, ч.2.
Аскетика, молитва (суть и разновидности). Иисусова молитва: ч.1, ч.2.
Святитель Игнатий Брянчанинов. "Как спасаться в миру".
Масонство и глобализм: ч.1, ч.2.

image Click to view



Текст лекции


     Как избежать конфликтов? Как обрести в семье счастье, радость, добрые отношения, чтобы в семью всегда хотелось возвращаться, быть в ней? Как сохранить и развить любовь внутри семьи?
     Мы видим. что на сегодняшний день, состояние семьи катастрофическое. Страшнейший удар нанесён институту русской семьи. Более 70% браков заканчивается разводом. Люди по несколько раз женятся и выходят замуж, и всё равно бывают несчастливы, страдают. Около 10 миллионов детей воспитываются матерями-одиночками, и, насколько известно мне, как священнику и психологу, на сегодняшний день в большинстве семей счастья, радости нет.



Андрей Корольчук. "Отец, не уходи!"

Многие живут друг с другом потому что некуда уйти, потому что нет жилплощади, потому что маленькая зарплата и не найти кого-то, кого бы хотелось. Но того внутреннего чувства любви, радости бытия в большинстве семей нет. Поэтому мы видим огромное количество блудных сожительств, которые называются «гражданские браки», но на самом деле это красивое название смертного греха. Нет никаких «гражданских браков» - есть блуд, который чётко обозначен в канонах Православной Церкви, и, самое главное, указан в заповеди Господней - седьмая заповедь гласит: «Не прелюбодействуй» Втор.5:18, то есть не имей никаких близких телесных отношений ни с какой женщиной, ни с каким мужчиной вне брака. На сегодняшний день эта заповедь постоянно нарушается, люди, зачастую, не считают это грехом, говоря: «ну и что, кому какое дело, мы друг другу понравились, нам захотелось, это наша личная интимная жизнь, и нет никакого дела ни Богу, ни другим людям до того, что мы делаем; сегодня я могу быть с одним, завтра с другим, надо же мне найти того, кто мне больше нравится, кто мне больше подходит». И, вооружившись такой «идеологией», получая подпитку этой «теории» от наших СМИ и массовой культуры, человек пребывает в блудных сожительствах, а потом удивляется: «а почему же я пустой, почему же у меня нет счастья?» Ко мне, как к священнику и психологу неоднократно приходили люди, вроде бы ещё молодые, около 30 лет, и жаловались: «что делать, я не могу любить, моё сердце настолько сухо, настолько равнодушно, что я и хочу полюбить кого-то и не могу, нет у меня сил на это, что со мной произошло?» Ну и когда завязывается разговор, выясняется, что этот молодой человек или женщина до сего момента имела много внебрачных контактов, и в результате, она полностью потеряла способность любить, сердце высохло, стало равнодушным, холодным и пустым. Почему это происходит? Представьте себе сосуд, наполненный драгоценной жидкостью, и вот, если проколоть этот сосуд в одном месте, жидкость начнёт просачиваться, потом проколоть ещё и ещё, до тех пор, пока сосуд не станет пустым. Вот так и сосуд, наполненный благодатью Господней, наполненный способностью любить, дан человеку от рождения. И если человек сумеет донести свой сосуд до своей единственной (или единственного), до своей половинки, то он даст ей великую радость и сам будет ощущать эту радость общения, наполненности любовью. А если этого не происходит, то душа человеческая высыхает, сосуд становится пустым и кроме голого секса человек ничего не чувствует и не понимает, что может быть что-то ещё, становится циником, пустым, равнодушным.
     Кроме того, мы знаем, что в результате нарушения заповедей, человек открывается для воздействия демонических сил, мы знаем. что существует невидимый инфернальный мир, который наполняют злобные духи, имеющие свою специализацию. На лекции о демоническом мире мы говорили о том, что у них есть определённые предпочтения. Одни демоны любят пребывать в атмосфере гордыни, другие сребролюбия, третьи любят блуд в разных формах. Последние имеют названия - инкубы и суккубы, которые представляются мужским или женским полом. Они вселяются в человека, завладевают его душой и человек становится одержимым. А какое может быть счастье и радость у одержимого человека? Какое может быть богообщение? - Никакого. Он, действительно, как бы высыхает, а всё его существо занимает эта демоническая сущность. Недаром они называют людей, в которых они вселились: «такси» или «скорлупа», потому что, действительно, они как бы выедают человека изнутри. Бывает, встретишь человека, начинаешь с ним общаться и видишь, что человек-то пустой, как будто он мёртвый. Как в фильмах про зомби - вроде бы человек ходит, двигается, а души то и нет, он пуст. Да, это страшно, дорогие мои, он действительно становится пустым, выхолощенным, место в его душе занимает вот эта сущность. Она может только разрушать и уничтожать, и поэтому никакого счастья, тем более семейного, в таком состоянии быть не может.
     Давайте, перед тем, как подробнее рассмотреть эти вопросы, остановимся на самом главном и важном - а что же всё-таки такое семья, откуда она появилась, где корни появления семьи? И здесь мы восходим к Самому Богу.
      «Когда по повелению Божию Адам дал имена всем зверям и птицам небесным, то оказалось, что среди них нет того, кто мог бы стать ему другом и помощником. «И сказал Бог: Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт.2, 18). «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку. И сказал человек: Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа своего» (Быт. 2, 21-23)» [1].
     Сам Господь даёт первому человеку Адаму жену Еву. Бог видит, что человек не может найти никого подобного ему, никакого друга с кем бы он мог объединиться в союзе любви, опереться, довериться ему из тех существ, которые живут на земле. И тогда Бог из части сущности человека создаёт жену. И не случайно «жена» на древнееврейском звучит как «иша». Муж - «иш», а жена - «иша», производная от мужа, взятая от мужа. А на Востоке до сих пор существует поговорка: «ты мне близок, как моё ребро», то есть «ты являешься моей частью, частью моей сущности». Не случайно, представляя свою жену в обществе, часто говорят: «это моя половина». Есть в этом глубокий семантический смысл, действительно, это половина. От чего? - От целого, от единого. И вот настолько муж и жена созданы друг для друга, настолько они подразумеваются как неразделимое, целостное существо, что тяготение мужчины и женщины друг к другу неизмеримо велико, просто каждый должен найти ту свою половинку, которую предназначил ему Господь. Ещё заметьте: Господь создаёт для Адама только одну жену, не двух, не трёх, а одну. То есть муж и жена - две половины единого целого. Так и задумана семья, так и задуман брак - муж и жена, как две половинки единого, неразделимого целого.
     «Поскольку Адам и Ева происходят из одного тела, из одной души, они должны быть едиными - любить и беречь друг друга. Таким образом, муж и жена изначально задуманы как две половинки единого целого, гармонически дополняющие и обогащающие друг друга.
     «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2,24). Именно вследствие того, что женщина сотворена из части мужчины, союз между ними теснее, чем между родителями и детьми. Союз между ними, однажды заключенный, неразрывен: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19,6), - говорит Господь. Ведь недаром для одного Адама была сотворена только одна Ева. Свт. Иоанн Златоуст по этому поводу говорит так: «Если бы Бог хотел, чтобы жену оставляли и брали другую, то сотворил бы одного мужчину и много женщин». Весьма важно и то, что Бог не только создал для Адама жену, но «и привел ее» (Быт.2, 22) к нему. Это означает особое освящение и благословение брачного союза.
     Создание жены от мужа указывает на ее зависимость от мужа. По слову апостола, муж есть глава жены, так как «не муж от жены, а жена от мужа, и не муж создан для жены, а жена для мужа (lKop.ll, 8,9). Эта зависимость жены от мужа еще больше увеличивается после грехопадения. «И он будет господствовать над тобой», - сказал Господь жене, наказывая ее за совершенное преступление» [1].
     Позволю себе несколько остановиться на этом месте. Почему же Господь повелевает мужу господствовать над женой? А потому что одним из мотивов вкушения Евой запретного плода было её желание властвовать над мужем. Заметьте, он ничего не сказала мужу, сорвала плод, затем она сама откусила, попробовала, а потом уже дала мужу. Почему? - Она хотела быть первой, хотела принять решение, хотела главенствовать. И за это её греховное желание, попытку захватить первенство и управлять мужем, Господь и говорит ей - ты теперь должна слушаться своего мужа, чтобы её гордость, самость, стремление захватить лидирующее место были в узде, чтобы муж её ограничил и управлял. И это не делает мужа более важным, чем жена - мы знаем, что муж и жена сотворены из одного тела, они равноценны абсолютно - но просто на мужа ещё возложена непростая задача нести ответственность за жену, оберегать, управлять и руководить ею. Это нисколько не делает мужчину лучше женщины, а наоборот, возлагает на него дополнительный груз, дополнительное задание в его жизни. Образно представим себе: идут два путника по дороге и вдруг один из них вывихивает себе ногу. Что делать? Чтобы облегчить ему дальнейший путь, более здоровый и сильный берёт на себя его поклажу и несёт её. Разве он от этого становится лучше того, кто вывихнул ногу? - Нет. Он просто из любви, помогая ему, берёт на себя дополнительную тяжёлую ношу.
     «“К мужу твоему влечение твое”, - сказал Бог Еве (Быт.3,16). Это влечение - любовь женщины и мужчины - настолько могущественно, таинственно и имеет такое значение в жизни людей, что это вряд ли можно достаточно глубоко постичь разумом. Не случайно Господь, говоря о сильнейших и радостных переживаниях людей, применяет слова, относящиеся к браку: «брачный пир», «сыны чертога брачного», «брачная одежда», «десять дев, вышедших навстречу жениху» и т. д. А блаженство святых в Царствии Небесном именуется в Откровении «брачной вечерей Агнца». Таинство брака было освящено Самим Господом. Он начал Свое служение миру присутствием на браке в Канне Галилейской и там совершил Свое первое чудо - претворение воды в вино. Глубину единения в браке раскрывает апостол Павел: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену, любит самого себя». Он же сравнивает таинство брака с тайной единения Христа с Его «невестой» - Церковью» [1].
     Давайте рассмотрим единение Христа и Церкви, и единение мужчины и женщины в таинстве брака. Посмотрим, что делает Христос: Он создаёт Церковь, Он оберегает, покрывает, защищает её. А что мы видим в Церкви? Она любит от всей души Бога, живёт во имя Его, угождает Ему, старается выполнять все Его заповеди. Таким нам дан этот образ - образ полноты взаимоотношений.
     Смысл брака, который уходит сегодня из большинства семей - это, прежде всего, духовные взаимоотношения мужчины и женщины, это помощь друг другу во взаимном спасении, в нравственном и духовном совершенствовании. Вот это самая главная цель брака - взаимное спасение мужчины и женщины, состоящих в браке. Что значит взаимное спасение? Мы говорили на прошлых лекциях, что человек создан по образу Божиему, а цель человеческой жизни - богоуподобление. А что значит уподобиться Богу? - Это значит стяжать в себе те же чувства, мысли, какие были у Христа, уподобиться Христу, уподобиться святым - вот жизненная задача и цель человека, для этого он и живёт на земле. И из своих греховных состояний, страстей, дурных навыков он должен выйти, должен развить в себе добродетели, он должен уподобиться Христу в любви, терпении, смирении, чистоте. А как это сделать? - Легче всего это сделать в браке.
     Вы сами знаете по себе, по общению друг с другом, кто люди семейные, что то, что никто не скажет вам со стороны, вам откроют в семье. Может быть с преувеличениями, негодованием, но обязательно вам подскажут ваши слабые стороны, ваши недостатки. И это было бы хорошо, если бы это делалось с любовью и благожелательностью, когда это говорится по любви. Вот я вижу, например, что есть в человеке страсть сребролюбия, жадноват, допустим, мой супруг. И я говорю: «ну, знаешь, дорогой мой, Бог так устроил, что мы здесь странники на этой земле, что не должны мы цепляться за материальное, не должны привязываться к нему, не должны жить только материальным; мне кажется, что ты уж слишком уповаешь на материальное, слишком к деньгам устремляешься - это же вредно для твоей души, конечно, и во мне много грехов есть, но мне хочется, чтобы ты был совершенен, потому что я люблю тебя и жду от своего мужа совершенства и хочу его, подумай над этим». И вот если так сказано благожелательно, с добром, то конечно муж это воспримет. А если жена начнёт выговаривать: «ах ты жадина, ничтожество, подумаешь, шубу мне купил и теперь попрекаешь!» Что муж скажет в ответ? - Он скажет таким же тоном слова, которые неприлично здесь произносить. Это естественная реакция на естественную агрессию
     Есть очень важное и тонкое психологическое наблюдение: при общении человек реагирует не столько на смысл слов, особенно если это общение между мужчиной и женщиной, сколько на те эмоции и чувства, которые стоят за проговоренными словами. Часто мужчины удивляются: «Вот я жене всё по полочкам разложил, всё логически доказал, а она, дура, ничего не понимает и всё своё талдычит и меня ругает. Что она меня ругает? Я же ей расписал, что она не права». А она и не думает слушать его слова, она и не вникает в его логические построения. У женщины больше развита чувственная, эмоциональная сфера. Как ты ко мне относишься? Ты со мной разговариваешь с раздражением, значит, ты меня не любишь. А раз ты меня не любишь, может быть, я зря замуж за тебя вышла, у нас ничего не получится и на наших детях отразится? Возникает негативная гамма ощущений, психика пошла вразнос, а то что муж говорит правильные вещи - это уже не важно. Не их воспринимает женщина, а воспринимает те эмоции и чувства, которые за ними стоят. То же самое относится к мужчинам, но в меньшей степени. Поэтому очень важно знать об этом духовном правиле, о котором говорили Святые Отцы: если хочешь сделать замечание другому, если хочешь ему помочь, говори это сам в состоянии полного духовного мира, с благожелательностью, с любовью, с желанием помочь ближнему исправиться и пойти по пути духовного совершенствования, тогда ты будешь услышан. А если ты раздражён, разгневан тем, что полотенце висит не на том месте, не готов обед, и ты просто изливаешь своё возмущение (хотя, может быть, ты и прав - нечего было по телефону столько времени разговаривать с подругами), то эффекта доброго не получится. Будет скандал. И только.
     Поэтому мы должны помнить, что самое главное правило, которое проистекает из главной цели брака - это помощь друг другу во взаимном спасении, духовном совершенствовании и шествии к Богу. Вот эта цель, которая практически ни в одной семье сегодня не присутствует. Лишь в редких семьях. А это главное. Это главная задача брака - помогать друг другу идти по пути духовного совершенствования. И вот здесь нужно знать это правило: обращаться к супругу всегда с любовью, если раздражён, то обязательно промолчать, помолиться, прийти в себя, попросить Бога, чтобы Он помог твоей половинке увидеть свои недостатки, а для себя попросить узнать как сказать ему так, чтобы он не разгневался и добро не обратилось бы во зло.

[1] А. Мороз. «Семья как малая церковь»

Часть 2 >>>

семья, психология, лекции, религия, иерей Алексий Мороз, Православие, Церковь

Previous post Next post
Up