Святитель Игнатий Брянчанинов. «О прелести». Часть 2.

Jul 28, 2013 03:27

   Видеозапись и текст лекции гранд-доктора психологии, кандидата педагогических наук, иерея Алексия Мороза, прочитанной в рамках лектория "Духовно-нравственное образование".

Другие лекции о Алексия:
Бог: ч.1, ч.2, ч.3.
Ангельский мир. Причины создания и назначение.
Демонический мир и его воздействие на человека.
Человек: ч.1, ч.2, ч.3.
История происхождения религий. Церковь: ч.1, ч.2, ч.3.
Заповеди Моисеевы (десятисловие). Заповеди Блаженств. Церковные таинства: ч.1, ч.2, ч.3. ч.4, ч.5, ч.6.
Семья: ч.1, ч.2, ч.3. Дети: ч.1, ч.2, ч.3.
Православная теория личности: ч.1, ч.2.
Страсти, их сущность и пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Болезни и их происхождение. Пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Связь грехов, страстей и болезней: ч.1, ч.2, ч.3.
Покаяние, его сущность. Основные грехи современности: ч.1, ч.2.
Святитель Игнатий Брянчанинов. "О прелести": ч.1.
Аскетика, молитва (суть и разновидности). Иисусова молитва: ч.1, ч.2.
О спасении в миру: св. Игнатий Брянчанинов; св. Феофан Затворник.
Масонство и глобализм: ч.1, ч.2.

image Click to view



Текст лекции с 35 мин. 56 сек.

«Покаяние и все, из чего оно составляется, как то: сокрушение или болезнование духа, плач сердца, слезы, самоосуждение, памятование и предощущение смерти, суда Божия и вечных мук, ощущение присутствия Божия, страх Божий - суть дары Божии, дары великой цены, дары первоначальные и основные, залоги даров высших и вечных. Без предварительного получения их, подаяние последующих даров невозможно» [1]. Сокрушение или болезнование духа, плач сердца, слезы, самоосуждение, памятование и предощущение смерти, суда Божия и вечных мук, ощущение присутствия Божия, страх Божий - вот что должно быть у нас в сердце, на нашем с вами страстном уровне.

   «Без предварительного получения их, подаяние последующих даров невозможно. “Как бы ни возвышенны были наши подвиги, - сказал святой Иоанн Лествичник, - но если мы не стяжали болезнующего сердца, то эти подвиги и ложны и тщетны”» [1]. То есть напрасны. Всё напрасно. Так можно по гордости великой с помощью бесов творить великие чудеса. Известны подвижники, которые и не ели и не пили, и голые зимой ходили, и вериги носили - и были бесообладаемы. Всё под действием бесовским делалось. Всё это питалось тщеславием, гордостью, самомнением, самообольщением, со стороны усиливавшихся демоническими силами. А это были великие подвиги…
   «Покаяние, сокрушение духа, плач - суть признаки, суть свидетельство правильности молитвенного подвига; отсутствие их - признак уклонения в ложное направление, признак самообольщения, прелести или бесплодия. То или другое, то есть прелесть или бесплодие, составляют неизбежное последствие неправильного упражнения молитвою, а неправильное упражнение молитвою неразлучно с самообольщением.
   Самый опасный неправильный образ молитвы заключается в том, когда молящийся сочиняет силою воображения своего мечты или картины, заимствуя их, по-видимому, из Священного Писания, в сущности же из своего собственного состояния, из своего падения, из своей греховности, из своего самообольщения, - этими картинами льстит своему самомнению, своему тщеславию, своему высокоумию, своей гордости, обманывает себя. Очевидно, что все, сочиняемое мечтательностью нашей падшей природы, извращенной падением природы, не существует на самом деле, - есть вымысел и ложь, столько свойственные, столько возлюбленные падшему ангелу. Мечтатель, с первого шага на пути молитвенном, исходит из области истины, вступает в область лжи, в область сатаны, подчиняется произвольно влиянию сатаны» [1].
   Первым фантазёром, дорогие мои, Святые Отцы называли дьявола, ибо он возомнил себя тем, кем не является на самом деле. Часто в народе считается, что пребывание в фантазиях, мечтах - это хорошо. Мечтательный мальчик, фантазёр - как замечательно. Да и часто мы с вами, когда не следим за своим умом - начинаем уходить в мечтания и фантазии. И многие люди до такой степени в себе это развивают, что для них это уже считается нормой. Вот человек идёт куда-нибудь. Или едет в транспорте, а в мечтах совершает какие-то подвиги, зарабатывает какие-то большие деньги, или побеждает врагов, или увлекается любовными интригами - то есть живёт в фантазиях и мечтах. А если он возьмёт на себя труд и проанализирует - а что же является сущностью его фантазий? - Он увидит, что в них обязательно есть греховная, страстная основа: или сребролюбие, или утончённое сладострастие, или тщеславие, или самомнение, или агрессия, связанная с тщеславием, и так далее, и тому подобное… В основе лежит греховное начало. То есть, человек сам себя прельщает, беседует с дьяволом и пускает его в свою душу через эти мечты и фантазии. Недопустимейшее состояние.
   Сразу же попрошу вас не путать это с творческим воображением. Творческое воображение - это когда мы придумываем какое-то новое устройство, какую-то философскую концепцию, обдумываем пути решения какой-либо важной задачи или вопроса. Здесь мы используем то творческое начало, которое дал нам Господь. Здесь нет страсти, и оно не питает страсть. Это работа нашего разума для решения какой-то проблемы. А вот где есть греховная составляющая, страстное услаждение - вот это и есть мечтательность, которая отдаёт нас на волю дьявола и вовлекает в его пропасть.
   Позже мы с вами поговорим о том, что в католичестве запрещённый нашими Святыми Отцами путь молитвы является самым распространённым. Если вы почитаете католический Розарий (свод молитв), то вы найдёте там: «представьте себе, что вы видите Христа, что вы идёте за Ним, что вы несёте Его крест, вытираете Его кровь… представьте себе… вообразите себе…» Ничего нельзя представлять на молитве! Ничего нельзя воображать. Представление и воображение есть область демоническая, строго-настрого запрещённая Святыми Отцами и широко распространённая в католичестве. Об этом говорит св. Игнатий Брянчанинов и строго-настрого запрещает любые молитвенные общения с католиками и называет католиков еретиками и способ их молитвы гибельным, а их святых, которые появились после отпадения от Православия, людьми находившимися в величайшей духовной прелести. Но мы ещё остановимся на этом моменте.
   «Все святые Отцы, описавшие подвиг умной молитвы, воспрещают не только составлять произвольные мечты, но и преклоняться произволением и сочувствием к мечтам и привидениям, которые могут представиться нам неожиданно, независимо от нашего произволения. И это случается при молитвенном подвиге, особливо в безмолвии. “Никак не прими, - говорит преподобный Григорий Синаит, - если увидишь что-либо, чувственными очами или умом, вне или внутри тебя, будет ли то образ Христа, или Ангела, или какого Святого, или если представится тебе свет... Будь внимателен и осторожен!» [1]. Не принимай никаких видений на молитве, не слушай никаких голосов, которые могут раздаваться.



На исповеди мне некоторые люди говорят о том, что иногда при молитве они начинают слышать матерные ругательства и этот мат сопутствует какое-то время их молитве. И они в испуге. Что же делать? Мы такие грешные… Ну что ж, это дьявол… да… Он раздражён вашей молитвой и начинает материться, чтобы отвлечь вас, сбить молитвенный настрой. А другие люди начинают услаждаться молитвой, какими-то движениями внутри себя, разгорячаться, входят в разгорячённое состояние чисто кровяное, не духовное. И если входят в это состояние возбуждения, эмоционального подъёма - вот это они считают, что это благодать.
   Это как раз свойственно католикам. Почему устанавливают органы в костёлах? Что такое орган? - Это воздействие на наши эмоции и чувства, это то, что должно разгорячить нашу плоть, разгорячить нашу кровь, ввести нас в определённое душевное состояние. Почему запрещены строго-настрого любые музыкальные инструменты в православных храмах? Не должно быть места душевно-эмоционально-чувственному в храме. Потому что это не есть молитва, а есть плотская разгорячённая молитва. Почему мы выступаем против оперного пения в православных храмах, когда люди стоят и услаждаются руладами певцов, а те услаждаются своими голосами… Они мешают молиться, они отвлекают человека от молитвы, они дают нам чувственное, эмоциональное, страстное. Ведь что ценится в артистах? - Страсть. Чем больше страсти ты выразил на сцене, тем ты лучший артист. Но страсть не допустима в христианстве. Страсть не в виде позитивной эмоции, чувстве любви, а страсть, допустим, утончённо-блудная, с которой распевают романсы. Или песни, которые выражают ощущения печали, тоски, блуда, уныния и т.д. Чем больше страсти вложено в эту песню, тем лучше артист исполнил.
   В любом случае, это нельзя вносить в нашу Церковь. Запрещено чтецу голосом выражать свои чувства и мысли. Ощущения должны быть ровные. Молитва - внутренней, словесно не выделяемой. Чтобы никто не смел вносить свои эмоции и страсти в пение или чтение. А то иногда заходишь в какую-нибудь церковь и видишь - читает какая-нибудь бабка, сама слезами заливается, сопли свои утирает и думает - какой она чтец замечательный. И все должны стоять и сопереживать её эмоциям. Недопустимо. Хочешь плакать - иди к себе в комнату и плачь, зачем же на людях показывать свои состояния? И что это за состояние и кому оно интересно? - Недопустимо. Абсолютно недопустимо по православно-аскетическому установлению. Св. Игнатий Брянчанинов приводит многие примеры, когда люди, предавшись такой молитве фантазийно-образной, впали в великую прелесть и просто погибли.
   «Внимательная молитва требует самоотвержения, а на самоотвержение решаются редкие» [1]. Знаете, многие даже с виду и хорошие поступки мы совершаем, опираясь на мутные мотивы тщеславия, ожидания похвалы, ожидания одобрения окружающих. И вот это нами движет, а когда эти мутные истоки отнимаются - нам ничего делать не хочется. Вот надо бы, а не хочется, не можем. А если знаем о том, что «на миру и смерть красна» - вот тогда и начинается деятельность. Но эта деятельность не приносит никакой пользы человеку. Добро, сделанное не ради Христа, а ради собственного тщеславия, человекоугодничества, не имеет никакой цены перед Богом, не способствует нашему спасению. Обязательно надо следить за собой, и когда чувствуешь, что хочешь что-то сделать по этому негодному мотиву - не делай. Пресеки. Не развивай в себе этого. А большинство людей не способны к самоотвержению. Оказывается, что и вообще ни к чему не способны. Пусты. Ну и хорошо, пойми, что ты пуст, что ты пустой и падший, что ты ничего не можешь. И если Бог не наполнит тебя, Дух Святой не даст тебе силы - ты не способен ни на что хорошее, вот такой ты и есть… Вот это осознание себя, что я действительно ничто. «А́зъ же éсмь чéрвь, а не человѣ́къ, поношéнiе человѣ́ковъ и уничижéнiе людíй» [5], как говорил царь Давид. Это не пустые громкие слова - это видение и осознание себя на самом деле. И это очень тяжело. И не хочет современный человек это осознавать и понимать. Больно это, но это и есть самоотвержение.
   «…на самоотвержение решаются редкие. Заключенный в себя вниманием, находящийся в состоянии недоумения от зрения своей греховности, неспособный к многословию и вообще к эффекту и актерству, представляется для незнающих таинственного подвига его каким-то странным, загадочным, недостаточным во всех отношениях. Легко ли расстаться с мнением мира! И миру - как познать подвижника истинной молитвы, когда самый подвиг вовсе неизвестен миру? То ли дело - находящийся в самообольщении! Не ест, не пьет, не спит, зимою ходит в одной рясе, носит вериги, видит видения, всех учит и обличает с дерзкою наглостью, без всякой правильности, без толку и смысла, с кровяным, вещественным, страстным разгорячением, и по причине этого горестного, гибельного разгорячения. Святой, да и только!
   Большая часть подвижников Западной Церкви, провозглашаемых ею за величайших святых - по отпадении ее от Восточной Церкви и по отступлении Святаго Духа от нее - молились и достигали видений, разумеется, ложных, упомянутым мною способом. Эти мнимые святые были в ужаснейшей бесовской прелести. Прелесть уже естественно воздвигается на основании богохульства, которым у еретиков извращена догматическая вера» [1].
   Заметим, он называет католиков еретиками, которые извратили догматы введением филиокве, провозглашением Папы Римского наместником Бога на земле и пр.
   «Поведение подвижников латинства, объятых прелестью, было всегда исступленное, по причине необыкновенного вещественного, страстного разгорячения. В таком состоянии находился Игнатий Лойола, учредитель Иезуитского ордена. У него воображение было так разгорячено и изощрено, что, как сам он утверждал, ему стоило только захотеть и употребить некоторое напряжение, как являлись пред его взорами, по его желанию, ад или рай» [1]. То есть как в телевизоре или кино…
   «Явление рая и ада совершалось не одним действием воображения человеческого; одно действие воображения человеческого недостаточно для этого: явление совершалось действием демонов, присоединявших свое обильное действие к недостаточному действию человеческому, совокуплявших действие с действием, пополнявших действие действием, на основании свободного произволения человеческого, избравшего и усвоившего себе ложное направление» [1]. Таковы и Франциск Ассизский, и Екатерина Сиенская и многие другие католические «учителя Церкви» и их «великие святые».
   «Усиленный подвиг находящихся в прелести обыкновенно стоит рядом с глубоким развратом. Разврат служит оценкою того пламени, которым разжжены прельщенные. Подтверждается это и сказаниями истории и свидетельством Отцов. “Видящий духа прелести в явлениях представляемых им, - сказал преподобный Максим Капсокаливи, - очень часто подвергается ярости и гневу; благовоние смирения или молитвы, или слезы истинной не имеет в нем места. Напротив того, он постоянно хвалится своими добродетелями, тщеславствует, и предается завсегда лукавым страстям бесстрашно”» [1].
   Нужно ли подробно говорить о католицизме, если подобные явления нередки и в нашей Православной Церкви. Я знавал одну монахиню, которая любила говорить своим так называемым «духовным чадам»: «я такая грешная… такая грешная…». В ответ «духовные чада» должны были ей возражать: «какая же ты матушка грешная? ты уже сорок лет непрестанно молишься… ты почти святая… твоими молитвами мы живём…». А кто-то возьми и скажи «А чего же ты сорок лет молишься, а всё такая грешная?» Это было сказано, чтобы проверить её…Как она вознеслась! Как она стала ругать и поносить этого человека, который дерзнул сказать её такое! Вот и всё. Вот и все её «подвиги».
   Или стоит человек в церкви перед иконой, молится, а кто-то встал на его место. И он отталкивает этого человека или ругает его, а у старушек шильца бывают, чтобы подкалывать… Чуть не по-моему - гнев и ярость. А так - стоит опять молится, поклоны бьёт… Ужасное состояние… Плакать хочется… А такому человеку ничего не скажешь, нет. Он сам себе великий святой, он сам себе апостол Павел и Иоанн Богослов в одном лице. Ему ничего не возможно доказать, он тебя не слышит… Как писал старец Силуан Афонский - вот, смотришь, брат погибает, в мир смотрит, миром живёт, а сказать ничего нельзя. Каждый монах великий богослов. Он тут же тебя научит, он сам всё знает, никого уже не воспринимает… Страшное состояние самообольщения. И мы должны следить за собой. Когда замечания других людей нас раздражают, мы гневаемся, или, не дай Бог, в ярость впадаем, злопамятствуем - значит мы находимся в состоянии духовной прелести, самообольщения. Истинное состояние человека, пребывающего в Духе Святом - это смирение, кротость и незлобивость. Это любовь к ближнему, любовь к врагам. А если всё наоборот - значит не тем путём идём и не в том состоянии находимся. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире» 1Пет.5:8-9.
   «Как неправильное действие умом вводит в самообольщение и прелесть, так точно вводит в них неправильное действие сердцем. Исполнены безрассудной гордости желание и стремление видеть духовные видения умом, не очищенным от страстей, не обновленным и не воссозданным десницею Святого Духа; исполнены такой же гордости и безрассудства желание и стремление сердца насладиться ощущениями святыми, духовными, Божественными, когда оно еще вовсе неспособно для таких наслаждений. Как ум нечистый, желая видеть Божественные видения и не имея возможности видеть их, сочиняет для себя видения из себя, ими обманывает себя и обольщает, так и сердце, усиливаясь вкусить Божественную сладость и другие Божественные ощущения, и не находя их в себе, сочиняет их из себя, ими льстит себе, обольщает, обманывает, губит себя, входя в область лжи, в общение с бесами, подчиняясь их влиянию, порабощаясь их власти» [1].
   Вот, дорогие мои, каждый из нас, в той или иной степени пребывал, а может быть, пребывает в этом состоянии прелести. Многие из нас стремятся к этим духовным ощущениям, переживаниям. Многие молятся, желая этих состояний, а иногда и молятся, для того, чтобы эти состояния пришли к ним - и не понимают они того, что если душа исполнена греховных страстей… Ну чего ты хочешь-то, каких состояний, когда бес в тебе живёт? Вот в человеке блудные помыслы, сладострастие, а он хочет видения на молитве получить... Ну какие видения, когда в тебе мерзкий бес живёт? Какие видения? Бейся лбом об землю и проси: «Господи, очисти меня от этого, гибну я»! Какие видения? - Нет, видений хочу. Страшное состояние, и большинство людей таковы. Если мы на себя внимательно посмотрим, то увидим это в себе, в той или иной степени.
   «Всем известно, какое душевное бедствие возникло для иудейских книжников и фарисеев из их неправильного душевного настроения: они сделались не только чуждыми Бога, но и исступленными врагами Его, богоубийцами. Подобному бедствию подвергаются подвижники молитвы, извергшие из своего подвига покаяние, усиливающиеся возбуждать в сердце любовь к Богу, усиливающиеся ощущать наслаждение, восторг; они развивают свое падение, соделывают себя чуждыми Бога, вступают в общение с сатаною, заражаются ненавистью к Святому Духу. Этот род прелести - ужасен; он одинаково душепагубен как и первый, но менее явен, он редко оканчивается сумасшествием и самоубийством, но растлевает решительно и ум и сердце. По производимому им состоянию ума Отцы назвали его «мнением». На этот род прелести указывает святой апостол Павел, когда говорит: «Никтоже вас да прельщает изволенным ему смиренномудрием и службою ангелов, яже не уведе уча, без ума дмяся от ума плоти своея» (Кол.2:18). Одержимый этою прелестью мнит о себе, сочинил о себе “мнение”, что он имеет многие добродетели и достоинства, - даже, что обилует дарами Святаго Духа. Мнение составляется из ложных понятий и ложных ощущений: по этому свойству своему, оно вполне принадлежит к области отца и представителя лжи - диавола» [1].
   «Второго рода прелесть - собственно “мнение” - действует без сочинения обольстительных картин; она довольствуется сочинением поддельных благодатных ощущений и состояний, из которых рождается ложное, превратное понятие о всем вообще духовном подвиге. Находящийся в прелести “мнения” стяжавает ложное воззрение на все, окружающее его. Он обманут и внутри себя и извне. Мечтательность сильно действует в обольщенных “мнением”, но действует исключительно в области отвлеченного. Она или вовсе не занимается, или занимается редко живописью в воображении рая, горних обителей и чертогов, небесного света и благоухания, Христа, Ангелов и Святых; она постоянно сочиняет мнимодуховные состояния, тесное дружество со Иисусом (здесь святитель Игнатий ссылается на произведение Фомы Кемпийского «О подражании Христу» - А.М.), внутреннюю беседу с Ним, таинственные откровения, гласы, наслаждения, зиждет на них ложное понятие о себе и о христианском подвиге, зиждет вообще ложный образ мыслей и ложное настроение сердца, приводит то в упоение собою, то в разгорячение и восторженность. Эти разнообразные ощущения являются от действия утонченных тщеславия и сладострастия: от этого действия кровь получает греховное, обольстительное движение, представляющееся благодатным наслаждением. Тщеславие же и сладострастие возбуждаются высокоумием, этим неразлучным спутником “мнения”. Ужасная гордость, подобная гордости демонов, составляет господствующее качество усвоивших себе ту и другую прелесть» [1].
   «Из этого рода прелести возникли пагубные ереси, расколы, безбожие, богохульство. Несчастнейшее видимое последствие его есть неправильная, зловредная для себя и для ближних деятельность, - зло, несмотря на ясность его и обширность, мало примечаемое и мало понимаемое» [1].
   Святитель Игнатий пишет о католическом святом Фоме Кемпийском (1379-1471), о его «Подражании Христу», которое наполнено этой мечтательностью, этой ложью. Я вам должен сказать, что эта книжка была широко принята дореволюционной общественностью, которая не имела понимания истинной духовной жизни. И вот это прельщение, псевдо-духовность была принята за истину. Многие люди стали читать подобного рода литературу и обольстились. И сейчас многие читают подобную литературу и обольщаются, и входят в бесообщение.
   Можно привести примеры прельщения не только католичеством или протестантизмом, но и восточными религиями. Многие люди, особенно интеллигенция нашего времени, прошла через йогу, учение Рерихов, увлечение восточной лже-мистикой, усвоили ложные представления о духовности, духовных состояниях и духовных переживаниях. Состояние прелести, которое возникает от усиленного бесами в человеке сладострастия и самолюбия, искажённого представления о духовном мире и духовных переживаниях, она в него входит как норма и понимание благодатности. И от этого человек не только попадает в ложное, бесовское состояние, от этого у него начинаются психические заболевания. Сколько людей, повреждённых йогой, я видел в психиатрических больницах! Сейчас мы посещаем психиатрическую больницу на Удельной (Санкт-Петербург) и видим огромное количество людей, пострадавших от занятий экстрасенсорикой, восточными учениями, оккультизмом - сошедших с ума! В результате занятия этой прелестью, занятий этими прелестными «духовными практиками».
   «Высокоумие, утонченное сладострастие и тщеславие выставляются книгой («О подражании Христу» Фомы Кемпийског - А.М.) за действие благодати Божией. Обоняв блуд свой в его утонченном действии, плотские люди приходят в восторг от наслаждения, от упоения, доставляемых беструдно, без самоотвержения, без покаяния, без «распятия плоти со страстьми и похотьми» (Гал.5:24)» [1].
   «В противоположность ощущению плотских людей, духовные мужи, обоняв воню зла, притворившегося добром, немедленно ощущают отвращение от книги, издающей из себя эту воню. Старцу Исаии - иноку, безмолвствовавшему в Никифоровской Пустыни43), преуспевшему в умной молитве и сподобившемуся благодатного осенения, был прочитан отрывок из “Подражания”. Старец тотчас проник в значение книги. Он засмеялся и воскликнул: “О! это написано из мнения. Тут ничего нет истинного! тут все - придуманное! Какими представлялись Фоме духовные состояния и как он мнил о них, не зная их по опыту, так и описал их”» [1].
   Действительно, Святыми Отцами сразу же ощущается эта ложь. Когда читаешь книги людей, исполненных духа прелести, и когда есть опыт чтения наставлений настоящих духовных отцов, подвижников Церкви - вот эта ложность сразу же выплывает и становится явной. Но это для тех, кто имеет опыт, а большинство же его не имеет.
   Мы видим, как святитель Игнатий Брянчанинов очень жёстко о католиках, об их духовных практиках. То же самое относится в полной мере и к англиканству, где в настоящее время уже принято женское священство и обсуждался вопрос о женском епископстве. А мы знаем, что некоторые иерархи нашей Церкви просто идут на полный контакт, на общение с католической церковью. Дошло до того, что у нас принято решение митрополитом Иларионом об обмене семинаристами с католическими семинариями. А у католиков есть практика обмена монахами с буддийскими монастырями. Ну о чём ещё говорить?! Страшное состояние людей! И какими же надо быть внимательными нам, современным христианам и как твёрдо держаться учения Святых Отцов, чтобы не впасть в прелесть, даже увлекаемыми лжеучителями, которые, к сожалению, из-за обмирщения нашей Церкви, начинают появляться и даже занимать в ней определённые иерархические ступени. «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» 1Кор.16:13, как учил апостол Павел, «и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» Еф.5:11.
   Вот, дорогие мои, мы сегодня с вами поговорили о святителе Игнатии Брянчанинове и его «Слове о прелести». Всё-таки мне бы хотелось в следующий раз опять вернуться к этому великому святителю. Мы не успели затронуть сегодня такую очень важную тему, как спасение в миру. У него есть очень яркие, глубокие предложения каждому христианину. Я сделал выборку из его писем мирским лицам и советы о том, как спасаться в миру, и я надеюсь, что в следующий раз мы это обязательно рассмотрим.

[1] Святитель Игнатий Брянчанинов. «Аскетические опыты. Том 1. Глава 27. О молитве Иисусовой. Отдел II. О прелести»
[2] 1-е послание Петра, 4:18.
[3] Евергетин (Благолюбие) Том 3 (2). Глава 35: О том, что не должно стремиться к чудотворению, но просить об этом смиренно; и что не следует добиваться и требовать благодатных даров, а если удостоишься их, то не превозносись и храни их со всем смирением; что боголюбцы ни чем не уступают чудотворцам и что, кроме чудотворения, есть и другие, еще более великие и благодатные дары, по которым опознаются духовные люди.
[4] Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на послание к Филимону. Беседа 3.
"Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня. Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне. Я, Павел, написал моею рукою: я заплачу; не говорю тебе о том, что ты и самим собою мне должен" (Флм.ст.17-19).

[5] Псалтирь, 21:7-8

<<< Часть 1

психология, лекции, религия, католицизм, Православие, Брянчанинов, христианство, иерей Алексий Мороз, святые

Previous post Next post
Up