История происхождения религий. Церковь. Часть 2.

Jan 23, 2014 16:40

   Видеозапись и текст второй части лекции гранд-доктора психологии, кандидата педагогических наук, иерея Алексия Мороза, прочитанной в рамках лектория «Духовно-нравственное образование».
   Другие лекции о. Алексия:
Бог: ч.1, ч.2, ч.3.
Ангельский мир. Причины создания и назначение.
Демонический мир и его воздействие на человека.
Человек: ч.1, ч.2, ч.3.
История происхождения религий. Церковь. ч.1, ч.3.
Заповеди Моисеевы (десятисловие). Заповеди Блаженств. Церковные таинства: ч.1, ч.2, ч.3. ч.4, ч.5, ч.6.
Семья: ч.1, ч.2, ч.3. Дети: ч.1, ч.2, ч.3.
Православная теория личности: ч.1, ч.2.
Страсти, их сущность и пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Болезни и их происхождение. Пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Связь грехов, страстей и болезней: ч.1, ч.2, ч.3.
Покаяние, его сущность. Основные грехи современности: ч.1, ч.2.
Святитель Игнатий Брянчанинов. "О прелести": ч.1, ч.2.
Аскетика, молитва (суть и разновидности). Иисусова молитва: ч.1, ч.2.
О спасении в миру: св. Игнатий Брянчанинов; св. Феофан Затворник.
Масонство и глобализм: ч.1, ч.2.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Текст лекции

     В ветхозаветной Церкви были два рода жертвоприношений: 1) жертва всесожжения, когда всё животное полностью сжигалось; 2) жертва мира, которая после всемирного потопа получила своё распространение, когда дозволено было Богом употреблять мясо жертвенных животных в пищу, при этом часть туши сжигалось, а часть потреблялось людьми и устраивалось пиршество.
     Племя Авраамова, избранное Богом для хранения веры, находилось более 22 лет в Египте уже богатом всякого рода суевериями, но не уклонилось от веры в единого Бога. Сначала сами суеверия египтян отпугивали еврейский народ, а затем египтяне стали преследовать евреев, желая вообще истребить их, ибо они усилились и умножились в той земле. И мы видим, что Господь выводит народ Свой из египетского плена и 40 лет водит его по пустыне. И в течение этих 40 лет формировался особый тип народа, который верил в Бога и шёл за Ним. В Библии сказано, что Бог шёл впереди Своего народа в виде огненного столпа, и люди постоянно чувствовали присутствие Бога. Каждое утро Он посылал им манну небесную, которой они питались, и были живы и здоровы. То есть люди сплачивались, у них укреплялась вера, они шли за Богом. И вот когда такой народ сформировался, когда люди, жившие ещё в Египте, умерли (а они были отчасти поражены египетскими заблуждениями и идолопоклонством), то из этого народа, который как бы заново родился непосредственно в пустыне, Господь созидает Свой новый народ, который живёт Его обетованиями и Его установлениями.
     Бог говорил с пророком Моисеем на горе Синай и дал ему 10 заповедей, которые явились основными положениями, опираясь на которые, стал жить еврейский народ. Однако вера постоянно колебалась. Народ еврейский со всех сторон был окружён язычниками. А народ был небольшой и слабый. На него постоянно нападали, пытались обратить в рабство, уничтожить, ограбить. И только сила Божия его сохраняла и не давала возможности более могучим народом его уничтожить. Но как только народ отступал от веры в единого Бога, как только он пускался в различного рода суеверия, идолопоклонство - Бог отступал от Своего народа. И когда, оказываясь в трагическом положении, народ понимал, что отступление от веры, предательство Бога приводит к бедствиям, тогда он каялся, возвращался к вере своих предков, и бытие народное налаживалось.
     Еврейскому народу посылалось множество пророков. Мы знаем, что пророки предрекали и пришествие Христа. Пророк Исайя, пророк Иеремия, пророк Малахия и др. в точности предсказали: когда должен явиться Христос (Дан.9:25), в каком месте Он должен родиться (Мих.5:2), все основные события Его жизни (Ис.7:14, Мал.3:1, Иер.31:31, Дан.9:26), всё было предсказано за сотни лет до Его явления. Если мы возьмём книги ветхозаветных пророков, и будем сравнивать с тем, что произошло, то увидим полное совпадение. Всё, что было предсказано, всё исполнилось.
     Ветхий Завет был детоводителем ко Христу. Готовился тот народ, в котором смог бы воплотиться Богочеловек Иисус Христос. Нужна была такая Дева, которая по своей чистоте и целомудрию была готова принять в себя Самого Бога. С того времени, как Бог вывел народ израильский из Египта, до того времени, когда родился Иисус Христос, происходило преобразование и воспитание этого народа. И вот, наконец, приблизилось то время, когда суждено было явиться Господу нашему Иисусу Христу, и родилась та Дева Мария, которая была достойной послужить воплощению Богочеловека. Вот здесь и исполнилось то обетование Божие, о котором мы говорили в первой части лекции: что семя жены поразит главу змея. Т.е. будет уничтожена власть демонических сил над человеческим родом. Ибо через первородный грех мир нечистых духов получил власть над людьми. И каждый человек, рождаясь с этой греховной порчей, с расположенностью ко греху, был подвластен миру демоническому и после своей смерти нисходил в ад. И об этом знали ветхозаветные святые, они об этом говорили и было понятие «шеол», т.е. ад, куда направлялись даже души праведников, где они находились в неком полубессознательном состоянии, и не в мучениях, и не в радости. И все ожидали пришествия Спасителя, которое преобразит мир.
     В том мире процветало идолопоклонство, бесообщение, суеверия, разврат, и настолько эта нечистота поглощала людей того времени, что они осознавали, что нельзя так дальше жить, что должно произойти что-то, что сможет изменить такое состояние мира.

Признаки исполнения времени явления Мессии.
     1) Явление Христа должно было произойти во время крайней нужды и наибольшей готовности мира к сему преобразованию.
     2) Это было временем напряжённейших усилий разума в исследовании Божества и природы. В греках и римлянах он показал такие опыты деятельности своей, после чего или ничего не надлежало ожидать лучшего, или ожидать чрезвычайной высшей помощи.
     3) Высочайшая степень могущества римской монархии. Римская империя занимала большую часть Ойкумены того времени, и вера, зародившись, при помощи римского государства могла успешно распространяться.
     4) Всеобщее ожидание. Иудеи ожидали Царя-Мессию, а язычники - возвращение Золотого века. Славное пророчество об оскудении князя и вождя от Иуды (Быт.49:10), о семидесяти седминах обновлённого Иерусалима (Дан.9:24), о четвёртом царстве железном (Дан.2:40), представленном в видениях Навуходоносора. Всё это очевидно исполнилось.
Действительно, люди ожидали пришествия Того, Кто мог бы изменить мир. Это пришествия состоялось. Появился Богочеловек Иисус Христос.
     Кто есть Иисус Христос? Это вторая ипостась Святой Троицы, Бог Слова, который сошёл на землю, взял плоть у Девы Марии и родился Богочеловеком Иисусом Христом. То есть Божество унизилось до такой степени, что связало Себя со своим творением. Связало навсегда. Как пишут отцы IV Вселенского собора, соединение божественной и человеческой природы произошло в Иисусе Христе "неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно" [1]. То есть навсегда. Для чего это нужно Богу? - Только для одного - чтобы спасти человеческий род, открыть для него возможность вхождения в вечную жизнь, в Царствие Небесное. Почему никакой человек не мог искупить других людей? Почему никакой человек не мог помочь людям открыть правду, ведь было много пророков, много праведников? - Потому что было повреждено само человеческое естество в результате грехопадения и в результате родовых грехов. Как мы с вами уже говорили, порча человеческой природы и личные грехи людей, закреплённые в грехах родовых, настолько повредили человеческую природу, что любой появившийся на свет человек, даже будучи праведником, он всё равно нёс в себе расположенность ко греху, и не мог устоять против соблазнов дьявола, и обязательно в чём-то впадал в грех. Поэтому человек грешный мог искупить только свои грехи, поэтому нужен был Тот, Кто был бы и человеком, и не имел бы греха. А Кто это мог быть? - Только Бог. Но Бог - это Творец всего, Он не может стать человеком. И вот Господь и соединяется с человеческой природой. И вот именно Христос, когда берёт человеческую природу, Он исцеляет её от первородного греха. Он был во всём подобен человеку, кроме греха. Не было в Нём греха и греховных наклонностей. И вот именно своим Божеством Он сделал человека таким, каким он должен быть. В Нём была дух, душа, тело - всё, как у человека, только не было вот этой покорности греху и рабства дьяволу.
     Вот почему для нас с вами так важен образ Иисуса Христа. Христос является для нас образцом в том, как нам нужно думать, как нам нужно себя вести, как нам нужно поступать. И если мы обратимся к Евангелию, к апостольским посланиям, то мы увидим практически всё многообразие жизненных ситуаций, с которыми мы с вами сталкиваемся. И, исходя из этого, мы определяем наши поступки, потому что мы должны поступать так, как поступал совершенный Человек и одновременно совершенный Бог. И мы говорили о том, что задача человеческой жизни - это богоуподобление. То есть мы должны быть подобны Богу, в нас должны быть такие же дободетели, как у Иисуса Христа, такие же мысли, такие же чувства, и такая же ненависть и отвращение к греху, ко всему, что чуждо Богу, что носит демонический характер.
     Мы видим, что Бог приходит, соединяется с человеческой плотью и воплощается Богочеловеком Иисусом Христом. И Он, достигнув тридцатилетнего возраста, начинает учить людей как им надо жить, как им нужно поступать и призывает людей к покаянию. Вот заметьте, вначале Иоанн Предтеча до явления Христа проповедует «и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» Матф.3:2. А покаяние звучит на греческом языке как «метанойя» - перемена ума. То есть перемените свой ум, станьте другими. А что значит стать другими? - Да перестаньте жить плотью, перестаньте жить грехом и ради греха. Начните жить духом. Возведите очи ваши к небесам. Устремитесь к свету, к жизни и к Богу. Отриньте всё зло, отриньте всю нечистоту. И «… Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» Матф.4:17. Потому что без покаяния невозможно изменение, а без изменения невозможно и спасение. Потому что человек порочный, греховный, страстный не может войти в Царство Небесное. Не потому что Бог хочет, чтобы он мучился, не потому что Бог хочет заключить его в ад для мук и страданий, а потому что такой человек не способен быть со Христом в радости, в благодати Божией. Потому что благодать такого человека жжёт сильнее, чем любой адский огонь. Потому что она жжёт то бесовское начало, для которого открылся человек, и которое он принял в своё сердце. Поэтому и Господь, и апостолы, и все святые призывают всех людей к покаянию, к внутреннему изменению, без которого спасение невозможно. Вот невозможно нам, таким, какие мы есть - наполовину плотяные, частично, может быть, духовные, всё в наш перемешано, а больше живём вот этой мирской жизнью, большая часть наших жизненных интересов касается греха: как достать, как развлечься, как повеселиться, как себе угодить, как себе, любимому, помочь и т.д. - не можем мы такие быть в Царствии Небесном. Чуждо такому человеку Царство Небесное изначально. Он должен начать жить жизнью духовной, к которой для современного человека, к сожалению, путь во многом закрыт, благодаря его расположенности ко греху и ненависти к духовному.
     Христос пришёл на землю, учил, наставлял, а потом принял и саму смерть на кресте. А крест был орудием казни для самых отъявленных и страшных преступников. Это была страшная, позорная смерть. Потому что если человек был римским гражданином, то ему отсекали мечом голову - это считалось благородной смертью. А прочих преступников за тяжкие преступления распинали на кресте, чтобы они подольше помучились, пострадали - ибо на кресте люди умирали до трёх дней в великих муках и страданиях - и чтобы остальные, взирая на их мучения, боялись нарушать закон. И вот Христос умирает самой страшной, мучительной и позорной смертью того времени за род человеческий.
     Что с нами происходит, когда мы крестимся? Мы как бы в таинстве Крещения умираем для греха вместе с Христом. Он умер на кресте за наши грехи, а мы погружаемся в воду (а вода - это праматерия, когда она была создана Богом, ещё не было греха, не было отпадения от Бога), и мы как бы растворяемся в этой праматерии, растворяется наш грех, он уходит от нас, и мы умираем для греха и возрождаемся силой Божией уже к новой жизни во Христе Иисусе. В таинстве Крещения нам даётся благодать Божия побеждать грех, который в нас живёт, и жить духовной жизнью во Христе. Вот эту силу мы получаем при Крещении. Христос, умирая на кресте, открывает нам вход в Царство Небесное тем, кто верует в Него, крестится и начинает жить по Его заповедям.
     На третий день после смерти Иисус Христос воскресает. Вот это очень важный догмат, очень важное положение христианства. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» [2]. То есть Его Воскресение стало жизнью для всех нас - как Христос воскрес, так и мы воскреснем, потому что мы соединены с Ним в таинстве Крещения, и мы являемся членами Церкви.

Что такое Церковь и когда она появилась?
     Христос сказал: «… созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» Матф.16:18. Когда создаёт Господь Церковь Свою? - После Своего Воскресения в День Пятидесятницы, когда Дух Святой в виде огненных языков (Деян.2:3) исходит на Его учеников, которые находились в Иерусалиме, в Храме, молились в это время и в этот момент ожидали пришествие Духа Святого. И вот Дух Святой, Который был послан Господом Иисусом Христом, когда Он воскрес и вознесся на небеса и воссел одесную Отца, видимым образом в виде огненных языков («…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра …» Деян.2:2) вошёл в учеников. И что же с ними произошло? - С ними произошли чудесные изменения. Они стали говорить на разных языках, пророчествуя, проповедуя Евангелие, так что и греки, и латиняне, и скифы - все понимали их слова. У них появился такой ясный и чёткий ум, что они могли побеждать в спорах даже учёных и философов того времени (Деян.17:18), книжников и фарисеев иудейских, потому что не они говорили, а Дух Святой, который вошёл в них, через них стал вещать. Великие чудеса стали твориться Его учениками. Некоторые из них для утверждения веры окружающих могли воскрешать мёртвых (Деян.9:40, Деян.20:9-12), другие исцеляли неизлечимо больных (Деян.3:2, Деян.5:16, Деян.9:34, Деян.14:810, Деян.19:12), всё, что делал Христос, стали делать и они, тем Духом Святым, Который вселился в них. Об этом свидетельствует множество исторических документов того времени. Сила благодати Божией обратила к ученикам Христа множество людей, которые стали принимать Крещение и входить в Церковь, и Церковь стала разрастаться.
     Но дьявол тут же устроил гонения на Церковь с помощью иудеев, которые не уверовали во Христа. Ветхозаветная Церковь того времени разделилась на два лагеря. В одном лагере были простые, искренние люди, которые всем сердцем верили в Бога, обращались к Нему, жили по совести. И когда пришёл Христос, Его слова ложились на их души, они поняли, что Он есть Истина и пошли за Ним. Другая часть Церкви - это те иудеи, к которым относилось большинство книжников, фарисеев, саддукеев, которые долго и внимательно изучали Священное Писание, но при этом были рабами обычаев и рабами гордости, тщеславия и сребролюбия, а через это и рабами сил демонических. Иудеи не приняли Христа, потому что они были сребролюбивы, а Он учил нестяжанию, они были горды, а Он проповедовал смирение - как же это принять? Либо надо было отказаться от того, чем ты живёшь - от греха, сребролюбия, гордыни, самости, и идти за Ним, и подражать Ему (но как это тяжело!), либо надо было сказать, что Он лжец, обманщик и убить Его.
     Вот эта причина, которая послужила неприятию Христа частью ветхозаветной Церкви - она до сих пор является разделителем в нашем с вами обществе. Почему многие не принимают Христа? - Потому что если принять Христа, значит надо начать жить так, как Он учит. Значит, надо отпасть от страстей, от блуда, от гордыни, значит надо иметь смиренномудрие, жить ради других, жертвовать собой, иметь любовь к Богу и людям, как высший идеал своей жизни. И многие этого не хотят. Они хотят пребывать в собственном мирке, в собственных услаждениях грехом и одновременно «спасать» свою душу. Социологические опросы в США показывают, что сто процентов американцев считают, что после смерти они пойдут в рай. Более того, тридцать процентов считают, что они святые. Откуда такое безумие? - Ну как, мы не убиваем, не воруем, машин не угоняем, исполняем закон, н у что ещё надо? Мы святые. А после смерти, конечно же, в рай! Мы здесь так комфортно живём, ну какой же может дискомфорт после смерти быть, нет, только в рай. Вот такое мышление у людей - полное отсутствие покаяния, понимания, что такое духовная жизнь… Здесь комфорт, там комфорт, и мы почти святые. Это и есть та ветхозаветность, которая живёт в людях. За что Христа распинали, за это же Его и сейчас многие люди гонят и не принимают. А бесообладаемые люди просто Его ненавидят, оскверняют храмы, уничтожают иконы и всё что связано с Христом. Потому что Христос - обличитель лжи и неправды. А человек не может жить в состоянии внутреннего психологического дискомфорта. Например, человек ворует, а в Евангелии ясно сказано: «не укради», как это совместить? - Значит, надо сказать - я не верю. А раз я не верю, тогда мне всё дозволено. Или другая заповедь - «не прелюбодействуй». А если человек блудит, что делать? Или надо прекращать это и жить целомудренно и чисто, или сказать: «да ладно, это всё давно было, а сейчас всё по-другому, посмотрите, как все живут…», и оправдать себя, и продолжать жить грехом. Он не может принять Христа, он не может жить по Христу, он будет ненавидеть, и гнать Его. Вот именно наше развращение, наши пороки и не дают принять Христа большинству людей нашего времени.
     Возвратимся к древнему иудейскому миру. Христа не приняла часть ветхозаветной церкви во главе с книжниками, фарисеями и саддукеями по причине их безнравственности, греха, сребролюбия, а самое главное - гордыни. Кроме того, с тех пор как Моисей получил Закон, они настолько исказили само боговдохновенное предание своими ложными толкованиями, что оно зачастую стало принимать совершенно иной смысл. Через некоторое время после пришествия Христа началось составление Талмуда. Талмуд - это толкование древнееврейских учителей - раввинов на Тору, т.е. на Моисеево Пятикнижие и другие ветхозаветные книги. При чём, они считают, что некое особое тайное знание было дано избранным учителям, а то, что изложено в Пятикнижии - это «внешнее» знание для внешних. А тайное знание доступно только раввинам, которые своими «толкованиями» зачастую так извращали Священное Писание, что боговдохновенные, спасительные послания приобретали разрушительный характер. И Христос их в этом обличает, Он называет их «Порождения ехиднины…» Матф.12:34, «Ваш отец диавол…» Иоан.8:44. «Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то чем бы ты от меня пользовался, тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное» Мар.7:10-13. Что это значит? - Если отец или мать голодны и пришли просить сына поделиться с ними пищей, то он может им сказать «корван», т.е. что пища, которая есть у него в доме, является даром Богу. И это будет по Закону. И вот эта материальность, привязанность к материи, к деньгам, она настолько въелась в души этих людей, что они однажды поклонившись золотому тельцу, продолжают поклоняться ему до сих пор. И вот потому они и не приняли Христа, потому и не пошли за Ним, а когда люди стали веровать в Него и признавать Его Богом - они испугались. Потому что тогда на них должно было пасть обвинение в том, что они не приняли и распяли Мессию, которого они, якобы, ожидают.



Поэтому христиан они объявили последователями назорейской ереси, которых тоже надо гнать и убивать. И стали гнать и убивать последователей Христа сначала внутри себя (Деян.7:59), а затем по всему миру, подстрекая римские власти к гонениям, против, якобы, страшной ереси, грозящей владычеству Рима, ибо это учение отрицает почитание идолов и римских богов. Так возникли гонения на христиан в течение первых трёх веков. За веру в Христа не только лишали имущества, заключали в темницы, но и сжигали живьём, отправляли на съедение зверям в цирках. То есть в то время быть христианином означало быть мучеником. Недаром на греческом языке «мартириос» означает и «свидетель», и «мученик». То есть своей смертью люди свидетельствовали о Христе. А как они свидетельствовали? - Они отказывались принести подношения идолам (даже бросить горсть ладана перед идолом). Уговаривали просто бросить горсть ладана перед статуей римского императора, которого в то время возвели в сан некоего божества. Конечно, и сами римляне не почитали его за бога, но это было олицетворение власти.

[1] Догматическое богословие. Доктор богословия, профессор протоиерей Ливерий Воронов. 12. Православное учение о Лице Искупителя
[2] Канон Воскресению Христову (Святой Пасхи)

<<< Часть 1                                                               Часть 3 >>>

лекции, религия, Бог, иерей Алексий Мороз, Православие, Церковь

Previous post Next post
Up