Связь грехов, страстей и болезней. Часть 1.

Nov 28, 2013 15:36

Видеозапись и текст первой части лекции кандидата педагогических наук, иерея Алексия Мороза,
Другие лекции о. Алексия:
Бог: ч.1, ч.2, ч.3.
Ангельский мир. Причины создания и назначение.
Демонический мир и его воздействие на человека.
Человек: ч.1, ч.2, ч.3.
История происхождения религий. Церковь: ч.1, ч.2, ч.3.
Заповеди Моисеевы (десятисловие). Заповеди Блаженств. Церковные таинства: ч.1, ч.2, ч.3. ч.4, ч.5, ч.6.
Семья: ч.1, ч.2, ч.3. Дети: ч.1, ч.2, ч.3.
Православная теория личности: ч.1, ч.2.
Страсти, их сущность и пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Болезни и их происхождение. Пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Связь грехов, страстей и болезней: ч.2, ч.3.
Покаяние, его сущность. Основные грехи современности: ч.1, ч.2.
Святитель Игнатий Брянчанинов. "О прелести": ч.1, ч.2.
Аскетика, молитва (суть и разновидности). Иисусова молитва: ч.1, ч.2.
О спасении в миру: св. Игнатий Брянчанинов; св. Феофан Затворник.
Масонство и глобализм: ч.1, ч.2.

image Click to view



Текст лекции


Мы начинаем сегодня очень интересную и важную, на мой взгляд, тему: психосоматические заболевания, которые появляются у современного человека. Чем вызван лично мой интерес, как духовного лица к этой теме? - На сегодняшний день около 80% заболеваний как психических, так и физических носят психосоматический характер. Если говорить упрощённо - то начинается всё с головы, а продолжается болезнями тела.
     Для начала, мы должны вспомнить, что человек - это, прежде всего, дух, душа и тело. Это единая целостная система. Нельзя говорить, что человек это только дух, или только душа, или только тело - нет, это единство, это своего рода микрокосмос. Вся Вселенная сосредоточена в человеке. Душа присуща ангельскому миру, дух, который в душе непосредственно Богу присущ, а тело присуще нашему материальному миру. Таким образом, в человеке как бы сосредотачивается вся Вселенная во всём её многообразии.
     И когда происходит какое-либо заболевание у человека - прежде всего мы можем видеть, и на прошлой лекции мы об этом говорили, что это сигнал о том, что что-то не в порядке. И на прошлой лекции мы говорили, что болезни могут иметь как духовно-душевный характер, быть попущены Богом, а могут иметь естественный характер, когда мы нарушаем законы природы и из-за этих нарушений начинаются наши соматические заболевания. Но в принципе, если мы с вами углубимся и рассмотрим современного человека, то придём к выводу, что большинство болезней - психосоматические.
     Но те психические изменения, которые приводят к соматическим заболеваниям - они коренятся в области духа. Сначала происходит повреждение духовной составляющей человека, а это приводит к изменению психической составляющей, а та, в свою очередь, приводит к болезням физического плана.
    Современная наука психосоматика не рассматривает духовный аспект. Вот как раз я в своей работе попытался его добавить, показать, откуда все причины наших заболеваний и где коренятся синдромы заболеваний, те основополагающие причины, из которых они возникают. Получилась очень интересная картина, дорогие мои. То, что она истинна находит своё подтверждение в Священном Писании: до грехопадения человек не болел, был бессмертен, и только нарушив заповедь Божию, только отпав от Бога, он стал смертным, и болезнь вошла в мир. Как появляется болезнь? - Нарушение духовной составляющей, непрерывной связи с Богом.
     На сегодняшний день происходит примерно то же самое, только к первородному греху (а первородный грех, как мы с вами знаем - это разрыв постоянной связи человека с Богом, это открытость для воздействия демонического, это изменение всех составляющих человеческой личности) добавляется личный и родовой грех. В результате первородного греха все мы стали смертны, смерть вошла в этот мир, на прошлых лекциях мы глубоко разбирали этот вопрос. Но даже в наш короткий век, о котором говорит Псалмопевец: «Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет…» Пс.89:10, и здесь случаются скорби, несчастья, ранние смерти… И здесь немалую роль, конечно, играют и родовой, и личный грех, которые вошли в структуру человека.
     А что значит родовой грех? - Переведя на язык современной науки, несколько упрощённо, можно сказать, что это наследственность, наша дурная наследственность и духовная, и генетическая. То, что наследственность влияет на формирование человека - об этом сейчас никто не будет спорить. Мы с вами знаем, что ряд болезней имеют наследственный характер. Например, шизофрения во многих случаях передаётся по наследству, не во всех, но во многих. Мы с вами знаем, что расположенность к онкологии может передаваться по наследству. Но мы также с вами знаем, что, оказывается, и страсти, т.е. греховные навыки, укоренившиеся в роду, также могут передаваться по наследству. Если отец был алкоголиком, то вероятность того, что сын станет алкоголиком в 9 раз выше, чем в семье, где не было алкоголиков. Что же это такое? - Предрасположенность. Человек не рождается в этот мир сам по себе, он является производным от своих родителей и производным от своего рода. И всё, что было в его роде, может в той или иной степени проявится в нём. Если в этом роду была греховная расположенность, которая была закреплена - она может сказаться на грядущих потомках. Это и есть родовой грех - закреплённый греховный навык, расположенность к которому передаётся по наследству.
     Личные грехи. Каждый человек имеет определённую нравственную свободу. Он может жить или по заповедям Божиим - духовным законам бытия, или может их нарушать - это его право. Но за это право он отвечает своей участью в вечности. Он или выбирает Бога, или выбирает дьявола, он или выбирает путь жизни, или выбирает путь смерти. И от его выбора зависит его дальнейшее развитие.
     Чтобы получить исцеление от какой-либо болезни, нужно определить те нарушения в духовном, душевном и телесном уровнях, которые и привели к возникновению заболевания. Последствия грехопадения, усиленные личным и родовым грехом, порождает то самое искажение человеческой природы, которое является, по сути дела, источником болезней.
     Человек создан по образу Божию и призван к богоуподоблению и при невыполнении своей жизненной задачи, при уклонении на ложный, греховный путь, включается механизм самоуничтожения, который во многом и проявляется в виде различных психических и соматических заболеваний. То есть греховные страсти, которые разрушают человека, отдают его во власть дьявола, отводят от богообщения, они во многом являются причинами заболеваний. В Священном Писании мы находим ряд указаний на это. Например: «Ревность и гнев сокращают дни, а забота прежде времени приводит старость» Сир.30, 26; «Не предавайся печали душою твоею и не мучь себя своею мнительностью; веселье сердца - жизнь человека, и радость мужа - долгоденствие… Утешай сердце твоё и удаляй от себя печаль, ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет» Сир. 30,22-25.
     Поэтому мы должны понимать, что Бог постоянен, что Бог есть любовь. А что же меняется? - Меняемся мы. Мы или можем открываться для Бога, для благодатных воздействий и приближаться к Нему. Или творя разного рода грехи, соединяться с миром бесовским, и, естественно, удаляться от Бога. «Поэтому самым важным для больного человека является примирение с Богом, восстановление правильной духовной жизни. Вторым этапом выздоровления является обретение душевной цельности, душевного равновесия, мира с самим собой, осознания ответственности за свою болезнь» [1].
     Дорогие мои, некоторые относятся к болезни как к какому-то неведомому несчастью, которое вдруг обрушилось и выбило его из привычного русла течения жизни, как будто болезнь явилась ниоткуда, многие ропщут на болезнь, возмущаются, даже Бога хулить… Почему я заболел?! - Болезнь приходит не извне, дорогие мои. Она рождается в нас самих. Ещё раз подчеркну - болезнь рождается в нас самих. Мы сами её порождаем. Я говорю о большинстве болезней - есть, конечно, эпидемии, разные заболевания, которые носят естественный характер - но причины большинства болезней коренятся в нас самих, коренятся в самом человеке. Поэтому, если он сам себя не исправит - болезнь никогда не пройдёт.
     Современная психотерапия установила связь между соматическими заболеваниями и определёнными душевными состояниями человека. Работая над последними, после обретения правильного духовного настроя , исправление их в нужном русле как правило приводит к выздоровлению больного.
     Конечно же, сюда включается соматическая, материальная сторона лечения - фармакологическое, тактильное или какое-либо иное воздействие на тело человека. Но на наш взгляд только такой целостный подход к человеку может привести к правильному выбору средств лечения и дать полноценный позитивный результат.
     Как я уже говорил, боль есть благой сигнал о том, что назрела необходимость каких-то перемен, что-то у нас не так, что-то надо менять. Однако большинство людей предпочитают глушить боль таблетками и вообще её игнорировать. Возможно, что под действием тех или иных обезболивающих препаратов боль утихнет, но причина боли сама собой не устранится. Она всё равно останется в человеке, и не только останется - она будет усиливаться и всё более разрушать организм человека.
     Психосоматические взаимовлияния, также как и психосоматические болезни являются объективной реальностью. Не случайно в новых определениях болезней всё чаще подчёркивается роль психического фактора. Условны любые схемы, поэтому условным является выделение психосоматических болезней. Однако при некоторых соматических болезней значение духовного и психического фактора, психического перенапряжения столь велико для их возникновения и развития, что они могут и должны быть отнесены к группе психосоматических болезней.
     Простой пример, известный большинству. Мы знаем, что у солдат армии-победительницы в войне раны заживают в два раза быстрее, чем у солдат армии, потерпевшей поражение. Ну, казалось бы, раны одинаковые, врачи такие же, а процесс выздоровления протекает намного быстрее. Почему? - Вот здесь мы как раз говорим о психике человека - о радости победы, об удовлетворении происшедшим и каким образом всё это влияет на процесс заживления ран.
     Если дать научное определение, то психосоматика или психосоматическая медицина - это раздел общей патологии, который изучает соматические расстройства и болезни, возникающие под влиянием, или при участии эмоционального напряжения, в частности, психических воздействий, испытанных индивидом в прошлом или настоящем. А вот православное направление психосоматики, которым мы сейчас занимаемся, которое мы разрабатываем, рассматривает феномен духовный, который играет ведущую роль в развитии заболеваний, и который является базой для любых психо-эмоциональных изменений, а в дальнейшем и соматических заболеваний. Поэтому, рассматривая психосоматические наработки святоотеческого учения, мы дополняем её теми аскетическими наработками православной традиции, которые дают высокий процент исцеления.
     Вспомним историю. Раньше, до революции, начиная со Средних веков и в России и за рубежом психиатрические лечебницы где находились? - В монастырях. Больных людей приводили в монастырь, и они там и лечились. Каким образом они там лечились? - Они меняли свой во многом греховный, неправильный образ жизни, включались в монастырскую жизнь, входили в этот распорядок жизни, обращались к молитве, исповеди, причастию и таким образом избавлялись от психических расстройств и получали исцеление. За ними ухаживали монахи, специально подготовленные люди, которые молились за них, и в результате оказывалось, что такое лечение происходит весьма успешно. Поэтому стали появляться целые психиатрические лечебницы при монастырях, как в православных, так и в католических.
     Давайте рассмотрим стрессовые состояния. Которые характерны для большинства людей нашего времени. Мы с вами постоянно находимся в состоянии стресса - что же это такое? При нормальном состоянии, человек, чья нервная система подверглась стимуляции, входит в экстремальное состояние (борьба, бегство, вербальная агрессия). При этом, если он подавляет или сдерживает возникшие эмоции, то погружается в состояние стресса перед лицом угрозы, которая может быть чисто субъективной и вообще никогда не осуществится.
     Что происходит при стрессе? - Выделение различных гормонов в кровь человека, повышается мышечный тонус, учащается сердцебиение, повышается содержание адреналина в крови - организм как бы готовится к какому-то действию, «боевому действию», чтобы выжить, чтобы быстро среагировать на грозящую опасность. А опасности может и не быть. Смотрит человек по телевизору какой-нибудь ужастик, начинает переживать вместе с героем страшную ситуацию - он входит в стрессовое состояние, происходит выброс в кровь адреналина, норадреналина и других гормонов. Поехал человек в метро - много народа, толпа, поругался с кем-то, не сдержался, ответил на вербальную агрессию такой же руганью - у него возникает стрессовое состояние. Приехал на работу, его там начальник встретил неласково и пригрозил увольнением - человек переживает, у него стрессовое состояние. А когда он, придя домой, чтобы отдохнуть включит телевизор и посмотрит наши новости - то это будет пострашнее всех ужастиков - где-то кто-то разбился, что-то взорвалось, кого-то убило, кого-то переехало, одни сплошные несчастья… Как будто ничего доброго у нас в стране не совершается. Ну и у человека ещё более усугубляется стресс - и здесь плохо!
     Как показали исследования академика И.А. Гундарова - сокращение жизни среднестатистического человека в России происходит из-за страха, неуверенности в завтрашнем дне, неуверенности в будущем, постоянной боязни давления со стороны, т.е. из-за стресса. А что происходит? - Вот если мы с вами постоянно переживаем стресс, то организм начинает входить в это состояние. Оно становится для него привычным и постоянным. Учащённое сердцебиение, повышенное содержание адреналина, повышенный выброс энергии… - ну не может человек постоянно так жить. Внутренние резервы организма истощаются, истощается и сам человек. Начинаются различного рода неврозы, фобии… ЗАБОЛЕВАНИЯ различного рода.
     У православного человека это всё намного проще. Во-первых, он старается не смотреть ужастиков :) , не играть в компьютерные игры. Если он смотрит новости, то он «делит» их на десять. Если ему тяжело на душе - он становится на молитву к Богу, Богу изливает душу и получает от Него помощь и благодать. Он исповедуется во время Таинства исповеди. Он причащается и получает благодать и силу в Таинствах. Стрессовое воздействие в меньшей степени на нём отражается, если он ведёт внимательную духовную жизнь, но всё равно, проблема стрессов и неврозов стоит на первом месте в нашем обществе.
     Известный исследователь и врач Е.А. Попов писал: «Трудно выделить одну какую-то черту, свойственную именно неврозу. Критерии разграничения невроза от других заболеваний могут быть обоснованы лишь применительно к психогенным расстройствам с одной стороны, либо к нервозным заболеваниям и нарушениям с другой».
     Согласно современным представлениям невроз - это психогенное, как правило, конфликтогенное нервно-психическое расстройство, возникающее в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека. Невроз - это всегда столкновение между желаемым и действительным. И чем мощнее это столкновение, тем острее протекает заболевание.
     Давайте разберём это на характерном примере. Представим себе человека. Который считает, что он на работе уже много сделал, заслуживает повышения зарплаты, заслуживает повышения по службе, а вместо этого повышают по блату какого-то другого человека, повышают ему зарплату, а к нему относятся с пренебрежением. Он внутренне не может с этим согласиться и постоянно это переживает. Он ожидал одного - повышения зарплаты, повышения общественного статуса, общественного уважения, а происходит совершенно другое. И если он с этим не согласен, он об этом думает, он это переживает, а если он, ко всему прочему, не может выразить это вовне - проговорить, эмоционально отобразить - то происходят страшные вещи.
     Вот эта негативная энергия, которая вырабатывается в нём - она загоняется внутрь. Она никуда не уходит. «Закон сохранения энергии» - она не может никуда уйти :) . А куда она направляется? - В подсознание человека. Он пытается вытеснить из сознания происшедший конфликт, происшедшее несчастье, он не может с этим жить. Что делать? - Забыть. Он вытесняет это из памяти - чтобы сохраниться, надо забыть. Потому что, если он будет об этом помнить всё время, то в организм начнётся процесс самоуничтожения.
     Шизофрения - это тоже защитная реакция человека на какую-то неразрешимую проблему. Когда возникает какая-то проблема, то мозг пытается её разрешить, а если проблема отягощена сильной эмоциональной нагрузкой, она постоянно в голове, энергия мозга, энергия всего организма направлена на решение проблемы. Проблема не решается. Что делать? Организм истощается. И тогда либо он гибнет, либо, чтобы защититься, человек сходит с ума. Проблема уходит в подсознание, происходит раздвоение личности. Он как бы с одной стороны нормально всё воспринимает, а с другой стороны образуется какая-то вторая личность, которая живёт в своём собственном мире, которого этот конфликт не касается. Вот это конфликтогенный корень. Внутренний конфликт. И если у православного человека он решается довольно просто - человек приходит на исповедь, человек проговаривает, человек учится смиряться, терпеть, человек молится Богу - и конфликт разрешается. Напротив, у человека для которого нет Бога конфликт уходит либо в невроз, а если это очень сильный конфликт, то невроз может перейти в шизофрению и другие психические заболевания, никуда от этого не деться.
     Ко мне обращалось много людей, в т.ч. шизофреников, и мы пытались и довольно успешно помогали им. Выздоровление не так быстро происходит, но, тем не менее, происходит. А лекарственный путь в этих ситуациях может лишь купировать приступы, но он не решит проблемы. Человек никогда не вылечится пока не будет извлечён этот конфликт, пока он не будет разрешён, пока у человека не появятся новые цели, сознание, задачи, смыслы. Это огромная работа над своей Я-концепцией, над своим внутренним миром и т.д., но только такой путь и возможен.
     Ещё раз напомню, что мы живём во время неврозов, как говорится, жизнь такая. Давайте рассмотрим особенности неврозов. Прежде всего, как мы уже говорили, невроз всегда носит психогенный характер возникновения. Опять же, здесь важны особенности личности: акцентация характера, личностный радикал, способности, надежды, устроение. При этом для неврозов характерно отсутствие органических изменений мозга, мозг органически цел абсолютно, это чисто психогенный фактор, результат неправильной работы нашей психики. Для неврозов характерны вегетативные, соматические, эмоционально-аффективные проявления.
     А чем вызваны вегетативные проявления? Давайте с вами рассмотрим, что такое вегетативная нервная система. Это та часть нервной системы, которая находится вне управления нашего сознания. Например, мы не можем управлять своим процессом пищеварения, не можем управлять работой желёз внутренней секреции - этим управляет вегетативная нервная система. Она разделяется на два раздела (я сейчас упрощённо буду говорить, чтобы все поняли): симпатический и парасимпатический. Первый ответствен за процессы возбуждения, второй за процессы торможения. И если нарушена регуляция какого-то из этих разделов, например, когда человек легко возбуждается, но тяжело тормозится, тогда наступает состояние длительного возбуждения, когда человек не может остановиться. Или наоборот, преобладает процесс торможения, и человек постоянно находится в сонливом, угнетённом состоянии. А управляют этими процессами наши подсознательные структуры. Если взять головной мозг - те части мозга, которые ответственны за подсознание, то они тесно связаны с корковой зоной, которая ответственна за сознательную деятельность. И из этой корковой зоны импульсы, поступая в таламус, гипоталамус и другие подкорковые структуры - они как раз и воздействуют на вегетативную нервную систему, на работу наших внутренних органов, на их активность или, наоборот, торможение. Отсюда и происходит и изменение внутри этих органов, может угнетаться их деятельность, может вызываться рост злокачественных клеток и т.д. Так работает физиологический механизм взаимодействия между психикой и соматикой.
     Также для неврозов характерно наличие критики своего состояния и стремление к преодолению кризисной ситуации и возникшей болезненной симптоматике. Таким образом, многие болезни не являются, как обычно думают, постигшими человека несчастьями, поскольку он порождает их сам. Он является активным агентом их возникновения, и они отражают черты его личности, точно так же как и невротические симптомы. Заметьте, болезни отражают черты личности человека. Да, дорогие мои, безусловно, это так. И сейчас я вам покажу это на богатом, интересном научно-исследовательском материале, который основан на опыте как зарубежных, так и отечественных специалистов в области психосоматики.

[1] А. Мороз. «Болезни, их происхождение и пути исцеления»

Часть 2 >>>



Алексей Дадашев. «Look At Yourself» (посвящение группе «Uriah Heep»)

страсти, психология, лекции, религия, Православие, здоровье, иерей Алексий Мороз, психосоматика

Previous post Next post
Up