Заповеди моисеевы (десятисловие). Заповеди блаженств. Церковные таинства. Часть 2.

Jan 31, 2014 14:48

   Видеозапись и текст второй части лекции гранд-доктора психологии, кандидата педагогических наук, иерея Алексия Мороза, прочитанной в рамках лектория «Духовно-нравственное образование». Во второй части: 2-ая - 9-ая заповеди Моисеевы.
   Другие лекции о. Алексия:
Бог: ч.1, ч.2, ч.3.
Ангельский мир. Причины создания и назначение.
Демонический мир и его воздействие на человека.
Человек: ч.1, ч.2, ч.3.
История происхождения религий. Церковь. ч.1, ч.2, ч.3.
Заповеди Моисеевы (десятисловие). Заповеди Блаженств. Церковные таинства: ч.1, ч.3. ч.4, ч.5, ч.6.
Семья: ч.1, ч.2, ч.3. Дети: ч.1, ч.2, ч.3.
Православная теория личности: ч.1, ч.2.
Страсти, их сущность и пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Болезни и их происхождение. Пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Связь грехов, страстей и болезней: ч.1, ч.2, ч.3.
Покаяние, его сущность. Основные грехи современности: ч.1, ч.2.
Святитель Игнатий Брянчанинов. "О прелести": ч.1, ч.2.
Аскетика, молитва (суть и разновидности). Иисусова молитва: ч.1, ч.2.
О спасении в миру: св. Игнатий Брянчанинов; св. Феофан Затворник.
Масонство и глобализм: ч.1, ч.2.

image You can watch this video on www.livejournal.com


     Текст лекции


     Вы можете спросить - какое имеет отношение к нам вторая заповедь? Мы идолов не делаем, солнцу не поклоняемся, мы все достаточно образованные люди. Но, надо заметить, что у современного человека множество кумиров. Это и артисты, и спортсмены, и политики, и т.н. «учителя»-экстрасенсы. Вот у нас в Петербурге действует некий Коновалов, и множество людей обращаются к этому экстрасенсу, ходят на его сеансы, заряжают воду, носят различные книжечки, якобы заряженные им, надеясь, что они их исцелят, помогут, укрепят. Не это ли сотворение кумира? - Безусловно. Мы знаем, что многие фанаты того или иного артиста или рок-музыканта, когда их кумир кончает с собой (будучи бесообладаемым, безусловно), так же совершают самоубийство. То есть они сотворили кумира и поклоняются этому кумиру, но не в виде статуи, а в образе человека, которого они наделяют в своём воображении некими божественными качествами, хотят ему подражать и жить в унисон с его жизнью.
     Да и просто привязанность к земным вещам и к тому же золотому тельцу затмевает у многих из нас память о Боге. Не так давно русскому народу была вброшена новая «национальная идея» - «обогащайтесь!». Да, 3% сумели обогатиться, а остальные продолжают пребывать в бедности и разорении. Что из себя представляет такая «национальная идея»? - Да всё то же поклонение золотому тельцу, которое поразило часть нашего общества.
      Третья заповедь.
     «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно [по-славянски это звучит как «всуе»]; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно» Втор.5:11.
Что это значит? Вспомним слова Псалмопевца: «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом» Пс.2:11. Помните о том, что, когда вы называете имя Господне - Он пред вами. Это как бы ключ, которым вы открываете дверь туда, где находится Создатель мира. Вы мысленно встаёте перед Ним. Вы вызвали Его, назвав имя, вы призвали Его, вы открылись для него. И если это произошло в пустом разговоре, в пустой шутке, то это, конечно, ни к чему хорошему не приведёт. Помни, к Кому обращаешься, Кого призываешь. Имя Божие надо призывать с благоговением. Помните, что когда произносится имя Божие на небесах, то ангелы и архангелы воспевают: «… Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! исполнень небо и земля славы Твоея!» Ис.6:3, а согласно Откровению, угодники Божии «… падают пред Сидящим на престоле…» Откр.4:10, поэтому почитай и благоговей пред именем Господним. И вот этого благоговейного отношения и требует Господь, и говорит о том, что обращение к Нему должно быть только благоговейным и молитвенным. Святитель Николай Сербский поясняет эту заповедь следующей притчей. «Один золотых дел мастер, работая в своей мастерской, непрестанно употреблял имя Божие всуе: или как клятву, или как присказку. Паломник, проходивший через это селение, услышал эти слова и был крайне возмущен. Он громко позвал мастера по имени, чтобы тот вышел на улицу, а сам спрятался. И когда мастер вышел на улицу, он обнаружил, что никого нет. Удивившись, он вернулся в свою мастерскую и продолжил работу. Через некоторое время странник вновь зовет его, а когда тот выходит, делает вид, что совсем не звал его. Сильно разгневанный мастер крикнул страннику: "Искушаешь ли ты меня, странник, или шутишь, когда у меня столько работы? Ты зовешь меня, а потом делаешь вид, что не звал". Отвечает ему странник миролюбиво: "Воистину, у Бога значительно больше работы, чем у тебя, ты же все время поминаешь Его всуе, а на меня обижаешься за то, что я тебя отвлек. Кто имеет больше оснований сердиться - Бог или ты, золотых дел мастер?" И мастеру стало стыдно. Вернулся он в свою мастерскую и с тех пор держал язык за зубами» [1]. С Богом нельзя быть на ты. Многие люди, которые часто ходят в церковь, или работают в церкви, некоторые свечницы, обслуживающий персонал, они настолько привыкают к храму, что начинают вести себя в храме как на кухне - небрежно, неблагоговейно обращаются с иконами, теряют страх Божий. Это недопустимо. И даже у нас дома, всё, что связано со святыней - иконы, святой угол, святая вода, просфоры - всё это требует к себе благоговейного, трепетного отношения, не панибратского. Ещё раз повторю эти слова: «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом». Не следует вести разговоров о божественных, духовных вещах в неподходящей для этого обстановке. Я вспоминаю советские времена, когда диссиденты, собираясь на квартирах и ругая советскую власть, любили при этом побогословствовать, и с сигаретой в руках и рюмкой водки на столе заводили разговоры о догмате Святой Троицы и т.п. Или в наше время, смотрят за столом телерепортажи с пасхальных богослужений, выпивая и закусывая. Разве это можно назвать благоговейным отношением? - Конечно же, нет. А когда человек теряет страх и благоговейное отношение, он делает шаг к потере веры. Поэтому нас так коробит выступление «пасторов» на стадионах. Собирают протестанты целый стадион людей, обещая им исцеление по их вере, и какой-нибудь проповедник, который мало чем отличается от того же экстрасенса и действует такими же методами, начинает кричать «аллилуйя, аллилуйя!», на сцене начинаются пляски и пр. - и православного человека это коробит. Произносить имя Божие на каком-то стадионе, в каких-то непотребных истеричных выкриках - как это можно делать? Это нормальное, нравственное, духовное чувство - не должно. Вот почему не следует ожидать, что мы, как иеговисты будем ходить по квартирам и спрашивать: «не хотите про Бога поговорить? не хотите? а может быть, всё-таки хотите?» Нет, имя Божие свято, и когда человек хочет услышать о Боге - ему дано будет. А не хочет услышать - не нужно говорить. Не нужно метать бисер перед свиньями (Матф.7:6). Ведь свиней не следует злить, чтобы, как сказано в Евангелии от Матфея, «…они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» Матф.7:6. Если человек может услышать и хочет услышать - скажи ему, а если не хочет слушать, или хочет просто так потрепать языком, поболтать, то тогда лучше не говорить. В связи с этим вспоминается интересный случай из жизни св. Иоанна Кронштадтского. «Однажды приехали в Кронштадт молодые люди - студенты Петербургского университета. Они много слышали о благодатных дарованиях отца Иоанна, но сами ехали к нему поразвлечься, сообщить потом друзьям, что вот, мол, поболтали со знаменитым батюшкой «на духовные темы». Добрались до дома отца Иоанна. А там, как всегда, толпы народа, на которые молодые люди смотрели с насмешкой. Долго дожидались они встречи со священником, и это им надоело. Они спросили у женщины, которая помогала отцу Иоанну, сказала ли она об их приезде. Наконец минут через пять женщина снова вошла в гостиную, в руках у неё был поднос с двумя стаканами воды, и в каждом - чайная ложка: “Вот батюшка прислал вам. Вы приехали «поболтать», так вот ложечками в стакане и поболтайте. А батюшке с вами некогда болтать, он уже в собор ушёл”» [2]. Он таким способом показал, что не следует говорить о Боге без благоговения. Надо помнить об этом и хранить благоговение перед Богом в своём сердце.



Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Четвёртая заповедь.
     «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему…» Исх.20:8-10. «Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» Исх.20:11.
И это является примером для человека - мы должны в течение шести наших земных дней совершать наши материальные дела (и при этом помнить о Боге, всё делать как бы перед глазами Его, не терять молитвенную связь с Ним), но седьмой день недели мы должны целиком посвятить Богу, отдать Богу, отдать духовной жизни. В чём это выражается? - В том, что человек идёт в храм на службу, дома читает Евангелие, читает жития святых, совершает различные дела добродетели: помогает ближним, помогает больным, посещает их, то есть делает добрые дела во славу Божию. Не для себя, а для Бога, во славу Божию, для ближнего. Кроме того, этот день позволяет человеку отвлечься от каждодневной суеты и сконцентрироваться на духовном. Если человек так не живёт, то, конечно же, вера его будет скудеть, ослабевать и воздействие демонического мира на него будет усиливаться. Двадцать первое правило Эльвирского Собора предписывает отлучать от церковного общения тех, кто пропускает воскресное богослужение собрания три подряд без уважительной причины. Значит, ему не нужен Бог, ему не нужны совместные собрания, ему не нужна совместная молитва, он не трепещет и не жаждет встречи с Богом. Ну тогда он и не член Церкви. Это относится не только к воскресному дню - эта заповедь относится и к двунадесятым праздникам, которые мы по возможности должны почитать. Бывают такие ситуации, когда мы работаем в эти дни. Вот, Сретение было во вторник, в рабочий день, как мы можем праздновать? Но мы можем накануне вечером сходить на службу. Мы можем в течение этого дня вспомнить о Боге и вознести Ему молитвы в своём сердце. Мы можем этот день отметить добрыми делами. Мы можем, наконец, прочесть акафист Сретению Господню. Мы можем, работая, помнить о том, что мы всё делаем перед лицом Бога, всё делаем во славу Его. Это очень важный момент. А что значит во славу Божию? - Мы делаем то, что приносит пользу людям. Ибо Господь сказал: «… так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» Матф.25:40. И любовь к Богу проявляется в нашей способности жертвовать ради ближнего своим временем, своими силами, своей крепостью. Вот если мы это делаем - мы соблюдаем, безусловно, эту заповедь. Соблюдение православных постов также относится к четвёртой заповеди. Пост - это победа духа над чревом. Вот сейчас надвигается Великий Пост, и многие думают со страхом: «ну вот, опять этого не есть, того не кушать, и как прожить без мяса целых 47 дней…» Вот здесь как раз проявляется победа человеческого духа. Если дух, разум говорит телу «нет» - тело должно выполнять то, что говорит разум и дух. Кто главнее: дух или тело? Вот как раз пост это показывает. Кроме того (у нас будет об этом отдельный разговор), утончается духовное состояние человека, его телесные энергии, пост необходим человеку. И четвёртая заповедь относится к необходимости соблюдения постов и постных дней каждую среду и пятницу.
      Пятая заповедь.
     «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» Втор.5:16.
Казалось бы, всем понятна эта заповедь о том, что долг почитания родителей означает заботу о них и в болезни, и в старости, а также любую другую необходимую помощь и родителям, и родственника, и старшим. Заповедь эта требует уважения к наставникам, учителям, духовным отцам. За это Господь обещает продлить нашу земную жизнь. Но очень часто мы расцениваем родительскую любовь к нам как нечто обязательное, необходимое, и даже не склонны думать о ней и как-то благодарить за неё, зато забываем о нашей собственной любви к родителям. И часто сбывается пословица: «имея, не бережём, а потерявши, плачем». Только когда уходят из жизни наши родные, когда начинаем их жалеть, тогда вспоминаем о том, что то не сделала, там нагрубила, там не помогла, там была холодна, но поздно, ушли они из этой жизни. А когда живы, не помним, не думаем, готовы всё брать и ничего не давать. Но любовь христианская всегда жертвенна. Мы должны уметь давать. Что отдал - то твоё. И особенно это должно проявляться по отношению к нашим родителям, по возможности, к нашим родственникам, старшим людям, нужно уважение к ним проявлять, уважение к их старости. Да, пусть они иногда говорят не то, пусть иногда человек может впадать и в маразм, когда ему за восемьдесят лет, может раздражать нас свои поведением, недопониманием. Ну что ж - это возраст. Мы должны быть снисходительны к ним, и помнить о том, что если бы не они - нам бы не появиться в этой жизни. Через них Господь нам даровал жизнь. Именно через них даровал. Да, бывают разные родители. Бывают и плохие родители. Всякие они бывают. Но то что они плохи не означает, что мы не должны любить их. Если заповедано: «… любите врагов ваших …» Матф.5:44, то как же не любить своих родителей? В любом случае нужно за них молиться, в любом случае нужно делать всё. что может способствовать спасению их души. Особенно, пока они живы, всё, что можно делать для них. И если они ушли из этой жизни, конечно же, мы должны о них молиться, подавать за них милостыню, ухаживать за их могилками и помнить о них. Кто забывает свою мать и отца, тот хуже любого язычника. Это перекати-поле, человек без корней, ибо «любовь к отеческим гробам» всегда считалась очень важным и святым чувством во всех народах, даже нехристианских и языческих.
      Шестая заповедь.
     «Не убивай» Втор.5:17.
Преступления против жизни - это преступления против Того, Кто является её источником, то есть против самого Бога. Бог даёт жизнь всякому творению, всякому бытию, и жизнь есть драгоценнейший дар Бога. Поэтому, кто дерзает покушаться на чью-либо жизнь, тот дерзает на драгоценное имение Божие, на саму жизнь Бога. Надо сказать, что убийство - это не только физическое уничтожение другого человека, к убийству надо отнести и самоубийство. Не сам ты пришёл в эту жизнь, и не сам ты должен из неё уйти. А если ты самовольно заканчиваешь жизнь, то как бы плюёшь в лицо Бога - не нужна мне Твоя жизнь, не хочу её, меня здесь ничто не устраивает, я уйду от тех скорбей, от тех страданий, которые меня посещают в этой жизни… И что же происходит? - Человек не уходит от скорбей и страданий, он, наоборот, погружается в них. «В чём застану, в том и сужу» [3]. Когда человек уходит в состоянии депрессии, в состоянии горя, невыразимых страданий, надеясь, что после самоубийства они прекращаются, то только всё и начинается. Если здесь, в земной жизни человеческое состояние постоянно меняется, человека отвлекают различные житейские дела, он может внутренне изменится, болезнь может пройти, тяжёлое духовное состояние по молитвам и благодати Божией может измениться на противоположное, то после смерти ничего уже не изменить. Она подводит черту. И то состояние боли и страданий, от которого надеется избавиться самоубийца, наоборот, будет длиться для него всю вечность. Поэтому самоубийство является одним из самых страшных грехов, и в дореволюционной России самоубийц не хоронили на кладбище, их где-то за оградой закапывали. Их считали обречёнными на адские мучения, самовольно выбравшими этот путь. Конечно же аборты тоже относятся к убийству. Это убийство ребёнка во чреве. И если человек по какой-либо причине, по воспитанию, по духу времени совершал этот страшный грех, то он должен в нём каяться всю свою жизнь, просить у Бога прощения, понимая, что никогда бы не совершил этот грех, если бы осознавал его недопустимость. У нас должно быть непримиримое отношение к любому виду абортов, и, конечно же, к любому виду эвтаназии. Искусственное прекращение жизни при страданиях от болезней, в старости также является самоубийством, если совершается с согласия человека, а тот, кто исполняет процедуру эвтаназии, становится убийцей. Ведь страдание, может быть, было необходимо этому человеку. За грехи, совершённые в своей жизни он должен был пострадать, переживая страдания, он должен был понять суетность земной жизни, духовно возрасти через это, переоценить многое, что у него внутри. Это возможно только тогда, когда человек страдает и идёт к Богу, а если он самовольно прерывает свой жизненный путь, то он, совершая грех, не приносит духовного плода.
Кроме того, к убийству можно отнести тяжкие физические повреждения, наносимые человеку, пренебрежительное отношение к здоровью, сюда же относятся и гнев, и ярость, и злоба, и ненависть к людям, и проклятия их, и недоброжелательство. Это всё относится к заповеди «не убей».
      Седьмая заповедь.
     «Не прелюбодействуй» Втор.5:17. То есть не блуди.
Непосредственно прелюбодейством называется измена в браке. За это в ветхозаветные времена побивали камнями, особенно женщин, а по правилам православной Церкви «Прелюбодействовавший пятнадесять лет да не приобщается святых Тайн» [4]. Разновидностью прелюбодейства является блуд - когда человек, не будучи в браке (не венчан, не зарегистрирован в ЗАГСе), вступает в телесные отношения с другим полом. Почему такое жёсткое отношение Церкви? Мы с вами говорили о том, что мужчина и женщина созданы как две половинки единого целого. Один Адам создан для одной Евы. Не три Евы для одного Адама, или наоборот. И человек должен найти свою половинку и слиться с ней в одно целое, в единый организм, который называется семьёй (семь таких, как я). И только в этом единении возможно гармоничное развитие человека. А если человек постоянно меняет партнёров, то сбываются слова апостола Павла: «Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело [с нею]? ибо сказано: два будут одна плоть» 1Кор.6:16. То есть происходит единение. А что такое единение? Согласно данным, полученным в ходе научных исследований, в частности, в волновой генетике, между мужчиной и женщиной во время совокупления происходит интенсивный невербальный информационный обмен, в том числе на генетическом уровне. Оказывается, вся генетическая информация, которая есть у одного из партнёров, передаётся другому. А если у него много партнёров, то множество негативных информационных генетических воздействий оседает на них. И когда такой человек вступает в законный брак, и у него появляются дети, то эти дети несут в себе негатив от всех предыдущих половых контактах, которые были у их родителей. Известно, что если у женщины было более пяти партнёров, то это почти всегда проявляется в виде заболеваний её репродуктивной системы. А если при этом были ещё и аборты, увеличивается риск бездетности. Статистика свидетельствует о том, что 25% супружеских пар не могут иметь детей. Почему? - Вот вам плоды вольной, греховной жизни, которая ведёт к вырождению человеческого рода. Потомство у таких детей может быть или ослабленным, а может и вообще не появиться. Могут рождаться дети с гомосексуальными наклонностями, психическими заболеваниями, физическими недостатками - вот это и есть родовое проклятие. Вот вам простое неисполнение заповеди Божией. «Ничего страшного, - говорит современный человек, - мы же по обоюдному согласию. Кому мы этим вредим? Да никому». Никому не вредите. Себе вредите, в первую очередь, и своему потомству. Вот о чём говорит эта заповедь. Сюда также относятся различного рода извращения, о которых и не будем сегодня говорить, рукоблудие (мастурбация), просмотр порнофильмов. А мы с вами говорили на предыдущих лекциях, что воздействие демонического мира на человека происходит через помыслы и образы. Когда человек видит такого рода образы, он принимает в душу соответствующие помыслы, и в его душу через это входят блудные бесы. Блаженный Августин называл их суккубами и инкубами, они просто вселяются в современного человека и очень часто в наше время блудники являются бесноватыми и оказываются не способными к духовной жизни, если они не приносят покаяния, не отрекаются от всех блудных пристрастий, не приходят к чистой, целомудренной жизни. Надо помнить, что Богу служат чистотой и целомудрием, а дьяволу служат неистовым развратом и похотью. Например, сатанисты нередко начинают свои служения сатане с групповухи. Они сначала блудят, а потом переходят к поклонению сатане. Поэтому Господь этой заповедью предупреждает каждого блудника - погибнешь, если будешь так жить, если будешь идти таким путём.
     Восьмая заповедь.
     «Не кради» Втор.5:19.
С этой заповедью согласиться каждый порядочный человек. Но, воровать можно по-разному. Можно залезть в чужой карман, а можно унести что-то с работы домой (пачку бумаги, или ещё что-нибудь, что плохо лежит). Можно воровать, так как это делают чиновники: требуя откаты, взятки, подарки. Всё это относится к восьмой заповеди, представляет собой вымогание денег любыми путями и является воровством. Воровство многообразно. А что же говорится об этом в Новом Завете? - «ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» 1Тим.6:10. Достаточно быть человеку покорённым грехом сребролюбия, чтобы его душа погибла и впала во множество других грехов. Он живёт ради богатства, на это полагает душу, этого ищет, этого хочет - отсюда жадность, злоба, недоверие и ненависть к другим людям оттого, что они могут украсть или попросить и т.д. Под эту заповедь в наше время подпадает очень много людей, которые явным образом и не воруют, но нечестным путём пытаясь добыть деньги, нарушают эту заповедь. А надо вам сказать, что если человек исполняет все заповеди, но нарушит только одну, то он всё равно становится открытым для демонического воздействия. Потому что нарушение заповеди - это тот вход, тот путь в человека, который имеет демон. Тот, Кто сказал «не укради», сказал и «не убей», и «почитай отца и мать твою». И нарушение любой заповеди приводит к деградации человека и к открытости его для воздействия мира падших духов - это значит к различного рода пристрастиям, алкоголизму, наркомании и т.д. и т.п.
      Девятая заповедь.
     «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» Втор.5:20.
О чём говорит эта заповедь? - Не лги. Не ври. Она запрещает лгать, клеветать, говорить о людях плохое, осуждать их, распространять о них дурные слухи, а также запрещает верить клеветникам. Нельзя давать ложную клятву, нарушать данное честное слово. Девятая заповедь говорит - не лги ни себе, ни другим. Когда ты лжёшь себе, ты сам знаешь, что лжёшь, когда говоришь неправду другому - он также узнает, что ты говоришь неправду. Когда превозносишь и хвалишь себя пред другими людьми, то тоже лжёшь, давая неверные сведения о самом себе. Ложь - это и реклама, и различного рода уловки наши. Это очень тяжёлый грех.

[1] Святитель Николай Сербский. «Десять Божиих заповедей».
[2] Всероссийский батюшка.
[3] 1115 вопросов священнику. Откуда взята фраза: «В чем застану, в том и сужу»? Иеромонах Иов (Гумеров).
[4] Протопресвитер Николай Афанасьев. «Возвращение в Церковь».

<<< Часть 1                                                               Часть 3 >>>

лекции, религия, иерей Алексий Мороз, Православие, Иоанн Кронштадтский, Церковь, святые

Previous post Next post
Up