Человек. Часть 1. Дух - душа - тело. Ум, воля, сила.

Feb 16, 2013 19:11

   Видеозапись и текст лекции гранд-доктора психологии, кандидата педагогических наук, иерея Алексия Мороза, прочитанной в рамках лектория «Духовно-нравственное образование».

Другие лекции о. Алексия:
Бог: ч.1, ч.2, ч.3.
Ангельский мир. Причины создания и назначение.
Демонический мир и его воздействие на человека.
Человек: ч.2, ч.3.
История происхождения религий. Церковь: ч.1, ч.2, ч.3.
Заповеди Моисеевы (десятисловие). Заповеди Блаженств. Церковные таинства: ч.1, ч.2, ч.3. ч.4, ч.5, ч.6.
Семья: ч.1, ч.2, ч.3. Дети: ч.1, ч.2, ч.3.
Православная теория личности: ч.1, ч.2.
Страсти, их сущность и пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Болезни и их происхождение. Пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Связь грехов, страстей и болезней: ч.1, ч.2, ч.3.
Покаяние, его сущность. Основные грехи современности: ч.1, ч.2.
Святитель Игнатий Брянчанинов. "О прелести": ч.1, ч.2.
Аскетика, молитва (суть и разновидности). Иисусова молитва: ч.1, ч.2.
О спасении в миру: св. Игнатий Брянчанинов; св. Феофан Затворник.
Масонство и глобализм: ч.1, ч.2.



Текст лекции

Вначале мы ещё раз обсудим вопрос - почему человеку необходимо богоуподобление. Затем мы разберём этимологию слова «человек». Что заключено в этом слове и что представляет собой человек. Далее мы рассмотрим две теории о строении человека: дихотомию и трихотомию. Потом мы поговорим о человеческом духе, о силах его составляющих. Затем мы поговорим о человеческой душе и силах её составляющих. И поговорим о человеческом теле и его назначении. И последний вопрос - вопрос грехопадения и его последствия для человеческой личности.


   «Образ Божий дан человеку, он вложен в него как неустранимая основа его бытия, подобие же есть то, что осуществляется на основе этого образа, как задача его жизни. Человек не мог быть сразу создан как завершенное существо, в котором бы образ и подобие, идея и действительность, соответствовали друг другу, потому что тогда он был бы Богом, и не по благодати и уподоблению, а по естеств)» [1]. Что это значит? - Если бы человек был создан во всей полноте совершенства и не нуждался бы ни в каком развитии, то конечно, он тогда и был бы Богом. Только один Бог совершен, постоянен и не имеет никакой нужды в своём развитии, потому что Он изначально есть полнота всего совершенства. А человек, как создание Божие, он должен развиваться, он должен идти по пути к богоуподоблению. Как говорит апостол Павел: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] - вы» 1Кор.3:16-17. «И когда Дух Святой живет в человеке, он становится богом по благодати. Но когда этот Дух Святой не живет в человеке, тогда место пусто не бывает - в нем будет жить дух нечистый. Если человек не идет по пути богоуподобления, стяжания добродетелей, то он идет по пути деградации, к миру демоническому и уподобляется сатане по своим страстям человек не может быть духовно нейтрален, так он создан, то любой человек является носителем того, или иного духа» [1]. Он создан так, что в нём или будет жить Святой Дух, и тогда он будет идти по пути духовного самоусовершенствования, богоуподобления, спасения. Или он станет вместилищем страстей, будет жить плотскими греховными навыками, и через это подпадёт под влияние сатаны, и станет человеком, который несёт в себе демоническое, разрушающее начало, т.е. пойдёт по пути гибели. Среднего пути нет. Это очень важно для нашего понимания. И это мы можем увидеть на конкретных наших исторических примерах. Когда большая часть населения России до революции соблюдали заповеди Божии, жили по заповедям Господнем, то мы видим, что и Россия развивалась, и демография была на высоком уровне, и экономика росла. А когда человек начинает отпадать от заповедей Божиих, когда он не хочет знать Бога, когда он разрушает всё, что связано с Богом и его заповедями, то он начинает деградировать и вырождаться. На сегодняшний день мы явно видим вырождение русских людей, отпавших от Бога, вырождение всего нашего общества и вырождение всей нашей страны. Потому что если в людях не живёт Святой Дух, значит в них живёт дух нечистый, он могут только разрушать и разрушаться. И чем сильнее овладевает падший дух человеком, через его неверие, через его страсти, через грехи, тем разрушительнее и быстрее идёт деградация. Мысль вроде бы богословская, но как она необыкновенно важна для всех нас.



Давайте разберёмся с понятием «человек». Этимология древнеславянского слова «человек» такова, что позволяет утверждать по обозначению этого существа по его ведущему и специфическому качеству, отличающему его от других существ. Это существо, имеющее лицо (чело), обращённое вверх, к небу, как цели бытия и будущему жилищу или челом веющий, т.е. чело имеющий, обращённый кверху. На древнееврейском первочеловек Адам был назван нарицательно, что переводится с древнееврейского как «существо, подобное Богу», «уподобляющийся» (от глагола означающего «быть подобным», «мыслить»). Само славяно-русское название «человек», по мнению ряда исследователей, происходит от «селовек» или «словека», т.е. существо словесное и, следовательно, указывает на дар слова как на отличительную способность человека. По мнению известного нашего философа и богослова Алексея Хомякова, «человек» или «человик» означает «собственно мыслящий». На санскрите «чел» - «думать». Итак, в самом слове «человек» мы находим основные отличительные от других тварей свойства этого высшего из всех созданных Богом существ. Итак, давайте теперь задумаемся и дадим определение слову «человек». Очень важно дать чёткое определение, чтобы мы могли точно знать, что же мы собой представляем, к чему мы призваны и что мы должны делать. Итак, человек - это высшее из существующих в видимом мире духовно-материальное существо, сотворённое по образу Божию и призванное к богоуподоблению, наделённое бессмертной душой, разумом, волей, словесностью, способностью к любви, владычеству над материальными тварями, творчеству и богообщению.

Теперь давайте рассмотрим две теории устроения человека.
   Трихотомия.
   Обратимся к апостолу Павлу: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» 1Фесс.5:23. Как свидетельствует Лопухин в своей Толковой Библии: «Здесь мы встречаемся с так называемой трихотомией, с трехчастным делением человеческой природы на дух, душу и тело» [2]. Такое же деление мы встречаем и в Послании к Евреям (Евр.4:12), где делается различие между ψυχή (психи) и πνεύμα (пневма), «а в 1Кор.2:14 проводится различие между ψυχηκός (психикос) и πνευματικός (превматикос)» [2]. В Послании к Коринфянам апостол Павел говорит: «сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное» 1Кор.15:44. Согласно толкованию этих слов, апостол Павел полагал разницу между духом и душой, и не считал, что эти элементы принадлежат одной и той же субстанции. А вот другая цитата апостола Павла из Послания к Евреям, подчёркивающая трёхчастность деления человеческой природы: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» Евр.4:12. В Толковой Библии это поясняется так: «плоть - как высшая, материальная оболочка человека, дух - самосознательное, высшее, Божественно сродное начало, и душа - как оживляющая тело и посредствующая связь его с духом; тело - оболочка души, душа - оболочка духа» [3]. Немалая часть Святых Отцов придерживалась этого же мнения. Так, по словам святителя Феофана Затворника: «Принимая слово душа, яко дух-душа, я никак не скажу, что она одного происхождения с душой животных; ибо дух от Бога <…> Отчего производят человека от животных (обезьяны)? Оттого, что не различают в человеке души от духа <…> А когда мы настоим на различии духа от души и характеристику человека перенесем в дух, тогда вся теория Дарвина падет сама собою» [4]. Сущность человека - дух, духовное начало. Тогда действие духа на материальном плане порождает промежуточную субстанцию, которая называется душой или психикой. «В человеке надо различать душу и дух. Дух содержит чувство Божества - совесть и ничем неудовлетворенность. Он есть та сила, которая вдохнута в лицо человека при сотворении. Душа - низшая сила, или часть той же силы, назначенная на ведение дел земной жизни» [4]. Итак, как мы видим, и в Священном Писании, и в ряде Святых Отцов указывается на выделение в человеке духа, души и тела.
   Дихотомия.
   Но одновременно с тем надо сказать, что в Новом Завете нередко встречается деление человеческой природы на две части, которое называется дихотомией. Эти две части называют обозначают понятиями: σϖμα (сома) и ψυχή (психи), σϖμα (сома) и πνεύμα (пневма), σαρς (сарс) и πνεύμα (пневма), σαρς (сарс) и νοῦς (нус). Такого же деления придерживались и некоторые Святые Отцы. «Так, например, Григорий Палама под "нашим духом" понимал душу, а Иоанн Златоуст писал: "В людях же нет никакого различия между духом и душой: но эти два названия обозначают одно и то же, как тело и плоть"» [5].
   Одни Святые Отцы рассматривая человеческую природу, говорили: «душа и тело», понимая по духом одну из высших частей души. Другие выделяли из души дух, чтобы яснее и чётче разграничить в человеке ту искру Божию, то дыхание Божие, которое было вложено изначально в человека Богом. «Дух, душа, тело» - так звучало у одних Святых Отцов, а у других рассматривались тело и душа с духом, как вышей её части. По сути дела, эти две теории совершенно не противоречат друг другу. Именно тесное взаимодействие души и духа объясняет, почему некоторые Святые Отцы не разделяли понятия «дух» и «душа». Для лучшего понимания человека и сил в нём действующих мы придерживаемся теории трихотомии. Т.е. рассматриваем человека как дух-душу-тело.
   Человеческий дух - это образ Божий внутри человека. Посредством духа человек может общаться с самим Богом, созерцать Его, получать от Него божественные энергии (благодать), одухотворять свою душу и тело. По словам святителя Феофана Затворника, дух - «это та сила, которую вдохнул Бог в лицо человека, завершая сотворение его <…> Дух, вдохнутый Богом, сочетавшись с нею, столько возвысил ее над всякою нечеловеческою душою <…> Дух, как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой. Некиим духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную от Него зависимость и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им» [6]. Это очень важный момент. Безусловно, именно в духе человеческом содержится искра богообщения. Если мы не общаемся с Богом, если мы отсекаем богообщение, то начинается в человеке разные нестроения и разные разрушения, потому что он не выполняет того, ради чего он создан и его высшее начало - дух у него не работает. Как говорит Макарий Великий: «как тело без души мертво и не может ничего делать, так без небесной души, без Духа Божия, и душа мертва для царства, и без Духа не может делать того, что Божие» [7]. Т.е. любое добро, какое мы с вами делаем, любой свет, любая любовь в этом мире это есть всегда проявление Божества. Ибо Бог есть любовь, Бог есть правда, Бог есть свет. И люди, которые делают добро, они конечно делают это силой Божией, и при этом они употребляют тот дух, который в них вложен от Бога, и тот дух, который им помогает и наставляет на путь добра.

Святитель Феофан Затворник говорит, что «Можно усмотреть три проявления действия духа в человеке.
1. Страх Божий, или непосредственное благоговейное чувство, что Бог есть, что Он определяет нашу жизнь, что человек зависим от Бога и не может убежать от Него. На какой бы ступени развития не стоял человек, каких бы взглядов он ни придерживался - показанное чувство, пусть хотя бы и в редко возникающей интуиции, присуще ему по природе» [8]. Характерный пример из нашей практики. Когда мы обратимся к истории религий различных народов, то мы увидим, что не существует на земле народа-атеиста. Есть отдельные люди-атеисты отрицающие Бога, не верующие в Него, чистые материалисты, но чтобы целый народ был атеистом - такого нет. У всех народов и племён, в т.ч. у диких племён в дебрях Амазонки есть представления о некоем Высшем Существе. Откуда это представление у всех? - Оттуда, где изначально заложено в человека. Может человек убить в себе это чувство? - Конечно. Пример тому - 70 лет владычества атеизма в нашей стране, когда были выращены поколения людей, которые были твёрдо уверены в том, что «религия - яд, берегите ребят», «религия - опиум для народа», и это своё лжеучение разносили по всему миру, искореняли веру. А что приходило на смену вере? - Вместо веры появлялись суеверия. Самые суеверные люди - атеисты. Тут и приметы, и «чёрные кошки», и плевание через левое плечо, и всё что угодно. Потому что когда нет истинной веры, понимания Бога, а требуется чем-то заместить Его, то замещается суеверием. Кто-то верит в астрологию, кто-то в гадания… всё, что угодно. Возникают негативные суррогаты веры.
2. Совесть. Этимологически «совесть» означает «совместная весть», заложенная изначально в нас Богом. Это та духовная матрица, которая определяет нравственность или безнравственность наших поступков, которая обличает нас или, наоборот, оправдывает. «Совесть есть законодатель, блюститель закона, судия и воздаятель. Она есть естественные скрижали завета Божия, простирающие на всех людей» [8]. Архимандрит Иоанн Крестьянкин пишет своему духовному чаду: «Совесть - дело деликатное, и, если она тревожит, к ней прислушаться надо, ведь она отступит в противном случае, и не будет самого верного контролера в жизни нашей» [9]. И действительно, практически у каждого человека есть совесть, мы знаем, что совесть можно и убить, заставить её замолчать. Недаром есть такое выражение как «человек с сожжённой совестью». Когда человек не слушает её голоса, а делает наперекор ему. Внутренне каждому человеку свойственно чувство целомудрия. И когда человек начинает грешить, нарушая седьмую заповедь, вначале совесть его обличает, ему становится как-то не по себе, он понимает что делает что-то не так. А потом, следуя развращающим примерам окружающего мира, средств массовой информации, «так делают все», он забивает этот голос, начинает блудить и потом голос этот как бы смолкает… Что он сделал? - Он забил его. Уничтожил. Но он в нём был. Всякому человеку присущ голос совести. Это как раз проявление духа.
3. Жажда Бога. «В людях, не знающих Бога, она выражается в стремлении ко всесовершенному благу» [8]. А к какому всесовершенному благу? - Ну, коммунизм. Построим Царствие Божие на земле без Бога. Всесовершенное благо… А в чём его суть? - Будем настолько удовлетворять все свои страстные потребности, что нам здесь и рай будет. А какие потребности? - Ешь сколько хочешь, вещей имей сколько хочешь, работай.. ну, по нужде. И вот вам, казалось бы, и рай на земле. Но оказывается, что люди которые это имеют, многие миллионеры например, они не испытывают райских блаженств. А наоборот (мне как психологу и священнику приходится часто с ними сталкиваться), у ста процентов неврозы, депрессии, нередки самоубийства. Всё это ясно показывает, что никакое материальное благосостояние счастья дать не может. Потому что в каждого человека заложена жажда Бога, а если он не находит Бога, не встречается с ним, значит, жажда Бога будет удовлетворяться различного рода суррогатами. Какими? - Мы говорили про эфемерное учение коммунизма. Это могут быть и более высокие материи. Например, увлечение наукой. Наука Бог. Увлечение искусством. Кто увлекается оперой, кто балетом… Это всё высокое, возвышенное… - Это суррогат. Суррогат. Надо чем-то заполнить ту душевную пустоту, которая образовалась ч человеке в результате отсутствия богообщения. И вот эта душевная пустота, она как раз и замещается различного рода суррогатами нашей жизни. Теперь нам понятно, откуда появляются все эти утопические идеи всеобщего блага, панацеи от всех болезней, увлечение различными общественными делами. От внутренней пустоты. От неудовлетворённости человека современной жизнью и попытки забить эту жажду Бога различного рода суррогатами.

«Святые Отцы различали в человеческом духе три главные составляющие: духовный ум, волю и силу» [10].
   <…>
   «Духовный ум является вершиной творения, посредством его человек получает откровения и может иметь Богообщение. По своей божественной природе этот ум есть свет, как и Бог есть свет. Но, конечно же, это не наш земной свет, а особый: духовный, Божественный. Нужно понимать, что духовный ум качественно отличается от того разума, которым мы все обладаем и пользуемся в нашей практическойжизни. Духовный ум у нашего современника не развит и может вообще никак не проявляться» [10]. Потому что он у него забит грехами, пороком, неразвитостью. Характерный пример. Если мы возьмём руку и положим её в гипс, и она пролежит так месяц, то когда снимут гипс, она не будет работать. Нужно много усилий, чтобы разработать её, размассировать и привести в прежнее состояние, чтобы она выполняла нормальные свои функциональные обязанности. Точно также и дух, если его не употреблять (духовный ум), если он не играет своей роли, он атрофируется. Он есть, но в атрофированном состоянии и никак не влияет на человека. «Только в отдельные моменты жизни у некоторых людей вдруг проявляется интуитивное мышление: они получают знание о чем-то как бы свыше, независимо от своих усилий. Это и есть частичное проявление духовного ума. Для духовного же ума свойственно: умствование о Боге и пребывание в Нем; познавание изнутри (осознание, схватывание сразу всей сути) всего видимого и невидимого мира; управление материальной, вещественной жизнью» [10]. Характерный пример. Что свойственно разуму? - Нашему человеческому разуму свойственны синтез и анализ. Чтобы понять какую то вещь, мы её должны проанализировать, разложить, потом собрать, чтобы убедиться в том, что мы её поняли. Но можно всю жизнь изучать какую то маленькую букашку и так в ней до конца и не разобраться, и не понять, как и что в ней происходит, почему она так действует и летает. А есть другой путь. Когда человек, созданный как вершина творения, наделённый духовным умом, может видеть идею вещи, суть её, по которой она построена. Сразу. Так вот, увидеть и прозревать вещь сразу и понимать, что она собой представляет, не раскладывая и не собирая её - есть свойство духовного ума. И есть свойство человека, как образа Божьего. Так вот, для духовного ума свойственно прозревание самой сути вещи, схватывание и понимание её. Ну и конечно же для духовного ума свойственно управление материальной, вещественной жизнью человека.
   «Воля - это духовное начало в человеке, направленное на выбор деятельности. Оно определяет качество действия, принятие решения в ту или иную сторону, т.е. осуществляет выбор. Воля определяет возбуждение или начало действия и торможение или завершение деятельности» [10]. Давайте подумаем над этим. Именно воля определяет принятие решения в ту или иную сторону, и воля относится в своей высшей части именно к духу. Она носит духовный аспект. Она определяет природу действия: зло это или добро, свет или тьма, и может принять или отвергнуть то или иное решение. Если воля принимает, то происходит возбуждение или начало действия, и так же прекращение действия. Прекратить действие мгновенно невозможно, чтобы завершить действие, необходимо произвести торможение этой энергии действия. «В отличие от духовного, в душевном плане она проявляется в виде желания, стремления, влечения. Это - душевная составляющая воли. Если у человека ненужные желания и он способен от них отказаться, хотя и очень хочется, то говорят о силе воли» [10].
   «Сила духа - это практическая способность духа совершать действие. Она связана с умом через волю. Всякое действие есть продукт не одной только воли, но и силы, говорят: «сила воли». Для осуществления любого действия нужна энергия, и она дается силою.
   Как изначально было задумано Творцом? Вначале появляется у человека мысль, которая принимается волею и осуществляется силою. Таким образом, начало действия мы видим в уме, в воле - сосредоточение и сердцевина действия, конец действия - в силе.
   Но сейчас мы часто наблюдаем совсем иную картину. Например, тебе что-то хочется и ты спешишь исполнить свое желание, совсем не думая, хорошо это или плохо, к чему это может привести. Таким образом, воля при помощи силы, помимо разума, совершает действие, и часто это имеет печальные последствия для человека.
   Почему так происходит? Происходит это потому, что современный человек отпал от духовной жизни, потерял связь с Богом и часто живет только материальной, плотской жизнью» [10].

[1] Зенько Ю.М. Теоретический семинар «Человек как образ и подобие Бога».
[2] Толковая Библия под ред. Лопухина. Новый завет. Первое послание Святого Апостола Павла к Фессалоникийцам
[3] Толковая Библия под ред. Лопухина. Новый завет. Послание Святого Апостола Павла к Евреям.
[4] Святитель Феофан Затворник. «Наставления в духовной жизни». Руководство к духовной жизни (По письмам епископа Феофана). Д Душа человеческая. Чем отличается от души животных.
[5] Тело, плоть, душа, дух.
[6] Дух.
[7] Макарий Великий. «Беседы». Беседа 30. Душе, чтобы войти в царствие Божие, должно родиться от Святого Духа, и каким образом бывает сие.
[8] Игумен Петр (Мещеринов). «Православная антропология».
[9] Архимандрит Иоанн Крестьянкин. «Совесть. Спасение».
[10] Священник Алексий Мороз. Педагог Т.А. Берсенева. «Уроки добротолюбия». Духовное устроение человека.

Часть 2 >>>

лекции, религия, иерей Алексий Мороз, Православие, антропология

Previous post Next post
Up