Заповеди моисеевы (десятисловие). Заповеди блаженств. Церковные таинства. Часть 1.

Jan 27, 2014 17:43

   Видеозапись и текст первой части лекции гранд-доктора психологии, кандидата педагогических наук, иерея Алексия Мороза, прочитанной в рамках лектория «Духовно-нравственное образование». В первой части: религия Ветхого Завета; первая и вторая заповеди Моисеевы.
   Другие лекции о. Алексия:
Бог: ч.1, ч.2, ч.3.
Ангельский мир. Причины создания и назначение.
Демонический мир и его воздействие на человека.
Человек: ч.1, ч.2, ч.3.
История происхождения религий. Церковь. ч.1, ч.2, ч.3.
Заповеди Моисеевы (десятисловие). Заповеди Блаженств. Церковные таинства: ч.2, ч.3. ч.4, ч.5, ч.6.
Семья: ч.1, ч.2, ч.3. Дети: ч.1, ч.2, ч.3.
Православная теория личности: ч.1, ч.2.
Страсти, их сущность и пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Болезни и их происхождение. Пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Связь грехов, страстей и болезней: ч.1, ч.2, ч.3.
Покаяние, его сущность. Основные грехи современности: ч.1, ч.2.
Святитель Игнатий Брянчанинов. "О прелести": ч.1, ч.2.
Аскетика, молитва (суть и разновидности). Иисусова молитва: ч.1, ч.2.
О спасении в миру: св. Игнатий Брянчанинов; св. Феофан Затворник.
Масонство и глобализм: ч.1, ч.2.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Текст лекции


     На прошлой лекции мы рассматривали вопрос о происхождении религий, об их сущности и назначении. И мы остановились на том, что чувство религии, знание о Боге заложено непосредственно в душу каждого человека. Каждый человек в своей душе несёт идею о том, что есть Бог, что есть высшая сила и устремляется к ней. Естественно, что, как вы слышали в предыдущих лекциях, это происходит оттого, что человек создан Богом для Бога. И ни в чём конечном, земном, материальном он не может удовлетвориться. Человеческая душа не успокоится до тех пор, пока не найдёт своего Бога, не соединится с Ним в любви, в добре, в святости - и только тогда она обретёт мир, покой, то бесконечное духовное совершенствование, к которому призван каждый человек.
     И на прошлых лекциях мы говорили о том, что многообразие религий явилось результатом отпадения первого человека от Бога, замутнения знания о Боге у его потомства. И по мере развращения людей, по мере утраты их нравственного состояния и нравственного совершенства всё больше и больше появлялось религий, усиливался политеизм, т.е. многобожие, идолопоклонство, и стала теряться единственно верная религия монотеизма, утрачивалось понимание того, что Бог един и Бог есть.
     Но мы также говорили о том, что существовала линия праотцев, которые сохранили веру в единого Бога, сохранили правильное знание о Боге, благодаря своей нравственной чистоте, благодаря богоискательству. И вот эта линия монотеизма сохранилась на протяжении многих веков, и мы рассматривали различные религиозные верования, которые об этом ярко и чётко свидетельствуют.
     Мы остановились на Ветхом Завете. Что такое Ветхий Завет? Это «монотеистическая религия, которую имели праотцы всех народов, но которая приобрела свою фиксированную определенность через Откровение, полученное Моисеем и другими еврейскими пророками, называется ветхозаветной. Поэтому она обычно понимается как религия евреев до пришествия Христа Спасителя и начала Нового Завета (далее начинается иудаизм или новоиудейство), <…> сохранивший во многом внешнюю, формальную сторону ветхозаветной религии, но утративший ее существо» [1]. На этом мы несколько позже остановимся подробнее.
     Необходимо совершенно чётко и ясно понимать и различать: ветхозаветную религию, которая была до пришествия Христа, и то, что с ней стало после пришествия Христа. Ведь сутью ветхозаветной религии было ожидание Мессии, центром всего Ветхого Завета был Мессия. Это ожидание отражено в книгах пророков, в которых говорится о том, что должен прийти Мессия, что должен прийти Христос, и Он должен спасти мир. Поэтому мессианское значение религии играло громадную роль.

Основные черты ветхозаветной религии, и её отличия от других религий того времени.
     1) Монотеизм - вера в Единого Бога.
     2) Мессианство - ожидание пришествия Мессии, который должен спасти весь человеческий род, и который открыть людям вход в вечную жизнь, Царство Небесное, дать возможность единения с Богом.
     3) Учение о том, что мир сотворен из ничего.
     4) Учение о том, что человек сотворен, как образ Божий.
     5) Учение о грехопадении, о том, как это произошло, как человек отпал от Бога.

«Ожидание Мессии (греч. CristOj - Помазанный; еврейское "машиах" означает "Помазанник") является центральным пунктом ветхозаветного Откровения, душой всей ветхозаветной религии. В отдельных ветхозаветных книгах Мессия наделяется различными чертами: царя, первосвященника, пророка. В некоторых текстах Он объединяет в Себе все эти служения (Иер. 33, 14-18, и др.) Но самое важное, что Он является Спасителем всего человечества, евреев и неевреев, от греха, зла и страданий, Который принесет на землю правду и истину и устроит вечное Божие Царство всеобщей святости, любви и мира (Ис. 2; Мих. 4; Ис. 53 и др.)» [1].
     Богоизбранничество еврейского народа обусловливалось верностью Богу в вере и нравственной жизни. Т.е. народ только тогда богоизбран, когда он верен Богу в вере и в нравственности. Но это иудеями было проигнорировано. «Весь акцент сделан на этнической принадлежности. Отсюда убеждение в вечной неотъемлемости избранничества, утверждение национальной исключительности евреев, их превосходства над всеми другими народами» [1]. Приведём некоторые цитаты из Библии, доказывающие это. «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым» Исх.19:5-6. Заметьте, в каком случае - если «будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой». О жестоковыйности евреев уже в те времена очень много сказано. «Посему знай, что не за праведность твою Господь, Бог твой, дает тебе овладеть сею доброю землею, ибо ты народ жестоковыйный» Втор.9:6. В развращенности и скором богоотступничестве так же предсказано во Второзаконии: «и сказал мне Господь: встань, пойди скорее отсюда, ибо развратился народ твой, который ты вывел из Египта; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им; они сделали себе литый истукан. И сказал мне Господь: вижу Я народ сей, вот он народ жестоковыйный; не удерживай Меня, и Я истреблю их, и изглажу имя их из поднебесной… » Втор.9:12-14. И об упорстве и непослушании сказано в книге пророка Исайи: «Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям» Ис.65:2. То есть мы видим, что уже при самом формировании еврейского народа, уже тогда проявлялось отпадение его, нежелание следовать заповедям Божиим, утверждаться в нравственных законах, следовать за ними. И вот это отсутствие нравственной составляющей сыграло роковую роль со многими представителями еврейского народа.
     Надо сказать, что ветхозаветное Пятикнижие характерно ярко выраженной материалистической направленностью. Видимо, в то время люди не могли воспринять некоторых духовных аспектов. Им нужно было что-то конкретное, материальное, за что они будут служить Богу. Нечто подобное мы видим и в настоящее время: «вот, я хожу в церковь, ставлю свечки, за эти свечки мне должны увеличить зарплату, улучшить мои жилищные условия, муж должен перестать пить, вот, я же свечки ставлю, молитвы творю…», т.е. «я Тебе - Ты мне». Это очень понятно человеку. Примерно такое же состояние было и у израильского народа, ему было довольно-таки малопонятно грядущее воздаяние, Царство Небесное, грядущее блаженство - это было как тень. Понимание то было, но оно было отдалённым, неясным, нечётким, но все ожидали конкретного материального воздаяния. И это отражено в книгах Ветхого Завета. «Если ты, когда перейдете [за Иордан], будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли; и придут на тебя все благословения сии и исполнятся на тебе, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего. Благословен ты в городе и благословен на поле. Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих. Благословенны житницы твои и кладовые твои. Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем. Поразит пред тобою Господь врагов твоих, восстающих на тебя» Втор.28:1-7. Даже если мы посмотрим на ветхозаветные заповеди, то увидим, что многие из них несут обещания благоденствия именно здесь, на земле. «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» Втор.5:16. Опять же, мы видим обещание материальных благ, потому что о других благах люди того времени, неподготовленные, духовно не продвинутые мало что могли понимать. Были отдельные представители народа, такие, как пророк Исайя, Иеремия, Илия, другие пророки, которые чувствовали и понимали воздаяние в грядущей жизни вечной, но большинство ожидало сугубо материального воздаяния за правильное почитание Бога. Это приводит к тому, что «Ветхий закон подавляет человека многочисленностью внешних, обрядовых предписаний, которыми должен руководствоваться иудей. Это привело, в конечном счете, к фетишизации обрядового закона, "субботы". Христос осудил это, сказав ревностным блюстителям закона: "Суббота для человека, а не человек для субботы" Мар.2:27» [2].
     В Ветхом Завете учение о Боге страдает ярко выраженным антропоморфизмом, пониманием Бога: 1) как существа предельно удалённого от мира; 2) установившего Закон и отношения с человеком на чисто правовой основе; 3) как постоянно изменяющего Своё отношение к человеку в зависимости от его дел; 4) как Бога, который заботится исключительно об одном еврейском народе. Так в Евангелии от Матфея повествуется о том, как «…приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?» Матф.19:3. И Христос объяснил им, что евреям был дан несовершенный Закон: «… Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» Матф.19:8. И в те времена ещё невозможно было дать совершенного откровения, самый образ вещей. Была дана лишь тень будущих благ, и только одному народу, с учётом его духовных и душевных сил. То есть народ не мог воспринять во всей полноте Бога, как Духовное Существо, ибо он был ещё очень заматериализован, привязан к земле, связан различными предрассудками. Именно поэтому Ветхий Завет давался исключительно одному народу - народу иудейскому. Но он был в той мере народ богоизбранный, в какой мере он исполнял заповеди Божии и был верен Богу в вере. И существование такого народа было необходимо, чтобы в нём родилась Пресвятая Богородица, та единственная Дева, которую славят как «честнейшую Херувим и славнейшую, без сравнения, Серафим» [3], которая могла бы послужить для воплощения Самого Бога Слова - Богочеловека Иисуса Христа. То есть по отношению к другим народам того времени народ иудейский стоял на более высокой нравственной позиции и сохранял понимание и веру в Бога в наибольшей чистоте, возможной именно для того времени.
     Перед тем, как перейти к изучению заповедей, которые дал Господь Моисею на горе Синай, мы должны отметить, что эти особенности Ветхого Завета, о которых мы говорили (приверженность к юридизму, к исполнению внешних правил, понимание спасения как привилегии евреев), привели к тому, что иудеи ожидали не Христа Спасителя, Который покажет людям духовный путь к спасению, Который исправит духовную составляющую людей, показать им те добродетели, благодаря которым они смогут уподобиться Богу, войти в общение с Богом. Но большинство иудеев ожидали Царя, Мессию, Который возглавит их народ, Который освободит их от римского ига, поможет им захватить другие земли и народы, чтобы господствовать над ними - то есть ожидали чисто земного Царя и земного материального воздаяния за правильное богопочитание. Это привело к тому, что когда явился Христос и стал говорить о духовном, о том, что материальное не может способствовать спасению души человека - они Его не приняли. Но не весь народ. Часть народа с чистым сердцем, с простой душой, какими являлись рыбаки, ставшие апостолами, приняли Его. Прочие же иудеи Его не приняли и распяли, потому что они ожидали пришествия совершенно иного Царя - Царя земного, Царя мирского, которые даст им обещанные мирские блага. И вот здесь произошло очень чёткое разделение. Как мы читаем в Евангелии: «И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись» Матф.27:51. Это означает, что Господь разорвал Свой завет с иудейским народом. И часть народа пошла за Христом и Его учениками, а часть стала их непримиримыми врагами, которые стали преследовать и убивать тех христиан, которые образовались из того же еврейского народа, стали апостолами и подвижниками веры Христовой. Вот здесь произошло разделение, и появился новый народ, который уже не является ветхозаветным иудейским народом, ожидавшим Мессию. Мессия пришёл - они его не приняли. То есть появился новоиудейский народ, чуждый завета с Богом (хотя формально сохраняющий все признаки ветхозаветной религии) и ожидающий пришествия антихриста. Потому что после того как они отвергли Христа, их мессией, которого они ждут, может быть только антихрист. И поскольку они распяли Христа и убили Того, Которого ожидали, то теперь они ждут антихриста, и благодать Божия отошла от новоиудейской религии. И эта религия представляет собой ныне страшную смесь заблуждений, в том числе оккультного и каббалистического порядка и не только не ведёт к спасению, но ведёт к погибели в ожидании антихриста. Вот что случилось, когда народ не принял Христа, Помазанника, о Котором возвещали пророки.



Ф.А.Бруни. "Медный Змий"

Суть ветхозаветной религии выражена в десяти заповедях (декалоге, десятисловии), которые Господь дал Моисею на горе Синай. И если человек будет их соблюдать, будет жить ими, то он приблизится к Богу и сможет войти с Ним в духовное общение. Что нам дают заповеди Божии и их тщательное исполнение? - Они нас очищают от греха, они нас раскрывают для Бога и делают возможным наше духовно-нравственное общение с Богом. Если человек не исполняет заповеди - он закрывается от Бога греховной тьмой. Заповеди Божии - это законы духовного мира. Господь дал нам эти законы духовного мира с тем, чтобы сказать нам: «дорогой, любимый человек, если хочешь жить счастливо, если хочешь быть един со Мною, если хочешь добра и любви - исполняй эти законы, а если ты не будешь их исполнять, ты себе навредишь, ты приведёшь к уничтожению и себя, и весь свой род». Ибо сказано: «…кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» Иоан.14:23.
     Десять заповедей были даны иудейскому народу для того, чтобы образовать его нравственно, чтобы подготовить его к пришествию Христа. Сразу же скажем, что эти заповеди - ветхозаветные, они не имеют полноты тех заповедей, которые дал Христос. Мы отдельно будем говорить и о заповедях Нового Завета - о заповедях блаженств, которые являются совершенным духовным законом. Но чтобы прийти к ним, человек сначала должен исполнить заповеди Ветхого Завета.
     Многие люди могут сказать: а зачем нам исполнять и вообще знать о каких-то заповедях, которые были даны иудейскому народу три с половиной тысячи лет назад, не устарели ли они? На это можно ответить - истина не устаревает. Всё, что сказано Богом - вечно и не может устареть. И то, что касается духовности, нравственности, и как об этом сказано Богом - это тоже вечно. И вот, чтобы человек смог подняться до высоты заповедей блаженств, он сначала должен хотя бы постараться исполнить ветхозаветные заповеди, которые даны для падшего человеческого естества. Эти заповеди ограждают человека от грубых грехов. Они пытаются возвысить человека до понимания спасения, подводят к этому пониманию. К сожалению, в наше время и в нашем обществе человек во многом и не готов для исполнения заповедей блаженств. Он так же, как и ветхозаветные иудеи заматериализован. Чем современные люди живут? - Материей - поисками удовольствий, поиском денег, которые помогут получить эти удовольствия, каких-то развлечений, но никак не глубокой внутренней жизнью. Они её даже не понимают. Не случайно, что когда мы проводили опрос среди молодёжи, по большей части занимающихся информационными технологиями, то выяснилось, что такие понятия как Бог, благодать, Святой Дух, Троица для них вообще ничего не значат. Они не понимают их сущности. Потому что они привыкли иметь дело с конкретными материальными смысловыми структурами, а когда говорится о чём-то, что над этой материальностью - это просто не воспринимается. И вот таких людей, которые не могут воспринять духовные понятия становится всё больше и больше. Поэтому как никогда для таких людей, в т.ч. христиан, на первой ступени их духовного совершенствования ветхозаветные заповеди послужат тем трамплином, который позволит им перейти к исполнению заповедей блаженств.
     Рассмотрим 10 заповедей. Их условно можно разделить на две части: первые четыре заповеди относятся к Богу (как человек должен относиться к Богу), а другие шесть заповедей касаются того, как человек должен относится к человеку и к обществу.
     Первая заповедь.
     «Я Господь, Бог твой, <…> да не будет у тебя других богов перед лицем Моим» Втор.5:6-7. О чём говорит эта заповедь? - Она повелевает нам любить Бога больше всего на свете, даже больше, чем самых близких людей. Также она запрещает воздавать божеские почести кому-либо, или чему-либо вместо истинного Творца. Действительно, Бог создал мир, Бог создал человека, Бог промышляет о нём, Бог желает ему счастья - как же не любить Того, Кто является причиной твоего бытия и всё готов дать, если ты на это откликнешься. И чтобы человек не сбился с пути, не вступил на путь многобожия, сказано: «да не будет у тебя других богов перед лицем Моим». Эта заповедь запрещает все виды идолопоклонства: от веры в божков, в инопланетян, до научного атеизма и поклонения золотому тельцу. Мы видим, как представители ложных религиозных культов самозабвенно превозносят всевозможных «учителей», «гуру», «наставников» в качестве земных божеств. Вспомните «Белое братство», которая проповедовала Мария-Дэви-Христос, которая заявляла, что она воплощение и Христа, и Духа Святого, и Бога Отца. Или Виссарион, который заявил, что он является воплощением Христа на земле, и т.п. Многие люди возрождают язычество, когда исповедают веру во многих богов, или обожествляют саму природу. Апостол Павел предостерегает от поклонения твари вместо творца: «Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь» Рим.1:25. Как люди обожествляют природу? - Например, увлекаясь астрологией - почитанием звёзд, утверждаясь в заблуждении, что звёзды и планеты предопределительным образом влияют на нашу жизнь, наши поступки, и что если ты родился козерогом, в созвездии козы - тут уж ничего не изменишь и т.д. Т.е. человек начинает обоготворять планеты и присваивать им божеские свойства, считать, что они определяют его жизнь, а не Бог. И это также является нарушением первой заповеди. Некоторые почитают «космические энергии», экстрасенсы верят в то, что эти энергии имеют власть над человеком, определяют его судьбу и т.д. и т.п. Некоторые люди, пытающиеся оспаривать истинность Православия, задают вопрос: если нужно почитать одного Бога, то почему православные почитают Богородицу и святых, не есть ли это нарушение первой заповеди? Совершенно ясно и чётко мы можем ответить - безусловно, нет. Мы почитаем Бога, а Богородица есть Матерь Божия, особенно приближённая к Богу, а святые - это друзья Божии. И Бог, прославляя своих святых, прославляя Божию Матерь, по их молитвам, творит великие чудеса, и по их молитвам исправляет наши жизненные неурядицы, оказывает нам необходимую помощь, если мы прибегаем к ним с молитвами. Мы всегда помним, что Бог действует через свих святых и через Божию Матерь - но действует Бог. Мы не почитаем святых как нечто отдельное от Бога, ни в коем случае. Мы почитаем их как друзей Божиих, через которых Бог являет Свою силу и оказывает нам Свою помощь.
    Вторая заповедь.
     «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли , не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель …» Втор.5:8-9. О чём говорит эта заповедь? - Не обожествляй творения и не почитай его как Творца. Мы знаем. что в древности еврейский народ был одним из немногих народов, исповедовавших монотеизм - веру в единого Бога, а вокруг было множество народов, которые поклонялись стихиям, деревьям, священным рощам, камням, солнцу и т.п. Эта заповедь говорит: не почитайте творение вместо Бога. Всё в нашем мире сотворено Богом. Ему одному следует поклоняться и служить, Его одного следует почитать Божеством. Древние язычники делали идолов, почитали их богами и даже приносили им человеческие жертвы. В Ветхом Завете рассказано об окружающих Израиль народах, которые поклонялись различным богам и кумирам. Они делали полых внутри металлических истуканов бога Ваала, в которых разжигали огонь и бросали в него детей. Они считали, что человеческими жертвоприношениями они умилостивляют бога, а на самом деле они поклонялись дьяволу.

[1] А.И. Осипов. «Путь разума в поисках истины». VII Глава. Ветхозаветная религия. § 1. Учение.
[2] А.И. Осипов. «Путь разума в поисках истины». VII Глава. Ветхозаветная религия. § 2. Ветхозаветная религия и христианство.
[3] Протоиерей Серафим Слободской. «Хвалебная песнь Богородице»

Часть 2 >>>

евреи, лекции, религия, иерей Алексий Мороз, Православие, Церковь

Previous post Next post
Up